разработки уроков
план-конспект (русский язык) по теме


Предварительный просмотр:

Урок развития речи по литературе.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Сравнительная характеристика героев.

Цели: дать понятие о сравнении;

 учиться сравнивать литературных героев;

 воспитывать ответственность за свои поступки, стремление найти своё место в жизни;

 развивать логическое мышление, речь.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. Постановка темы и целей урока.
  3. Беседа по теории литературы.
  1. Что такое сравнение?

СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета или явления с другим.

  1. Мы с вами будем сравнивать двух литературных героев – Жилина и Костылина.
  1. Аналитическая беседа по теме урока.
  1. Почему рассказ называется «Кавказский пленник», хотя в нём два главных героя, попавших в плен?
  2. Ответить на этот вопрос мы сможем более полно в конце урока.
  3. Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?
  4. Давайте выразительно прочитаем по ролям эпизод «Выкуп» гл.2 с. 211 – 212.
  5. Почему Костылина татары называют смирным?
  6. Из гл.3 выпишите глаголы, относящиеся к Жилину и Костылину отдельно.

Жилин: высматривает, выпытывает, бежать, ходит, насвистывает, рукодельничает, слепил, сделал, разобрал, ,разложил и др.

Костылин: писал, ждал, скучал, сидит, считает, спит.

  1. К какому герою можно отнести понятие ДЕЙСТВИЕ?
  2. О ком из героев можно сказать, что он бездействует?
  1. Пересказ эпизода « Неудачный побег».
  1. Расскажите о том, как герои попытались бежать первый раз.
  2. Как  это характеризует каждого из героев?
  3. Почему второй побег удался?
  1. Работа с иллюстрациями.
  1. Рассмотрите иллюстрацию на стр.224 художника А.Иткина.
  2. Какие эпизоды проиллюстрировал художник? Почему?
  3. Как на картине показаны различия в поведении героев?
  4. Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр.227 художника М.Родионова.
  5. Какие чувства вложил в иллюстрацию художник? Совпадают ли они с чувствами автора? А с вашими?
  1. Словарная работа.
  1. Фамилии героев находятся как бы в паре и даже рифмуются: Жилин – Костылин. Давайте посмотрим, что означают слова, от которых они образованы.

Выступают учащиеся, получившие задание на дом. Они рассказывают о значении слов ЖИЛА и КОСТЫЛЬ.

  1. Так автор с помощью фамилий героев даёт нам дополнительную характеристику и выражает своё отношение к ним.
  1. Итог урока.

В одних и тех же условиях герои проявляют себя по-разному.

Подобный тип поведения можно наблюдать в экстремальной ситуации, и в повседневной жизни. От характера зависит судьба человека.

  1. Почему же рассказ называется «Кавказский пленник»?
  1. Домашнее задание.

Рассказать о характере и поведении Жилина и Костылина.

Составить план своего рассказа.



Предварительный просмотр:

Как готовиться к устному высказыванию

  1. Подумайте, с какой целью вы будете говорить.

  1. Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический и т. д.)

  1. Соберите или отберите необходимый материал.

  1. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?

  1. Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой).

  1. Составьте план.

  1. Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой.

Попросите кого-нибудь из друзей послушать вас, учтите их замечания.

Используйте магнитофон: прослушивание записи поможет вам усовершенствовать свое высказывание.



Предварительный просмотр:

Как работать над рассказом по картине

  1. Рассмотрите картину, узнайте автора.
  2. Постарайтесь больше узнать о художнике.
  3. Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.
  4. Рассмотрите картину; вдумайтесь в ее содержание (что здесь произошло; почему?).
  5. Постарайтесь представить: что было до момента, изображенного художником, что будет после него.
  6. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим рассказом.
  7. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его. (Заглавие вашего рассказа и название картины могут не совпадать).
  8. Вспомните композицию рассказа. Учитывая, что кульминации должен соответствовать момент, изображенный на картине (ведь он самый важный!), составьте план.
  9. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните: главное в нем – содержание картины!
  10. Постарайтесь включить в рассказ диалог, элементы описания (обстановки, природы, внешнего вида людей), причем так, чтобы это помогало полнее представить ход событий, характеры героев.
  11. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.



Предварительный просмотр:

Как составлять план текста

1.Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2.Определите тему и основную мысль текста.

3.Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.

4.Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста.

5.Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести ( пересказать или изложить) текст.

6.Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.



