Урок по русскому языку в 9 классе. Тема урока: «Поговорим о сложном».
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме

Сизонова Елена Михайловна

 

 
В предлагаемом уроке учитель делится своим опытом проведения урока - практикума в 9 классе по теме: «Сложные предложения». Богатый материал урока дает возможности развить творческую активность учащихся, умение логически мыслить, анализировать и распределять, пробуждает желание учиться через творческое взаимодействие учителя и ученика, через активный диалог. Методическая разработка предусматривает использование компьютера и мультимедийного проектора.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.doc31.5 КБ
Office presentation icon urok_rus.yaz_.ppt181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 9 классе.

Тема урока: «Поговорим о сложном».

Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.

Цели урока: 1) Закрепление умений:

                        а) видеть структуру сложного предложения;

                        б) различать виды придаточных предложений;

                        в) правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы.

                      2) Развивать письменную и устную речь.

                      3) Воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: мультемедийный  проектор, слайды.

Ход урока.

I. Орг.момент.

 1)Начинаем наш урок с рабочей пятиминутки – записываем число, классная работа (на доске написать заранее )

 2) Синтаксическая пятиминутка.

 -Каждый урок русского языка мы начинаем с синтаксической пятиминутки и сегодня это не будет исключением. Запишем предложение:

Родиной  мы зовем поселок Заволжский, потому что в нем мы родились и выросли.

(по цели высказывания - повеств.,

по интонации -  невосклиц.,

сложное, потому что состоит из двух грамматических основ; сложноподчиненное с придаточным причины, с подчинительным союзом потому что.)

       почему?

        

[ гл.  ], (потому что…) - придаточное причины.            

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня у нас урок обобщения и закрепления знаний на тему:        «Сложное предложение» или как я его назвала «Поговорим о сложном» (слайд№1).

- Запишите тему урока. Цели нашего урока:(слайд№2) 

 

- Неделю назад я разделила вас на группы, и каждая группа получила задание подготовить слайд на определенную тему. Посмотрим, как вы справились.

III. Основная часть урока.

1)Выступление 1-ой группы.

-Первая группа: Парамонова И., Сазанов С.

- Этой группе было дано задание составить обобщающую таблицу о сложных предложениях. Даем им слово.(слайд№3). 

Выступление учеников:/Мы составили таблицу обобщающего характера. В нашем представлении сложносочиненные – это добрые предложения, которые соединяют два простых. Сложноподчиненные – злые, они подчиняют одно предложение другому. А бессоюзные – бестолковые, они ищут союзы и никогда не находят./

2)-Чтоб знания закрепить сполна, проведем разминку для ума (слайд№4) 

- По этим схемам определите типы сложных предложений, укажите, какое сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное.

1) [       ] ,и  [       ].-сложносочиненное.

2) [         ], (если…). – сложноподчиненное.

3) [         ],  [        ]. – бессоюзное

-Составьте по этим схемам предложения, запишите их.

- А у меня получились вот такие предложения:

1.Для нас родина начинается с извилистой реки Иргиз, и поселка с поэтическим названием Заволжский.

2.Человек перестанет быть человеком, если не будет знать историю своего края.

3.Любовь к Родине дает смысл жизни, она превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование.

3) Выступление 2-ой группы.

- Вторая группа: Комаров А., Скорняков М.

- Этой группе был  дан вопрос о сложносочиненных предложениях.

 Даем им слово.(слайд№5) 

Выступление учеников:/Нам было дано задание рассказать о сложносочиненных предложениях. Эти предложения делятся на три группы:

С соединительными, с разделительными и с противительными союзами./

4)- Различать союзы – это талант, пора нам провести цифровой диктант.(слайд№6) 

1) Пятьдесят  лет назад здесь тихо колыхался степной ковыль, и только изредка пробегал голодный суслик. (1)

2) Пустынные степи мирно спали, но пришли геологи и нашли высокопрочный дорогостоящий камень.(3)

3) Отовсюду раздавалось тарахтение бульдозеров, или слышался шум тракторов. (2)

4) В 1956 году в поселке началось строительство завода, но первые жилые дома появились лишь в 1958 году. (3)

5) Жилья катастрофически не хватало, и строители жили в палатках. (1)

6) Ни проливные дожди не могли помешать стройке, ни жгучие морозы – охладить горячие сердца. (1)

7) То светило солнце, то шел дождь, то дул степной ветер. (2)

(ключ:1,3,2,3,1,1,2)

-Обменяйтесь тетрадями, посмотрите на экран и проведите взаимопроверку.(слайд №6) 

5)Выступление 3-ей группы.

