Урок русского языка в 10 классе
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Адрианова Светлана Ивановна

 

Урок русского языка

в 10 классе

 

 

 

 

Тема:

 

 

Способы словообразования.

Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.

Выразительные словообразовательные средства.

(Подготовка к ЕГЭ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_dlya__sayta.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 10 классе

Тема:

Способы словообразования.

Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.

Выразительные словообразовательные средства.

(Подготовка к ЕГЭ).

Оглавление:

I. Повторение:

1. Практическое задание:

(от данных глаголов образовать слова разных частей речи); (материал на экране)………………………………………………………………………….….3

2. Способы словообразования (материал на экране)…………………………...4

II. Практикум.

1. Определить способы образования слов………………………………………5

2. Проверка………………………………………………………………………..5

3. Индивидуальная работа по карточке…………………………………………6

4. Задание классу, основанное на выполнении индивидуальной работы по карточке…………………………………………………………………………...7

5. Индивидуальная работа у доски……………………………………………6-7

6. Фронтальная работа с классом……………………………………………......8

7. Выразительные словообразовательные средства………………………...8-14

III. Словотворчество писателей………………………………………………...15

IV. Домашнее задание…………………………………………………………...16

1. Образовать слова разных частей речи:

существительное

глаголы с формообразующими суффиксами

прилагательное

вдохновлять

вдохновить

наречие

причастие

деепричастие

- Объясните, от глагола вдохновлять или от глагола вдохновить вы образовали новые слова?

- Это глаголы с фонетическими менами звуков речи (по типу: ловить-ловлю) или это видовая пара?

- Слово какой части речи нельзя образовать от этих глаголов? Почему?

2. Способы словообразования:

                                                   

- приставочный:  облачный → заоблачный

- суффиксальный: придираться → придирчивый

- приставочно-суффиксальный: море → приморский

- бессуффиксный: дикий → дичь

                                     прорубить → прорубь

- сложение:

* без соединительной гласной: спортивная база → спортбаза

* с соединительной гласной: темный + о + синий → темно-синий

* с присоединением суффикса:

                                   первый + о + проходить + ец → первопроходец

* аббревиатуры: Организация Объединенных Наций → ООН

                             высшее учебное заведение → вуз

Практикум.

1. Определить способы образования слов:

                                                    Задание  В1

I вариант:

- избрание, обновление

- безбилетный

- удар

- сталевар

II вариант

- близорукость

- ТЮЗ

- неудача

- съёжившись

2. Проверка:

- избрание ← избрать – суффиксальный способ

- обновление ← обновлять – суффиксальный

- безбилетный ← билет – приставочно-суффиксальный

- удар ← ударять - бессуффиксный

- сталевар ← сталь + е + варить – сложение с соединительной гласной

- близорукость ← близорукий – суффиксальный

- ТЮЗ ← Театр Юного Зрителя – сложение начальных букв (а в произношении - звуков)

- неудача ← удача - приставочный

- съёжившись ← съёжиться – суффиксальный

3. Индивидуальная работа у доски по карточке:

        Определить, от каких слов и с помощью каких морфем образованы данные слова:

(хлопотал, суше, ярчайший, укажи, заячий)

хлопотать, сухой или сухо, яркий, указать, заяц

(Учащийся должен везде увидеть формообразующие суффиксы).

- Какое фонетическое явление характерно для всех примеров? (чередование согласных).

4. Задание классу, основанное на выполнении индивидуальной работы по карточке. (Письменно).

1) От глагола хлопотать образовать действительное причастие настоящего времени, обозначить суффикс.

- Оказывается, словообразовательный анализ помогает овладевать орфографическими нормами.

2) Со словом суше составить два предложения так, чтобы в одном было прилагательное, в другом – наречие.

3) Образовать прилагательное в простой превосходной степени от исходного горький.

(В это время у доски начинает работать второй ученик).

4) От глагола отрезать образовать форму повелительного наклонения единственного числа.

(Повторяется орфографическое правило).

5) Найдите суффикс в притяжательном прилагательном заячья.

5. Задание для второго ученика (на обратной стороне доски):

Укажите слова, которые образованы неправильно. Исправьте ошибки.

Печорин не раз проявлял бесстрашность.

Не так-то легко сломить разбудившийся народ.

В будующем энергия атома найдет самое широкое применение.