Предварительный просмотр:

Книжный стиль и его черты: научный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Стили речи различают в зависимости от цели высказывания. К книжным стилям относятся научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Научный стиль

Признаки научного стиля:

  1. сообщение научных сведений, научное объяснение фактов;
  2. использование в официальной обстановке;
  3. научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация;
  4. терминологическая и профессиональная лексика;
  5. строгая логичность, объективность текста, смысловая точность, отвлеченность и обобщенность.

 Научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жёстко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.

  Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научной речи считается нормой повторение ключевых слов.

  Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий. Однако обобщенность и отвлеченность текстов научного стиля не исключает их эмоциональности, экспрессивности.

  Объективность – еще один признак научного стиля речи. Научные теории и законы, научные факты, явления, эксперименты и их результаты – всё это требует количественных и качественных характеристик, объективных, достоверных. Здесь недопустимо личное, субъективное мнение.

  В научном стиле можно выделить несколько ПОДСТИЛЕЙ:

  1. собственно научный;
  2. научно – популярный;
  3. научно – учебный.

Публицистический стиль

Слово ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ образовано от латинского publicus , что значит «общественный», государственный.

Цель публицистического стиля – информирование, передача общественно-значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления – общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики – статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, TV, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистческий текст часто строится как научное рассуждение, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология.

Публицистическое выступление отличается достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью.

Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике,- общедоступность.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.

Основные стилевые черты:

  1. Точность, не допускающая иного толкования. Это проявляется в употреблении специальной терминологии, в однозначности лексики. Типичная особенность деловой речи – ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, терминов.
  2. Неличный характер выражается в отсутствии форм глаголов 1 и 2 лица и личных местоимений 1 и 2 лица, использовании формы 3 лица глагола и местоимения в неопределенно-личном значении. Кроме того, часто употребляются собирательные существительные (выборы, граждане, оружие, войско).
  3. Стандартизованность этого стиля речи характеризуется обилием устойчивых оборотов деловой речи (по истечении срока, вступать в законную силу и др.)
  4. Предписывающий характер деловых документов побуждает к использованию неопределенной формы глагола, иногда цепочек глаголов – взаимосвязанных инфинитивов. Для усиления категоричности используются стилистически окрашенные наречные слова (необходимо решительно устранять)

Художественный стиль

Основная функция – эстетическая, воздействие на читателя.

Характеризуется:

  1. Единством коммуникативной и эстетической функций языка.
  2. Разнообразием стилистических подсистем.
  3. Мотивированным использованием и преобразованием элементов других стилей.
  4. Широким применением экспрессивных и изобразительных средств языка, переносно-метафорического и образного свойства слова.
  5. Богатством синтаксических форм.
  6. Индивидуализацией стиля (слог писателя).


Предварительный просмотр:

Урок развития речи.

Описание архитектурного памятника.

Цели:

 дать понятие об архитектурном памятнике;

 научиться создавать текст, включающий описание архитектурного памятника;

 развивать словарный запас учащихся, связную речь, логическое мышление.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

  1. Постановка темы и целей урока.

  1. Словарная работа.
  1. Что такое архитектура и кто такой архитектор? Проверьте по словарю.

Из словаря С.И.Ожегова:

АРХИТЕКТУРА – строительное искусство, зодчество; стиль постройки.

АРХИТЕКТОР – специалист по сооружению зданий, по архитектуре, зодчий.

  1. Беседа по теме урока.
  1. Какие памятники архитектуры вы знаете?
  2. Какие памятники архитектуры есть в нашем городе?
  3. Как описать архитектурный памятник?
  4. С чего нужно начать описание? Как продолжить?
  5.  На что следует обратить особое внимание?
  6. Давайте прочитаем текст Е.Осетрова из книги «Живая Древняя Русь» о храме Покрова на Нерли.
  7. Какие особенности древнего здания подчеркивает автор? Как он это делает?
  8. Можем ли мы представить храм Покрова на Нерли в своем воображении? Что помогает это сделать?

  1. Составление плана описания архитектурного                                            памятника.

План составляется коллективно и записывается в тетрадь.

  1. Время создания памятника.

  1. Кто и для какой цели построил.

  1. Описание здания.

  1. Внешний вид:

А) крыша;

Б) стены;

В) материал постройки;

Г) окна и двери;

Д) главный вход.

  1. Внутренняя отделка.

  1. Значение архитектурного памятника в жизни города сегодня.

