Стендовый доклад к уроку развития речи"Создание собственного творческого продукта"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Пышник Татьяна Ивановна

Создание собственного текста базируется на знакомстве с произведением И.А.Бунина"Осенью"(отрывок"Море").Работаем над темой,основной мыслью,ключевыми словами,лексикой,морфологией,фонетикой... тропами,цветовой гаммой,звуковой,запахами...с разного рода ассоциациями.Накапливаем материал и создаём свой текст на тему "Море",включая в свою работу понравившиеся выражения из предложенного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stendovyy_doklad.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon stend_-_2.doc63.5 КБ
Microsoft Office document icon stend_-_3_-1_tablicy_doc.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации к разработке и оформлению стендового доклада.

(для участников конференции «Современные инновации в образовании: плюсы и минусы….», 7 ноября 2012 г., ГБОУ гимназия № 402)

Что такое стендовый доклад? «Стендовый доклад представляет собой комбинацию заметного оформления, цветов и сообщений, призванных привлечь и удержать внимание проходящих мимо людей, оставить в их сознании заметный след от представленной идеи» (Виттич, Шулер. 1973)

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях.

Для каждого стендового доклада будет предоставлен решетчатый стенд, материалы к которому могут крепиться с помощью скрепок.

Размеры стенда. Стендовый доклад должен быть представлен в виде одного или нескольких листов бумаги формата А4 (210 х 297 мм). Максимальное количество листов - 4 шт., либо листы А3 (2 листа). В оформлении доклада приветствуется наличие фотографий, графиков, рисунков.

Оформление стенда. Каждый стендовый доклад должен включать название доклада, напечатанное 72 кеглем (высотой 2,5см), фамилии авторов доклада, а также название организации, где данная работа была выполнена, напечатанное 36 кеглем.  Так как текст Вашего стендового доклада должен быть легко читаем с некоторого расстояния, не стоит использовать шрифт меньше 18 кегля (6мм).

При использовании
цвета для украшения стендового доклада помните, что:

  1. слишком много цветов раздражают читателя;
  2. цветом выделяются название и заголовки;
  3. уместна также цветная графика, техника аппликации и т.д.,  при этом - не превращайте постер доклада в агитационный плакат;
  4. оттенки серого - альтернатива цветовому оформлению.

Фотографии и рисунки должны быть четкими, нести информацию об объекте, его особенностях. Фотографии должны восприниматься на расстоянии. И рисунки и фотографии должны иметь пояснительные подписи (под рисунком, под фотографией).

Таблицы, графики, диаграммы не должны дублировать друг друга. Таблицы не следует перегружать промежуточным материалом. Обязательно наличие названий (над таблицей, под графиком и диаграммой).

Некоторые дополнительные рекомендации:

  1. часто бывает удобно разделить всё стендовое пространство на три или четыре горизонтальных или вертикальных секции, чтобы разместить в них отдельные блоки доклада (аннотация, цели и задачи работы, экспериментальный материал, результаты исследования, обсуждение результатов и т.п.);
  2. Ваш стендовый доклад будет значительно проще для восприятия, если материал в нём будет расположен так, чтобы его удобно было читать слева направо и сверху вниз;
  3. разнообразные выделительные эффекты (цвет, фон, размер шрифта, обрамление, линии различной толщины) обычно помогают лучше и быстрее ориентироваться в представленном материале;
  4. если Вы заранее заготовите точные копии формата А4 Вашего стендового доклада, Вы сможете раздать их всем заинтересовавшимся коллегам.



Предварительный просмотр:

Ключевые компетентности

в области проектирования

Опыт

Проектирование

Самостоятельная работа

Создание собственного творческого продукта

Исследовательский

проект

Новые

технологии

Инновации

Лабораторные работы

Комплексный анализ

 текста



Предварительный просмотр:

МОИ ОЩУЩЕНИЯ

АВТОРСКИЕ АССОЦИАЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, РАСКРЫВАЮЩИЕ ТЕМУ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ

ЗАГЛАВИЕ

КОМПОЗИЦИЯ


Тревога;

страх;

волнение; опасность;

жуть;

одиночество; восхищение; радость;

успокоение




Грозно;

тревожная ночь; безлюдное место; ночь поздней осени; жуткие; заброшенность;

на обрыве;

бешеный прибой; черные тополя; гремя, скрежетая; вольная свежесть; темнота бледнеет; остатки лестниц


Море гудело;

одно море гудело, проникающая свежесть;

прибой;

играло море;

волны;

пена;

водоросли; свежесть моря


Гудело грозно;

тревожная ночь;

старый сад; забитый дом; заброшенность; гудело победно,

все величавее в сознании своей силы;

не в состоянии насытиться

мягкой, проникающей

свежестью;

сверкающий пеной прибой;

играло море; волны рушились, кружились и

сверкали, вольная

свежесть, ясно; видно


Море.


Линейная композиция:

бушует стихия, ее величавая сила, мощь;

красота - успокоение.

