Рабочие программы
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме

Мигаль Римма Алексеевна

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе УМК под ред.М.В.Панова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit._zapiska.doc39 КБ
Microsoft Office document icon ktp_rus_7_kl..doc340 КБ
Microsoft Office document icon soderzhnie.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года, авторской программы к учебникам под редакцией М.В.Панова «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Булатова, В.В.Дибобес, Н.Е.Ильина, И.С.Ильинская, Е.В.Красильникова, С.М.Кузьмина, М.В.Панов, Е.Н.Ширяев. – М.: ООО «ТИД «»Русское слово - РС», 2008; Инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году» Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области и  Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Данная Рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Цель курса русского языка в средней школе – дать учащимся представление о языке, научить их практически владеть нормами  литературного языка и всем богатством его выразительных средств. Особенностью представленной Программы является то, что теоретическая и практическая задачи решаются в их единстве: практические навыки формируются на основе постижения законов языка.

Программа основана на следующих принципах:

  1. Обучение должно быть научным, т. е. должно знакомить детей с достижениями современного языкознания.
  2. Системный подход, опора на единую теорию позволил построить непротиворечивый школьный курс, в котором разные языковые явления рассматриваются с одних и тех же позиций. Это даёт простор для интеллектуального развития детей.
  3. Важная роль отводится эстетическому восприятию языка.
  4. Занятия по русскому языку в средней школе не могут обойтись без игры.
  5. Нормы русского литературного языка становятся для детей основой для сознательной речевой деятельности.
  6. Работа по развитию речи систематически ведётся при изучении лингвистической теории.
  7. Курс обучения строится в основном линейно. В каждом классе изучаются определённые разделы науки о языке: в 7 классе –морфология.

В Рабочей  программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий: текст, стили речи, функционально- смысловые типы речи.

В настоящую Рабочую программу внесены некоторые изменения в сравнении с основной авторской программой. Так,  уточнены и приведены в систему уроки по развитию речи. Они отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности. Содержание обучения связной речи  в программе М.В.Панова  дано изолированно, а в Рабочей программе предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.

Исходя из того, что авторская программа рассчитана на 136 часов, а планирование составлено на 140 часов в соответствии с учебным планом гимназии,  появилась возможность увеличить количество часов на изучение раздела «Числительное» и «Наречие», что способствует более прочному усвоению этих тем.

В Рабочую программу включены пропедевтические  задания, направленные на подготовку учащихся к ГИА.

Формулировки тем, предложенные автором, используются в Рабочей программе и соответствуют формулировке тем в учебнике.  Преподавание ведется по учебнику Русский язык. 7 класс. Под редакцией М.В. Панова - М.: Русское слово – 2010

Основными методами обучения на уроках являются словесные, наглядные, практические, продуктивные, эвристические; проблемно-поисковые, исследовательские. А преобладающие формы работы – беседа; фронтальный опрос, игровые формы работы.

На уроках изучения и первичного закрепления знаний на этапе объяснения нового материала обычно используется беседа, лингвистический рассказ. С целью активизации познавательной деятельности учащихся продуктивными являются игровые формы работы. На уроках закрепления,  обобщения и систематизации  знаний проводятся собеседования, тестирование.  

     

     

 

         

     

     

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

знать:

  1. смысл основных лингвистических понятий, изученных в курсе;
  2. грамматические значения изученных частей речи и средства их выражения;
  3. основные признаки текстов разных стилей и типов;

понимать:

  1. разницу между делением самостоятельных слов на части речи и их делением на знаменательные слова и местоимения;
  2. различие грамматического статуса количественных и порядковых числительных;

уметь:

  1. определять часть речи по её грамматическим формам;
  2. производить морфологический разбор всех частей речи;
  3. извлекать необходимую информацию из словарей и других источников;
  4. использовать грамматические синонимы в речи;
  5. анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально – смысловому типу;
  6. адекватно передавать информацию сжато, выборочно или подробно;
  7. создавать тексты на заданную тему.



Предварительный просмотр:

Название темы

количество часов

Календарные сроки

Тип урока

Основные требования к ЗУНам

Вид контроля, самостоятельной работы

Подготовка к ГИА

1-4

Повторение пройденного в 5-6 классах

Повторение. Самостоятельные и служебные части речи

Повторение. Словообразование

Повторение. Правописание существительных и прилагательных

4

01.09,

05.09,

06.09,

07.09

Уроки совершенствования умений и навыков

Знать различие между самост. и служебными частями речи. Знать способы словообразования, уметь их определять. Знать орфограммы, связанные с правописанием сущ. и прилагательных

5

(1) Р.р. Что мы знаем о стилях речи

1

08.09

Урок развития речи

Знать функциональные стили речи, уметь их различать

Составление таблицы

Задания типа В1, А1

6

(2) Р.р. Что мы знаем о типах речи

1

12.09

Урок развития речи

Знать типы речи, уметь их различать

Задания типа В1, А1

Морфология. Самостоятельные части речи. Числительное

7

Количественные и порядковые числительные

1

13.09

Урок изучения нового материала

Знать два вида числительных, уметь их отличать друг от друга

Рассказ на лингвистическую тему по опорной схеме

8

Сравнение количественных числительных с существительными. Производные и непроизводные количественные числительные.

1

14.09

Урок совершенствования умений и навыков

Знать главное различие сущ. и количественных числит

Словарный диктант

Задания типа В8

9

Составные числительные

1

15.09

Урок изучения нового материала

Уметь склонять составные числительные

Склонение числительных

10

Дробные числительные

1

19.09

Урок изучения нового материала

Уметь склонять дробные числительные

Составление рассказа с использованием изучаемого разряда числительных

11

Собирательные числительные

1

20.09

Урок изучения нового материала

Уметь употреблять собирательные числительные

Объяснительный диктант

12

Местоимённые числительные

1

21.09

Урок изучения нового материала

Уметь употреблять местоимённые  числительные

Устный опрос

13

Порядковые числительные

1

22.09

Урок изучения нового материала

Знать отличительные признаки порядковых числительных

Работа по карточкам

Задания типа В8

14-15

Правописание числительных

2

26.09

27.09

Комбинированные уроки

Уметь правильно писать числительные

Объяснительный диктант

16

Морфологический разбор числительных

1

28.09

Урок совершенствования умений и навыков

Знать порядок морфологического разбора,

уметь разбирать числит.

Письменный опрос

17

Повторение по теме «Числительное»

1

29.09

Урок совершенствования умений и навыков

Знать морфологические признаки числит.

Уметь писать числит. и употреблять их в речи

Фронтальный вопрос

18

Проверочная работа по теме: «Числительное»

1

03.10

Контрольный урок

Уметь применять полученные знания на практике

Тестовые задания

19

(3) Р.р. Повествование как тип речи, его особенности

1

04.10

Урок развития речи

Знать отличительные особенности повествования, уметь различать тексты заданного типа речи

Пересказ лингвистического текста

Задания типа В1,

20

(4) Р.р. Композиция повествовательного текста

1

05.10

Урок развития речи

Знать композиционные особенности текста повествования, уметь строить тексты заданного типа речи

Создание собственного текста

Задания типа В1, А1

21-22

(5,6) Р. Р.  Изложение(1) текста повествовательного типа

2

06.10

10.10

Контрольный урок

Уметь пересказывать текст, сохраняя его тему, основную мысль и композиционные особенности

Изложение

Задания типа С1

Глагол и его формы

23

Определение глагола как части речи.  Грамматические значения и формы глагола.