  1. Самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно составляют тексты с описанием архитектурного памятника. Несколько работ зачитывается вслух, они анализируются и корректируются учителем.

  1. Домашнее задание.

Закончить работу, начатую в классе.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи. Описание внешности человека.

Цели:

 дать понятие об описании внешности человека; познакомиться с описанием внешности в литературном произведении;

учиться описывать внешность человека;

развивать связную речь, мышление.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

  1. Постановка темы и целей урока.

  1. Словарная работа.
  1. Что такое описание?
  2. Что значит внешность человека? (Внешний облик, черты лица).
  3. На что нужно обратить внимание, чтобы описать внешность человека?

Описание внешности – одно из средств характеристттики человека.

  1. Литературное описание внешности.
  1. Давайте прочитаем описание внешности некоторых литературных героев и посмотрим, как эти описания помогают понять характеры этих героев.

Работа в группах:

М.Горький «Детство». Описание бабушки, матери, деда, Саши Михайлова, Цыганка и др.

А.П.Чехов «Злоумышленник». Описание Дениса Григорьева.

А.П.Платонов «Юшка». Описание Юшки.

  1. Составление плана описания внешности человека.

  1. Откуда знаешь этого человека.

  1. Черты лица:
  1. овал лица;
  2. губы,улыбка;
  3. глаза, брови;
  4. форма носа.

  1. Волосы, причёска.

  1. Фигура:
  1. рост человека;
  2. телосложение, осанка, посадка головы.

  1. Мимика, жесты, манера держать себя.

  1. Одежда.

  1. Впечатление от общения с этим человеком.

План составляется коллективно и записывается в тетради.

  1. Составление устных описаний (работа в парах)

Несколько работ зачитываются вслух, анализируются учителем и учащимися.

7. Написание сочинения- описания внешности.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи. Описание действий.

Цели:

 вспомнить описание как тип речи;

 учиться создавать собственный текст, включающий описание действий;

 развивать речь, мышление, воображение.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  1. Постановка темы и целей урока.

  1. Беседа о типах речи.
  1. С какими типами речи вы знакомы?
  2. Какова композиция этих типов сочинений?
  3. С какими видами описаний вы встречались?
  4. Какие сочинения-описания помните?

  1. Игра «Кто? Что? Как? (делает)»
  1. Ученики наблюдают за действиями учителя и описывают их.
  2. Зачитывается несколько работ, сравнивается.
  1. У кого получилось описание действий?
  2. Сколько этапов вы отметили?
  1. Замечания и комментарии учителя.

Кто-то пропускает действия, нарушает последовательность, осутствует чёткость, точность описания, отмечается роль наречий в описании действий.

  1. Совместно учитель и ученики записывают вопросы-помощники в описании действия.
  1. Как человек готовится к действию?
  2. Что он делает сначала?
  3. Что делает потом? Как изменяется его внешность при этом?
  4. Чем заканчивается действие7
  5. Как человек переживает результат своего труда?
  6. Какие наречия помогут передать характер человека, совершающего действие?

Описывать действие очень непросто.

 Когда вы встречались с таким описанием?

  1. Работа по индивидуальным карточкам.

Карточки были даны на дом. В классе заслушиваются устные ответы, анализируются учителем, корректируются учениками и читаются в исправленном виде.

  1. Работа с учебником.
  1. Упр.209

Прочитать и откорректировать текст.

Для чего в тексте используются наречия?

  1. Упр.210 (устно)
  2. Придумайте тему такого сочинения, главным в котором должно быть описание действий.

( «Первый блин комом», «Как я чищу аквариум», «Как я первый раз сажала тюльпаны» и др.)

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру(упр.211). Для эпиграфа взять пословицы и поговорки, например,

Дело мастера боится

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда и др.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи. Описание предмета.

Обучающее изложение.

Цели:

вспомнить описание как тип речи;

 дать понятие об описании предмета;

 научиться видеть описание предмета в художественном тексте; развивать речь, память, мышление.

План урока

1.Оргмомент.

2.Постановка темы и целей урока.

3.Работа с учебником.

Чтение материала пар.58 стр.115 учебника.

  1. Что значит описать предмет?

Стр.116 Прочитать два описания лыж.

  1. Как можно озаглавить этот текст?
  2. О каких признаках лыж говорится в тексте?
  3. Сравните два текста. Какой из них даёт более точное представление о лыжах? Почему?

