Урок русского языка в 6 классе "Безличные глаголы"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Масленникова Вера Ивановна

Данный урок проведён был в мае 2012 г и соответствует программе и учебникам под редакцией Шанского. Урок сочетает в себе традиционные учебные формы и разнообразный игровой материал, подходящий для учеников 12 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. СЕВЕРНЫЙ

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе

Тема урока «Безличные глаголы»

Учитель: Масленникова Вера Ивановна

                 2012 год

Тема урока: Безличные глаголы

цель и задачи урока:

        1. Систематизировать знания по теме «Безличные глаголы»

        2. Практиковать навык преобразовывать глаголы в нужную форму

        3. Развитие правильного употребления безличых глаголов в речи.

                        ход урока

1. Словарный диктант

Замереть от неожиданности, примирить противников, блестеть на солнце, объединить силы, предполагать, изложить факты, сплотить силы, посевы разрастаются, расположение войск, заросли, касательная, оросительная система, возраст, изложение, облокотиться, выгореть, заря, испарение, поросль, отрасль, росток, озарение, наращение, стирание, нарастание, недоросль.

   2. Определение лица глаголов.

– Определите лицо данных глаголов, подписав к ним местоимения:

Пиш..м, стро..т, слыш..шь, стел..т, танцу..т, вид..шь, пол..т, держ..м.

– Почему эти глаголы называются личными?

3. Лингвистическая задача.

– Прослушайте диалог и скажите, какие глаголы называются безличными.

Заболела бабушка.

– Что-то целый день меня знобит, – пожаловалась она.

– Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.

– Никто, просто знобит.

– А разве так может быть?

– В жизни не бывает, – отвечала бабушка, – а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.

4. Объяснение учителя.

5. Упражнения 511, 512.

6. Наблюдение.

Учащиеся выполняют упражнение под звездочкой на с. 214.

7. Игра «Фокусник».

– Превратите личные глаголы в безличные.

Личные глаголы

Безличные глаголы

Ветер дует в окно.

В окно сильно дует.

Гроза зажгла дерево.

Дождь льет как из ведра.

Липы сладко пахнут.

Ветер сломал осину.

8.Работа с сигнальными карточками.

Учитель читает тезисы. Если тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.

Тезисы:        

1. Безличные глаголы – это глаголы, не изменяющиеся по лицам.

2. В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.

3. Личный глагол может стать безличным.

4. Безличный глагол не может употребляться в форме условного наклонения.

5. Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения.

9. Лингвистическая задача.

– Среди приведенных ниже глаголов найдите такие, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа.

вечереть

расти

трясти

лечь

приходить

убедить

победить

смеркаться

целовать

10. Упражнения 514, 515.

11. Работа с текстом.

– Прослушайте отрывок из рассказа М. Пришвина «Закат». Посчитайте, сколько в нем безличных глаголов.

Весь день было попеременно: то моросило, то прояснивало. В лесу, когда прояснивало, вспоминалась своя прежняя боль и как эту боль отпускало. Дятел, как будто не веря перемене погоды, не стучал по стволу, как дятел, а как маленький ползунок, опрокинувшись, бегал по стволу...

Закат солнца был не виден, но после долго в облаках горело и светило в промежутках черных стволов.

– Какова функция глаголов в этом тексте?

3. Найдите в предложениях безличные глаголы. Подчеркните их.

Света..т. Яркое солнце поднимает?ся из-за гор. К утру посв..жело. Где(то) д..л..ко прогр..мело эхо. (Ни) где (не) дыш..тся вольней родных лугов, родных полей. (Не) с..дит?ся в хат.. тесной, (не) л..жит?ся на печи.

12. Подготовка к диктанту по упражнению 517.

Учащиеся устно анализируют орфограммы в тексте диктанта.

13. Творческий диктант.

– Вставьте подходящие по смыслу глаголы.

1. Пилой пилят, а ножом ... .

2. Красками красят, а белилами ... .

3. Дом строят, а колодец ... .

4. Зубы чистят порошком, а руки ... мылом.

5. Лед на реке колют, а траву на лугу ... .

14. Диктант.

1. «Угадай-ка!»

– Отгадайте часть речи:

1) эта часть речи может быть любым членом предложения, может изменяться по падежам, числам, но не по родам; обозначает предмет;

2) эта часть речи не обозначает ни предмет, ни число, ни действие; изменяется по падежам, числам и родам; может иметь степени сравнения;

3) эта часть речи ничего не называет, а только указывает, заменяет другие части речи;

4) эта часть речи всегда пишется раздельно с НЕ кроме случаев, когда без НЕ не употребляется; обозначает действие.

15. Игра «Редактор».

– Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», – сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

16. Итог урока. Комментирование оценок за урок.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

1. Лингвистическая задача.

– Среди приведенных ниже глаголов найдите такие, которые не употребляются в форме 1-го лица единственного числа.

вечереть

расти

трясти

лечь

приходить

убедить

победить

смеркаться

целовать

2. Найдите в предложениях безличные глаголы. Подчеркните их.

Света..т. Яркое солнце поднимает?ся из-за гор. К утру посв..жело. Где(то) д..л..ко прогр..мело эхо. (Ни) где (не) дыш..тся вольней родных лугов, родных полей. (Не) с..дит?ся в хат.. тесной, (не) л..жит?ся на печи.

3. Игра «Редактор».

– Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.

Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, как заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», – сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Наклонения глагола"

Урок русского языка. 6 класс. Тема "Наклонение глагола". Урок с элементами технологии критического мышления и информационно-коммуникативной технологии....

Урок русского языка Понятие о глаголе (6 класс УМК В. В. Бабайцевой)

Это первый урок по теме "Глагол" в 6 классе, построенный с учётом дифференцированного подхода. Идея домино,  позаимствованная у коллеги по школе, родилась из орфографического лото....

Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"

Целью данного  урока является уточнение и расширение знаний детей о неопределённой форме глагола. В ходе урока выполняются различные разноуровневые и занимательные задания, которые влияют на разв...

Конспект урока русского языка по теме «Глагол как часть речи»

Цели урока         развивать речь ,  логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся; обобщить и  углубить     знания по теме "Глагол»; воспитыв...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»

Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...