Урок русского языка в 10 классе по теме"Построение предложений с деепричастным оборотом: подготовка к ЕГЭ"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Васильева Ирина Владимировна

Данная разработка поможет учителю русского языка на основе комплексного повторения и применения ЗУН учащихся, полученных в 5-9 классах, подготовить их к выполнению задания в ЕГЭ, связанного с нормами построеия предложений с деепричастным оборотом (А4). Разработка содержит следующие материалы: технологическую карту урока, презентацию к уроку в формате Power Point, раздаточный материал в виде тренировочных упражнений и контрольного теста, теоретический материал по подготовке к ЕГЭ, а также два варианта теста-тренажера по теме урока в формате Smart Notebook. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroenie_predlozheniy_s_deeprichastnym_oborotom.rar1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Синтаксические нормы: построение предложений с деепричастным оборотом" (подготовка к ЕГЭ)

Разработка учителя русского языка и литературы I категории  

МБОУ Вешкаймской средней общеобразовательной школы №2 имени Б.П.Зиновьева Васильевой Ирины Владимировны


Цели  урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания о деепричастии, деепричастном обороте и употреблении деепричастного оборота в речи.
  2. Закрепить умение правильно строить предложения  с деепричастным оборотом.
  3. Готовиться к ЕГЭ: выработать алгоритм выполнения задания, связанного с нормами употребления деепричастий в речи; отработать навыки выполнения данного задания (А4)

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация урока.
  2. Интерактивный тренажер.
  3. Тестовые задания для контроля ЗУН.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Мотивационный этап

Сообщение целей и плана урока.

 Разбор примера задания А4.

Записывают число, тему  урока.

Выявление необходимых знаний для выполнения задания.

2. Содержательно-операционный этап

1. Обобщение ранее изученного о деепричастии и деепричастном обороте (слайды 5-6)

Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? и обозначает добавочное, дополнительное действие к основному. Чаще всего деепричастие относится к глаголу.

Например: Дрожа от волнения, Пётр вошёл в комнату.

Деепричастный оборот - деепричастие с зависимыми словами; в деепричастном обороте деепричастие является главным словом.

Например: Однажды Гиляровский, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу.

 

2.  Лекция по теме урока. (Основные положения лекции оформлены в презентации: слайды 7-10)

Нормы построения предложений с деепричастным оборотом

  1. В двусоставных предложениях субъект, названный подлежащим, должен выполнять оба действия: основное, названное сказуемым, и добавочное, выраженное деепричастием.

Сравните:   1. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.   2. Выбирая стиль одежды, я советуюсь с подругой.

  1. 2.   В односоставных предложениях субъект действия формально не выражен. Деепричастный оборот в них может употребляться лишь в тех случаях, когда субъект действия можно «восстановить». Речь идет об определенно-личных и неопределенно-личных предложениях.

Сказуемое в этих предложениях может быть выражено:

  1. В форме повелительного наклонения. Например: Приехав в Москву, обязательно посетите Красную площадь.
  2. В форме 1-го и 2-го лица изъявительного наклонения.                                          Например: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции.
  3. !!! В форме инфинитива в значении повелительного наклонения.                  Например: Садясь в поезд, нужно проверить наличие билета.
  1. Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:
  1. Если основное и добавочное действие выполняется разными лицами (субъектами).           Нельзя: Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко.
  2. В безличном предложении (нет и не может быть подлежащего – субъекта действия).              Нельзя: Гуляя вечером, мне нездоровилось.

3.  Применение полученных знаний на практике (слайды 11-16).

Составление алгоритма выполнения задания.

Отработка первичного навыка выполнения задания А4.

 

Отвечают на вопросы для повторения и обобщения, рассматривают и приводят примеры.

По ходу лекции учителя ученики делают записи в тетради для подготовки к ЕГЭ  

Запоминание алгоритма выполнения задания.

Выполнение практических заданий.

3. Рефлексивно-прогностический этап

1.Тестовая работа (закрепление и контроль ЗУН по теме урока): слайды 17-18 + листы контроля.

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Пользуясь толковым словарем,..
  1. сначала читается вступительная статья.
  2. меня поразило богатство нашего языка.
  3. обратите внимание на иллюстративный материал.
  4. многие слова окажутся вам неизвестными.
  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.  Обдумав план сочинения,..
  1. я стал подбирать эпиграф.
  2. композиция не должна быть нарушена.
  3. мною было распределено время.
  4. требуется знание художественного произведения.
  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Работая над рецензией,..
  1. главная мысль определяется не сразу.
  2. была дана оценка тексту.
  3. определите сначала главную мысль текста.
  4. анализируются языковые средства выразительности текста.
  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Окончив школу,..
  1. нас направили в училище.
  2. нам выдали аттестат.
  3. многие поступают в институт.
  4. учителя советовали мне учиться дальше.
  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Готовясь к экзаменам,..
  1. выучите сначала теорию.
  2. проводятся консультации в школе.
  3. требуется много времени.
  4. у вас должны быть конспекты.
  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Готовясь к ЕГЭ по русскому языку,..
  1. не забудьте повторить правила орфографии и пунктуации.
  2. потребуется повторение всего школьного курса.
  3. советы учителей могут вам помочь.
  4. вам будет нужен словарь.
  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.   Спеша на экзамен,..
  1. волнение не должно вас одолевать.
  2. оказалось, что я забыл шпаргалки.
  3. не забудьте все то, что выучили.
  4. часы бежали стремительно.
  1. *Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота.
  1. Познакомившись с этой книгой, я полюбил творчество Грина.
  2. Называя синонимичным словом сходные предметы, учитываются их самые существенные признаки.
  3. Устанавливая генетическое родство языков, лингвисты дают ценный материал историкам.
  4. Слушая музыку, мы каждый раз воспринимаем её по-разному.
  1. *Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота.
  1. Выглянув в последний раз, солнце осветило поляну ярким светом.
  2. Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для историков.
  3. Слушая симфоническую музыку, она никогда не надоедает.
  4. Приезжая в деревню, мы отправляемся всей компанией на речку.
  1.  *Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота.
  1. Написав сочинение, выпускники стали готовиться к следующему экзамену.
  2. Познакомившись с трудами известного лингвиста, я решил стать филологом.
  3. Изучая творчество этого писателя, мы многое узнали о прошлом нашей страны.
  4. Готовясь к экзамену по русскому языку, толковые словари помогут вам. 

 

Выполнение тестовых заданий на листах контроля с последующей самопроверкой.

Один из учеников работает с интерактивным тренажером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4. Итоговый этап.

 2. Подведение итогов урока (слайды 19-20)  

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание.

 Запись домашнего задания

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

Урок русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения", содержит словарную работу, работу над отрывком текста Ю. Яковлева "Мама", синтаксическую зарядку и редактирование текста...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...