1

11.10

Урок изучения нового материала

Знать грамматическое значение и синтаксическую роль глагола, уметь находить глаголы в тексте

Пересказ параграфа

Задания типа В9

24

Виды глагола. Значение совершенного и несовершенного видов глагола.

1

12.10

Урок изучения нового материала

Знать значение сов. и несов. видов глагола

Объяснительный диктант

25

Видовые пары

1

13.10

Урок изучения нового материала

Знать, какие глаголы образуют видовые пары,

Уметь образовывать видовые пары

Упр.108(составление и решение пропорций)

26

Двувидовые глаголы

1

17.10

Урок изучения нового материала

27

Ступени видового словообразования.

1

18.10

Урок изучения нового материала

Уметь образовывать глаголы сов. и несов. видов

Упр.120

28

Видовое словообразование у глаголов направленного и ненаправленного движения. Различия в их значениях

1

19.10

Урок изучения нового материала

Творческая работа(упр.129)

29

Глаголы переходные и непереходные.

1

20.10

Урок изучения нового материала

Знать признаки переходности глаголов,

Уметь определять переходность глаголов

Фронтальный опрос

30

Возвратные глаголы:

1

24.10

Урок изучения нового материала

Знать признаки возвратности глагола,

Уметь различать возвратные и невозвратные глаголы

Распределительный диктант

Задания типа В8

31

Залоги

1

25.10

Урок изучения нового материала

Уметь определять грамматическое значение залога

Выборочный диктант

32

Две основы глагола. Продуктивные и  непродуктивные классы глаголов

1

26.10

Урок изучения нового материала

Знать грамматические особенности продуктивных классов глаголов

Пересказ лингвистического текста

33-34

Продуктивные классы глаголов

2

27.10

Комбинированные уроки

Рассказ по таблице

35

Непродуктивные классы глаголов

1

07.11

Комбинированный урок

Рассказ по таблице

36-37

Инфинитив (неопределённая форма). Суффиксы инфинитива и их  правописание.

2

08.11

09.11

Комбинированные уроки

Знать грамматическое значение инфинитива, его суффиксы.

Уметь писать инфинитив

Творческая работа

Задания типа В8

38

Формы наклонения.

1

10.11

Урок изучения нового материала

Знать грамматическое значение форм наклонения, уметь образовывать формы разных наклонений

Фронтальный опрос

39

Формы времени глаголов  несовершенного вида

1

14.11

Урок совершенствования умений и навыков

Уметь образовывать временные формы у глаголов несов. вида

Творческая работа (упр.194)

40

Формы времени глаголов  совершенного вида

1

15.11

Урок совершенствования умений и навыков

Уметь образовывать временные формы у глаголов сов. вида

Творческая работа (упр.197)

41

Прошедшее и будущее время – признаковые формы времени

1

16.11

Урок совершенствования умений и навыков

Уметь употреблять глаголы в разных временных формах

Творческая работа (упр.205)

42

(7) Р.Р.Стилистически окрашенное употребление форм времени.

1

17.11

Урок развития речи

Уметь употреблять глаголы в разных временных формах

Творческая работа (упр.208)

Задания типа А3

43

Формы лица и числа (личные формы) в настоящем и будущем времени.

1

21.11

Комбинированный урок

Знать формы лица и числа, уметь изменять глаголы по лицам и числам

Анализ текста

44

Глаголы I  и II спряжения.

1

22.11

Комбинированный урок

Знать виды спряжений, уметь определять спряжение глаголов

Фронтальный опрос

45-46

Правописание личных окончаний  глаголов

2

23.11

24.11

Урок совершенствования умений и навыков

Уметь правильно писать личные окончания глаголов

Словарный диктант

Задания типа В4

47

Формы рода и числа в прошедшем времени глагола

1

28.11

Урок совершенствования умений и навыков

Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени, уметь определять форму рода и числа у глагола в прошедшем времени

Объяснительный диктант

Задания типа В4

48

Безличные глаголы.

2

29.11

30.11

Урок изучения нового материала

Знать, что такое безличные глаголы, уметь употреблять личные глаголы в значении безличных

Творческая работа (упр.268)

49

(8) Р.Р.Употребление личных глаголов в значении безличных.

1

01.12

Урок развития речи

Уметь употреблять личные глаголы в значении безличных

Творческая работа (упр.269)

Задания типа В9

50

Образование условного наклонения. Изменение глаголов в условном наклонении

1

05.12

Комбинированный урок

Уметь образовывать формы условного наклонения

Анализ текста

51

Значение повелительного наклонения

1

06.12

Комбинированный урок

Знать значение повелительного наклонения, уметь его определять

Творческая работа

Задания типа В8

52

Изменение глагола по числам  в повелительном наклонении

1

07.12

Комбинированный урок

Уметь изменять глаголы в повелительном наклонении

Словарный диктант

53-54

Правописание глаголов в повелительном наклонении

2

08.12

12.12

Урок совершенствования умений и навыков

Уметь правильно писать глаголы в повелительном наклонении

Объяснительный диктант

55

(9) Р.Р. Употребление форм наклонения, времени и лица в переносных значениях. Стилистическая роль таких приёмов.

1

13.12

Урок развития речи

Уметь употреблять глаголы разных наклонений

Творческая работа (упр.317)

Задания типа А1-А3

56

Морфологический разбор глагола (предикативных форм).

1

14.12

Урок совершенствования умений и навыков

Знать порядок морфологического разбора глагола,

Уметь его производить

Письменный опрос

57

Повторение по теме: «Глагол»

1

15.12

Урок совершенствования умений и навыков

Знать грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую функцию глаголов, уметь определять признаки у глаголов, правильно их писать    

Фронтальный опрос

58-59

К.диктант(1) и его анализ

2

19.12

20.12

Контрольный урок

Уметь применять полученные знания

Диктант

60-61

(10.11) Р.Р.Сообщение как разновидность повествования

1

22.12

Урок развития речи

Знать, как строится сообщение, уметь создавать собственное высказывание

Пересказ лингвистического текста

Задания типа А1 – А3

62

(12) Р.Р.Параллельный способ связи предложений  в повествовании

1

26.13

Урок развития речи

Знать, что такое параллельный способ связи, уметь определять способ связи, создавать собственный текст с данным способом связи

Практикум

Задания типа А1 –А3

63

(13) Р.Р. Цепной способ связи предложений  в повествовании

1

27.12

Урок развития речи

Знать, что такое цепной способ связи, уметь определять способ связи, создавать собственный текст с данным способом связи

Практикум

Задания типа А1 –А3

Причастие

19

64

Понятие о причастии

1

28.12

Урок изучения нового материала

Знать, что такое причастие, уметь находить причастия в тексте

Анализ текста

65

Склонение причастий

1

11.01

Урок изучения нового материала

Знать, как изменяются причастия, уметь правильно писать окончания причастий

Творческая работа

Задания типа В4

66-67

Понятие о причастном обороте

2

12.01

16.01

Урок изучения нового материала

Знать, что такое причастный оборот, уметь находить причастный оборот и пунктуационно его оформлять на письме

