Веселая разминка для учащихся 5 класса по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Камитова Альнази Тлеукановна

Мероприятие проходит в соревновательном духе между 2 командами. Учащиеся играют со словами и словосечетаниями (записывают необычные слова, которые содержат, например, четыре буквы Е), проводят аукцион синонимов, составляют пословицы-перевертыши, в конце проводится викторина со словами бессмыслицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselaya_razminka_dlya_uchenikov_5.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Веселая разминка для учеников 5–11-х классов

5 – 11-е классы

1. Играем в словосочетания. Разделитесь на 2 команды. Составьте словосочетания так, чтобы первое слово начиналось на очередную букву алфавита, а второе слово всегда начиналось на букву ф.

  1. Анализировать факты.
  2. Бахчисарайский фонтан.
  3. Военный флот.
  4. Градусы по Фаренгейту.
  5. Дешевый фокус.
  6. Ерундовый фильм.
  7. Ежиное фырканье.
  8. Желтый фломастер и т.д.

2. Играем в слова. Кто напишет как можно больше слов, оканчивающихся на 2 буквы с, тот и выиграл. (Стресс, прогресс, процесс, компромисс, конгресс, эксцесс, экспресс, мусс, мисс, класс, кросс, босс, колосс, пресс, брасс, нарцисс, процесс и т.д.).

3. Запишите такие слова, в которых бы писалось по 4 буквы е.

(Оледенение, перечисление, переодевание, переменные и т.д.)

4. Кто напишет больше слов, начинающихся на а, а оканчивающихся на я, тот и выиграет.

(Акция, акация, администрация, аннотация, ассоциация, астрономия, агрономия, автономия, астрология, антропология, апелляция, абсорбция, абстракция, авария, Австралия, Абхазия, ария, автостанция, армия, агония, агрессия, аллея, ажитация, азалия, акватория, аллегория, анархия, анатомия, анемия, аллергия, анестезия, аритмия, апатия, аппликация, артерия, асимметрия, ассоциация, ассимиляция, асфиксия, автоматизация, ахинея и т.д.)

5. Мудрый ворон. Все знают, как кричит ворон? Вот и напишите слова, в которых встречается кар.

(Макароны, карты, картина, карточка, Икар, Икарус, каравай, пекарня, картон, карбонат, карбонарий, карабин, картуз, картинг, карабкаться, шикарный, карлик, картофель и т.д.)

6. Аукцион синонимов. Назовите известные вам названия жилища. Кто назовет последним, тот и выиграл. (Изба, терем, хоромы, дворец, хата, хижина, хибара, пещера, нора, дача, вилла, фанза, юрта, сакля, иглу, дом, особняк, чум, вигвам, флигель и т.д.)

7. Петя объяснил значение этих слов так: грамотный – награжденный грамотой; отчаянный – отказавшийся от чая; невинный – кто не пьет вина. Согласны ли вы с Петей?

8. Для самых умных. Разделитесь на две команды. В тексте зашифрованы названия городов. Попробуйте найти их.

Жил-был мальчик Аго. Он был очень сильным, но в городе был еще один такой же силач по кличке Реван. И решили они на спор убрать огромный камень, что на проспекте Герани. Словно слон, стал Реван толкать глыбу, но она не поддалась. Аго же, не важничая, взял лопату и стал обкапывать камень со всех сторон. Так тот и ушел в землю, и Аго, мельче хоть размерами, чем Реван, победил. Ибо знание – сила, господа хорошие!

(Чикаго, Новгород, Ереван, Тегеран, Осло, Женева, Гомель, Лагос.)

9. Пословицы-перевертыши. Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу:

  1. Украденной кобыле глядят на затылок. (Дареному коню в зубы не смотрят.)
  2. Иной страус чужую пустыню ругает. (Всяк кулик свое болото хвалит.)
  3. Мужик на сани – коню тяжелее. (Баба с возу – кобыле легче.)
  4. Жара велика нет, прыгать разрешает. (Мороз невелик, да стоять не велит.)

10. Аукцион пословиц и поговорок. Перечислите пословицы и поговорки, где встречается слово семь. Кто будет последним, тот и выиграл. (Семь раз отмерь, один отрежь. Семеро одного не ждут. Один с сошкой, а семеро с ложкой. У семи нянек дитя без глазу. Семь бед – один ответ. Семь верст до небес. Седьмая вода на киселе. Семи пядей во лбу. Семь пятниц на неделе. Семь футов под килем.)

11. Викторина. Слышали ли вы такие слова, как бумбара, крэкс, мутобор? Бессмыслица? А вот и нет, если это – заклинание. Угадайте, кому принадлежат следующие заклинания, названия книг и их авторов.

– «Сим-сим, открой дверь!» (Арабская сказка «Али-Баба и 40 разбойников)
– «Раз, два, три, горшочек, вари!»
(«Горшочек каши» братьев Гримм)
– «Мутабор!»
(«Халиф-аист» Гауфа)
– «Лети, лети, лепесток, через запад на восток...»
(«Цветик-семицветик» В.Катаева)
– «Крэкс, пэкс, фэкс!»
(«Золотой ключик» А.Н. Толстого.)
– «Бумбара, чуфара, лорики, ерики, пикару, трикапу, сорики, морики!»
(«Волшебник Изумрудного города» А.Волкова)

12. Игра в слова. Все участники встают в круг и кладут руки ладонями вверх на руки рядом стоящих так, чтоб можно было передать хлопок. После речевки каждый должен назвать одно слово и передать эстафету другому. Кто ошибся – выбывает.

Вы не слышали такого?
Мы сейчас играем в слово.
Назовем слова мы все,
Есть которые... в воде.

(В земле, в борще, в небе, в классе...)

13. А теперь почитаем стихи. Я начну, а вы должны будете их продолжить.

Я любимец всех детей,
Добрый доктор... Бармалей.

(Айболит)

Всех быстрей бегу от страха,
Я – большая... черепаха.

(Зайчиха)

Нос большой и деревянный,
Я – ... солдатик оловянный.

(Буратино)

Смолой пропитанный мой бок,
Я, конечно, ... колобок.

(Соломенный бычок) 

14. Аукцион прощаний. Кто произнесет прощальные слова последним, тот и выиграл. Прощаться можно на любом языке, не только на русском.

Такие игры можно использовать на уроках русского языка в конце четверти, на внеклассных мероприятиях, КВН, неделях русского языка. Старшие школьники могут играть в эти игры с младшими школьниками.

На первый взгляд эти задания покажутся просто игрой, но на самом деле каждое задание помогает вспомнить правила орфографии и литературные нормы произношения слов, расширить свои знания, продемонстрировать память и эрудицию, заставить работать свое воображение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для суворовцев 1 курса( для учащихся 5 класса) "Знатоки русского языка"

Данное мероприятие проводилось в 5 классе в рамках Недели русского языка и литературы. В соревнованиях участвует 4 команды....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе «Русский язык – мой любимый предмет»

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе«Русский язык – мой любимый предмет»Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в област...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе. «Играй и учись!» (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе.«Играй и учись!»(познавательная игра для учащихся 7 классовпо русскому языку).Цель: в игровой форме привить учащимся интерес к изучению...

Научная статья на тему "Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка"

Статья раскрывает возможности применения небольшой ежеурочной лингвичтической разминки для учащихся 5-9 классов на основе приведенных примеров....