Урок по теме «Имя прилагательное» в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Обобщающий урок по теме  имя прилагательное

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» в 4 классе

Тема урока: «Имя прилагательное»

Образовательные цели: 

-создание целостной установки на повторение и закрепление темы;

-формирование целостного представления об изученной теме.

Развивающие цели:

-совершенствование умения определять задачи  предстоящей учебной деятельности;

-совершенствование умения сравнивать;

- развитие творческих и индивидуальных способностей каждого ученика.

Воспитывающие цели: 

-воспитание общей культуры учебного труда;

-воспитание чувства коллективизма;

- воспитание интереса к предмету, аккуратности  в выполнении работ.

Оборудование: 

-ИКТ;

- карточки со словами: яблоко, лисички, снег, круглое пушистый, рыжие;

 -карточки с разноуровневыми заданиями;

- карточки для работы в паре;

- предметные картины: медведь, арбуз, яблоко, снежинка,  дождь, хлеб, заяц, солнце, береза, карандаш;

- веер с названиями падежей;

- фонохрестоматия.

Ход урока

  1. Оргмомент

Девизы о готовности к уроку:

1 ряд: Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки

2 ряд: «Каждой вещи – свое место»

 - А девиз у нас какой?

 - Все, что надо, – под рукой, так я начинаю урок.

II. Постановка цели  урока

В руках у учителя яблоко.

Учитель: Я держу в руке известный вам предмет. Опишите его признаки.

Дети: Оно красно, вкусное, круглое…(перечисляются признаки: запах, размер, высота, форма, вес…).

Имя прилагательное

Учитель: Какой частью речи являются названные слова? Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке.     1 слайд  

Разделите слова на две группы.  Яблоко                  Круглое

                                                     Лисички                  Рыжие                

                                                     Снег                        Пушистый

По какому признаку вы определили слова в 1-й столбик, (доказывают) во 2-ой столбик.

Что обозначают прилагательные в речи?

2 слайд  Обозначают признак предмета

  1. Объявляется цель урока

Мы не только будем вспоминать о прилагательных, а в течение урока точно выясним и закрепим об этой части речи. Цель нашего урока- выявить знатоков темы «Имя прилагательное» и ответить на главный вопрос: какую роль в языке выполняют имена прилагательное.

  1. Наблюдение над ролью прилагательных.

3 слайд

1 группа

  1. И морозит  детям щеки

зимний холодок

  1. Зимняя гроза - обычное

явление на Кавказе

  1. Было чудесное зимнее

утро.

  1. группа

1.И морозит  детям щеки

холодок

2. Гроза- явление на Кавказе

3.Было чудесное утро.

Чем похожи два первых предложения этих групп?

Оба предложения на одну тему.

Установите связь слов. От какого слова поставите вопрос к прилагательным.

4слайд.  Связано с существительным.

 Какие вопросы мы задаем к прилагательным?

5 слайд.

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Мн.ч.

-ый,- ий

-ая

-ое, -ее

-ие

  1. Выполнение письменной работы . Дети получают разноуровневые задания на карточках:

1 вариант

Наступила( какая?) холодн… зима. Выпал (какой?) пушист… снег. Свищет (какой? ) легкокрыл…   ветер. Не каждый день светит (какое?) ярк…  солнце. Улетели от нас (какие?)перелетн…   птицы.

2 вариант

Наступила( какая?) зима. Выпал (какой?) снег. Свищет (какой? ) ветер. Не каждый день светит (какое?) солнце. Улетели от нас (какие?) птицы.

3 вариант

Наступила( какая?)…, ….  зима. Выпал (какой?)…, … снег. Свищет (какой? )….,… ветер. Не каждый день светит (какое?)…,…  солнце. Улетели от нас (какие?)…,… птицы.

V .  Для чего нужны имена прилагательные?

6 слайд. С именами прилагательными  текст становится красивее. Они нужны для красоты, точности описания.

Отгадайте загадку.

Он пушистый, серебристый,

Белый-белый, чистый-чистый

Ватой  наземь лег. ( снег)

VI. Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег. Идет работа в паре. (на каждую парту дается карточка, дети ставят стрелки)

Снег

зимний                                                                  весенний

последний

искристый

мокрый

колючий

грязный

пушистый

серебристый

мягкий

рыхлый

белый

свежий

серый

VII. Чтение стихотворений

Весенний снег

Он уже не пышный,

Он уже не лыжный,

Он не из ваты,

Он ноздроватый,

Он уже не белый,

Он потемнелый,

Серый и мокрый,

Старый и добрый.

        Е. Мошковская

- Это весенний снег

(оставьте на доске  нужную часть речи, которая поможет вам угадать этот предмет, остальное сотрите).

Первый снег

Утром кот

 принес на лапках

Первый снег!

Первый снег!

Он имеет

Вкус и запах

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится

Легкий, ровный, у ребят над головой

Он успел

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой

Он белеет

Вдоль заборов

Прикорнул на фонаре

Значит, скоро,

Очень скоро

Полетят салазки

С горох.

Значит, можно будет

Снова

Строить крепость

Во дворе!

                   Я. Аким.

