«Письмо в 1941 год…»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Колесник Елена Ивановна

 

Как хорошо, что люди придумали почту…

Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт,

заклеишь  и бросишь его в другую –

ждущую и мятущуюся…

Тэффи

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Методическая разработка урока для участия в конкурсе

«Лучший урок Письма». 

«Письмо в 1941 год…»

Учитель русского языка и литературы

МАОУ Первомайская СОШ № 2

Нижегородской области

Колесник Елена Ивановна.

Эпиграф: Как хорошо, что люди придумали почту…

Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт,

заклеишь  и бросишь его в другую –

ждущую и мятущуюся…

Тэффи

Тип урока: развитие речи

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Цели: возрождение русской традиции эпистолярного жанра, знакомство с правилами и вежливыми формами переписки, развитие речевых навыков, расширение  представления учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;

выработка активной социальной  позиции  ученика. 

Задачи:

  1. углубление знаний об эпистолярном жанре;
  2. обогащение словарного запаса учащихся;
  3. знакомство с  образцами русского письма;
  4. воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
  5. работа с текстом письма Д.С. Лихачёва.

  1. Организационный момент, создание эмоционального настроя, включение чувств учеников.

        Учитель. Ребята, сегодня у нас урок письма. Урок Письма – замечательная традиция, которая возрождает эпистолярный жанр,  где вы можете  писать друг другу письма и через эти письма делиться собственными чувствами.

А как вы понимаете, что такое письмо? Какую роль оно играет в вашей жизни?

    Ученик. (подготовленное задание).

                     

Слово «письмо» - многозначное (согласно словарю С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой):

1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь  кому- нибудь.

2.Умение писать.

3.Система графических знаков для передачи , запечатления речи.

4.Манера художественного изображения.

        Учитель. Сегодня нас будет интересовать первичное значение слова.

2.Фронтальная беседа с классом.

- Прежде чем приступить к серьезному обсуждению темы нашего урока, давайте вспомним сказочных персонажей, связанных с работой почты .  

Ученик.   (Снеговик – почтовик, Почтальон Печкин,

Лапландка и Финка из сказки

 «Снежная Королева» и т.д.)

                                             

        Учитель.  Верно. Я думаю, ребята, практически каждый из вас, будучи маленькими, верили в существование Деда Мороза и писали ему свои письма , где рассказывали о своих самых сокровенных мечтах.

         В письмах можно поделиться мыслями о фильмах, концертах, рассказать о волнующих нас вопросах и проблемах, выразить чувства и настроение, но главное, надо помнить о том, что именно интересует моего друга.

         Учитель. Считаю, что письмо другу должно быть образцом разговорного стиля, как будто мой друг рядом, и мы просто разговариваем с ним обо всем.

        Просто замечательно, что люди изобрели письменность. Теперь каждый грамотный человек может написать письмо, открытку, телеграмму, SMS – сообщение. И большая армия почтальонов, операторов МТС, телеграфистов передает важные сообщения адресатам.

        Письма помогают общаться – общаться душой, они более объемны, чем, скажем, телеграмма или SMS – сообщение.

         

        Ученик.  Раньше люди писали на глиняных и деревянных дощечках, на камне, на бересте и на коже. Много сил и труда потребовалось для того, чтобы перед нами на стол лег чистый лист бумаги.

       

                     Учитель.         К сожалению, эта удивительная, благородная, древняя форма письма сегодня вытесняется другими. Мы звоним, шлем факсы, отправляем Интернет – письма. Общаемся? Да. Но уж очень по-деловому.  

- Почему мы ждем писем от близких нам людей, родных, друзей? Мы ждем именно писем, а не звонков.

                                                                    Ученик. Потому что письмо пишется с   душой, человеком, который нам интересен,

 это частичка самого пишущего человека.

        Учитель. - Какие качества личности и эмоции проявляются в письмах? (фантазия, воображение, радость, сочувствие, поддержка и т.д.)

А задумывались ли вы над таким этическим вопросом, почему нельзя читать чужие письма.

        Ученик. Потому что у каждого письма есть хозяин,

есть своя тайна.

- Верно. Чужие письма – тайна за семью замками. Попытаться заглянуть в них (независимо от того, кому они адресованы) – все равно, что залезть в чужой карман или подсмотреть в замочную скважину.