Упр.294 Прочитайте описание счётов.

  1. Какие признаки предмета описаны?

4.Работа с текстом изложения.

Пар.54

  1. Прочитайте выразительно текст.
  2. Озаглавьте его. О чём этот текст?
  3. Как писатель рисует словами игру шкатулки?
  4. Назовите определения, относящиеся к существительному «звон» (стеклянный, переливающийся, чудесный,таинственный)
  5. На сколько абзацев можно разбить текст?
  6. Составим план, выделив основное содержание каждой части.

                        Музыкальная шкатулка

                            План

  1. Старые вещи.
  2. Находка.
  3. Чёрная шкатулка.
  4. Испорченная вещь.
  5. Чудесный звон.
  6. Шкатулка проснулась.
  7. Тишина.

5. Изложение

Учащиеся работают самостоятельно над изложением второй части текста.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи.Описание природы.

Цели:

 вспомнить описание как тип речи;

 дать понятие об описании природы, пейзаже;

 учиться видеть пейзаж в литературном произведении; учиться создавать собственный текст, включающий описание природы.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  1. Постановка темы и целей урока.

  1. Словарная работа.

Описание – это тип речи. Основа описания – перечень одновременных или постоянных признаков предмета, явления.

  1. Работа с учебником Е.И.Никитиной «Русская речь»

  1. Упр.253
  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Докажите, что это описание.
  3. Озаглавьте данный текст.
  4. Составьте план текста так, чтобы в нём были названы признаки зимнего леса.

                   Русский лес зимою

  1. Глубокие, чистые сугробы.
  2. Заснеженные деревья.
  3. Стайки красногрудых клестов.

  1. Упр.257
  1. Прочитайте выразительно описания «Первый мороз» и «Зимнее утро».
  2. Найдите в этих текстах сравнения, эпитеты, метафоры.
  3. Подумайте и расскажите, какое из этих описаний вы хотели бы проиллюстрировать и почему.

5.Работа с учебником «Русский язык. 6класс.» под ред. Н.М.Шанского

  1. Пар.48 упр.253
  1. Прочитайте выразительно текст упражнения.
  2. Что такое пейзаж?
  3. Где и когда используется пейзаж?

Определение пейзажа записывается в тетрадь.

  1. Упр.277
  1. Прочитайте текст И.Бунина. Это пейзаж.
  2. Что описывает автор?
  3. Как он это делает?

           6.Сочинение-миниатюра.

  1. А теперь вы попробуйте создать свои пейзажи.

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Вид из моего окна». (7 – 10 предложений).

       7.Домашнее задание.

Рассмотреть репродукцию картины Н.П.Крымова «Зимний вечер», составить 7 предложений по содержанию картины.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи. Описание помещения.

Цели:

дать понятие об описании помещения, интерьере;

научиться описывать помещение;

развивать связную речь, кругозор, мышление.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

  1. Постановка темы и целей урока.

  1. Работа с учебником.
  1. Что такое описание?
  2. Что по вашему мнению, составляет основу описания помещения?

Основа описания помещения – перечень признаков этого помещения и находящихся в нём предметов.

  1. Что такое интерьер? Прочитайте по словарю.
  2. На стр.53 учебника рассказывается об интерьере. Прочитайте выразительно.
  3. Откройте учебник «Русская речь» Е.Н.Никитиной на стр.111, прочитайте текст упр.263 выразительно.
  4. Из какого произведения этот отрывок? ( «Муму» И.С.Тургенева)
  5. Какое помещение описывает автор? Как вы догадались?

Обычно дом похож на тех, кто в нём живёт. Писатели используют такой приём: описав дом, дать характеристику его хозяев.

  1. Что можно сказать о Герасиме, прочитав описание его каморки?

  1. Самостоятельная работа по составлению текста.

Опишите любую комнату так, чтобы можно было догадаться, чем занимается её хозяин.

Зачитывается несколько работ вслух, анализируются, корректируются учителем.

  1. Словарная работа.

В тетрадь записывается несколько слов, которые в дальнейшем  могут понадобиться в описании комнаты.

Комната, батарея, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телевизор, телефон, палас, торшер, портрет, картина.

Письменный, зеркало, справа, слева, направо, неподаллёку, здесь.

  1. Работа с текстом.
  1. Прочитайте выразительно текст упр.134 учебника.
  2. Просмотрите план к этому тексту и разбейте его на части в соответствии с планом.
  3. В какой части плана есть подпункты? Почему?