Конструирование предложений по схемам

Задания типа В11

68

Страдательные и действительные причастия

1

17.01

Урок изучения нового материала

Знать отличительные признаки страдательных и действительных причастий, уметь их отличать

Распределительный диктант

Задания типа В11

69

Время причастий

1

18.01

Урок изучения нового материала

Уметь определять временные формы  причастий

70

Образование действительных причастий настоящего времени

1

19.01

Урок изучения нового материала

Знать правила образования действительных причастий настоящего времени, уметь их образовывать

Фронтальный опрос

Задания типа В10, В11

71

Образование  страдательных причастий настоящего времени

1

23.01

Урок изучения нового материала

Знать правила образования страдательных причастий настоящего времени, уметь их образовывать

Фронтальный опрос

72

Образование действительных причастий прошедшего времени

1

24.01

Урок изучения нового материала

Знать правила образования действительных причастий прошедшего времени, уметь их образовывать

Фронтальный опрос

73

Образование страдательныхпричастий прошедшего времени

1

25.01

Урок изучения нового материала

Знать правила образования страдательных причастий прошедшего времени, уметь их образовывать

Фронтальный опрос

Задания типа В10, В11

74

Краткие формы причастий

1

26.01

Урок изучения нового материала

Знать, какие причастия имеют краткую форму, уметь образовывать краткие причастия

Объяснительный диктант

75

Причастия и соотносительные  с ними прилагательные

1

30.01

Урок изучения нового материала

Уметь различать причастия и отглагольные прилагательные

76-77

Правописание – нн- и –н- в страдательных причастиях прошедшего времени и в соотносительных с ними прилагательных

2

31.01

01.02

Урок совершенствования умений и навыков

Знать условия выбора  Н – НН в причастиях и отглагольных прилагательных, уметь правильно писать причастия и прилагательные

Работа с перфокартами

Задания типа В4

78-79

Правописание  НЕ с причастиями и с прилагательными, соотносительными с причастиями

2

02.02

06.02

Урок совершенствования умений и навыков

Знать условия слитного и раздельного написания Не с причастиями и прилагательными, уметь правильно писать не с причастиями и прилагательными

Выборочный диктант

Задания типа В4

80

Морфологический разбор причастия

1

07.02

Урок совершенствования умений и навыков

Знать порядок морфологического разбора причастия

Уметь его производить

Практикум

81

(14)Р.Р.Употребление причастий в речи

1

08.02

Урок развития речи

Уметь употреблять причастия в речи

Творческая работа

Задания типа А2, А3

82

Повторение по теме: «Причастие»

1

09.02

Урок совершенствования умений и навыков (турнир смекалистых)

Знать грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую функцию причастий, уметь определять признаки у причастий, правильно их писать    

Фронтальный опрос

83

Тестирование (1)

1

13.02

Контрольный урок

Уметь применять полученные знания

Тест

84

(15)Р.Р. Рассказ - одна из разновидностей повествования

1

14.02

Урок развития речи

Знать композиционные особенности рассказа, уметь его составлять

Творческая работа

Задания типа А1,А2

85

(16)Р.Р. Рассказ на основе услышанного

1

15.02

Урок развития речи

Знать композиционные особенности рассказа, уметь его составлять

Творческая работа

Задания типа А1, А2

86

(17) Р.Р. Рассказ на основе услышанного

1

16.02

Урок развития речи

Знать композиционные особенности рассказа, уметь его составлять

Творческая работа

Задания типа А1, А2

87-88

(18-19)Р.Р. (1)Сочинение-рассказ «Как я однажды…»

2

20.02

21.02

Урок совершенствования умений и навыков

Уметь писать сочинение - повествование на заданную тему

Творческая работа

Деепричастие

9

89

Понятие о деепричастии

1

22.02

Урок изучения нового материала

Знать, что такое деепричастие, уметь находить причастия в тексте

Анализ текста

90

Понятие о деепричастном обороте

1

27.02

Урок изучения нового материала

Знать, что такое деепричастный оборот, уметь находить деепричастный оборот и пунктуационно его оформлять на письме

Конструирование предложений по схемам

Задания типа В10, В11

91

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

1

28.02

Урок изучения нового материала

Уметь определять вид деепричастий

Объяснительный диктант

92

Образование деепричастий у глаголов совершенного и несовершенного вида

1

29.02

Урок совершенствования умений и навыков

Уметь образовывать деепричастия сов. и несов. вида

Практикум

93

Деепричастия и соотносительные с ними наречия

1

01.03

Урок совершенствования умений и навыков

Уметь различать деепричастия и наречия

Анализ текста

94

Морфологический разбор деепричастия

1

05.03

Урок совершенствования умений и навыков

Знать порядок морфологического разбора деепричастия.

Уметь его производить

Практикум

95

(20)Р.Р.Употребление деепричастий в речи

1

06.03

Урок развития речи

Уметь употреблять деепричастия в речи

Редактирование текста

Задания типа А1 – А3

96

Повторение темы «Деепричастие»

1

07.03

Урок совершенствования умений и навыков (урок КВН)

Знать грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую функцию деепричастий, уметь определять признаки у деепричастий, правильно их писать    

Фронтальный опрос

97

Диктант

1

12.03

Контрольный урок

Уметь применять полученные знания

Диктант с грамматическим  заданием

98

(21)Р.Р. Р.р. Повествование делового и научного стилей

1

13.03

Урок развития речи

Уметь анализировать текст повествовательного типа

Анализ текста

Задания типа А1 – А3

99

(22)Р.Р. Р.р. Повествование делового и научного стилей

1

14.03

Урок развития речи

Уметь анализировать текст повествовательного типа

Анализ текста

Задания типа А1 – А3

100-101

(23,24) Р.Р.Изложение(2) текста повествовательного типа

2

15.03

19.03

Контрольный урок

Уметь пересказывать текст, сохраняя его тему, основную мысль и композиционные особенности