- Поднимите руки те, у кого из вас есть друзья, живущие не в нашем городе.

Значит, вам приходится общаться с помощью писем. О чем можно написать в письме другу?

 (школьные дела, повседневная жизнь,

 увлечения и занятия, события семейного значения,

 что  волнует и т.д.)

3. Постановка учебной задачи.

Учитель. Хорошая традиция есть у нашего народа: писать письма. Ребята, сегодня тема нашего занятия - «Подготовка к сочинению». Мы постараемся разобраться, что же такое «письмо»; познакомимся с правилами написания письма; узнаем как возникла письменность; поговорим о способах передачи сообщений на дальние расстояния; проведем подготовку для написания

         Письмо – это не просто каракули, бегущие по чистому листу бумаги. Это действительно кусочек души, который ты даришь адресату. Поэтому каждое письмо – удивительное произведение искусства. А когда письмо сотворено талантливым писателем – оно удивительно вдвойне. Мы как будто поглядываем в замочную скважину: слишком уж открыто, слишком смело обнажены все мысли и чувства поэта…

    Но именно это и прекрасно! Ведь поэзия создана для того, чтобы приоткрыть завесу над тайнами души человека, дать ему возможность высказать все свои чувства.

 4.Сообщение об истории эпистолярного жанра. 

    Эпистолярный стиль — исторически сложившаяся разновидность художественной речи, свойственная определённым жанрам письменности. Эпистолярный стиль складывался в разных видах частной и государственной переписки и с течением времени развился в разновидность литературного повествования.

            Письмо — вид бытовой письменной речи, давший жизнь таким литературным жанрам, как эпистолярный роман, манифест, фельетон, стихотворное послание. Письмо обязательно имеет не только автора, но и адресата. Его отличают многообразие тем и стилей, лёгкость перехода от одного предмета к другому, сочетание серьёзности и незначительности в предмете разговора. Эпистолярный жанр возник во времена античности. Известно послание Горация Флавия к братьям Пизонам о науке поэзии, сочинения Феофила Антиохийского. В средние века эта форма развивается как публицистический жанр, в переписке высказываются и обсуждаются актуальные идеи времени. Особенно любима форма письма в эпоху сентиментализма, поскольку позволяет раскрыть внутренний мир человека, его чувства. Эпистолярный роман (от греч. epistolē — послание, письмо) — роман в форме писем (и дневниковых записей), которыми обмениваются главные герои. Возникает в европейской литературе в 18 в. Самые известные эпистолярные романы — "Памела" и "Кларисса" С. Ричардсона, "Юлия, или Новая Элоиза" Ж.Ж. Руссо, "Страдания молодого Вертера" И.В. Гёте. В русской литературе это "Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина.

   Эпистолярный стиль был известен на Руси с древнейших времён. Грамотность была широко распространена. Берестяная грамота — подлинно всенародная корреспонденция. Здесь и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, и хозяйственные документы, и жалобы, адресованные правительству, и школьные записи, и шуточные тексты. Законов построения письма придерживались. "От Гостяты къ Васильви" — в начальной формуле письма обозначены автор и адресат. Письмо Гостяты — первый образчик частного письма Древней Руси (11 в.). Широкую известность получила переписка Иоанна Грозного с А.М. Курбским в 1564 г., послания протопопа Аввакума в 17 веке.

     Широкое распространение эпистолярный жанр получил в 18 веке. В это время появляются сборники образцов эпистолярного стиля: "Приклады, како пишутся комплементы разные", "Письмовник" Н.Г. Курганова. Эпистолярным жанром пользовались Кантемир, Тредиаковский, Петров, Ломоносов, Костров, Фонвизин, Капнист, Рубан, Виноградов, Новиков, Державин. В 70 годах 18 в. наступает эпоха расцвета журналистики. В сатирических журналах появляется большое количество "писем с мест", корреспонденций, представляющих собой наблюдения над дурными нравами крепостничества и канцелярско-чиновничьими, их обличение.

         Наибольшее распространение эпистолярный жанр получает в 19 в.

