Урок по теме "Наречие" в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Урок в 6 классе по теме "Наречие" - 1-ый в системе уроков по данной теме. в классе установлена мультимедийная доска, подготовлен раздаточный материал. Всё остальное можно увидеть в презентации и в конспекте урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_narechie_v_6_klasse.doc68 КБ
Office presentation icon narechie.ppt451.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме "Наречие. Понятие о наречии"

Цели урока:

  1. дать понятие о наречии как о самостоятельной части речи;
  2. учить определять грамматическое значение и морфологические признаки наречий;
  3. формировать умение “видеть” наречие в тексте, сопоставлять с другими частями речи;
  4. развивать логическое мышление учеников;
  5. расширять их кругозор.

Оборудование:

  1. карточки для работы в группах,
  2. учебник,
  3. мультимедийный проектор.

Ход урока

В течение урока уч-ся заполняют рефлексивную таблицу:

 Этап урока

1

2

3

4

5

6

Без ошибок и затруднений

С небольшой ошибкой

Были затруднения

Проверка домашнего задания: Что значит бить баклуши?

I. В начале урока рекомендую провести небольшой лексико-орфографический диктант. Однако подбор слов не случаен: слова изучались в теме “Имя числительное”, сложны не только в написании, учащиеся часто нарушают орфоэпические нормы. Диктант оформляется в виде кроссворда. Параллельно задание проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора. Слова записываются в тетрадях. Работа должна проходить быстро (разумеется, с необходимыми паузами в случае ошибок в написании).

  1. Назвать одним словом: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье (неделя),
  2. Промежуток времени в десять дней, третья часть месяца (декада),
  3. Часть города, ограниченная пересекающимися улицами (квартал),
  4. Одна шестидесятая минуты (секунда),
  5. В науке мне, в грамматике, и слава, и почет;
    Я друг и математике: всему я знаю счет (числительное)
  6. 1000 граммов (килограмм)
  7. 100 килограммов (центнер)

II. Дальнейшая работа строится по технологии системно-деятельностного подхода.

Урок выстраиваю с учетом трех стадий: вызова, осмысления и рефлексии.

На стадии вызова

1)Загадываю учащимся загадку:

Самый трудный я, друзья,
И воспитать меня нельзя.
Знайте: с кем ни поведусь,
Все равно не изменюсь.

Название этой части речи можно прочитать по вертикали под цифрой 1. (наречие)

Запись на доске и в тетради темы урока: Наречие. Понятие о наречии.

  1. Учащимся предлагается самим сформулировать цели урока (очень важно управлять беседой, подвести к собственным формулировкам целей)
  2.  Сообщение уч-ся о происхождении слова «Наречие»

3) Логические цепочки

Учащиеся работают в группе по 4 человека. Каждая группа получает таблицу, в которой пропущены отдельные значения. Они выписаны на отдельном листе, предлагается восстановить записи. На работу дается 3-4 минуты. Затем по одному человеку от группы выходят к доске и вписывают значения в таблицу. Учитель обращает пристальное внимание на последнюю строку таблицы и предлагает ознакомиться с параграфом 116 учебника, чтобы проверить: верны их предположения или нет.

Часть речи

Общее грамматическое значение

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

Примеры

Имя существительное

 

Род, число, падеж, склонение

Подлежащее, дополнение

 

 

Действие

Вид, наклонение, время, лицо, число, спряжение

 

Побежали, бушует

Имя прилагательное

Признак предмета

 

Определение, сказуемое

 

Наречие

 

Не изменяется

 

Справа, громко, долго, всегда

Глагол

 Городской, зимний

Предмет

Род, число, падеж

Обстоятельство

Сказуемое

Солнце, растение

  1. В тетрадь заносится часть таблицы по теме урока.
  2. Прошу учащихся, используя материал таблицы, рассказать о наречии как о части речи.

III. На стадии осмысления

1) Предлагаю учащимся выписать наречия со словами, к которым они относятся, определить части речи. Один из уч-ся на доске делает разбор предложения.