  1. Составление плана описания классной комнаты.

План составляется коллективно и записывается в тетрадь.

                Наш класс.

  1. Размер классной комнаты.
  2. Интерьер:

А )стены;

Б )окна;

В )мебель;

Г )растения;

Д )потолок.

  1. Мой класс.

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему «Наш класс».



Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе.

Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы.

Цели:

Повторить строение текстов, включающих описание природы;

Продолжать работу по развитию связной речи, логического мышления;

Учиться подробно пересказывать текст;

Прививать любовь к родному языку, слову.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  2. Постановка темы и целей урока.
  3. Эпиграф.
  1. Прочитайте эпиграф и подумайте, что хотел сказать Горький этими словами.

Как стилист Чехов недосягаем… Есть прославленные авторы, которые рисуют словами… Это сделано А.П.Чеховым в его рассказе «Степь», и по этой картине нужно учиться писать.

                                                            М.Горький

Ученики высказываются по содержанию эпиграфа, записывают его в тетради.

  1. Что такое стилистика?
  2. Что значит «рисовать словами»?
  3. Какие средства выразительности помогают нам «рисовать словами»?

  1. Анализ и пересказ отрывка из рассказа А.П.Чехова «Степь».

Учитель читает отрывок из рассказа Чехова «Степь» (текст1).

  1. О чём этот текст? Как бы вы его озаглавили?
  2. Определите «ключевые слова» и части текста.
  3. Что помогает представить картину самого раннего утра?
  4. Найдите метафоры, запишите их (под диктовку учителя).
  5. Какие ещё средства художественного изображения использованы автором?
  6. Посмотрите, как работают глаголы. Какие глаголы и глагольные формы вам показались необычными, выразительными, такими, что делают неодушевлённые предметы одушевлёнными?  (полоса поползла; полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула…понеслась)
  7. Почему писатель употребляет , говоря о степи, глагол УЛЫБНУЛАСЬ? Какой вы представляете себе степь, если она «улыбнулась и засверкала росой»?
  8. Много ли «трудного» в написании этого текста? Что самое трудное?

  1. Пересказ данного текста.
  1. Перескажите этот текст, максимально сохраняя чеховские средства изображения.

Несколько учеников подробно пересказывают текст, остальные слушают, добавляют, исправляют. Несколько предложений, выбранных учителем, записываются под диктовку в тетрадь, проводится работа по орфографии.

  1. Создание собственного текста.

В тетрадь записывается предложение  «Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги.»

  1. Расскажите, что вы видите за этой фразой.(несколько человек выступают со своими рассказами).
  2. А теперь послушайте, как это звучит у Чехова. (учитель читает отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь» текст2)

  1. Подведение уроков.

  1. Домашнее задание.

Написать зарисовку на одну из тем: «Вот и солнце встаёт…», «И какой же русский не любит быстрой езды!», «Тропинка и дорога».

Приложение к уроку

ТЕКСТ  1

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберёшь, где она начинается и где кончается…Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то тёплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

ТЕКСТ   2

Ничего не походило так мало на вчерашнее, как дорога. Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью, как все дороги, но шириною в несколько десятков сажен. Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела его на сказочные мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно. Можно в самом деле подумать, что на Руси ещё не перевелись громадные, широко шагающие люди вроде Ильи Муромца и Соловья Разбойника и что ещё не вымерли богатырские кони.

  Егорушка, взглянув на дорогу, вообразил штук шесть высоких, рядом скачущих колесниц…заложены эти колесницы в шестёрки диких, бешеных лошадей и своими высокими колёсами поднимают до неба облака пыли, а лошадьми правят люди, какие могут сниться или вырастать в сказочных мыслях. И как бы эти фигуры были к лицу степи и дороге, если бы они существовали!



Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе.

Письмо.

Цели:

Познакомить учащихся с эпистолярным жанром, заинтересовать их его особенностями;

Научить выражать в письме благодарность по какому-либо поводу;

Развивать в детях желание общаться на расстоянии посредством письма;

Воспитывать этику и эстетику общения.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.
  2. Постановка темы и целей урока.

  1. Работа над письмом В.А.Жуковского А.С.Пушкину.