Процесс вытеснения письма другими видами связи, начавшийся ещё в конце 19 в. с развитием сети железных дорог, появлением телеграфа и телефона, в наше время осуществляется особенно интенсивно: всё более популярным становится общение через интернет, посредством пейджера и SMS, по своей сути отличающееся примитивизмом, не располагающее к пространным и глубоким рассуждениям (хотя, безусловно, в интеллектуальной среде культура письма всё-таки сохраняется, вспомним, например, письма Ю. М. Лотмана). На этом фоне усиливается ощущение ценности эпистолярного   наследия русских классиков, в чьих письмах раскрываются такие забывающиеся сегодня стороны письменного общения людей друг с другом, как стихийное излияние мыслей и чувств, трепет, испытываемый при получении письма от близкого человека.

    Ребята , внимательно послушайте письмо Л.Н. Толстого жене, 1867 год, июнь.

       «Сижу один в комнате во всем верху; читал сейчас твое письмо и не могу описать всю нежность, до слез нежность, которую к тебе чувствую, и не только теперь, но всякую минуту дня. Душенька моя, самая лучшая на свете! Ради Бога, не переставай писать письма мне каждый день до субботы... Без тебя мне не то что грустно, страшно, хотя и это бывает, но главное – я мертвый, не живой человек. И слишком уж тебя люблю в твоем отсутствии.

    Так, что глупо. Прощай, милая, голубчик».

       Учитель.   Скажите, а вы хотели бы получить такое или подобное письмо, написанное рукой любимого, близкого человека? И потом хранить его, перечитывать, чувствуя настроение, с которым оно писалось?

      Письма в почтовых конвертах… Входя в свой подъезд, мы по привычке заглядываем в почтовый ящик – нет ли там письмеца? Вздыхаем – совсем все писать перестали… Ждем с нетерпением, но сами не всегда находим время, чтобы вовремя ответить. Если спросить: «Любите ли вы получать письма? Не смс-ки, а настоящие, на бумаге, по почте?», то, думаю, что большинство ответит положительно. А если поставить вопрос по-другому: «Вы любите писать письма?», наверняка, многие скажут: «Да зачем писать, ведь сейчас так легко общаться с родственниками и друзьями, даже если они далеко от нас! Позвонить по телефону, связаться через  Одноклассников, отправить смс- сообщение». Хотя в нашей огромной стране еще далеко не везде есть не то что интернет, а даже и телефон.

       Исчезает ли эпистолярный жанр? В реальной жизни мы все реже и реже пишем письма. Возможно, стали ленивыми? По себе сужу – если раньше я в год писала 100-120 писем, то теперь  во много раз  меньше. Хотя не у всех моих родственников и друзей есть интернет, да и по телефону не всегда можно дозвониться.   Но все реже и реже появляются письма в почтовых ящиках.

5.Переписка А.П.Чехова.

            Ребята, а кто- нибудь из вас читал личную переписку Антона Павловича Чехова? Это же настоящая энциклопедия культурной и общественной жизни России конца XIX – начала XX века. Всего сохранилось около 4400 писем, написанных в течение 29 лет, с 1875 по 1904 год, они составляют несколько томов! Это одно из самых значительных собраний эпистолярного жанра в литературном наследии русских классиков. Тематика писем А.П. Чехова разнообразна. Дневники путешествий, календари работы над произведениями, события личной жизни. Переписка с писателями, редакторами, издателями, театральными работниками, актерами, композиторами, художниками. Отклики на общественные, литературные и театральные явления, отзывы на критические статьи и советы начинающим авторам. Как много потеряли бы мы, если бы эти письма не сохранились!

   

           Чем дальше от нас прошедшая эпоха, тем больше ценность писем, оставленных нам великими людьми – писателями, композиторами, учеными, путешественниками. Они читаются с не меньшим интересом, чем художественные произведения. Не вымысел, не увлекательный сюжет, не яркие образы героев привлекают нас в этих письмах, а драгоценные подробности жизни авторов, их горести и радости, их мысли о жизни и об искусстве, нравственная и общественная позиция, их слог, богатый и выразительный язык.

         

       А особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны. Порой написанные карандашом, с полустершимися буквами, они до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину. Ведь в них частица души, прикосновение рук близких людей. Зачастую эти письма становятся достоянием музеев, по ним изучают эпоху. Хотя военные письма и подвергались «обработке», перлюстрации, но даже по количеству вымаранных кусочков, а порой читая «между строк», можно узнать не меньше, чем из официальных документов.