Изложение

Задания типа С1

Наречие

18

102

Понятие о наречии

1

20.03

Урок изучения нового материала

Знать грамматическое значение, морфологические особенности наречия

Практикум

103

Предикативные наречия

1

21.03

Урок изучения нового материала

Уметь образовывать наречия от глаголов

Анализ текста

104

Степени сравнения качественных наречий

1

22.03

Урок изучения нового материала

Знать, как образуются степени сравнения наречий

Выборочный диктант

105

Наречия, возникшие из падежных форм существительных, и их правописание

1

02.04

Урок изучения нового материала

Уметь правильно писать наречия данного типа

Выборочный диктант

Задания типа В2 - В3

106

Правописание наречий с суффиксами -, либо <и>

1

03.04

Урок изучения нового материала

Уметь правильно писать наречия данного типа

Выборочный диктант

Задания типа В2 - В3

107

Правописание Н и НН в наречиях

1

04.04

Урок изучения нового материала

Знать условия выбора  Н-НН в наречиях

Работа с перфокартами

Задания типа В4

108

Правописание приставок НЕ-, НИ- в местоименных наречиях

1

05.04

Урок совершенствования умений и навыков

Знать условия выбора НЕ-НИ в наречиях

Распределительный диктант

Задания типа В3

109-110

Правописание наречий, образованных префиксально - суффиксальным способом

2

09.04

10.04

Комбинированные уроки

Уметь правильно писать наречия данного типа

Выборочный диктант

Задания типа В2 - В3

111-112

Дефис в наречиях

2

11.04

12.04

Комбинированные уроки

Знать условия выбора дефиса в наречиях

Выборочный диктант

Задания типа В3

113

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

1

16.04

Урок изучения нового материала

Уметь правильно писать наречия данного типа

Объяснительный диктант

114

Правописание наречий, образованных предикативно – падежной конструкцией

1

17.04

Урок изучения нового материала

Уметь правильно писать наречия данного типа

Выборочный диктант

115

Не с наречиями

1

18.04

Урок совершенствования умений и навыков

Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями

Выборочный диктант

Задания типа В2 - В3

116

Морфологический разбор наречия

1

19.04

Урок совершенствования умений и навыков

Знать порядок морфологического разбора наречия и уметь его производить

Практикум

117

(25)Р.Р. Употребление наречий в речи

1

23.04

Урок развития речи

Уметь правильно употреблять наречия в речи

Анализ текста

Задания типа А3

118

Повторение по теме: «Наречие»

1

24.04

Урок совершенствования умений и навыков (урок-путешествие)

Знать грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую функцию наречий,, уметь определять признаки у наречий, правильно их писать    

Фронтальный опрос

Задания типа В2 – В4

119

Контрольный диктант(2)

1

25.04

Контрольный урок

Уметь применять полученные знания

120

(26)Р.Р. Р.р. Прямой порядок слов в тексте

1

26.04

Урок развития речи

Анализ текста

Задания типа С2

121

(27)Р.Р. Р.р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность

1

02.05

Урок развития речи

Анализ текста

Задания типа С2

122-123

(28,29)Р.Р.(2)Сочинение

2

03.05

Контрольный урок

Местоимение (обобщение пройденного)

4

124

Классификация местоимений. Лексические разряды местоимений.

1

07.05

Урок изучения нового материала

Знать лексические разряды местоимений

Работа с таблицей

125

Правописание местоимений

1

08.05

Урок совершенствования умений и навыков

Уметь правильно писать местоимения

Объяснительный диктант

126

(30) Р.Р.Местоимения и этикет

1

10.05

Урок развития речи

Уметь правильно употреблять местоимения

Анализ текста

127

Морфологический разбор местоимения

1

14.05

Урок совершенствования умений и навыков

Знать порядок морфологического разбора местоимений и уметь его производить

Практикум

128

Проверочная работа по теме: «Местоимение»

1

15.05

Контрольный урок

Уметь применять полученные знания

Тестовые задания

129

Рассказы о лингвистах

1

16.05

Урок изучения нового материал (заочное путешествие)

Повторение пройденного

10

130-131

Числительные: разряды, правописание

2

17.05

21.05

Урок совершенствования умений и навыков

Уметь определять разряды числительных, правильно их писать

Объяснительный диктант

Задания типа В8

132-133

Глагол

2

22.05

23.05

Урок совершенствования умений и навыков

Знать признаки глагола, уметь правильно писать и употреблять глаголы

Тестовые задания

134-135

Причастие: склонение, правописание

2

24.05

28.05

Урок совершенствования умений и навыков

Уметь определять разряды причастий, правильно их писать

Выборочный диктант

Задания типа В2 – В4

136

Деепричастие

1

29.05

Урок совершенствования умений и навыков

Уметь находить деепричастия, правильно их употреблять

Тестовые задания

137

Наречие

1

30.05

Урок совершенствования умений и навыков

Уметь распознавать наречия, правильно их писать

Тестовые задания

138

Итоговое тестирование(2)

1

31.05

Контрольный урок

Уметь применять полученные знания

тест

139-140

Резервные уроки

2



Предварительный просмотр:

Содержание программы учебного предмета

Повторение пройденного в 5-6 классах

Самостоятельные и служебные части речи.

Словообразование.

Правописание существительных и прилагательных.

Морфология

Самостоятельные части речи

Числительное

Количественные и порядковые числительные. Количественные числительные как особая часть речи. Порядковые числительные – это относительные прилагательные.

Сравнение количественных числительных с существительными. Производные и непроизводные количественные числительные.

Составные, дробные, собирательные числительные.

Склонение числительных.

Сочетание количественных числительных с существительными. Историческая справка.

Местоименные числительные.

Правописание числительных.

Морфологический разбор числительных.

Глагол

Определение глагола как части речи. Грамматическое значение и синтаксическая роль глагола. Главное противопоставление в русской грамматике: глагол – имя. Глагол как центр предложения: без глагола (или связки) предложение невозможно. Грамматические классы глагола.

Виды глагола. Значение совершенного и несовершенного видов глагола. Совершенный вид указывает, что действие достигло предела. Несовершенный вид не указывает на достижение предела (немаркированное значение).

Видовые пары. Глаголы, отличающиеся только значением совершенного – несовершенного видов, образуют видовую пару. Каждый глагол относится к тому или иному виду, но не каждый глагол входит в видовую пару.

Видовые пары, образующиеся супплетивно: брать – взять, говорить – сказать.

Двувидовые глаголы – видовые омонимы. Стремление языка избавиться от грамматических омонимов.

Ступени видового словообразования.

Способы образования глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение значения глаголов при словообразовании.

Видовое словообразование у глаголов направленного и ненаправленного движения. Различия в их значениях. Ступени видового словообразования у глаголов направленного и ненаправленного движения. Случаи омонимии при образовании видовых  ступеней.

Глаголы переходные и непереходные. Переходные глаголы – требующие дополнения в винительном падеже. Замена винительного падежа родительным в случаях, если при глаголе есть частица не. Винительный падеж в значении обстоятельства – не показатель переходности.

 Морфологическое выражение непереходности – переходности. Возвратные глаголы: суффикс – ся (сь) – знак непереходности. Соотносительные глаголы типа белеть – белить обозначают непереходность аффиксами – еть.

Залог. Залог – грамматическое значение, которое показывает отношение действия к предмету, обозначенному подлежащим. Действительный залог и страдательный залог. Страдательный залог по-разному выражается у глаголов несовершенного и совершенного вида: возвратным глаголом у несовершенного вида и страдательным причастием у совершенного вида.

Морфологические классы глагола. Две основы глагола. Продуктивные классы глаголов. Их грамматические особенности. Общее знакомство с наиболее употребительными непродуктивными классами глаголов. Понятие грамматической продуктивности.

Правописание суффиксов глаголов.

Грамматические формы глагола.

Инфинитив (неопределённая форма). Грамматическое значение: инфинитив называет процессуальный признак, не указывая, к какому предмету он относится. Суффиксы инфинитива. Правописание инфинитива.

Предикативные формы глагола.

Формы наклонения. Грамматическое значение форм наклонения: они указывают на отношение говорящего к реальности действия.

Образование форм условного (сослагательного)  и повелительного наклонения. Изменение глагола в формах изъявительного, условного и повелительного наклонения.