На экране письмо В.Жуковского А.Пушкину. подготовленный ученик озвучивает его:

«Ты уверял меня, Сверчок моего сердца, что ты ко мне писал, писал и писал – но я не получал, не получал и не получал твоих писем…Обнимаю тебя за твоего «Демона». К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз. Ты создан попасть в боги – вперёд. Крылья у души есть! Вышины она не побоится, там настоящий её элемент! Дай свободу этим крыльям, и небо твоё. Вот моя вера. Когда подумаю, какое можешь состряпать для себя будущее, то сердце разогреется надеждою за тебя. Прости, чёртик, будь ангелом…Быть сверчку орлом и долететь ему до солнца.»

            В.Жуковский

  1. Вам понравилось это письмо? О чем оно?
  2. Как обращается В.Жуковский к А.Пушкину? как он его называет?
  3. Какое это по-вашему письмо: деловое или частное?
  4. А по цели высказывания? (дружеское)

  1. Знакомство с новым материалом.
  1. Обратимся к учебнику. Какие виды писем по цели общения различают? (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету).
  2. Чем различаются такие письма? (содержанием и стилевым оформлением).
  3. Какие смысловые части должны содержаться в письме? (зачин, основная часть, концовка).
  4. Важную роль в письме играют обращения. Помните об этом и употребляйте обращения правильно.

Заранее подготовленные ученики говорят о письме как о средстве общения на расстоянии и зачитывают образцы различных видов писем: деловое, дружеское, поздравительное, письмо в газету.

  1. Работа с учебником.

По учебнику выполняются упражнения 214 и 215.

  1. Самостоятельная работа.
  1. Напишите письмо другу и выразите в нём благодарность по какому-либо поводу.
  2. Какое обращение вы используете в начале письма?
  3. Каким обращением закончите?
  4. Для выражения благодарности воспользуйтесь словами и сочетаниями слов: от всего сердца (искренне, горячо) благодарю тебя за; признателен тебе за; большое ( сердечное) спасибо за.
  5. В частном или деловом письме уместны такие языковые средства выражения благодарности?

Учащиеся самостоятельно работают, несколько писем зачитывается вслух, учитель анализирует их, исправляет недочёты.

  1. Домашнее задание.

Написать самостоятельно письмо другу – упр. 216.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе.

Описание пейзажа по картине. Устный рассказ по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

Цели:

Выработать навыки описания картины художника;

Отработать умение правильно определить главную мысль и подчинить ей сочинение;

Развивать умение описывать пейзаж;

Знакомить учащихся с миром прекрасного.

Оборудование: выставка репродукций картин И.Э.Грабаря; репродукция картины «Февральская лазурь»; портрет художника И.Э.Грабаря; толковые словари.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

  1. Постановка темы и целей урока.

  1. Слово о художнике.

Однажды художник Малявин зазвал Грабаря к себе в рязанскую глушь и стал убеждать его, что после Левитана нельзя уже писать пейзажи. Левитан всё переписал и так написал, как никому другому ни за что не написать. «Пейзажу, батенька,- твердил Малявин,- крышка. Ты просто глупость делаешь.»

  1. Взгляните на эти картины («Мартовский снег», «Сентябрьский снег», «Иней. Восход солнца.»)
  2.  Прав ли был Малявин?
  3. Что вы можете сказать о пейзажах Грабаря?

  1. Работа по картине «Февральская лазурь».

  1. «Февральская лазурь» - одна из лучших картин Грабаря. Внимательно рассмотрите её.
  2. Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе? А вот И.Э.Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно.

Выступают заранее подготовленные ученики.

1 ассистент:

Из воспоминаний И.Грабаря: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно»,- подумал я».

2 ассистент:

Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени, переливы красок поразили художника: «Настали чудесные солнечные февральские  дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник,- праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.»

Последнее предложение записывается в тетради и на доске. Учащиеся выразительно прочитывают его.

  1. Все ли выделенные прилагательные вам знакомы?
  2. Уточните их значения по толковому словарю.
  3. Ещё раз внимательно рассмотрите репродукцию картины «Февральская лазурь». Почему она так называется?
  4. Удалось ли художнику передать ту красоту, которая его однажды поразила?
  5. Какого цвета небо на переднем плане и на дальнем, то есть на горизонте?
  6. А снег – какой он на солнце и в тени?
  7. На переднем плане изображена берёзка. Опишите, какие оттенки цвета использовал художник, когда писал её ствол и ветви, а также другие берёзы, которые вы видите на картине?
  8. Обратите внимание, какими плотными мазками написаны белоствольные берёзы.

