Мастер-класс "Чтобы помнили..."
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Квачева Галина Ивановна

Данная разработка представляет собой урок русского языка в 11 классе на тему "Сложное предложение". Был дан на семинаре по подготовке к конкурсу "Педагог года" 2 марта 2012 года. Основные проблемы урока: сложное предложение, проблема исторической памяти, аргументация собственного мнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

План урока русского языка в 11 классе

Тема: Сложное предложение

Цель: подготовка к ЕГЭ

Задачи:

-повторение изученного по теме;

-отработка навыка решения заданий ЕГЭ типа А  , В6;

-формирование умения аргументировать свое мнение при написании части С ЕГЭ;

-развитие логического мышления, учения формулировать и аргументировать свое мнение;

-воспитание интереса к изучению истории своей страны, родного края, языка.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, раздаточный дидактический материал.

Тип урока: урок-практикум обобщения изученного материала с элементами развития речи и комплексного анализа текста.

Ход урока

Оргмомент

  1. Погружение в тему.

Решение лингвистической задачи.

- Для того чтобы настроиться на рабочий лад, предлагаю вам решить лингвистическую задачу: «Что труднее: бить баклуши или точить лясы?» Слайд 2

- Ответы учеников.

- Чтобы правильно решить эту задачу, нам необходимо совершить экскурс в прошлое. Лясы - это точёные фигурные столбики перил у крылечка. Слайд 3 (1) Изготовить
их мог только настоящий мастер. Предположительно, изначально «точить
лясы» означало вести изящную беседу. Но умельцев подобным образом общаться становилось всё меньше и меньше, что и привело к изменению значения выражения на противоположное. И ныне «лясы точить» означает вести пустую болтовню.
Слайд 3 (2) Баклуши же – это чурки, откалываемые от чурбана, из которых изготовляют деревянные поделки (ложки и т.п.). Слайд 3 (3) Раскалывание дерева на чурки, в отличие от изготовления изделий из них, считалось легким делом. Выполнить его мог любой, для этого не требовалось особых навыков. Отсюда и значение выражения «бить баклуши» - «бездельничать». Слайд 3 (4) Существует еще одна версия происхождения этого выражения. Баклуши - небольшие озерочки; мальчишки в летнее время любят «бить» эти баклуши палками, брызгая друг на друга водой. Это у взрослых ассоциируется, естественно, с бездельем.

- Вывод: для чего нам необходимо знать значения слов, которые уже вышли из употребления?

- Ответы учеников: это помогает лучше понимать свой родной язык и быть грамотным носителем этого языка.

    II.        Постановка учебной цели.

   - Сегодня на уроке мы и постараемся стать немного более грамотными,       вспомнив то, что уже изучили: сложное предложение. Слайд 4 Целью нашего урока, как и всех уроков в этом году, является подготовка к ЕГЭ. Слайд 5 Для этого мы должны выполнить следующие учебные задачи: Слайд 6 (1,2) повторить изученное о сложном предложении, Слайд 6 (3)  отработать навык решения заданий ЕГЭ типа А , В6, Слайд 6 (4)  где требуются знания именно о сложном предложении, кроме того, мы коснемся задания части С, а именно умения аргументировать свое мнение. Слайд 6 (5)  

  III. Контрольно-подготовительный этап.

  1. Знакомство с текстом В.Ганичева.

- Читая текст, отметьте номера сложных предложений. Слайд 7

(1)На берегу реки Мокши сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?

(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...

(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…

(15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого.

  1. Повторение изученного о сложном предложении.

- Теперь вы можете проверить, насколько правильно вы справились с этим заданием. Слайд 8 На экране вы видите правильные ответы. Кто из вас выполнил это задание без ошибок? Ну а остальным нужно еще поработать над изучением этой темы.

- Давайте вспомним, какие виды сложных предложений вы знаете. Внимание на экран.  Слайд 9

   3.Анализ сложных предложений в тексте.

- А сейчас попробуем определить виды сложных предложений, найденных вами в тексте. На слайде виды сложных предложений и их номера. Вам нужно соотнести их друг с другом. Слайд 10

- Проверим, как вы справились с этим заданием. Внимание на экран. Слайд 11

   4. Решение заданий ЕГЭ.

- Теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить задания типа ЕГЭ, при решении которых необходимо знание этой темы. Слайд 12

- Сдайте мне, пожалуйста, ваши работы, я передам их вашему учителю, и она оценит их выполнение.

   5. Релаксация.

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и совершить виртуальное путешествие по экзотическим местам нашей планеты. Слайд 13 Послушаем шум водопада, наблюдая за стремительным падающей водой… Слайд 14 Побродим по морскому побережью под песню волн… Слайд 15 А теперь вернемся в нашу снежную зиму… Слайд 16 Согреемся в теплой комнате, возможно, под треск сучьев в камине и Слайд 17 вспомним свежий ветер нашей весенней степи. Наше путешествие закончилось и мы продолжаем работу, вновь обращаясь к тексту.

   4. Экскурс в прошлое. «Ф.Ф.Ушаков»

   - О ком идет речь в этом тексте?

   - Ответы учеников.

   - Чтобы вспомнить о личности и заслугах этого человека перед нашей страной, совершим еще один экскурс в прошлое. Слайд 18

Ушаков Федор Федорович — славный адмирал русского флота. Родился в 1743 или 1745 г. В 1790 г. князь Потемкин вверил контр-адмиралу Ушакову начальство над Черноморским флотом, и отсюда начинается военная слава этого адмирала. Особенно громко зарекомендовал себя Ушаков во время Русско-турецкой войны.