Использование форм одного наклонения в значении другого. Функции такого переносного использования наклонений.

Формы времени в изъявительном наклонении. Они указывают на отношение времени действия к моменту речи. Прошедшее и будущее время – признаковые формы времени. Немаркированность (беспризнаковость) значения формы настоящего (и простого будущего) времени глагола. Стилистически окрашенное употребление форм времени.

Формы лица и числа (личные формы) в настоящем и будущем времени. Они указывают, к кому говорящий относит действие.

Безличные глаголы. Употребление личных глаголов в значении безличных.

Глаголы I  и II спряжения.

Правописание предикативных форм глагола.

Формы рода и числа в прошедшем времени глагола.

Употребление форм наклонения, времени и лица в переносных значениях. Стилистическая роль таких приёмов.

Морфологический разбор глагола (предикативных форм).

Непредикативные формы глагола.

Причастие.

Действительные и страдательные причастия.

Причастия настоящего и прошедшего времени.

Образование действительных и страдательных  причастий.

Краткие формы причастий

Правописание суффиксов причастий.

Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.

Правописание страдательных причастий прошедшего времени.

Причастный оборот. Пунктуация при причастном обороте.

Причастия и отглагольные прилагательные.

Прилагательные, соотносимые с причастиями.

Правописание не с причастиями и прилагательными, соотносительными с причастиями. Правописание – нн-/- н в страдательных причастиях прошедшего времени и соотносительных с ними прилагательных.

Морфологический разбор причастия.

Деепричастие.

Образование деепричастий от глаголов совершенного и несовершенного вида. Связь деепричастий с глаголом – сказуемым и подлежащим.

Деепричастие и наречие. Наречия, образованные от деепричастий (не спеша)

Правописание деепричастий с частицей не.

Деепричастный оборот.

Пунктуация при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Морфологический разбор деепричастия.

Наречие

Определение наречия как части речи. Типы наречий. Отприлагательные наречия на –о, -е. Сравнительная степень таких наречий.

Предикативные наречия.

Правописание наречий. Трудности слитного и раздельного написания наречий. Дефис в наречиях.

Морфологический разбор наречия.

Местоимение 

Местоимения – это слова – указатели. Они не являются особой частью речи, так как грамматические значения у них различны. Местоимения объединяются в одну группу слов на основе  общего типа лексических значений.

Классификация местоимений по их лексическим значениям.

Правописание местоимений.

Местоимения и этикет.

Морфологический разбор местоимения.

Рассказы о лингвистах: Ф.Ф.Фортунатов.

Повторение пройденного в 7 классе

Развитие речи

Текст. Повествование как тип речи, его особенности. Сообщение как разновидность повествования. Параллельный и цепной способы связи предложений в повествовании.

Стилистическое использование грамматических форм слова.

Формы и средства контроля

В процессе обучения предполагается проведение различных видов текущего и итогового контроля.

Лингвистический рассказ используется на уроке закрепления знаний. Различные виды диктантов  проводятся на всех этапах урока, например, объяснительный и комментированный – на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний, выборочно-распределительный,  творческий – на комбинированных уроках;  словарный, контрольный – на этапе промежуточного и итогового контроля. Тесты (обучающий, орфографический, контрольный, мини-тест) проводятся как на уроках обобщения и систематизации знаний, так и на уроках контроля, оценки и коррекции знаний. Заполнение таблицы, составление алгоритма по правилу обычно используется при эвристическом  методе подачи материала. Создание собственного текста, работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста, редактирование текста, конструирование предложений, изложение и сочинение проводится на обучающих и контрольных уроках по развитию связной речи учащихся.

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом « О                 преподавании русского языка в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях Белгородской области» в 7 классе предполагается проведение контрольных письменных работ: диктантов – 2, контрольных тестирований – 2, изложений -2, сочинений – 2.

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

итого

Количество плановых контрольных работ

1

1

3

3

8

8

Диктант

1

1

2

6

Сочинений

1

1

2

2

Изложений

1

1

2

2

Тестирование

1

1

2

2

Контрольный диктант №1

Цели: проверить навыки правописания корней слов и окончаний; навыки употребления прописной буквы; мягкого и разделительного знаков после шипящих; навыки постановки запятой в сложном предло жении; употребление тире между подлежащим и сказуемым.

Наслаждение

В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.

Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне — наслаждение, которое известно лишь одним охотникам. Встанешь на заре и к вечеру так уходишься, что едва доберешься до   незнакомой избушки.

Нашим любимым местом была гора Размет, которая являет ся связующим центром и горным водоразделом. В одну сторону с нее сбегают речки европейского бассейна, а в противополож ную — азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией.

Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нараста ют, и на вас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воз дух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное на строение, которое будит воображение.

                                                                          (По Д. Мамину-Сибиряку)

                                             Контрольный диктант №2

На заре телеграфа

Цели: проверить навыки  правописания наречий, употребления ь; правописания непроизносимых согласных, безударных окончаний разных частей речи, слитное и раздельное написание не с прилагательными и наречиями, навыки постановки запятой в сложном предложении

       

Людям издавна хотелось иметь такое сообщение, чтобы через любое, даже сорокаверстное расстояние вовремя помощь где-то оказать, важный приказ передавать не подолгу. Стали люди понемногу выдумывать

Представьте, между нами такой уговор: поднимешь руку вверх — значит «И», поднимешь левую руку вровень с плечом — значит «Г», а обе руки в уровень с плечами — читай «Т» и так далее. Это ручная семафорная азбука. Ею вовсю пользуются во флоте. По-прежнему на кораблях есть специалисты-сигнальщики. Они берут в руки по флажку и быстро-быстро машут руками влево, вправо, кверху и книзу, что невольно удивишься, как они друг друга понимают.

Только вот ночью или в туман дело плохо. Жди ясного дня или рассвета, даже если тебе невтерпеж. Нет, ненадежный был когда-то телеграф!  (114 слов)                                                         (По Б. Житкову.) 

 Задания. 

1. Определите разряд наречий в 1-м абзаце (I вариант), в предложении  По-прежнему на кораблях... (II вариант).

2. Выпишите примеры дефисного употребления наречий и объясните их написание (I вариант); примеры слитного написания наречий и объясните способ их образования (II вариант).

3. Произведите морфологический разбор слов важный, плохо (I вариант), во флоте, понемногу (II вариант).

ТЕСТ № 2 (вариант I)

1. Отметьте номер слова, в котором на месте пропуска пишется буква и:

1) круж_во;
2) ландыш_вый;
3) затм_вать;
4) вдумч_вый.

2. Отметьте номер слова, где написание с не слитное:

1) сделал (не)так;
2) мне (не)жарко;
3) много (не)успевающих по математике;
4) никому (не)известный рассказ.

3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая:

1) Девочки и мальчики_ и их молоденькая учительница заблудились в лесу.
2) Ветер дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя_ и мокрой земли.
3) Большие белые птицы кружат над водой_ либо садятся отдыхать на камни.
4) Лицом пригожа_ да нравом негожа.

4. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется буква, передающая звонкий согласный звук:

1) по_чевать;
2) сладкое_ка;
3) бе_трепетно;
4) про_ба.