      

         Думается, что в этой быстро летящей жизни, мы перестали ценить письма, как исторический документ, важный, пусть не для всего человечества, но для нашей семьи, для внуков. В письмах отражается наш мир, наша жизнь, наш характер. По прошествии времени с большим удовольствием перечитываешь сохранившиеся письма, написанные много лет назад, и, как в машине времени, переносишься в свою молодость. Как хорошо, что где-то в укромном уголке, в коробке, хранится пачка писем от близких людей, порой уже ушедших в мир иной!

      Конечно, нынче альтернативой рукописным посланиям становится электронная почта и другие современные средства связи. Но, как бы ни были частыми смс-сообщения, они несут в себе очень скудную, часто односложную информацию, типа ОК, Ну, Пока, и т.п., а затем стираются. Телефонные разговоры не в силах удержать самая замечательная память. Не зря пословица говорит – «Что написано пером, того не вырубишь топором!» Даже сообщения электронной почты, письма Е-mail могут затеряться, если получатель или отправитель не распечатает их на бумаге.

      А может быть, всем следует сохранить привычку писать, хотя бы изредка, обычные письма на листке красивой бумаги, своей рукой, по возможности красивым почерком?

 Правила написания письма. 

Учитель. Как хорошо, что у многих есть такой богатый опыт в написании писем. Все же, я хочу познакомить всех с некоторыми правилами написания письма.

Учитель. 


  1. Начинайте письмо с обращения к адресату (не забудьте поздороваться).
    Например:
    - Здравствуйте, дорогой ветеран!
    - Здравствуйте, уважаемый Андрей Петрович!
    - Добрый день, любимый дедушка!


  1. Спросите, как здоровье, как идут дела у того, кому пишите.
    Например:
    - Как вы себя чувствуете?
    - Как вы поживаете?
    - Что нового?
    - Как дела?


  1. Если вы отвечаете на чье-то письмо, поблагодарите за внимание.
    Например:
    - Спасибо за письмо.
    - Я был очень рад получить от вас письмо.


  1. Вспомните, о чем вам писали в прошлый раз, скажите о своем отношении к новостям.
    Например:
    - Жалко, что вы плохо себя чувствуете.
    - Я рад, что вам уже лучше.
    - Как хорошо, что вы скоро приедете.


  1. Ответьте на вопросы, заданные в предыдущем письме.
    Например:
    - Телевизор я смотрю мало – много читаю.
    - Я уже не болею и снова хожу на каток.


  1. Сообщите новости, расскажите о своих радостях, печалях (никого не расстраивайте).
    Например:
    - Передайте привет знакомым и родственникам.
     
    - Привет бабушке.
    - Дедушке большой привет и спасибо за посылку!


  1. Когда будете прощаться, не забудьте подписаться.
    Например:
    - До свидания. Сергей.
    - Жду встречи. Анна.
    - До скорой встречи. Твоя внучка.

Если вы забыли что-то указать в письме, можно написать постскриптум (это приписка в письме, которая стоит после подписи и обозначается буквами «Р.S.»).
Например:
- P.S. Я забыла напомнить о встрече на следующей неделе.
- P.S. Мне только что позвонили и сообщили, что у меня родился братик, я счастлива!
- P.S. Забыл упомянуть о том, что мы переехали в новый дом, скоро новоселье. Приглашаем!

Работа над словом.

Правильно напишите адрес на конверте.   Очень важно правильно написать адрес на конверте, чтобы адресат смог получить ваше письмо. Что такое адрес и адресат, что общего у этих слов?

Ученики.

– Адрес – это место, где мы живем,

где живут наши знакомые и друзья.

– По адресу мы разыскиваем одноклассников,

 когда идем к ним в гости.

– Адрес есть даже у нашей школы,

где нам нравится учиться!

– У этих слов одинаковый корень – адрес.

Эти слова родственники.

                    

Учитель. Правильно, адрес и адресат – однокоренные слова. Адрес – это местонахождение, местожительство, а так же это надпись на письме, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя (лицо или учреждение, получающее какие-нибудь адресованные ему ценности, грузы, корреспонденцию). Синоним слову получатель – адресат. Вспомните, какие слова мы называем синонимами?

Дети. Синонимы – это слова, близкие по значению, но различные по написанию. Например: Отечество, Отчизна, Родина – это синонимы.

