Урок развития речи. Создание словесного портрета.
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

урок развития речи для учащихся 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc41.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya.doc29 КБ
Microsoft Office document icon rembrandt._kommentariy..doc8.65 КБ
Microsoft Office document icon veyden_kommentariy..doc9.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

в 7 «Б» классе

по теме

«Создание словесного портрета».

Урок разработан

учителем русского языка и литературы

1 квалификационной категории

МОУ СОШ № 10

Морозовой Инной Валентиновной

Сальск, 2011

Тема: Создание словесного портрета. 

Тип урока: обучающий урок развития речи.

Цели:         выработка умения создавать словесный портрет;

Задачи: 1. Развивать способность учащихся составлять связный текст и отдельные высказывания в художественном стиле.

              2. Отрабатывать навык учащихся воплощать свои мысли в письменной форме.

              3. Дать понятие «портрета», познакомить с особенностями его как жанра.

              4. Выработать умение создавать словесный портрет, используя сравнительный анализ произведений данного жанра и других видов искусства.

             5. Прививать культуру общения при контактах детей как друг с другом, так и с учителем.

Оборудование:

                         1. Толковый словарь.

                         2. Компьютер, проектор, экран.

                         3. Презентация «Создание словесного портрета».

                         4. Карточки с разноуровневыми заданиями.

Подготовительный этап: класс делится на 3 группы, дифференцированные по уровням способностей детей: «Экскурсанты» (ребята, получающие наиболее лёгкое задание визуально – описательного характера), «Искусствоведы» (дети, получающие задание среднего уровня сложности с элементами анализа произведений живописи), «Мастера слова» (ребята с заданием продвинутого творческого характера).

Ход урока.

Слово учителя с элементами беседы.

Учитель: Были ли вы в картинной галерее? Картины каких художников вы наблюдали?

Чем художник выражает свои мысли и чувства (красками), а музыкант – (звуками), поэт и писатель – (словом).

Будучи писателями, чем будем сегодня заниматься мы? (создавать творческую работу, сочинять).

Учитель: Прочитайте установочное задание. Давайте, исходя из него, сформулируем тему урока (создание портрета).

Найдем определение «портрет» в толковом словаре.

Учитель: Итак, мы начинаем наше путешествие во времени. Каждая эпоха имела своё видение мира, свою систему ценностей и взглядов, свои представления о женской красоте. Мы в 17 веке.

Перед нами работа Рембрандта «Хендрикьё в окне». Давайте расскажем о данном портрете.

А вот как описывается данный портрет в художественной литературе (ученик)

На что обращается внимание в данном описании?

Ещё одна представительница 17 века в исполнении Рогира ван дер Вейдена. А что характерно для данного портрета?

Итог 1: Итак, подведём итоги. Каковы общие черты портретов 17 века? (ребята отмечают строгость линий, отсутствие интерьера, тёмные тона).

Учитель: Мы движемся дальше. 18 век.

Задание№1: Уважаемые экскурсанты, подготовьтесь к ответу на вопрос: почему картину Констанс Мари Шарпантье можно назвать портретом?

Искусствоведы, опишите внешность героини портрета.

Мастера слова, расскажите о героине картины (проверка).

Учитель: Перед нами работа Боровиковского. Чем отличается данный портрет от предыдущих? Что между ними общего? (Дети выделяют схожие и отличительные черты).

Давайте посмотрим, как можно описать портрет с помощью художественного слова. Ведь нам ЭТО нужно.

Учитель: Мы в 20 веке. Современное нам искусство. Перед вами известнейшая картина Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками». И вновь мы работаем по группам:

Задание№2 

Экскурсанты, опишите портрет. Поможет вам в этом вопрос 1.

Искусствоведы, проанализируйте увиденное и выделите особенности портрета 20 века с помощью вопросов 2 – 3 этого же слайда (при проверке задания дети отмечают реализм изображения).

Мастера слова, дайте художественное описание портрета с использованием художественных средств (карточки)

Задание№3 !!!!!!!!!! Вопрос на внимательность: Сколько персиков лежало на столе? (3)+ 1 в руках.

Учитель: Мы остаёмся в нашем времени. Познакомились с портретами разных эпох. Как вы думаете, чему будет посвящена ваша творческая работа? (создание портрета).

Учитель: Любая практика должна подкрепляться теорией. 

Задание№4 

1.Как вы считаете, какой тип речи нужно использовать для написания сочинения – портрета?

2.Охарактеризуйте данный тип речи?

3.На какую тему может быть написано сочинение, если исходить из темы урока? 

Любое сочинение, как вы помните, строится по определённой схеме. Разумеется, мы постараемся создать сочинение – портрет в художественном стиле.

Каковы будут особенности художественного  портрета?

Задание№5 Давайте подберём словарные материалы к описанию портрета.

Выпишем те слова, которые будут вам необходимы для написания портрета выбранного вами человека.