5. Отметьте номер слова, где написание раздельное:

1) (По)утру я всегда чувствую себя лучше.
2) Цветы тянутся (на)встречу солнцу.
3) Неприятный разговор отложи (на)завтра.
4) (По)тому я и здесь, что так скучаю.

6. Отметьте номер слова с удвоенной согласной:

1) ап(п)етит;
2) кол(л)ея;
3) им(м)итация;
4) грим(м)аса.

7. Укажите номер варианта, не соответствующего стилистическим нормам языка:

1) килограмм сахару;
2) в одну тысячу девятьсот восемьдесят четвертом году;
3) с тремя ножницами;
4) вопреки ему.

8. Отметьте номер сложного слова с соединительной гласной:

1) кашевар;
2) тел
еигра;
3) легк
оатлетический;
4) из
остудия.

9. В каком ряду во всех словах пропущен ь?

1) не завис(ь)те, син(ь)ка, волноват(ь)ся;
2) береч(ь)ся, сплош(ь), клян(ь)чить;
3) не плач(ь), проч(ь)ти, навзнич(ь);
4) солов(ь)иный, воз(ь)мите, из груш(ь).

10. Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:

1) официально-деловой;
2) художественный;
3) публицистический;
4) научный.

Государственная комиссия приняла в эксплуатацию Новосибирский метрополитен. Пока он – единственный на все Зауралье, Сибирь и Дальний Восток. Скоростная транспортная магистраль соединила районы полуторамиллионного города, расположенного по обоим берегам Оби. Она возведена в небывало короткие сроки: всего за шесть с половиной лет. Таких темпов еще не знала отечественная практика.

11. В каком примере в суффиксе пишется нн?

1) жарен_ый пирожок;
2) изобретения запатентован_ы;
3) смышлен_ый мальчик;
4) слова девушки легкомыслен_ы.

12. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Я доверяю любящим_ потому что они великодушны.
2) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.
3) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.
4) Слышу я_ звенит синица средь желтеющих полей.

13. Орфографическая ошибка допущена в слове:

1) укращать;
2) шипцы;
3) пятнистый;
4) ограждать.

14. В каком слове буква т, заключенная в скобки, не пишется?

1) хрус(т)нуть;
2) захолус(т)ный;
3) опас(т)ный;
4) ярос(т)ный.

15. В каком случае возможно только одно написание?

1) (от)того;
2) (до)завтра;
3) прим(е,и)рять;
4) кос(т)ный.

16. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Не бывать бы счастью_ да несчастье помогло.
2) Жизнь дается один раз_ и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
3) Ответьте же мне_ а то я буду беспокоиться.
4) Уже совсем рассвело_ и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

17. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) древко;
2) углубить;
3) крашение;
4) упрочение.

18. В каком случае не пишется раздельно?

1) (не)выдуманный мною;
2) говорить (не)сдержанно;
3) (не)приветлив со мной;
4) совершенно (не)продуманное решение.

19. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?

1) Чиновник не отвечал, он закрыл лицо руками, грудь его волновалась, в его отрывистых словах проглядывало отчаяние, казалось, он рыдал, и наконец он воскликнул: «Нет, не могу, не погублю ее!» – и убежал.
2) «Странно... – подумал дьякон, не узнавая походки Лаевского. – Будто старик».
3) «Бабушка, – сказал Егорушка, – Я спать хочу».
4) «Что они делают? – думал князь Андрей, глядя на них. – Зачем не бежит рыжий артиллерист, когда у него нет оружия? Зачем не колет его француз?»

20. Отметьте номер слова с приставкой пре-:

1) пр_сечь;
2) пр_ручить;
3) пр_беречь;
4) пр_дорожный.

21. Лексическое значение какого слова определено неверно?

1) Банальность – заурядное, избитое мнение.
2)
Фактор – причина, движущая сила, необходимое условие какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты.
3)
Откровение – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.
4)
Эффектный – производящий сильное впечатление, эффект; рассчитанный на то, чтобы произвести эффект.

22. В каком слове пропущена буква ю?

1) ве_т ветры;
2) хмур_щийся отец;
3) пен_щаяся волна;
4) верующие мол_тся.

23. В каком примере пишется ни?

1) Кто из нас н_ находил в этом доме радушный прием?
2) Это был н_ кто иной, как мой верный друг.
3) Никто иной, кроме верного друга, н_ поможет тебе в трудную минуту.
4) Кто н_ плакал над этим романом, все объясняли свои слезы по-разному.

24. Нужны запятые на месте цифр:

Дождь хлещет в стекла окон (1) гулко веет ветер (2) и (3) когда (4) стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молний (5) цветы с подоконников (6) кажется (7) падают.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
2) 1, 2, 3, 5, 6, 7.
3) 1, 2, 4, 5.
4) 1, 2, 5.

25. В каком слове пропущена буква о?

1) щ_лочь;
2) переж_вывать;
3) ж_рдочка;
4) холщ_вый.

26. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее изгибами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо.
2) Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.
3) Как славно что снег и что приехала она, и что завтра я поведу ее на свои любимые места.
4) Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват.

27. В каком слове одинаковое количество букв и звуков?

1) возчик;
2) вскользь;
3) скворечник;
4) каюта.

28. В каком словосочетании тип связи слов – согласование?

1) повязать галстук;
2) пятый этаж;
3) берег моря;
4) очень быстро.

29. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.
2) Не сули журавля в небе дай синицу в руки.
3) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.
4) Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.

30. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр_бабушка, издавн_, прик_саться;
2) расст_лать, нищ_нский, пр_оритет;
3) бельч_нок, деш_вый, маж_рный;
4) без_мянный, совет_вал, ц_пленок.

31. Какое слово пишется через дефис?

1) все(же);
2) (горько)соленый;
3) (борт)проводница;
4) (по)одиночке.

32. Какое слово неверно разобрано по составу (разбито на морфемы)?

1) кисл-оват-ый;
2) теннис-ист-к-а;
3) под-о-сла-ть;
4) под-сыл-а-ешь.

33. Укажите пример с ошибкой в образовании грамматической формы слова:

1) килограмм рису;
2) зубья пилы;
3) вкусные торта;
4) хлеба зреют.

34. Пишется без ъ:

1) суб(ъ)ект;
2) об(ъ)ятия;
3) пред(ъ)являть;
4) под(ъ)отдел.

35. К какому слову неверно подобран синоним?

1) дорожить – ценить;
2) мечтать – грезить;
3) спешить – торопиться;
4) колдовство – чудо.

36. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Все возы, потому что на них лежали тюки с шерстью, казались_ очень высокими и пухлыми.
2) Шел средь остальных и Мишкин брат_ по прозвищу Гурей.
3) Матрос был не кто иной_ как тот самый, с якорем на руке.
4) Солнечные пятна были на полу, потом перелились на прилавок, на стену и совсем исчезли; значит_ солнце уже склонилось за полдень.

37. Отметьте номер предложения, в котором нарушена языковая норма:

1) Прыжками, бегом и метанием диска занимается около десяти миллионов человек.
2) В спорте большое значение играет упорная тренировка, выдержка, упорство.
3) Мне не к кому зайти до начала занятий.
4) Чтобы не заблудиться в лесах, нужно ознакомиться с приметами.

