Элективный курс "Школьный редактор"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

 

Программа курса «Школьный редактор» предназначена для углубленного изучения курса русского языка и для продолжения работы учащихся 9 класса по редактированию и анализу текста.

Редактирование – один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного. Правильная организация письменной речи – важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи.

Развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей человека. Важно, чтобы ученики поняли: процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека: создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутьё, чувство языка. Одним это чувство дано при рождении, другим надо его развивать и постоянно совершенствовать.

Цель данного курса – продолжить с учащимися работу по редактированию и анализу текста, как в качестве подготовки к ГИА, так и в качестве отработки навыков редакторского анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №16 п. Хани

Нерюнгринского района

Республика Саха (Якутия)

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ШКОЛЬНЫЙ РЕДАКТОР»

                                                                                             Выполнила: Камзалакова Оксана Константиновна,

 учитель русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Школьный редактор» предназначена для углубленного изучения курса русского языка и для продолжения работы учащихся 9 класса по редактированию и анализу текста.

Редактирование – один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного. Правильная организация письменной речи – важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи.

Развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей человека. Важно, чтобы ученики поняли: процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека: создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутьё, чувство языка. Одним это чувство дано при рождении, другим надо его развивать и постоянно совершенствовать.

Цель данного курса – продолжить с учащимися работу по редактированию и анализу текста, как в качестве подготовки к ГИА, так и в качестве отработки навыков редакторского анализа.

Для реализации этой цели необходимо:

  1. углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи;
  2. совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного (научно-делового) текста;
  3. сформировать навыки редактирования текстов разных стилей и жанров;
  4. подготовить учащихся  к самостоятельному литературному творчеству;
  5. отработать навыки и умения анализировать и рецензировать тексты для достойной сдачи ЕГЭ (задания, связанные с анализом текста и написанием рецензий, эссе).

Программа данного курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей, и именно

формирование следующих компетентностей:

  1. соблюдение норм современного русского литературного языка;
  2. умение пользоваться различными видами правки текста;  справочной литературой и лингвистическими словарями.

Данный курс базируется на концепции углубленного обучения, он повышает речевую и письменную грамотность, расширяет возможности социализации учащихся и способствует их скорой адаптации в незнакомых условиях.

Курс связан как с разделами языкознания («Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»), так и с теорией литературы.

Курс рассчитан на 34 часа, но его программа может корректироваться. Данный курс служит основой для проектной деятельности  в 10-11 классах: «Литературное творчество», «Основы журналистики», а также исследовательской деятельности учащихся.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Раздел. Тема занятия.

Кол – во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

1

Вводное занятие.

Сущность и задачи редактирования.

1

Игра «Я – главный редактор».

«Газета» (газета, сверстанная из заранее приготовленных материалов). Составление должностной инструкции для редактора.

Текст как единица речи.

2

2

Текст как единица речи. Тема. Идея. Микротема. Данное и новое. Интонация.

1

Лабораторная работа

Составление опорного конспекта по теме; рассуждения – дебаты, защита своей точки зрения.

3

Логические ошибки и способы их устранения.

1

Групповой практикум

Отредактированные учащимися тексты.

Структура текста

5

4

Текст как смысловое и структурное единство. Абзац. Сложное синтаксическое целое.

1

Групповой практикум

Правильно составленный текст, восстановленный текст.

5

Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной связью. Виды и средства связи предложений в таких текстах. Ошибки и способы их устранения.

1

Практикум

Отредактированный текст. Составление таблицы с примерами средств связи в разных текстах.

6

Тексты с параллельной связью предложений. Средства межфразовой связи в них. Ошибки в построении текстов с параллельной связью и способы их устранения.

1

Практикум

Отредактированный текст.

7

Заголовок текста. Виды зачинов, их синтаксическое строение. Заключительная часть текста. Способы ее оформления.

1

Творческая мастерская

Творческие работы учащихся. Таблица «Виды зачинов и концовок».

8

Основные композиционные приемы. Композиционные ошибки и способы их устранения.

1

Игра «Редакционный совет»

Отредактированный текст. Мини-рецензии учащихся на предлагаемые тексты с рекомендациями к печати.

Типы речи

3

9

Типы речи (повествование, описание, рассуждение)

1

Лабораторная работа

Составление опорного конспекта

10

Смешанный тип речи: описание с элементами рассуждения, повествование с элементами рассуждения и описания.

