Самонализ педагогической деятельности.
статья по русскому языку по теме

 

 

Учитель, вглядись в себя!

Пойми, какой ты!

Прозрей сам и найди свой путь.

 

 

Найти свой путь учитель сможет только тогда, когда он владеет умением видеть свои сильные и слабые стороны, умением видеть себя сквозь призму, умением анализировать свою педагогическую деятельность.

Русский язык преподаю 38 лет. И каждый новый учебный год работаю над решением тех проблем, которые вытекают над решением тех проблем, которые вытекают из самоанализа педагогической деятельности за истекший учебный год, строю преподавание в соответствии с требованиями к обучению и воспитанию современного школьника.

С 2004 года работаю по программе М.М. Разумовской, с 2010 года в 5-9-х классах - по собственным авторским программам по русскому языку на основе программы М.М. Разумовской, в 10-11-х классах по авторским программам на основе программы А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой.

 Тематическое планирование составляю с учетом требований программы, при его разработке определяю последовательность тем в целом и отдельных уроков и нахожу на этой основе нестандартные методические решения.

Проводимая мною из года в год диагностика успеваемости и умственного развития учащихся показывает, что увеличивается процент учащихся, умеющих самостоятельно изучать новый материал, осуществлять самоанализ и самоконтроль в учении. Повышается процент учащихся, которые умеют изучать собственные учебные возможности, учатся в полную меру. У 54% обучающихся сформированы навыки применения знаний и умений в стандартных и нестандартных условиях или в заранее определенной ситуации. У 60% учащихся получение знаний стало не самоцелью, а стимулом для приобретения знаний по всему курсу русского языка.

В конце 2009-2010 учебного года с целью определения ЗБР ( зоны ближайшего развития) провела тестирование среди учащихся 7,10-х классов. Анализ тестов позволил выявить три группы учащихся :

1 группа – 15 %. Зона ближайшего развития учащихся этой группы – задания большей сложности.

2 группы – 35%. ЗБР учащихся этой группы – более успешное выполнение подобной сложности тестов.

3 группа – 50%. ЗБР учащихся группы – усвоение понятий, задание менее сложной трудности.

Такой анализ дает мне возможность определить меры сложности и доступности учебного материала для учащихся, дифференцировать содержание учебного материала урока и применять оптимальные технологии обучения, установить характерные черты уроков в разных классах и придать им системный характер.

Так, на протяжении последних трех лет отличительными чертами моих уроков в 5-7-х классах являются:

  • Уроки вопросов и сомнений; 
  • Теоретический материал дается на высоком уровне, а спрашивается по способностям;
  • Учитель учит применять знания в необычных ситуациях;
  • Школьники действуют на пределе возможностей, учитель угадывает эти возможности, правильно определяет степень трудности;
  • На уроках соблюдает принцип сознательности: дети знают, что происходит ( в начале изучения темы перелистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);
  • Установка не на запоминание, а на понимание смысла;
  • Мышление главенствует над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал дается крупными блоками.
  • Отрабатывает умение наблюдать, пользуясь раздаточным материалом;
  • Формирует способы умственных действий учащихся (СУД);
  • Высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;

Для уроков в 9-11-х классах характерно:

  • Партнерское взаимодействие учащихся и учителя;
  • Предоставление учащихся свободы выбора тем для повторения, закрепления – уроки по заявкам обучающихся
  • Структурирование, дидактическое преобразование материала учебника;
  • Применение гибкой системы активного стимулирования учащихся к образовательной деятельности;
  • Уроки развивают продуктивное мышление, навыки его практического применения.

 

За последние три года решению главной цели обучения русскому языку – обеспечить языковое развитие учащихся – способствует применение на практике авторских технологий «Обучение учащихся на деятельностной основе в 9-11-х классах»,  «Обучение на основе обобщенного (одновременного и опережающего) изучения взаимосвязанных тем при блочной подаче материала» ( Опыт моей работы по данной технологии обобщен методическим кабинетом Шовгеновского района в 2009 году).

По итогам отслеживания динамики обучаемости с применением вышеназванных технологий я им ею следующие результаты:

Iуровень учебной деятельности ( общекультурный) демонстрирует ученик, который понимает основные положения курса русского языка, умеет объяснить правило, может применять его по образцу, отвечает на вопросы репродуктивного уровня – 35%;

IIуровень учебной деятельности ( прикладной) требует от ученика, кроме перечисленного, также выполнения заданий в измененных ситуациях, умения демонстрировать понимание системности взаимосвязей темы, курса не выходя за его рамки – 45%;

IIIуровень ( творческий) – демонстрируют дети, способные решать проблемы, выходящие за рамки курса, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цель и программу действий – 20%.

Самоанализ профессиональной деятельности позволил мне выбрать оптимальные приемы при применении новых  технологий обучения:

  • анализ и синтез;
  • сравнение и сопоставление;
  • обобщение и абстрагирование;
  • классификация и дифференциация;
  • создание проблемной ситуации;
  • алгоритмизация;
  • лингвистический эксперимент.

 Эффективность применения любых технологий, методов во многом зависит от продуманного и грамотно организованного контроля и оценки. При всей своей новизне и своеобразии используемых мною альтернативных форм оценки знаний учащихся ( «зачетная система», «тестирование») им присущ недостаток, свойственный традиционной системе – контроль и оценку знаний учащихся осуществляет учитель. А сегодня ученик современной школы из объекта обучения должен превратиться в  субъекта собственного учения. Поэтому с целью повышения эффективности контроля и оценки, усиления их обучающей, воспитательной и стимулирующей функции уже пять лет как я перешла от внешнего со стороны учителя контроля и оценки к самоконтролю и самооценке. Такое рефлексивное отношение к себе, когда ученик выступает и как исполнитель и как контроллер собственной учебной деятельности меняет :

- его отношение к ней ( постепенно процент таких учащихся  увеличивается на 4-5%);

- он сам вырабатывает цели своей деятельности ( из 100% таких учащихся 25%);

- ищет адекватные способы и приемы ее осуществления – 30%;

- отслеживает, корректирует ход и результаты работы – 35%

Опыт моей работы показал, что итоговая форма самоконтроля и самооценки неэффективна. И поэтому я применяю наиболее продуктивную  форму самоконтроля – пооперационную или пошаговую, при которой каждая операция выполняемого задания контролируется.

Анализ результатов контроля качества ЗУН учащихся при такой системе обучения русскому языку показал, что из 100% учащихся

- пишут грамотно 55%

- умеют применять знания :

  • по орфографии – 60%
  • по морфемике – 45%
  • по морфологии – 40%
  • по синтаксису и пунктуации – 65%
  • проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания – 60% 
  • при написании творческих работ – 60%

Указанные результаты показывают, что системный подход к применению новых технологий обучения способствует качественному обучению русскому языку и указывает на еще неиспользованные резервы на перспективу по повышению своего педагогического мастерства:

- внедрение в практику работы технологий «Компетентностный подход к обучению», суть которой сводится к совершенствованию уже используемых мною технологий,  и «Проектный метод в образовательном процессе в 10 – 11 классах»

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.

Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...