Путешествие в Шерлокхолмсию
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Игра по русскому языку для 6 класса общеобразовательной школы. Может быть использована на уроке повторения  материала в конце учебного года или в качестве внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sherlokholmsiya.scenariy_i_prezentaciya.rar2.58 МБ

Предварительный просмотр:

                         Путешествие в Шерлокхолмсию

 (игра по русскому языку для учащихся 6 класса общеобразовательных школ)

Данное внеклассное мероприятие можно провести в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. Игра составлена на основе учебного материала, изученного на уроках русского языка в начальной школе и 5-6 классах. Задания подобраны  с учетом возрастных особенностей детей и объема изученного материала. Использование на уроке игровых, занимательных приёмов создаёт атмосферу увлечённости, делает интересным самый скучный, на взгляд детей, материал и тем самым облегчает его запоминание и усвоение. Ведущий - литературный персонаж - помогает ученикам отвлечься от привычного хода урока по повторению изученного, концентрирует их внимание и стимулирует желание найти верный ответ, решить  задачу.  На уроке создаётся атмосфера взаимного доверия и живого общения, позволяющего успешно осуществлять самореализацию каждого ученика в процессе учения.

Цель: Закрепление в занимательной форме  знаний учащихся по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).

Задачи:

      1. Повторить изученный учащимися в 5-6 классах материал.

2. Формировать умение применять полученные знания на практике.

3. Развивать умение учащихся логически мыслить, проявлять смекалку при решении лингвистических    задач.

4.Пробудить  познавательный интерес к тайнам русского языка, творческую активность учащихся

Оборудование: 

  1. Музыкальное сопровождение - Увертюра из кинофильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
  2. Презентация “Путешествие в Шерлокхолмсию”.
  3. Раздаточные карточки с текстами заданий.

Организация учащихся: класс разделен на команды.

Ведущие:  учитель и старшеклассник в роли Шерлока Холмса (детали образа сыщика – клетчатый пиджак, шляпа, трость и трубка).

                                                   Ход  игры:

I Вступление.

 Звучит Увертюра из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Появляется Шерлок Холмс:

- Да, оглядываюсь назад  и думаю, как же много запутанных  историй происходит вокруг, на моем веку их немало пришлось разобрать…  Сколько жизненных задач решил, сколько сплетенных преступных паутин распутал, над сколькими головоломками думал… Да, было время…

  Ведущий:

- Кто же этот замечательный литературный  персонаж? Узнали?

 - Да, это  - герой, созданный Артуром Конан Дойлем. Знаменитый лондонский частный сыщик, настоящий  мастер загадок и не менее известный разгадыватель тайн -  англичанин Шерлок Холмс. Проявляя эрудицию, смекалку, находчивость, он мастерски разбирался в самых запутанных историях и преступлениях.   Прославился сыщик Шерлок Холмс умением раскрывать любые секреты.  Так, уважаемый мистер Холмс?

Холмс:

-Да, рядом с нами полно тайн, они ждут своего раскрытия. И я  предлагаю  отправиться в мою Лингвистическую Шерлокхолмсию за ответами на хитроумные вопросы по русскому языку. А я много их для вас приготовил.

         (Презентация. Шерлок Холмс предлагает учащимся раскрыть одну за другой тайны его страны Шерлокхолмсии. Учитель – ведущий  следит за ходом презентации и фиксирует количество верных ответов учащихся).

  II Игра.

   Звучит Увертюра из кинофильма.

Шерлок Холмс:

- А вот и первая тайна: соберите из слов на карточках мой афоризм.  Первые два слова –Я вижу, последние два слова  - что вижу. Обратите внимание на знаки препинания после некоторых слов. Эти знаки помогут вам правильно расположить слова.

Слова: Я  вижу  - приучил  -  вы,  - больше,  – замечать – не  -  то, -  чем – себя  – я – но – что  вижу.

                                  (Я вижу не больше, чем вы, но я приучил себя замечать то, что вижу).

 Тайна 2.

Шерлок Холмс:

- Решите фонетическую  задачу:

Г : К = Д  : ?                    Ж : ?    =      ? :  С            В : ?   = Б: ?                  Ф : ? = ?  : З

                                  (Г:К=Д:Т      Ж:Ш=З:С      В:Ф=Б:П      Ф:В= С:З)

Тайна 3.

 Шерлок Холмс:

           - Отгадайте загадку. Сколько раз в ней встретился звук   [с]?

            Через поле и лесок

            Подается голосок.

            Он бежит по проводам,

            Скажешь здесь, а слышно там.           (Телефон. 5 раз)

Тайна 4.

Шерлок Холмс:

- Отыщите спрятанные в стихотворении слова. Решите метаграммы.  Для этого последовательно изменяйте в слове одну букву..