2

Дискуссия

Создание оригинальных текстов, относящихся к разным типам речи.

Стилистические средства русского языка

7

11

Лексико  – фразеологические средства языка. Их использование в речи.

1

Лабораторная работа (научный совет)

Составление таблицы, опорного конспекта.

12

Лексические ошибки и способы их исправления.

1

Практикум (проверка сочинений, творческих работ учащихся)

Проверенные работы, редактирование текста, мини-рецензии по способам исправления ошибок.

13

Словообразовательные и морфологические средства языка. Выразительность речи.

1

Лабораторная работа

Сочинения учащихся. Письмо редактору.

14

Грамматические ошибки. Способы их исправления.

1

Практикум

Редактирование текста.

15

Синтаксические средства языка. Синтаксические ошибки и способы их исправления.

1

Практикум

Редактирование текста. Творческая работа «Письмо автору».

16

Стилистические фигуры

2

Консультация

Составление опорной схемы, таблицы с примерами художественных текстов.

Художественно – изобразительные средства языка

3

17

Понятие о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте.

2

Исследование

Статья о роли выразительных средств в тексте.

18

Использование средств художественной изобразительности в тексте.

1

Практикум

Отредактированный текст.

Стили речи

2

19

Функциональные стили речи (разговорный, официально – деловой, научный, публицистический, художественный).

2

Семинар. Деловая игра «Заседание редколлегии»

Составление опорной схемы. Распределение материала по издательствам;  собрание, издание сборников.

Культура письменной речи

3

20

Понятие о культуре речи. Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм.

1

Исследование

Научная статья в журнал

21

Виды ошибок

2

Практикум

Составление опорного конспекта. Проверка ученических работ.

Анализ и редактирование текстов разных стилей и жанров.

5

22

Анализ поэтического текста

1

Исследование. Практикум «Поэтическое кафе» (зависит от материала).

Анализ стихотворений, отзыв о них. «Книга отзывов».

23

Анализ прозаических текстов

1

Практикум

Рецензия

24

Анализ и создание текстов разных стилей.

1

Творческая мастерская

По образцу данных текстов создать текст этого стиля.

25

Редактирование текстов разных стилей.

2

Практикум

Взаиморецензия

26

Встреча с представителями редакций местных газет или журналов.

1

«Круглый стол» или экскурсия

Опыт профессионального общения

27

Составление и презентация сборника творческих работ

1

Практическая работа. Презентация. Защита проекта.

Сборник лучших работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Самсонов М.Г., Самсонова Л.Н. Говори и пиши правильно по – русски. Изд. «Бичик», Якутск, 2010
  2. Иванова И.Л. Учимся писать рецензии. Изд. «Учитель», Волгоград, 2010
  3. Розенталь Д.Е. Современный русский язык. Изд.»Вако», Москва, 2011
  4. Кипранав И.П. Творческие работы учеников в старших классах. Изд. «Бичик», Якутск, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Рисуем в графическом редакторе Gimp"

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по предмету «Информатика» Е.Н. Шульжик «Рисуем в графическом редакторе Gimp»....

Элективный курс. Компьютерная графика. Графический редактор ADOBE PHOTOSHOP.

Презентация элективного курса по информатике....

Элективный курс для учащихся 9 классов "Школьный редактор"

 Программа курса «Школьный редактор» предназначена для углубления знаний по русскому языку и для ознакомления учащихся 9 класса с основами редактирования текста.   Редактир...

Элективный курс для учащихся 10-11 классов «Цифровая обработка изображений в редакторе Photoshop»

Элективный курс для учащихся 10-11 классов «Цифровая обработка изображений в редакторе Photoshop»  Лабораторная работа:  «Маски и каналы. Работа со слоями»....

Авторский урок по информатике для 9-го класса из элективного курса на тему: «Векторная графика. Векторный редактор Corel Draw»

Урок «Создание пейзажа в  векторном редакторе Corel Draw X6».Содержит детальную методическую разработку  создания рисунка в Corel Draw X6.Урок демонстрирует создание произвольных фигур разли...

Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».

Курс «Графические редакторы» является предметным  элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки гр...

Элективный курс по информатике и ИКТ для 9-х классов «Компьютерная графика. Векторный редактор CorelDraw»

Элективный курс по информатике и ИКТ «Компьютерная графика. Векторный редактор CorelDraw»предназначен для предпрофильных классов....