VIII.  Валеопауза

 Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очах тебе не ходить,

Эти легкие движенья

 Предлагаю повторить

 Вдаль посмотрим и под ноги.

 Вправо, влево побыстрей

Удивимся -что такое?

И закроем их скорей. Теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно

Ну а дальше – будь здоров!

Х. Игра « Во всех падежах»

- Послушайте стихотворение, «Приключения зеленого листа» и с помощью вееров покажите, в каких падежах стоит словосочетание зеленый лист

Как –то раз большого клена

Оторвался лист зеленый(Им.п.).

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа (Род. п.)

Ветер нес и нес

Бросил только на мосту

 В тот же миг веселый пес

Шмог -к зеленому листу ( Дат. п.)

Лапой -хвать зеленый лист (Вин.п.)

Дескать поиграем

« Не хочу», -парашютист

Головой качает…

Ветер миг с листом зеленым ( Твю.п.)

Над землей взметнулся снова,

 Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом. (Пр. п.)

8 слайд  Имена прилагательные склоняются по падежам.

ХI. Картинный диктант

 Оказывается. Если точно описать предмет с помощью имен прилагательных,то можно узнать его даже не видя (Учитель называет прилагательные, дети угадывают. Учитель показывает картину, а учащиеся пишут в тетрадях)

  1. Бурый, мохнатый, косолапый (медведь)
  2.  Зеленый,  сладкий, сахарный (арбуз)
  3. Спелое, круглое, сочное (яблоко)
  4. Белая, мягкая, пушистая (снежинка)
  5. Осенний, холодный, мелкий (дождь)
  6. Душистый, мягкий, пышный (хлеб)
  7. Пугливый, трусливый, робкий (заяц)
  8. Круглое, яркое, летнее (солнце)
  9. Белая, стройная, кудрявая ( береза)

ХII.  Игра « Доскажи словечко»( закончите пословицы подбирая по смыслу прилагательные)

Речь хороша короткая, а веревка (длинная)

У ленивой лошади всегда повозка (тяжелая)

У трудолюбивого кузнеца руки черные, а хлеб (белый)

Не бойся врага умного, бойся друга(глупого)

Чем являются слова: короткая- длинная, черный- белый, умный- глупый (антонимы)

ХIII.  Будь внимателен! ( Звучит  детская песня « Улыбка»)

Цель:

Послушать и записать сочетания прилагательного с существительным , указать число, род) ( время-5 минут).

Хмурый день- ед. ч., м.р.

(с) голубого  ручейка- ед. ч., муж. р.

маленькой улитке - ед.ч. , муж., р.

сонный лес –ед. ч., муж. р.

в зеленые ладоши- мн. ч.

ХIV. Объяснение  д/з.  Опишите с помощью имени прилагательного своего друга (свою подругу)

ХVI.  Обобщение урока. Итог.

-Для чего нам нужны имена прилагательные? ( для описания и уточнения)

- Что уточняют имена прилагательные? (имя существительное)

С помощью имен прилагательных можно описать у имен существительных величину, форму, вкус, цвет, размер и т. д.  ( учитель выставляет карточки со словами : величина, форма, вкус, цвет, размер…)

- все это называется одним словом – « признаки»

Итак, давайте еще раз прочитаем определение имени прилагательного, данное в учебнике. 

9 слайд  

Имя прилагательное

  1. Обозначает признак предмета;
  2. Связано с существительным;
  3. Отвечает на вопросы:какой?, какая?, какое?, какие?;
  4. Склоняется по падежам;
  5. Изменяется по родам , числам.

Литература:

  1. В.И. Бычков.,З.М.Беляева.,А.В. Рыбакова Учебник. Русский язык, 4 класс. Чебоксары., Чувашское книжное издательство. 2010
  2. Журнал «Начальная школа», № 6 (1999),№12 (1997), №3(2008). М., Просвещение

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный урок по теме "Имя прилагательное", 10 класс

Интерактивный урок с элементами проблемного обучения на этапе мотивационной деятельности, исследовательская деятельность на этапе работы с интерактивными гипермедийными трехуровневыми таблицами. Групп...

Открытый урок по теме "Имя прилагательное", 5 класс

1. Образовательная:Вооружение школьников технологией, позволяющей использовать выразительные средства языка;Формирование умения видеть образную, эмоциональную функцию прилагательных в художественном т...

Обобщающий урок по теме " Имя прилагательное" 5 класс

Обобщающий урок по теме "Прилагательное" в 5 классе. Урок разработан  в рамках ФГОС, есть презентация. Урок систематизации ЗУН,  формы работы  - самые разнообразные: парная, групповая, ...

Урок по теме "Имя прилагательное" 5 класс

Урок обобщения и применения новых знаний по теме "Имя прилагательное"...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 5 класс, программа Рыбченковой

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». 5 класс. Программа Л.М. Рыбченковой...

Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное» 6 класс

Обобщающий урок по теме: «Имя прилагательное» 6 класс...

Конспект урока по теме "Краткие прилагательные" 5 класс

Урок изучения нового материала по теме "Краткие прилагательные" в 5 класс. УМК Рыбченкова Л.М....