  1. Рассказ по картине.

  1. А теперь постараемся все вместе так рассказать об этой картине, чтобы даже тот, кто никогда её не видел, смог  мысленно представить «Февральскую лазурь» И.Э.Грабаря – полотно, отличающееся особой звучностью, мажорностью цветового решения.

Составляется коллективный устный рассказ по картине, где каждый ученик предлагает своё предложение. Если позволяет время, можно записать несколько предложений.



Предварительный просмотр:

Работа по развитию связной речи в 5 классе. Устные высказывания учеников на заданную тему.

месяц

говорение

слушание

примечания

сентябрь

Устное повествование на тему «Один из дней моих летних каникул»

Анализ с точки зрения раскрытия темы

Предусмотрена письменная работа на эту тему

октябрь

Устные сказки – пересказ любимой сказки или рассказывание придуманной

Анализ «сказывания » сказок с точки зрения раскрытия и замысла

Сказки изучаются на уроках литературы

ноябрь

Звуковые письма (в том числе и поздравительные)

Анализ и оценка содержания, отбор языковых средств

Запланировано обучающее сочинение «Письмо другу»

декабрь

Зимние описания

Анализ и оценка замысла описания и его реализация в устной речи

январь

Устные сообщения на лингвистическую тему

Оценка информации и способа ее изложения

Работа над рассуждением-объяснением

февраль

Устные размышления (обсудим, поспорим, выясним истину)

Оценка аргументации и культуры речевого поведения при обсуждении

март

Устные рассказы о животных

Оценка наблюдательности рассказчика, умение доступно и точно передать детали

Работа над описанием животного

апрель

Невыдуманные рассказы о себе

Оценка содержания рассказа, чувства юмора, языка повествования

май

Сообщение на свободную тему

Анализ и оценка выступления.Определение лучшего устного рассказчика

Работа над планом своего сообщения





Предварительный просмотр:

Работа по развитию связной речи в 6 классе. Устные высказывания учеников на заданную тему.

месяц

говорение

слушание

примечания

сентябрь

Рассказы об истории и значении отдельных фразеологизмов

Анализ с точки зрения раскрытия темы.Оценка способов изложения информации

Опережающее обучение- дать понятие о фразеологизме

октябрь

Устное описание своей комнаты

Анализ иоценка замысла описания и его реализация в устной форме

Запланировано контрольное сочинение по этой теме

ноябрь

Рассказ «Что в имени тебе моем…» (об истории и происхождении имен)

Анализ содержания, языковых средств, умение убедить слушателя

Упр.215

декабрь

Рассказ-описание «Вид из моего окна»

Анализ и оценка замысла описания, отбор языковых средств

Упр.280

Работа по описанию природы

январь

Публичное выступление о произведении народного промысла

Анализ содержания и способ изложения

Упр.343

февраль

Выступление-призыв «Берегите природу!»

Оценка содержания материала, способов воздействия на слушателя

Упр.389

март

Устное рассуждение на лингвистическую тему

Анализ строения и языковых особенностей высказывания

апрель

Устные рассказы на основе услышанного

Оценка содержания рассказа, языковых особенностей

Упр.520

май

Рассказ на свободную тему

Анализ и оценка содержания выступления.

Упр.549





Предварительный просмотр:

Роль заглавия в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения (сочинения). Тема и идея.

Каждый текст создаётся на определённую тему. Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. Каждое слово в заглавии текста имеет значение. Например, тексты «Снег», «Первый снег», «Каким я видел снег в лесу», «Каким я видел снег однажды вечером» - близкие, но разные. И это, мы видим, отражено в заглавии.

  Итак, в тексте предложения связаны не только общей темой, но и определенной идеей, основной мыслью.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан. Это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.

Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо найти и сформулировать.

Как определить основную мысль текста?

  1. Основная мысль (идея) должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формулируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чём), а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться.

         ЗАПОМНИТЕ: сформулировать основную мысль без сказуемого    

                                   невозможно!

  1. Для читателя удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении, например, метафоры.


Предварительный просмотр:

Система уроков  развития речи по русскому языку                   в 5 классе

1.Обучающее сочинение « Как я провел лето».

          ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 1- 4 КЛАССАХ

2.Текст.

3.Тема текста. Обучающее изложение.

4.Стили речи.

          СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ.

5.Речь устная и письменная.

6.Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения.

7.Диалогическая и монологическая речь.

8.Основная мысль текста.

