Имя числительное как часть речи
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Кожевникова Евгения Александровна

Данный материал  к уроку сообщения нового материала по теме : Числительное в 6 классе. Интересен разнообразными формами деятельности и видами работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.rar597.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка с использованием информационных технологий (презентация)

6 класс

Тема: «Имя числительное как часть речи».

Цели урока:

1.Дать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи, показать его  речевую функцию. Познакомить с разрядами числительных по значению и грамматическим особенностям, по составу.

2.Проанализировать сферу употребления числительных, развить умение «видеть» числительные разных разрядов в предложениях; сопоставлять эту часть речи с другими, имеющими значение числа.

3.Создать условия для развития интереса к предмету.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентация, фразеологические словари, УМК под ред.В.В.Бабайцевой.

1.Организационный момент.

Сообщение темы, целей урока, а также форм учебной деятельности, видов работ. (Работа в парах, самостоятельная работа, работа со словарем, комплексная работа с текстом, распределительный диктант, выборочный диктант).

2. Объяснение нового материала.

Слайд №2, №3

 Решение проблемного вопроса «Что такое имя числительное?»

 Составьте определение имени числительного из слов, поставив их на места пропусков.

числа

слова

часть речи

Имя числительные – это ***, к которой относятся ***, обозначающие ***.

Как отличить числительные от других частей речи со значением числа?

Слайд №4, №5

Числительные можно записать и с помощью цифр, и с помощью букв:132 книги –сто тридцать две книги, 2010 год – две тысячи десятый год. Этот признак помогает отличать имена числительные от других частей речи, значение которых тоже связано с числом, например, от таких: старенькая десятка (сущ.), трехэтажный (прил.) дом, удвоить (гл.) скорость, годовалый (прил.) малыш.

Внимание! Оценки, которые получают ученики, это не числительные, запись их в виде цифр – сокращение от 5 баллов (пятёрка), 4 балла (четвёрка) и т. д. Наиболее употребительные словосочетания числительного с существительным часто заменяются существительными: пять баллов – пятёрка, три лошади – тройка, десять рублей – десятка.

Разряды числительных

Слайд №6

Числительные могут отвечать на вопросы сколько? и обозначать количество предметов  (количественные числительные) и на вопросы какой? (или который?), обозначая порядок предметов при счете (порядковые числительные).

Перерисуйте схему в тетрадь. Ставя вопрос, распределите числительные в зависимости от разряда.

Распределительный диктант.

1-ый класс, 8 ручек, 2 тетради, 5-ый ученик, 10-ый ряд, 6-ой дом, 10 яблок, 100 слов.

Проверка.

Разряды количественных числительных.

Слайд №7 

Такие числительные, как три книги, одна четвертая грейпфрута, трое  котят, обозначают математические числа или количество предметов при счёте и называются количественными. Среди количественных числительных выделяют целые (три книги) и дробные (одна четвертая грейпфрута). К количественным числительным примыкают собирательные, обозначающие количество предметов в их совокупности (трое котят).

Перерисуйте схему в тетрадь, запишите данные примеры, затем подберите к каждому разряду по 2 своих примера и запишите  их.

Разряды числительных по строению.

Слайд №8

 По своему образованию все числительные делятся на:

  1. простые: пять;
  2. сложные: пятьдесят;
  1. составные: пятьдесят два.

Синтаксическая роль числительных.

Слайд №9

Запишите в тетрадь предложения. Поставив вопрос, постарайтесь определить, каким членом предложения являются числительные (работа в парах) 

 Слайд №10.

 Проверка. Вывод о синтаксической роли числительных

3. Закрепление материала.

  1. Выборочный диктант.  Из перечня слов выберите числительные и запишите в тетрадь, обозначив разряд:

Двадцать два, двойной, удвоить, двое, второй, двойка, дважды, два, двенадцать, двести.

Четвертый, одна четвертая, четырнадцать, вчетверо, четвертовать, четверо, четверка, четырехлетний, четыре.

  1. Сообщения заранее подготовленных учеников об истории числительных.

Слайд №12, №13

Миллион.

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего «тысяча», и «оне», соответствующее русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например домище, ручищи). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.

Сорок.

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

  1. Работа с текстом

Слайд №14

Прочитайте текст, определите тему и основную мысль.

Выпишите слова с числовым значением, определите часть речи, поставив к ним вопрос. У числительных укажите разряд.

ВЫВОД: числительные нужны, если мы хотим сосчитать предметы, указать количество. Где еще можно встретиться с числительными?

( в пословицах, фразеологизмах) С какой целью они употребляются?

(образность речи).

  1. Работа с фразеологическим словарем.

Найдите фразеологизм с числительным, запишите в тетрадь, устно объяснив значение, у числительного обозначьте разряд. С одним из фразеологизмов составьте предложение (все как один, в один голос - единодушно, за один присест – сразу, в два счета – быстро, как две капли воды – очень схожи, наговорить с три короба – много). Работать можно в парах.

5. Занимательный материал

Слайд №16, 17

Прочитайте предложение, а затем и стихотворения, заменяя цифры  числительными.

6. ИТОГ урока

Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Что оказалось сложным?

Слайд №18

4. Домашнее задание: 

Слайд №15

 п. 108. Вспомните и запишите в тетрадь названия произведений, где встречаются числительные; пословицы, поговорки, содержащие числительные (не менее 5). У числительных обозначить разряд. ИЛИ упр. №389 по заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....


 

Комментарии

Скрипникова Наталья Николаевна

Спасибо. Интересный материал.Успехов!