На доске записаны предложения:

1.Сегодня дует сильный ветер.
2. Ветви деревьев совсем оголились.
3.Лес выглядит  очень унылым.
4.День кажется особенно холодным

Учащиеся выписывают в тетради словосочетания: сегодня выпал, совсем оголились, очень холодный, удивительно теплая. Определяют части речи. В ходе беседы делаем вывод: если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия, если наречие присоединяется к прилагательному, то оно обозначает признак признака. Какие вопросы задаются к наречиям?

К каким частям речи присоединяется наречие?

Можно ли изменить наречие?

Каким членом предложения является наречие?

IV  Приступаем к работе с текстом упражнения № 477(536) учебника.

Используется прием работы с текстом технологии развития критического мышления.

Учащимся предлагается ознакомиться с первыми двумя абзацами текста. Потом книги закрываются, а учитель просит учащихся предположить, о чем дальше пойдет речь в тексте, и обосновать свои предположения.

На работу отводится не более 5 минут. Затем выслушиваются мнения учащихся о том, какая связь существует между глаголом и наречием. После этого учитель читает третий абзац текста, делается вывод о роли наречий.

 Морфологическая разминка.

Учитель называет глагол, ребята должны подпрыгнуть, прилагательное – присесть,

Наречие - развести руки в стороны.

Прибежал, весело, особенно, хороший, хорошо, отличным, прыгать,

V   Задание творческого характера. Заменить фразеологические обороты подходящими по смыслу наречиями.

1.Кричать во всю Ивановскую

2.работать спустя рукава

3. яблоку негде упасть;

  4.кот наплакал;

   5. до корней волос

1.Кричать во все горло

 2. работать засучив рукава

            3.  ни проехать ни пройти

             4. раз, два и обчелся

             5. встать ни свет ни заря.

Вывод: наречия, как и фразеологические обороты, способны сделать текст красивее, красочнее.

VI. Выслушав ответы ребят, предлагается написать “Безошибочный” диктант. (Если позволяет время)

(Учитель читает текст, ученики задают вопросы по правописанию слов.

 Цель этого вида работы – предупредить возможные ошибки).

Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов. Они спешили перегнать друг друга, волей-неволей, поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь оклеветать, вовремя польстить.

Основная задача - актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях.

VII  Из предложенного текста учащиеся должны выписать только наречия.

В лесу стояла необычная тишина. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они постепенно превращались в чистые капли воды. День угасал торжественно, светло и тихо.

Наконец пошел густой снег. Он стремительно таял в черной воде озера, щекотал лицо, уверенно покрывал все вокруг.

2) Контроль осуществляется в парах по ключу, представленному на доске.

Критерии оценивания:

  1. Нет ошибок-“5”
  2. 1-2 ошибки-“4”
  3. 3 и более ошибки-“3”

Оценки выставляются карандашом на полях.

V. Домашнее задание: 1.Спиши текст, вставь пропущенные наречия, а также пропущенные буквы. Заглавные буквы подскажут начало предложений.

 

Песня начиналась ______, как будто она рождалась где(то) на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______ , а глазам - ______ от подступающих слез. То ______ веяло степным воздухом, то ______ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались ______ песне, и это заст_ вляло петь ______ и ______. ______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ______, ______, ______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась ______, ______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…

 

Слова для справок: Неожиданно, Певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, Волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.

 

Прочитай получившийся текст еще раз. Какой вариант (исходный или восстановленный) более живописный, яркий, образный? Подчеркни в наречиях «сложные» для правописания места.

2. Прочитайте стихотворение; напишите сочинение о ласточке, используя как можно больше наречий.

Любовно, по своим законам,
Арбузик – кругленькую хатку –
Слепила под моим балконом
Трудолюбивая касатка.
Она часами ловит мошек,
Чертя узор по небосводу:
Кормить спешит голодных крошек
А нам – предсказывать погоду.

3. Напишите сочинение-миниатюру «Что я чувствую, читая стихотворение “Ласточка”».

VI. переходим к третьей стадии – рефлексии. Завершая работу, предлагаю учащимся в художественной форме оценить изученное понятие. Работают в группах по 4 человека.

Синквейн.

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам. Правила написания синквейна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка—это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:

Название (обычно существительное)_________________

Описание (два прилагательных)_____________________

Действие_________________________________________

Чувство (фраза)____________________________________________

Повторение сути______________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....