Учитель. Какое слово вам показалось незнакомым?

Дети. 

– Корреспонденция.

– Я знаю, корреспонденция – это слово родственник слову корреспондент, а корреспондент – это человек, который получает информацию о чем-нибудь или переписывается с кем-нибудь.

– Значит, корреспонденция – это обмен письмами, переписка.

Учитель. Правильно. Перед вами почтовый конверт, подумайте, кому вы адресуете свое послание? А теперь очень внимательно правильно напишем адрес на конверте.

В него входит: индекс; страна; край (область, регион); город (поселок, село, деревня, хутор); улица (проспект, переулок, бульвар, площадь, тупик, шоссе); номер дома; корпус (строение, дробь); номер квартиры; фамилия, имя, отчество получателя; обратный адрес (укажите свой адрес и свою фамилию, имя, отчество).

 Роль писем в жизни людей. 

       Письмо выступает как форма общения между людьми. Характерно при этом присутствие монологической и диалогической письменной речи. Письма личного характера, адресованные близкому человеку, овеяны доверительностью и искренностью.

            Известный советский ученый, академик Д. С. Лихачев в письмах, адресованных молодому поколению, рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодежи.

Работа с текстом письма Д.С.Лихачёва  «Письма о добром и прекрасном».

         Что ж, распечатаем конверт и достанем тот самый маленький кусочек души, что был положен  Д.С.Лихачёвым…

       Перед вами книга «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

      То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

         Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

         А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.

          Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.

       Впервые книга была издана в нашем издательстве в 1985 году и уже стала библиографической редкостью – об этом свидетельствуют многочисленные письма, которые мы получаем от читателей.

Эту книгу переводят в разных странах, переводят на многие языки.

        Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:          

              

         


                  Лихачёв    «Письма о добром и прекрасном»



                                  ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!





         «По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.



       Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.



           В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.



        В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.



            Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.



              Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.



      Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.



        Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».


    -Что хотел сказать нам Д.С.Лихачёв?

Ученики. Согласие между людьми -  это самое драгоценное

и сейчас самое необходимое для человечества,

  искренность и правдивость,

честность и бескорыстие- всегда добро.

Вывод  по уроку.

       Ребята, мы сегодня знакомились с темой, посвященной   письмам как разновидности эпистолярного жанра. Мы говорили об истории этого жанра, прочли образцы писем великих мастеров слова, определяли смысловые части письма. Важно уметь общаться друг с другом по средствам написания писем. Мы можем в доверительной форме изложить близкому человеку свои чувства и мысли.

       Обратимся к эпиграфу нашего урока, к словам Тэффи, где отражена важность написания писем, несущих доброту и мудрость жизни.

        «Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь  и бросишь его в другую – ждущую и мятущуюся…»

  -Как вы понимаете эти слова?(ответы детей)

    Учитель. В минуты отдыха письма позволяли расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогали мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились письма. Знали люди, что война – это пропасть, гибель. Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила похоронка. Ждали, надеялись и писали письма. Такие письма были необходимы солдату. Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Кому из ваших близких пришлось воевать в то время? (Прадедушки, прабабушки, дальние родственники

Домашнее задание.    Дома напишите письмо   одному из ваших  знакомых, родных, принимавших участие в военных действиях. , грамотно подпишите конверт, можно дополнить свое письмо рисунком, который порадует ветерана. На следующем уроке вы прочитаете свои работы, и мы их отправим адресатам. Желаю вам удачи!

Итоги урока. Оценки.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"

В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Повторительно – обобщающий урок : Великая Отечественная война. 1941- м1945 гг.

Цель : повторить и закрепить учебный материал по истории...

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...

Чистопольский период русской литературы (1941 – 1943 гг.)

В первый период Великой Отечественной войны Татария стала своеобразным культурным центром всей страны. Эвакуированных писателей приняли несколько городов Татарии, но именно Чистополю выпала честь стат...

СССР в 1941-1945 гг.

Проверочные тесты по теме "Великая Отечественная война"...

Классный час «Вклад тувинских добровольцев в ход ВОВ 1941-1945гг», посвященный 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Воспитательное мероприятие для кадетов 7 "в" класса ГБОУ "РШИ "ТКК"Подготовила воспитатель Монгуш С.Э....