поколение.

Ответы к тесту № 1

1 – 4; 2 – 3; 3 – 4; 4 – 2; 5 – 3; 6 – 1; 7 – 2; 8 – 1; 9 – 1; 10 – 3; 11 – 4; 12 – 2; 13 – 1; 14 – 3; 15 – 2;
16 
– 4; 17 – 4; 18 – 1; 19 – 3; 20 – 1; 21 – 3; 22 – 1;
23 –
 4; 24 – 2; 25 – 4; 26 – 3; 27 – 3; 28 – 2; 29 – 4;
30
 – 1; 31 – 2; 32 – 3; 33 – 3; 34 – 4; 35 – 4; 36 – 1; 37 – 2.

ТЕСТ № 2 (вариант II)

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) неприм_римый (борец), уд_вителный, разъед_нять, ц_лина;
2) д_алог, пш_ница, пр_рода, уд_рать;
3) ср_статься, ск_чок, кат_строфа, препод_ватель;
4) пом_гать, к_саться, м_лодежь, п_мидор.

2. У какого слова из предложения неверно определены грамматические признаки?

В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны.

1) в продолжение – существительное с предлогом;
2)
всей – определительное местоимение;
3)
весьма – наречие;
4)
внимательны – краткое прилагательное.

3. Нужны запятые на месте цифр:

Весенний закат (1) пламенный (2) с пышными облаками (3) каждый вечер давал что-нибудь необыкновенное (4) новое (5) невероятное (6) именно то самое (7) чему не веришь потом (8) когда эти же краски (9) и эти же облака (10) видишь на картине.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
2) 4, 5, 6, 7, 8, 9.
3) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
4) 4, 5, 6, 7, 8, 10.

4. Отметьте номер слова с орфографической ошибкой:

1) шепот;
2) шорох;
3) кошолка;
4) шелк.

5. В каком предложении не с последующем словом пишется раздельно?

1) Разнообразие трав в наших лугах (не)слыханное.
2) Леня был (не)утомим и бесстрашен, он появлялся всюду, где требовалось поднять дух измученных людей.
3) Злая старуха всегда (не)долюбливала соседку.
4) Про старое (не)сказывай, новое показывай.

6. В каком примере возможно только одно написание?

1) трудит(ь)ся;
2) соб(е,и)рите;
3) лож(ь);
4) об(е,и)жал.

7. В каком слове ударение на втором слоге?

1) плуги;
2) облегчить;
3) неясна;
4) лгала.

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

С востока надвигались темные дождливые тучи(,) и оттуда потягивало влагой.

1) в предложении есть однородные члены, соединенные союзом и; запятая перед и не ставится;
2) в предложении есть однородные члены, соединенные союзом
и; перед и запятая ставится;
3) предложение сложное (сложносочиненное); перед
и запятая не ставится;
4) предложение сложносочиненное; перед
и ставится запятая.

9. В каком слове пишется нн?

1) путан_ый;
2) коноплян_ый;
3) ветрен_ый;
4) маринован_ый.

10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне.
2) День был голубой, нежный, на диво солнечный.
3) Вдали перед ним пестрели и цвели луга, и нивы золотые.
4) Из-под снега виднелись: самовар, кадка и еще какие-то привлекательные узелки и коробочки.

11. Значение какого слова определено неверно?

1) подвода – грузовая конная повозка;
2)
абонемент – право пользования чем-либо в течение определенного срока, а также документ, удостоверяющий это право;
3)
быт – жизненный уклад, повседневная жизнь;
4)
фактор – действительное событие, явление.

12. В каком слове пропущен ь?

1) свар_щик;
2) проч_ти;
3) гвоз_ди;
4) буд_те.

13. В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

1) Не сули журавля в небе _ дай синицу в руки.
2) Доверие _ всегда самый дорогой подарок.
3) Так хотелось бы знать _ куда еще занесет судьба?
4) Я советую читать и изучать классиков _ Пушкина, Тургенева, Толстого.

14. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (средне)суточный, покажи(ка), (после)завтра;
2) (по)моему, (темно)синий, (пол)лета;
3) вряд(ли), (пол)второго, (полным)полно;
4) (по)тому, (микро)автобус, (мутно)зеленый.

15. Укажите предложение с речевыми ошибками:

1) Напрягши силы, человек самых средних способностей может добиться чего угодно.
2) Часть книг, предназначенных для выставки, уже получена.
3) Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами.
4) Можно преображать мир сообразно своим представлениям.

16. К какому слову неверно подобран синоним?

1) кругозор – обозрение;
2) провал – крах;
3) бегемот – гиппопотам;
4) царить – господствовать.

17. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Ночью, когда поезд поднялся на плоскогорье_ стало холодно.
2) Тысячелетия прикасались к моим глазам_ пока я дышал воздухом, нагретым камнями, в изобилии усыпавшими Армению.
3) Давно заметил я, что_ когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная прелесть.
4) Кони так устали, что_ когда с них сняли вьюки, они легли на землю.

18. Отметьте номер слова с удвоенной согласной.

1) оперет_очный;
2) антен_а;
3) ал_юминий;
4) им_итация.

19. Отметьте номер слова, где написание раздельное.

1) (На)утро снегопад прекратился, буря утихла.
2) Мальчик прищурился, что(бы) посмотреть на солнце.
3) (В)виду предстоящего скорого отъезда нужно торопиться со сборами.
4) Все зависит от(того), что скажет врач.

20. В каком слове пропущена буква ы?

1) регистрац_я;
2) ц_ганка;
3) ц_ферблат;
4) панц_рь.

21. В каком примере пишется ни?

1) Н_ раз мы бывали в этом старом парке.
2) Кто н_ плакал над романом хотя бы раз в жизни!
3) Н_ один солдат погиб в этом бою.
4) Кто н_ гладил эту кошку, все удивлялись живому шелку ее рыжей шерстки.

22. В каком слове пропущена буква, передающая звонкий согласный звук?

1) про_ьба;
2) ко_ьба;
3) бедня_ка;
4) бука_ка.

23. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

1) Солнечные пятна были на полу, потом перелились на прилавок, на стену и совсем исчезли; значит_ солнце уже склонилось за полдень.
2) Главное_ в поэзии не богатство звуков и красок, а пленительная сила и красота крылатой души поэта.
3) Я говорил обо всем, и о спорте_ в частности.
4) Долгая разлука нисколько не охладила их чувств, а_ напротив, они еще больше привязались друг к другу.

24. Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:

1) официально-деловой;
2) научный;
3) публицистический;
4) художественный.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности.

25. Отметьте номер слова с приставкой пре-:

1) пр_влекательный;
2) пр_бывание;
3) пр_бытие;
4) пр_норавливаться.

26. Отметьте «лишнее» слово среди родственных слов:

1) пахать;
2) пахота;
3) пахнуть;
4) пахарь.

27. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?

1) Радда и говорит: «Хорошо ты, Лойко, играешь! Кто это делал тебе скрипку такую звонкую и чуткую?».
2) «Вот друга я люблю! – вскричал Демьян. – Зато уж чванных не терплю. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»
3) «На что мне тебя? – отвечает чинара. – Ты пылен и желт и сынам моим свежим не пара».
4) «Да, – сказал Остап: теперь я и сам вижу, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения».