 1).  С  Ч  летаю над волною,

       с   Л не дам волкам покою,

       с   М – рубашка – безрукавка,

       с   З скачу по лесу в травке,

       с   Г меня крепи к детали

            из железа или стали.

                                            (чайка – лайка – майка – зайка – гайка).

2). С Б — смертельной я бываю,

     с   М — меха я пожираю,

     с   Р — актеру я нужна,

     с    С — для повара важна.

                                                  (боль -  моль -  роль - соль).

   Тайна 5.

Шерлок Холмс:

- Поломайте голову над анаграммой (перестановка слогов даст новое слово).

         1).  Воздух в шины я вдуваю,

               Жизнь несу я колесу.

               Если ж слоги мы смешаем,

               Буду деревом в лесу.

                                         ( на – сос).

    2). Я кусаюсь, я летаю,

    летом всем надоедаю.

    Буквы переставь – и я

    стану частью корабля.

                                     (комар – корма)

Тайна 6.

Шерлок Холмс:

- Расшифруйте пословицу.  В ней 4 слова. Первое слово- синоним к слову товарищи. Второе слово имеет такую же приставку, как в слове поговорить, корень - как в слове знать, окончание глагола 3 лица множественного числа 1 спряжения, а также возвратный суффикс.   От   второго к четвертому слову задается вопрос предложного падежа. Третье слово – предлог.  Четвертое слово – название яхты капитана Врунгеля.

                                                                                               ( Друзья познаются в беде)

Тайна 7.

Шерлок Холмс:

-  Родственники ли? Почему?

  «  - Вы кто такие?

   -Я   Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

  - А я ваша тетя – Гусеница».

                                            (Слова не однокоренные).

  Тайна 8.

Шерлок Холмс:

- Найдите слова с одинаковыми окончаниями, разбейте их на две группы:

 Столов, домов,  коров, ковров, голов, основ.

Степей, ножей,  батарей, шей, ушей, юношей.

 Тайна 9.

Шерлок Холмс:

- Определите, какой частью речи являются слова:

  1).  «Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

       - Калушата! Калушаточки! Бутявка!

        Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Кулуша волит:

      - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

                             (Людмила Петрушевская «Пуськи бятые»)

2). Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

       

 Тайна 10.

Шерлок Холмс:

- Кто быстрее найдёт в предложениях иноязычные слова и заменит их русскими?

А) При проверке было выявлено много дефектов. Б) Он пишет мемуары. В) Ваши аргументы убедительны. Г) Все работали с энтузиазмом. Д) Мы гордимся нашим голкипером.                    (А) Недостаток

                                                                  Б) Воспоминания

                                                                  В) Доказательства

                                                                   Г) Вратарь)

Тайна 11.

Шерлок Холмс:

 -  Объяснить значение фразеологизмов:

Пройти  огонь и воду  - всё испытать.

Биться как рыба об лед — настойчивые, но напрасные усилия, безрезультатная деятельность.

Как снег на голову - неожиданно, вдруг.

Держать камень за пазухой  - таить злобу против кого-либо; замышлять что-либо плохое.

 Брать свои слова обратно - отказываться от   сказанного,    признавать   ошибочными    свои    слова.

Не лезет за словом в карман  - находчив в разговоре, споре.

Между двух огней  - в трудном положении, когда опасность или неприятность угрожает с двух сторон.

Родиться в рубашке  - быть удачливым, счастливым во всём (о человеке, которому везёт, сопутствует удача).

Ума не приложу  -  не   могу  понять,   догадаться, сообразить.

Начало формы



Конец формы

Диву даваться  - очень удивляться чему-либо.

Начало формы



Конец формы

Ломиться в открытую дверь   - настойчиво   утверждать,   доказывать   то,   что очевидно,    всем    хорошо    известно,    что    не    вызывает возражений, против чего никто не спорит.

Сквозь землю провалиться    -  очень сильное желать исчезнуть, скрыться куда-либо (от стыда, страха и т. п.).

Тайна 12.

 Шерлок Холмс:

- От перестановки мест слагаемых  сумма не меняется,  согласны?  А если поменять место запятой в предложении? Расставьте знаки препинания правильно.

         1). Когда солнце село с блеяньем и ревом прошло стадо.

         2). В нашем колхозе много рогатого скота лошадей, свиней.

         3). Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

         4). Ссориться не надо дружить.

         

III Подведение итогов игры. Награждение.

Ведущий:

- Вот мы и убедились, как в трудных случаях смекалка, сообразительность, находчивость и, конечно же, знания  могут помочь разгадать любой кроссворд, расшифровать любую тайну, решить любую задачу, справиться с любым секретом, как это делал замечательный сыщик Шерлок Холмс. Именно он и наградит победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...