Урок русского языка в 6 классе - защита проекта "Добрых рук мастерство"
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме

Сороковых Евгения Николаевна

Конспект урока русского языка в 6 классе из серии уроков развития речи. Публичное выступление - защита проекта "Добрых рук мастерство" (о произведениях декоративно-прикладного искусства).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_vystuplenie._r-6..doc70 КБ
Office presentation icon prezentaciya_dobryh_ruk_masterstvo.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе   (№  105)

  1. УМК: Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Изд. 32-е. /Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.: М.; Просвещение, 2010.

Тема:         РР. Проект  «Добрых  рук  мастерство».

Публичное выступление – защита проекта о произведениях декоративно-прикладного искусства и народных  промыслах. 

Цели и задачи урока:

Обучающие:

  1. Формирование учебно-познавательной компетенции;
  2. формирование умений и навыков по сбору, обработке и представлению информации по указанной теме;
  3. применение полученных знаний, умений и навыков в области русского языка для оформления проекта.

Развивающие:

  1. развитие социокультурной, коммуникативной, информационной компетенций;
  2. развитие  интереса к исследовательской деятельности;
  3. формирование творческой активности школьников;
  4. развитие связной монологической речи обучающихся;
  5. развитие умения отстаивать собственное мнение.

Воспитательные:

  1. воспитание познавательного интереса к изучаемому предмету;
  2. воспитание интереса к народной культуре, бережного отношения к культурному достоянию;
  3. нравственно-патриотическое и эстетическое воспитание;
  4. воспитание ответственности за выполненную работу, умения принимать самостоятельные решения.

Обязательные результаты обучения на уроке:

  1. научиться представлять свои проекты;
  2. научиться оценивать соответствие работы тематике проекта.

Вид урока: Урок развития речи

Место урока: заключительный урок в теме «Имя прилагательное».

2-й урок в рамках уроков развития речи: публичное выступление.

Форма урока: Урок-конференция, урок-презентация.

Ход урока:

  1. Оргмомент (5 минут)

Определение внутренней готовности к работе (1 мин.)

На доске - картинки, обозначающие различные состояния души: приподнятое, подавленное, агрессивное, готовность к сотворчеству - способность достижению успеха в деятельности каждого ученика.

Задание 1. Определите свое внутреннее состояние, выбрав соответствующий рисунок.              А Б В Г Д Е

- Желаю вам успеха!

Выступление учителя.  Объявление целей урока.

  1. Актуализация знаний. мотивация предстоящей деятельности.

1.Словарная работа по картинкам:

Посмотрите на экран и назовите  словосочетания «прил.+сущ.»

  1. Елецкие кружева,
  2. хохломская роспись,
  3. романовская игрушка,
  4. дымковская игрушка,
  5. глиняная посуда,
  6. разноцветная вышивка,
  7. резные наличники,
  8. богородская игрушка,
  9. русская матрешка

  1. Какой темой объединены словарные слова?

 Правильно: декоративно-прикладное искусство или народные промыслы.

НАРО́ДНЫЕ   ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ   ПРО́МЫСЛЫ —

форма народного  творчества, включающая изготовление

предметов быта, имеющих характер произведений

декоративно-прикладного искусства:

вышивка, керамика, ковроделие, обработка дерева,

камня, металла, кости, кожи, плетение кружев и т. д.

 (Российский гуманитарный энциклопедический словарь)

  1. Почему человеку необходимо знать, как жили его предки? Чем занимались? Как украшали свою жизнь?

Постарайтесь ответить на вопросы, обратившись к тексту:

2.Работа с текстом  «Раздумья о Родине». (Д.С.Лихачев)

Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что вмещается в одном слове – Родина?

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.

Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках, в диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках.

Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящее. Дерево нашей Родины – одно целое: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю. Давайте будем помнить об этих корнях! 

- Ответ на вопрос: Почему человеку необходимо знать, как жили его предки? Какие  слова передают основную мысль текста?

- Обратите внимание на орфограммы, которые встретились вам в подчеркнутых словах. Объясните их правописание.  (У доски)

  1. физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

  1. СЛОВО учителя. постановка проблемного вопроса.
  1. Почему надо знать и сохранять традиции народной культуры и декоративно-прикладного искусства?

- К нашему уроку  развития речи вы подготовили публичное выступление о произведениях народного промысла по упр. 343, 344.

Ему предшествовала большая подготовительная исследовательская работа. Я знаю, что вы приготовили презентации, письменные доклады, принесли произведения декоративно-прикладного искусства.

Ваша задача – представить выбранный вами вид ДПИ, привлечь внимание слушателей, заинтересовать их.

А слушателям необходимо выбрать лучшего оратора, сумевшего представить свой исследовательский проект.

  1. представление проектов.

Учитель: Итак, слово предоставляется группе учащихся, работавших над проектами: «Русские валенки», «Елецкое кружево», «Хохломская роспись», «Превращение дерева», «Романовская игрушка», «Русская матрёшка», «Керамика».

Регламент защиты:

Защита проекта – 5-7 минут

Обсуждение проекта – 5 минут

План выступления. Презентация проекта.


  1. Авторы проекта. Представить  исполнителей.


  1. Название проекта. Обоснование выбора темы. Цели.


  1. Представление содержания проекта по вопросам (отметить наиболее интересные разделы вашего проекта):


  1. Что представляет собой этот вид ДПИ? Описание.


  1. Где и когда возник?


  1. Где распространен сейчас?


  1. Как изготавливается?


  1. Где и для чего используется?


  1. Чем интересен этот вид ДПИ? Почему необходимо сохранять его?


  1. Вывод о результатах работы.

Требования к выступлению.


  1. Качество выступления (связный рассказ, свободная и правильная речь, логика изложения).


  1. Демонстрация слайдов соответствует устному выступлению.


  1. Точные ответы на вопросы, аргументация своего мнения.


  1. Участие в дискуссии с другими группами.


  1. Участие всех членов группы.

  1. Итоговое обсуждение (5 минут):
  1. Оценка каждого  проекта.

После обсуждения всех презентаций проводится рейтинговое сравнивание презентаций и выбирается лидер, набравший самое большое количество баллов.

  1. Рефлексия (выдаются вопросы для обсуждения в группах), затем предлагаются индивидуальные выступления (желающим).

Вопросы.

  1. Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
  2. Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения по русскому языку, технологии, ИЗО?
  3. Что в работе над проектом было наиболее интересным? Почему?
  4. Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
  5. Ваши ощущения от выполненной работы?
  6. Замечания и предложения на будущее (себе, одноклассникам, учителям).

  1. Задание на дом: № 326,  вопросы для повторения    
  2. Подведение итогов:

Подведем итоги нашей работы. Мы просмотрели проекты.

Хочется отметить, что никто из учеников не отнесся к работе равнодушно.

Знакомство с совершенными образцами декоративно-прикладного искусства способствует воспитанию чувства прекрасного.

Пропагандируя знания о народных промыслах, мы прививаем любовь к своему краю, родной земле, ее истории, традициям и культуре.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

Всем спасибо! Удачи вам! До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русский язык 5 класс Урок Письма

Данный урок разработан в соответсивии программы по русскому языку для общеобразовательных классов. Урок направлен на формирование представлений учащихся о значимости Олимпийского движения....

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...