После деятельной службы и многочисленных почестей с 1801 г. он был как бы на покое, начальствуя Балтийским гребным флотом и всеми морскими командами в Санкт-Петербурге. 21 января 1807 г. он уволен был, по прошению, от службы за болезнью, с мундиром и пенсионом половинного жалованья; он поселился в Темниковском уезде Тамбовской губернии, где и скончался в октябре 1817 г.; похоронен там же, в Санаксарской обители, основанной его дедом.

Ф. Ф. Ушаков был весьма набожен, очень добр, но вспыльчив, настойчив и справедлив; особенно любим был матросами, но с офицерами был очень строг. Турки уважали и боялись его, они называли его паша Ушак. Знаменитые современники его, герои суши и вод, Суворов и Нельсон отзывались о нем очень оригинально, выставляя его храбрость и самостоятельность в действиях. В 2000 году Русская Православная Церковь причислила к лику святых. Теперь он считается покровителем всех российского флота. Федор Федорович Ушаков был настоящим патриотом, всю жизнь посвятил служению русскому народу, и до сих пор акту3ально звучат его слова, обращенные к российским чиновникам. Слайд 19

   5. Анализ прочитанного.

 - Какова тема текста?

 - Ответы учеников: Федор Федорович Ушаков.

 - На что автор хотел обратить наше внимание историей об адмирале?

 - Ответы учеников.

 - Так мы вычленяем основную проблему текста, поднятую автором: проблему забвения нашего славного прошлого и настоящего, проблему исторической памяти.

6. Творческая работа.

- В 3-х – 5-ти предложениях изложите свой взгляд на эту проблему. Слайд 20

- Ответы учеников.

  IV. Сотворчество.

 - Выбор аргументов своей позиции.

- Слайд 21 Польский философ Тадеуш Котарбиньский писал, что «прошлое, хранящееся в памяти есть часть настоящего». Но часто происходит так, что при жизни гении бывают непризнанными.

 - Чьи имена вы могли бы назвать в качестве примера данной проблемы?

 - Ответы учеников: Высоцкий Слайд 22, Шукшин Слайд 23, Джордано Бруно Слайд 24 и Галилео Галилей Слайд 25, Сахаров Слайд 26 и Булгаков, император Николай II.

- Продолжите творческую работу, добавив в нее аргументы собственной позиции. Слайд 27

- Образец творческой работы.

Разделяя боль автора, я вспоминаю имена людей, заслуги которых не были оценены должным образом при жизни: певца В. Высоцкого и писателя В. Шукшина. Неужели только после смерти приходит осознание заслуг выдающихся людей? К сожалению, так бывает часто. Но история знает немало и других примеров. Имя первого космонавта Земли стало легендарным ещё при жизни. И славу, и почёт, и любовь людей сполна получил он. Человек, ставший символом не только ушедшего века, но и века нынешнего. Как видим, историческая память «избирательна». Кого-то из выдающихся люди почитают и помнят, а кого-то забывают. Причин, объясняющих эту метаморфозу, много. Человеческий фактор, видимо, главный. Одно я, прочитав исходный текст, усвоил твёрдо: надо уметь переступать через раздражение, зависть, корысть… И тогда не будет «забытых адмиралов». И не только адмиралов…

- Беседа с учащимися.

- Отдадим и мы с вами дань нашему историческому прошлому, вспомнив некоторые его славные страницы. Этот год  - год великой даты: 200-летия Отечественной войны 1812 года. Весь российский народ поднялся на защиту своей страны, том числе и представители калмыцкого народа внесли свой вклад в великую победу. Слайд 28

- В этом году наша республика отмечает еще один славный юбилей – 90-летие народного поэта Калмыкии Давида Никитича Кугультинова. Слайд 29

- Этот материал вы также можете использовать в качестве аргументации собственного мнения по данной проблеме.

VII. Подведение итога урока.

- Возвращение к началу.

- А теперь вернемся к началу нашего урока. Каким образом лингвистическая задача, решенная нами, связана с проблемой, рассмотренной нами сегодня на уроке?

- Ответы учеников: их объединяет проблема исторической памяти, необходимой каждому из нас, так как только связь с прошлым нашего народа делает нас его неотъемлемой частью.

VIII. Рефлексивный этап.

- Выразите свое отношение к сегодняшнему уроку, продолжив следующие сложноподчиненные предложения: Слайд 30

- Сегодня на уроке я узнал, что…

- Я думаю, чти знания могут мне пригодиться в …

IX. Домашнее задание.

- Написать сочинение по тексту об Ушакове.

Слайд 31

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Презентация Помните! Через века, через года – помните!

Данная презентация может быть использована для классного часа о ВОв или на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне....

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

Презентация "Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай..."

В презентации представлены фотографии Махунова Семена Петровича, отца мужа, дедушки моих сыновей, которого они не видели, но подвиг которого восстанавуливают по крупицам. Вся семья была потрясена архи...

Покуда сердца стучатся,— помните! Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!

Моим внукам посвящается.Я хочу вам, мои внуки Руслан и Юля, рассказать о человеке, с которым мне в жизни не довелось встретиться. Это мой дед Гамов Федор Федорович. Добровольцем он ушел в далеком 42 н...

С.А.Диденко. Программа «Помнить - значит жить, а жить - значит помнить».

Трудно представить себе лучший метод воспитания,чем тот, который открыт и проверен опытом веков;он может быть выражен в двух положениях:гимнастика для тела и музыка для души...ПлатонПриоритетной целью...