Учимся писать сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Алпатова Ольга Александровна

В этой работе я представляю, как скучный урок по подготовке к написанию домашнего сочинения можно разнообразить. Детям нравится такая работа, этот вариант работы можно применять и к другим темам. Кроме того, подобная подготовка к уроку не требует затрат большого количества времени. Этот урок я провожу как итоговый в рамках темы "Текстоведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon alenushka.ppt1.03 МБ
Microsoft Office document icon konvert_3.doc20.5 КБ
Microsoft Office document icon konvert_2.doc20.5 КБ
Microsoft Office document icon konvert1.doc20.5 КБ
Microsoft Office document icon urok.doc28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Заключение

1. С чего лучше начать заключительную часть?

А) Передо мной репродукция картины…

Б) На переднем плане картины…

В) Мне картина понравилась…

2. Используя опорные слова, составьте текст

Воплотить в картине, представление русского человека, природа способна откликаться, сопереживать горю, проникновенно выразить, цветовая гамма картины, оттенки различных цветов, душевное состояние героя.

3. Полезные сведения:

Настроение, которое разлито в природе, тонко согласовано с чувствами героини. Пейзажи проникнут поэтической грустью, природа словно утешает девочку, которая убежала от людей выплакать свое горе…



Предварительный просмотр:

Основная часть, описание

1. С каких слов лучше начать описание?

А) Передо мной репродукция картины…

Б) Таким образом, картину художника…

В) На первом плане картины изображена…

2. Используя опорные слова, составьте текст

Присесть на серый камень, печально опустить голову, сложить усталые руки на коленях, положить голову на переплетенные пальцы, страдание выражается в облике, растрепанные каштановые волосы, бледное лицо, глаза затуманены слезами, полуоткрытые губы, цветастый сарафан, простой крестьянский образ, опушка дремучего леса, зеленая травка, темные воды реки, унылый пейзаж

3. Полезные сведения:

Наверное, героиня полотна не может найти сочувствия у людей, поэтому убежала в глубокую чащобу, где ищет утешения у природы…



Предварительный просмотр:

Вступление

1. С чего лучше начать сочинение?

А) Передо мной репродукция картины, которая называется…

Б) На Аленушке надет сарафан…

В) В темно-синей воде реки виднеется…

2. Используя опорные слова, составьте текст

Написать картину, талантливый художник, полотно хранится в, замысел картины реальная основа, поражает воображение.

3. Полезные сведения об истории создания картины:

Замысел картины возник у художника, когда он был в деревне неподалеку от усадьбы Абрамцево. Здесь В.М. Васнецову очень полюбился старый заросший пруд…



Предварительный просмотр:

Тема: Сочинение по картине Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка»

Цели урока.

Создание условий для:

1) развития умения учеников писать сочинение

2) актуализации знаний по теме «текстоведение»

3) знакомства с творчеством В.М. Васнецова в частности с картиной «Аленушка»

4) воспитания в учащихся способности воспринимать произведение представляющее собой художественную ценность

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Беседа

1. А знаете ли вы, что (слайд1, портрет Васнецова) герои русских народных сказок в сознании многих людей выглядят именно так, как их изобразил когда-то Виктор Михайлович Васнецов. Именно благодаря этому художнику нам легко представить любого сказочного персонажа. Обратите внимание на экран, я представлю вам сказочную галерею, а вы попытаетесь угадать, кто на какой картине изображен? (слайд 2, 3, 4)

2. Но, пожалуй, одна из самых известных  картин Васнецова – «Аленушка» (слайд 5). Внимание на экран, сегодня, как вы догадались, мы будем писать сочинение по этой картине. Прошу вас открыть приложения к вашему учебнику и найти репродукцию картины Васнецова «Аленушка».

3. Вспомним героем какой сказки является Аленушка?

Как вы думаете, что произошло с героиней до того, как она попала на этот берег?

Опишите, что вы видите на картине?

Запишем несколько словосочетаний, которые вы составили в тетради (каждый ученик записывает, один комментирует): печальный взгляд, присела на большой темно-серый камень, одета в цветастый сарафан, темные воды реки.(слайд 6)

4. Вы составили словосочетания, которые помогут вам в работе над

сочинением. Что такое текст? (Слайд 7) Назовите основные признаки текста (ученики называют). Проверим себя, откройте учебник на странице 188, рубрика «теоретические сведения». Слайд 8. Обратите внимание на экран. Все эти признаки вы должны учитывать во время работы над сочинением.

5. Какой тип речи необходимо использовать в сочинении? Назовите основные признаки этого типа речи.(обязательно должен быть предмет описания, должны называть черты, детали, особенности, признаки этого предмета) (слайд 9)

6. Вы наверняка устали, давайте немножко отдохнем (физминутка – повторяем за мной)

Я на камушке сидела,

Долго-долго вдаль смотрела,

Утомилась, распрямилась,

Руки кверху подняла,

В стороны их разве6ла, вправо, влево наклонилась,

И обратно возвратилась.

7. И мы возвращаемся к нашему обсуждению. Вы, конечно же, знаете, что в зависимости от типа речи строится план высказывания. Зачем нужен план?

8. Обсудим план, по которому мы будем писать сочинение. Внимание на экран, (слайд 8) ученик затрудняется составить план, помогите ему,  дополните названия каждого пункта плана. Сколько у нас получилось частей сочинения?

9. Чему будет посвящена первая часть сочинения?

Во второй основной части сочинения, что мы будем описывать? (что изображено на картине, какие детали бросаются в глаза, что изображено на первом, на втором планах картины)

В последней, заключительной части мы опишем эмоции, дадим собственную оценку картине, уточним, какие краски использовал художник, какое настроение они нам передают.

III. Карточки, включить слайд 9

IV. Подведение итогов, домашние задание, составить полный текст сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Главная цель образования XXIвека – сформировать многогранную, творческую, интеллектуально развитую личность, целостно воспринимающую мир и способную активно действ...

Как писать сочинение по картине

Алгоритм написания сочинений по картине.  Привитие умения читать картину, рисунок....

Как писать сочинение по картине

Сочинение по картине...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Презентация "Учимся писать сочинение по картине.Пейзаж".

Данная презентация может быть использована на уроках развития речи в 5-6 классах. Она позволяет учащимся детально рассмотретьт картину, разделенную на фрагменты. Использование анимационных эффектов сп...