ЕГЭ по русскому языку. В8
статья по русскому языку (11 класс) по теме

Изобразительные средства языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v8.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                ЕГЭ по русскому языку

                                                                   В8

Эпитет - образное, художественное определение (Золотые колосья).

  Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета, явления другому (ветер свистит, как разбойник лихой).

  Метафора (греч. «перенос») - употребление слова, называющего некий предмет, явление, для обозначения иного, но чем-то сходного явления, предмета, поэтому способ создания переносного значения слова (закат солнца - закат жизни)\ скрытое образное сравнение (ветер-разбойник).

Развёрнутая метафора - цельная картина, созданная употреблением слов в переносном значении (напр.. у Есенина: ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве).

Метонимия (греч. «переименование») - перенос смысла одного слова на другое по смежности, какой-либо связи предметов, явлений {вкусное блюдо; лес, поёт - т.е. птицы в нём).

Синекдоха - название части, частного вместо целого, общего и наобо рот (напр.. у Пушкина: Все флаги будут в гости к нам; Мы все глядим в Наполеоны).

Олицетворение - образное представление неживого или абстракт ного как живого, способного говорить, чувствовать {вьюга злится).

Гипербола - чрезмерное преувеличение каких-то свойств изобра жаемого предмета, явления {живот с пивной бочонок).

Литота - обратное гиперболе, преуменьшение {мальчик с пальчик).

Оксюморон (греч. «остроумно-глупое») - сочетание противоположных по значению слов, понятий, в результате чего возникает новый смысл {живой труп, грустная радость...).

Антитеза - резкое противопоставление понятий, явлений (например: у Некрасова: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная...).

Градация - расположение слов, выражений в порядке возрастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости (он недоволен, сердит, обозлён...).

Риторический вопрос - фигура речи, когда утверждение высказы вается в форме вопроса, не требующего ответа {Доколе мы будем это тер петь? - подразумевается, что терпеть это уже невозможно).

Риторическое восклицание, обращение - эмоциональное, торжест венное; обращение носит условно-обобщённый характер (у Лермонтова: А вы, надменные потомки...).

Экспрессивный повтор {А вы, надменные потомки... вы, жадною толпой стоящие у трона... таитесь вы под сению закона...).

Аллитерация - повтор согласных звуков;

Ассонанс - повторение гласных.

Анафора (единоначатие) - повторение слов, словосочетаний, син таксических явлений в начале предложений, их частей, стихотворных строк (напр., у Пушкина: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид...).

Синтаксический параллелизм - сходное построение смежных предложений, их частей {красна девица идёт — лебедь белая плывёт).

Инверсия - обратный порядок слов для смыслового выделения ка ких-то из них (прямой: подлежащее - сказуемое - дополнение, опреде ление до определенного слова): Меч взял он булатный... - вместо Он взял булатный меч.

Парцелляция (членение) - деление предложения интонационно и точ ками на отрезки, оформленные как самостоятельные предложения {Я ждал тебя. Долго. С нетерпением. Переходящим в отчаяние).

Ирония – отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения; основаны на иносказании, когда истинным смыслом высказывания оказывается не прямо выраженный, а противоположный ему, подразумеваемый. (Откуда, умна, бредешь ты, голова? (об осле). Может быть не просто оборотом речи, а перерастать в художественный принцип, из которого исходит писатель в отражении жизни. Цель иронии – не смешить, не развлекать, а подчеркивать всю серьезность или нелепость положений и ситуаций, неудовлетворенность автора окружающим миром.

Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений.

Как французы повлияли на Пушкина – мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского- мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу – мы знаем.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...