28. Отметьте пример, в котором подчеркнутое слово пишется с прописной (большой) буквы:

1) Организация Объединенных (н)аций;
2) День
(у)чителя;
3) Нобелевская
(п)ремия;
4) Академия
(н)аук.

29. В каком словосочетании тип связи слов – примыкание?

1) твой брат;
2) холод осени;
3) дом из камня;
4) побежал быстрее.

30. Укажите слово, в котором пишется буква т.

1) блес(т)ки;
2) опас(т)ный;
3) ровес(т)ник;
4) искус(т)ный.

31. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) огород;
2) боец;
3) просьба
4) ребенок.

32. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник_ или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.
2) Скажи ему, чтобы держался до тех пор_ пока не дам приказа отступать.
3) Море было спокойное_ и все же входить в него было почему-то страшно.
4) Каждый звук рождал какие-то искры_ и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды.

33. Какое слово неправильно разделено для переноса?

1) май-ка;
2) ван-на;
3) под-ъезд;
4) во-ро-бей.

34. В каком слове пропущена буква о?

1) прик_саться;
2) прик_сновение;
3) к_сательная;
4) к_сание.

35. Какие примеры не соответствуют нормам литературного языка?

1) Нас было двое: брат и я.
2) Продано пятьсот сорок три штуки санок.
3) Осада города продолжалась восемьдесят двое суток.
4) На арену вышел медвежонок с четверыми медвежатами.

36. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания не расставлены)?

1) Весь город там такой мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет.
2) Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно.
3) Задумаю реки большие надолго упрячу под гнет.
4) Справа был болотистый непроходимый лес слева красноватые столбы утесов.

37. В каком слове нет удвоенных согласных?

1) те(рр)аса;
2) те(рр)итория;
3) ба(лл)отироваться;
4) ка(рр)икатура.

Ответы к тесту № 2

1 – 3; 2 – 1; 3 – 3; 4 – 3; 5 – 4; 6 – 2; 7 – 4; 8 – 4; 9 – 4; 10 – 3; 11 – 4; 12 – 4; 13 – 1; 14 – 2; 15 – 3; 16 – 1; 17 – 3; 18 – 2; 19 – 4; 20 – 2; 21 – 4; 22 – 3; 23 – 1; 24 – 2; 25 – 2; 26 – 3; 27 – 4; 28 – 1; 29 – 4; 30 – 1; 31 – 2; 32 – 4; 33 – 3; 34 – 2; 35 – 3, 4; 36 – 1; 37 – 4.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

1. Укажите, какое слово передает значение действия:

а) прочный;

б) думающий;

в) крепкий;

2. Укажите признаки, которые присущи причастию:

а) род; число; падеж;

б) род; число; падеж; вид; время;

3. Какое слово в предложении является причастием: Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное.

а) странные;

б) голубые;

в) намекавшие;

г) сказочное;

4. В каком ряду все слова являются причастиями?

а) оскалившийся; проговоривший; удержав; неожиданный;

б) лечащий; нагретый; перелистав; поевший;

в) заплакано; ударивший; придержанный; непредвиденный;

г) летающий; мытый; рассчитавший; побывав;

5. Укажите словосочетание с ошибкой:

а) приближающейся бурей;

б) в начинающимся состязании;

в) к младшей дочери;

г) об играющем ребенке.

6. Укажите предложение с причастным оборотом:

а) Внезапно раздался топот скачущей лошади.

б) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.

7. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно:

а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.

б) Старик, видевший все своими глазами, не мог говорить без слез.

8. Какое причастие является действительным?

а) пилотируемый;

б) жужжащий;

в) восстановленный;

9. Какое причастие является страдательным?

а) купающиеся;

б) загоревшие;

в) убежденный;

Контрольное изложение№1

Поговорим о бабушках

Давайте поговорим о стариках - о собственных родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во все вмешивается, де лает замечания даже при ребятах. Кутает, когда во дворе все раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с та кой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжима ется и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что надо делать с бабушкой? Надо любить, понимать и прощать. Она-то сколько прощает тебе? Тер петь - это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что «она тебе жизнь отдает». Просто потому, что бабуш ке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому что старость - довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади - забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - ее единственная за бота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее ос новной жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть - ворча вспоминать прошлое, по учать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все- таки попытайся.

(По И. Медведевой) (217 слов)

Контрольное изложение №2

Два рассказа

Превосходное дело - путешествия. Не знаю, есть ли такой человек, который бы не мечтал о дальних поездках, невиданных странах. Но вот рассказывать о своих впечат лениях может не каждый.

Мне пришлось в один и тот же вечер встретиться с двумя людьми. Месяц в командировке в США провел один, другой вернулся после трехдневного пребывания в Костроме.

Небоскребы, рекламы, магазины... До смешного мало вынес из своей поездки «американец». Все, что он говорил, было неинтересно, тривиально. Даже рассказ о Ниагаре ка зался давно слышанным. Все скучали.

Тогда начал свой рассказ «костромич». Мы слушали и представляли спокойный, тихий город, который стоит как раз на «стрелке», где река Костромка впадает в Волгу. Знаете, что в Костроме называют «сковородкой»? Все про сто, это круглая площадь в центре города. А знаете, на что похожи улицы, идущие от нее? На лучи солнца. Как сейчас помню, что Алексей Дмитриевич Попов, так звали рассказ чика, произведшего на меня такое впечатление, вскакивал, жестикулировал. Помню, в описании «сковородки» он обво дил по полу огромный круг и рисовал от него лучи. Нам всем захотелось увидеть старинные здания, окаймляющие пло щадь: торговые ряды, пожарную каланчу, дом губернатора. А как замечательно он рассказал о сохранившихся палатах Бориса Годунова! Когда Алексей Дмитриевич живописал город и старину, нам казалось, что он был живым очевидцем далеких событий: об Иване Сусанине он говорил-говорил. А все слушали, как завороженные. Вот самое интересное место на земле, не правда ли? Наверное, вы уже догадались, что было дальше. После такого рассказа всем захотелось побывать там, увидеть все своими глазами. Думаю, что и вам тоже.

(По М.И. Кнебель) (245 слов)

Учебно – методические средства обучения

1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс.- М.: ВАКО, 2011

2. Игровые технологии на уроках русского языка. 5- 9 классы: игры со словами, разработки уроков/ автор – составитель В.Н. Пташкина и др.- Волгоград: Учитель, 2009

3. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 7 класс /Составитель Н.В.Егорова. – м.: ВАКО, 2011

4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания учащихся по русскому языку: 7 класс. -2-е изд., испр. – М.:ТЦ Сфера, 2009.

5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ   текста. Рабочая тетрадь. 7 класс -М.: ТЦ Сфера, 2007

6. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс/ Под ред. Л.И.Новикова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

7. Русский язык. Тесты для промежуточной аттестации.7-й класс/Под ред.Н.А.Сениной. – Изд.3-е, перераб.-Ростов н/Д:Легион, 2011

8.Мультимедийный диск. «Страна Лингвиния». Орфографический диктант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...