Проверка второго индивидуального задания.

6. Фронтальная работа с классом.

Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами.

Растер…нно        ←            (е или я?)

Колыш…щийся   ←           (-ущ- или –ащ-?)

Кле…щий           ←           (-ющ- или –ящ-?)

Невид…мый        ←           (-ем- или –им-?)

Копч…ности          ←         (-он- или –ён-?)

Лишё…ый            ←           (-н- или –нн-?)

7. Выразительные словообразовательные средства.

Слово учителя:

         - Сейчас вы работали со словами, в которых есть суффиксы, имеющие разные значения. Суффиксальный способ – наиболее продуктивный в русском языке.

        Как ни странно, но именно слова с суффиксами субъективной оценки помогают нам при анализе художественного произведения понять авторскую позицию, идейный смысл произведения, помогают охарактеризовать человека или предмет, выразить собственное отношение к кому-либо или чему-либо.

8. Разыгрывается сценка:

Пациент: Здравствуйте, доктор.

Доктор (показывает на стул): На что жалуетесь? (берет медицинскую карту)

Пациент: Доктор, у меня болит в правом боку.

Звонок телефона.

Доктор: Да, дорогой!

Муж: Ты освободилась?

Доктор: Последний пациент, кажется.

Муж: Ну, я тебя жду в машине, котенок.

Доктор: Хорошо, пупсик. (Подкрашивает губы).

Так что у вас болит?

Пациент: Правый бок. Наверно, печень.

Доктор: Печень? (Слегка дотрагивается пальцами).

Ну, попринимаем эссенциале форте.

Пациент: Может, УЗИ надо сделать?

Доктор: Нет, потом. Понаблюдаем. Извините, мне пора. До свидания.

(Прихорашивается. Убегает).

Пациентка (одна): (недоуменно-презрительно): Разве это доктор? Это даже не докторишка.

Учитель: Вы слышали, как сейчас прозвучало недоуменно - презрительное: «Докторишка». И вы поняли отношение пациента к доктору с помощью слова, имеющего суффикс с уничижительно-пренебрежительным значением (-ишк-).

9. Работа с текстом.

Стихи о маме.

Учитель:

        - Конечно, вы сразу увидели слова с суффиксами субъективной оценки, с помощью которых выражена любовь к матери, дочерняя и сыновья. (Называют). Меня больше интересует другое. (Учитель читает стихотворение М.Луконина.

        - Почему здесь звучит только «мама»?

        (Стихотворение о суровом времени – войне. Для молодого поколения те грозные годы были школой мужества, взросления, переоценки ценностей. Повзрослевший на войне сын, думая о своей маме, поднимает на пьедестал облик женщины с горячим материнским сердцем, чье имя общее для вех детей земли – мама! И «мамочка» здесь было бы неуместно).

Мамочке - подарочки                                  

Я любимой мамочке

Подарю подарочки:

Вышью ей платочек.

Как живой, цветочек!

Чисто уберу в квартире -

И нигде не будет пыли.

Вкусный испеку пирог

С яблочным вареньем...

Только мама на порог -

Тут и поздравления!

Ты мамуленька моя,

Поздравляю я тебя:

С этим праздником,

С весной,

С первыми цветочками

И с хорошей дочкой.

(З.Орлова)

Мама

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!

(Костас Кубилинскас)

Мама

Я маму не целовал давно...

Маленьким был -

целовал,

душил,

С улицы жаловаться спешил,

Потом торопливо мужать решил.

Думал: "Мужество! Вот оно!"

Думал: "Мужество - это вот:

Прийти домой

и сказать:

"Пока!

Я на войну!.."

Улыбнуться слегка

И повернуться спиной к слезам,

К зовам маминым, -

на вокзал!"

Женщина вырастила меня.

Морщины уже на лицо легли.

Губы сомкнуты. Отцвели.

Но много в глазах моего огня.

Вот фотокарточка.

Изо дня

в день

Я думаю о тебе,

Моей колыбели,

моей судьбе -

Женщине, вырастившей меня.

Я маму не целовал давно...

Только бы мне возвратиться лишь!

Мама,

Если меня простишь

Сердцем маминым,

решено:

Я расцелую тебя одну,

Сердце послушаю,

обниму,

Слезы вытру,

в лицо взгляну...