- Третья группа: Мальцева Ю.,Шатикова А.,Захарова К.

- Третьей группе было дано задание подробно рассказать о сложноподчиненных предложениях. Послушаем их. (слайд№7) 

Выступление учеников по таблице.

6) - Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.

 - На экране предложения.(слайд№8,9). 

I вариант выписывает предложения с придаточными определительными.

II вариант – с придаточными изъяснительными.

-Расставте знаки препинания и начертите горизонтальные схемы.

1.Для меня родной край начинается с извилистой реки Иргиз, на берегах которой проходит мое милое детство.

[        ], (который…)- опред.(какой?)

2.Недаром говорится, что красотой любимого Иргиза можно любоваться часами.

[          ], (что…).- изъясн. (что?)

3. В народе говорили, будто нашу речку назвали в честь девушки по имени Ыркис.

 [        ], (будто…). – изъясн.(что?)  

4.Святая обязанность любить землю, которая вскормила и вспоила нас.

[        ], (которая…). –опред.(какая?)

5.Сердце никогда не забудет дом матери, где прошли самые счастливые годы детства.

[        ], (где…).-опред.(какой?)

6.Я думаю, что каждый из нас обретет чувство человеческого достоинства в своей любви к родной земле.

[        ], (что…).-изъясн.(что?)

- Проверим задание.

-С каждого варианта по одному человеку к доске начертить схемы. А кто желает начертить вертикальные схемы?

7) Выступление 4-ой группы.

- Четвертая группа: Камп К., Жигалин А.

- Они работала над сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными.(слайд№10) Выступление учеников/Эти придаточные расскажут вам подробно:

Место, где все произошло,

Время, когда все случилось,

Каким образом и в какой степени,

При каком условии и по какой причине или с какой целью,

Обнаружат сравнения, пойдут на уступки и проведут следствие./

8)-Чтобы упрочить ваши знания, даю графическое задание.(слайд11).  Это работа на оценку.

1. Мы смело можем назвать свой поселок родиной, потому что знаем её историю.

[         ], (потому что…) – причины.(почему?)

2. Когда в поселке ещё не было школы, дети первостроителей обучались в селе Березово.

(Когда),[          ]. – времени.(когда?)

3. Несмотря на то что строили по выходным дням, школа была открыта в срок.

(Несмотря на то что…),[          ]. – условия(при каком условии?)

4. Где раньше было арбузное поле, теперь располагается современная Юсовка.

(Где…),[          ].- места.(где?)

5. Наши бабушки и дедушки делали все на совесть, так что поселок стоит до сих пор.

[           ],(так что…) – следствия.

-Графический диктант я проверю, когда возьму тетради на проверку.

V. Задание на повторение.

-Послушайте отрывок из стихотворения. Какова его тема, основная мысль?

Благодарю, Земля, благодарю

За то, что видел озеро, зарю,

За все вокруг, что знаю, слышу, вижу…

И эти дали светлые твои,

Пока мне хватит крови и любви,

Ни словом, ни поступком не обижу…

Простите нас, деревья и трава!

Мы забываем, повзрослев едва,

Что общим корнем связаны слова:

Народ, и благородство, и природа!

                                    (И.Кисилев).

-Посмотрите на доску. Запишите этот отрывок. Вставьте и объясните  пропущенные знаки препинания, кто сколько успеет.(если остается мало времени, даю по рядам)

Благодарю Земля благодарю

За то что видел озеро зарю,

За все вокруг что знаю слышу вижу…

И эти дали светлые твои,

Пока мне хватит крови и любви

Ни словом ни поступком не обижу…

Простите нас деревья и трава!

Мы забываем повзрослев едва

Что общим корнем связаны слова

Народ и благородство и природа!

V.Итог урока.

-Чтобы знания пошли впрок, подведем урока итог.(слайд№12) 

1) На какие группы делятся сложные предложения?

2) На какие вопросы отвечают придаточные определительные, изъяснительные?

3) Перечислите группы обстоятельственных придаточных.

- Чтобы дома не скучать, необходимо задание выполнять.(слайд№13) 

Д/з .составить 6-7 предложений о родном крае с различными видами связи.

-Тетради сдаем на проверку.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...

Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".

План урока:1)    Организационный момент – 2 мин.2)    Актуализация знаний – 3 мин.3)    Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...

Презентация урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Собирательные числительные".

Цель урока:  - дать понятие о собирательных числительных;   - сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...