В основе композиции - антитеза.

Страх – красота; ужас – восхищение;

жизнь моря -  заброшенность домов, сада; ночь – темнота бледнела; море гудело – успокоение.

Тема - «Море»

Основная мысль: передать грозное и в то же время чарующее явление природы.

СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ


ТИП ТЕКСТА


СТИЛЬ ТЕКСТА


  1. Пример параллельной связи
  2. Пример цепной связи

а)  повторение слов

б)  замена местоимения

           в)  союзное соединение

           г)  однокоренные слова


Цель повтора: Акцентировать внимание, привлечь внимание.


  1. Описание с элементами

повествования. Доказать.

(Описание — изображение предметов, людей, животных, явлений природы...)

Вопрос – какое?

Признаки: 

Много существительных, прилагательных, наречий, местоимений.


Стиль - художественный.

Изобразительно-выразительные средства (по вариантам):

I вариант – эпитеты (тревожная сонная ночь, старый сад, влажный ветер, сверкающий прибой, черные тополя, снежная пена, влажный шум, тонкая прохладная пыль, вольная свежесть).

II вариант – сравнения (как будто в ответ им с грохотом пушечных выстрелов...; сверкали водопадами...)

III вариант – олицетворения (море гудело, царит ночь, ветер валил с ног, гудели тополя, играло море, волны рушились, рвало, кружило, все дышало)

IV вариант – метафоры (водопады снежной пыли, жадный, бешеный прибой пены, прохладная пыль; вольная свежесть; воздух полон прохладной пылью; сонная ночь)

V вариант – инверсия (царит ночь, высились и гудели волны, играло море)

VI вариант – анафора (море гудело, одно море гудело); градация (море гудело ровно, победно, все величавее в сознании своей силы); антонимы (море гудело (темно, ничего не видно) – ясно было видно;  на обрыве (высоко)  - стали спускаться вниз; высились тополя - под ними играло море (над – по); кружились, сверкали – убегали)


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА


МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА


Фонетические особенности текста

Представлены почти все звуки русского языка; все пары по «глухости -  звонкости»; по «твердости - мягкости».


Н

57

С

56

З

13

С

56

Ф

3

В

46

Я

51

Т

44

Д

26

В

46

П

22

Б

19

М

44

К

29

Г

14

Р

43

Ш

9

Ж

11


        Роль звуковой антитезы:  работает на композицию текста (шторм – прояснение). Глухие звуки преобладают над звонкими  (это была ночь, разыгрался шторм…).

Из гласных – А, О, Э. (полнота явления)


Морфологические особенности текста. Их роль?


1

Имя существительное

-

45

2

Имя прилагательное

-

25

3

Местоимение

-

15

4

Наречие

-

10

        Помогают определить тип текста. (Описание с элементами повествования).

5

Глагол

-

21

        (13 из 21). Особенно в предложении  «Высокие, долетающие ...» - 7 глаголов. Все глаголы употребляются в прошедшем времени, исключая царит. (Глагол - динамика происходящего).

6

Причастие

-

6

        Причастия (проникающий, сверкающий, долетающий) усиливают торжественность речи. Стоят до глаголов, следовательно, это указывает на длительность, постоянный признак.

7

Деепричастие

-

3

        Деепричастия живописно дорисовывают основное действие. Краткость, динамичность, замена придаточных предложений. Причастные обороты заменяют придаточные предложения, что позволяет избегать повторения союзов.

8

Союз «И»

-

15

        Очень часто встречается союз «И» - намеренное использование повтора этого союза применяется для логического и интонационного подчеркивания, для усиления выразительности речи.

9

Местоимение «МЫ»

-

15

        Употребление местоимения  «Мы» довольно часто (- рядом; используется, чтобы вызвать сочувствие, переживание).

10

Многосоюзие



Многосоюзие - стилистическая фигура, применяется для усиления выразительности речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Создание словесного портрета.

урок развития речи для учащихся 7 класса....

Урок развития речи. Создание собственного текста.

Подготовка учащихся к написанию сочинения на тему "Море"...

Презентация к уроку развития речи "Малые формы творческих работ. Создание мини-саги"

Этот материал предназначен для уроков развития речи в 8  классе, знакомит учеников с новым жанром сочинения - мини-сагой. Эта версия презентации сокращенная, полную версию можно посмотреть на мое...

Конспект урока развития речи :Подготовка к творческой работе о деревянном зодчестве в Кижах(для учащихся 6 классов)

В разработке использован материал о деревянном зодчестве в Кижах.Целью занятия является подготовка к написанию творческой работы.А также:-развитие творческих способностей при работе с дополнительным м...

«Урок развития речи в 5 классе. Особенности басни. Подготовка к созданию собственной басни»

laquo;Урок развития речи в 5 классе. Особенности басни. Подготовка к созданию собственной басни»Урок развития речи в 5 классе.Р.р. Особенности басни. Подготовка к созданию собственной басни&laq...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....