Перед тем как уйти на войну.

(Михаил Луконин)

10. Работа с раздаточным материалом.

        (Каждый ученик получает текст с признанием в любви маме, выбирает предложенные обращения, вставляет в текст. А прочитать вслух учитель предлагает такому ученику (юноше), который сумеет передать сыновнее чувство любви к матери).

Как я люблю смотреть в глаза твои, …!

Сколько в них любви, ласки, нежности!

… …, ты для меня самый дорогой человек! Я знаю, что ты меня всегда поймешь и простишь, даже если я тебя обидел, … …   .

И  сколько бы мне ни было лет, я всегда буду чувствовать твой теплый взгляд, … …      .

Прости меня за все мои грехи, свершенные и ещё ожидающие тебя мои нелепые сюрпризы. И знай: ты главное моё счастье на земле - … …       .

(Обращения для вставки:

мудрая моя мамочка

мамочка

драгоценная моя мама

родная моя

мамуленька моя единственная).

Слово учителя:

        - Мы, учителя, мамы и знаем, что вы нередко бываете скупы на ласковые слова и нежные признания, особенно мальчики.

Пусть сейчас прозвучит признание сына в любви к матери.

Найдите нужные слова и вставьте их в текст.

(Предполагаемый ответ)

Как я люблю смотреть в глаза твои, (мамочка)!

Сколько в них любви, ласки, нежности!

Родная моя, ты для меня самый дорогой человек! Я знаю, что ты меня всегда поймешь и простишь, даже если я тебя обидел, (мудрая мамочка).

И  сколько бы мне ни было лет, я всегда буду чувствовать твой теплый взгляд, (мамуленька моя единственная).

Прости меня за все мои грехи, свершенные и ещё ожидающие тебя мои нелепые сюрпризы. И знай: ты главное моё счастье на Земле – (драгоценная моя мама)!

III. Сообщение учащегося.

Словотворчество писателей.

        Новые слова образуются постоянно. Их появление связано и с творческой работой писателей. Властное стремление к свежему, не банальному слову толкает их к словотворчеству.

        Известно, что Пушкин редко прибегал к этому. Его неологизмы рождались обычно в шутливой или иронической речи. Например: стихоткач, стишистый, хандрливый, дамоподобный, вицеканцлерша.

        Ф.Достоевский вкладывал в уста персонажей свои редкие словечки: шлепохвостница, белоручничать, недоразвитка.

        Меткие и яркие новообразования засвидетельствованы у Герцена: цензороквизиция – по аналогии с инквизицией, людокрады, розгословье, секолюбивый, умоотвод.

        У Л.Толстого такие слова находим главным образом в письмах: свободолегкомыслие, мягкоступы, побеждание.

        Мастером виртуозной имитации под народную речь был Николай Лесков. Придуманные им гибридные словечки прозрачны по форме и ёмки по содержанию: клеветон, стричь пупоны, долбица умножения, публицейские ведомости, пищеприёмная зала, мелкоскоп.

        Особенно заметный след в создании политически острых, наполненных иронией и сарказмом слов и выражений оставил Салтыков-Щедрин: умонелепствовать, душедрянствовать, белибердоносцы, хныкательная эссенция.

        В эпистолярном наследии Чехова более ста авторских неологизмов: окошкодохлиться, опреподобиться, пассажирство, толкастика, драмодел, прозоплёт, храмоиздатель, блиноед, кувырколлегия, мордемондия.

        Справедливо говорят, что Маяковский как поэт-новатор неотделим от Маяковского-творца и создателя сотен новых слов и словосочетаний. В поэтических произведениях Маяковского содержится 2840 новообразований. Способы их создания крайне разнообразны: свин, звездь, слонячий, звончище, молоткастый, серпастый, крикогубый, словоблудьище, разулыбить и т.п.

        Новообразования писателей называются окказионализмами.

IV. Домашнее задание:

1) Данные словосочетания замените сложными словами:

- жучок, который ест кору;

- излияние крови;

- лечение грязями;

- машина для резки соломы;

- орудие для метания огня;

- предназначенный для звуковой изоляции;

- приспособление для ловли мышей;

- по виду змея;

- производящий ремонт вагонов;

- тот, кто пашет землю.

2) Найти авторские неологизмы в стихах В.Маяковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...