Учитель: Мы подготовились к творческой работе, подобрали необходимые материалы, выяснили, на что нужно будет обратить внимание, какие средства можно использовать, чтобы сочинение получилось образным, ярким и интересным.

Успехов вам!



Предварительный просмотр:

Приложения.

Губы

Зубы

Волосы

Голова

Лоб

Глаза

Нос

Искусствоведы :

  1. Отличия от предыдущих портретов
  2. Фон (интерьер)
  3. Краски, тона
  4. Поза
  5. Реализм изображения

Мастера слова:

  1. Эпитеты и яркие красочные определения;
  2. Сравнение (щеки как персики)

Экскурсанты:

  1. Поза
  2. Лицо
  3. Руки
  4. Одежда


Предварительный просмотр:

Рембрандт

(1606—1669)

Хендрикьё в окне

Холст, масло. Ок. 1659 г. Берлин, Германия. Музей Кайзера Фридриха

У великого голландского художника было две жены. В честолюбивой молодости — Саския Эйленбюрх, дочь бургомистра, богатая красавица, связанная родственными и дружескими узами едва ли не со всеми имени тыми горожанами. Она быстро увяла и совсем ещё молодой умерла от ча хотки.

Второй, невенчанной, женой Рембрандта была Хендрикьё. Эта женщина не имела ни богатства, ни связей. Она взяла на себя заботу о художнике, который успел растерять большую часть своей популярности.

Рембрандт писал Хендрикьё много раз. И в образе библейской красави цы Вирсавии, и в образе Данаи, возлюбленной Зевса. На этом портрете он изобразил её в домашнем халате, уставшую, неприбранную. Молодая жен щина с детским любопытством смотрит на мир из оконного проёма, кото рый художник превратил в раму портрета. На прекрасном строгом лице готова расцвести улыбка. За спиной женщины плотная темнота. На её фо не лицо, одежда и руки лучатся собственным светом. Хендрикьё с этой картины остаётся в памяти зрителей как добрый золотой огонёк, малень кое домашнее сол

 нце Рембрандта.



Предварительный просмотр:

Рогир ван дер Вейден

(1399/1400-1464)

Портрет женщины

Доска, масло. 1460 г. Вашингтон, США. Национальная галерея искусств

Говорят, что когда Рогир ван дер Вейден писал портрет богатого и знатно го человека, в качестве платы за работу он брал ни больше ни меньше, как пожизненную пенсию. Художник умер очень богатым и оставил много де нег на благотворительные нужды.

Ван дер Вейден не стремился к точному сходству портрета и оригина ла. Он руководствовался скорее собственными представлениями о том, как должен выглядеть Рыцарь или Ремесленник, какова должна быть Знат ная Дама. Портреты заказывались на века. Они должны были рассказать внукам и правнукам заказчиков, какими были их предки.

Портреты — зримая история рода. И молодая женщина, изображённая на картине, знает об этом. Благонравно сложенные руки, опущенные гла за, поджатые губы — всё говорит о том, что она сознаёт ответственность такого важного дела, как позирование для портрета. На протяжении мно гих поколений девушки из этой семьи будут равняться на её изображение, брать с неё пример. Спокойное достоинство, благородство, набожность — вот качества, которые должны отличать каждую молодую даму. Портрет этот будет служить для одних — идеалом, к которому нужно стремиться, для других — предостережением, для третьих — укором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи Сравнительная характеристика портретов А.с. Пушкина

Урок-презентация. Урок развития речи по составлению сравнительной характеристики портретов А.С. Пушкина....

Урок развития речи. Создание собственного текста.

Подготовка учащихся к написанию сочинения на тему "Море"...

Стендовый доклад к уроку развития речи"Создание собственного творческого продукта"

Создание собственного текста базируется на знакомстве с произведением И.А.Бунина"Осенью"(отрывок"Море").Работаем над темой,основной мыслью,ключевыми словами,лексикой,морфологией,фонетикой... тропами,ц...

Урок развития речи по теме: «Портрет». 7-й класс (Учебно-методический комплект М.Т.Баранова).

Урок - ознакомление.Главная задача:1.      Дать старт к серии уроков по описанию внешности человека. («Описание человека по фотографии», - упр. 129, «Портрет литер...

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе в рамках темы «Самопознание»: «Человеческая личность» (создание лингвокультурологического портрета слова «личность»)

Данный урок позволяет  рассказать о концепте «личность» на разных языковых уровнях: лексическом, словообразовательном, лингвокультурологическом; составить лингвокультурологическое гнездо кон...

Русский язык, урок развития речи, 5 класс. Портрет в музыке

Урок направлен, прежде всего, на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса,  умение логично, последовательно излагать свои мысли.Урок позволяет посмотреть на сказочного персонажа Бабу-...

Урок на тему "Создание словесного портрета"

Урок может быть в помощь учителю-словеснику на уроке развития речи...