9.Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами.

10.Этикетные диалоги.

11.Письмо как одна из разновидностей текста. Обучающее сочинение «Письмо другу».

          ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ.

12.Типы текстов. Повествование.

13.Описание предмета. Обучающее изложение.

14.Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

          ЛЕКСИКА

15.Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. Устный рассказ по картине Ф.П.

Решетникова «Опять двойка».

16.Создание текста на основе исходного, членение его на части. Обучающее подробное изложение.

          МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ.

17.Рассуждение, его структура и разновидности.

18.Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами.

19.Морфемные словари. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

20.Рассуждение в повествовании.

          МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.

              ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

21.Доказательства и объяснения в рассуждении.

22.Отработка навыка правильно образовывать формы именительного ( инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа ( чулок, мест).

23.Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определен неверно ( фамилия, яблоко).

24.Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений.

          ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

25.Описание животного.

26.Структура текста описания животного.

27.Стилистические разновидности описания животного.

28.Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

          ГЛАГОЛ

29.Понятие о рассказе.

30.Особенности структуры и стиля рассказа.

31.Невыдуманный рассказ о себе. Устное сочинение.

32.Умение использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.

33.Рассказы по сюжетным картинкам.

34.Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

          ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В

          5 КЛАССЕ

35.Составление плана сообщения.

36.Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».



Предварительный просмотр:

Система уроков развития речи по литературе в 6 классе

  1. Древнерусская литература. Подробный пересказ «Повести временных лет» и «Сказания о белгородском киселе».

  1. А.С.Пушкин. «Узник». Обучение выразительному чтению.

  1. А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Обучение анализу стихотворения.

  1. А.С.Пушкин. Устное сочинение по картине Н.Н.Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском».

  1. А.С.Пушкин. «Дубровский». Рассказ о литературном герое. Составление сложного плана.

  1. М.Ю.Лермонтов. Обучение выразительному чтению стихотворений.

  1. Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Развёрнутый ответ на вопрос «Как сочетаются в стихотворении реальные и фантастические картины?»

  1. Н.С.Лесков «Левша». Составление плана характеристики героя.

  1. Составление сложного плана к домашнему сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и в сказе Н.С.Лескова «Левша»

10.А.П.Чехов. Рассказы. Роль художественной детали. Анализ эпизода.

11.М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Подробный пересказ эпизодов от лица героев.

12.М.М.Пришвин. Составление сложного плана к сочинению «Человек и природа в сказке-были «Кладовая солнца».

13.Стихи кубанских поэтов о ВОВ. Обучение выразительному чтению.

14.Родная природа в русской поэзии 20 века. Обучение анализу стихотворения.

Контрольные сочинения по литературе в 6 классе

  1. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Дубровский».

  1. «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и в сказе Н.С.Лескова «Левша».

  1. «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

  1. «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Г.Распутина и В.П.Астафьева».


Предварительный просмотр:

Система уроков развития речи по русскому языку в 6 классе

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5 КЛАССЕ

1.Обучающее сочинение «Памятный день летних каникул».

2.Текст. Деление текста на части. Официально-деловой стиль, его языковые особенности.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

3.Собирание и анализ материалов к сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя».

4.Сжатое обучающее изложение.

5.Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ.

6.Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности.

7.Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени со сложносокращенными словами.

8.Сложный план. Собирание и систематизация материалов к сочинению-описанию помещения.

9. Обучающее изложение.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

10.Употребление в речи несклоняемых существительных.

11.Согласование существительных и глаголов в форме прошедшего времени с существительными общего рода (белоручка, сирота).

12.Различные сферы употребления устной публичной речи.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

13.Описание природы, структура данного текста, его языковые особенности. Описание предметов, находящихся вдали и вблизи.

14.Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы.

15.Описание пейзажа по картине. Подготовка к написанию сочинения по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».

16.Публичное выступление о произведении народного промысла.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

17.Употребление числительных для обозначения дат. Текстообразующая роль числительных.

18.Публичное выступление-призыв, его структура, языковые особенности (с использованием цифрового материала).

МЕСТОИМЕНИЕ

19.Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам. Строение, языковые особенности данных текстов.

20.Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

ГЛАГОЛ

21.Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

22.Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев.

23.Употребление форм одних наклонений в значении других.

24.Употребление неопределенной формы в значении разных наклонений.

25.Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности.

26.Обучающее сочинение-рассказ на основе услышанного.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ

27.Составление плана к сочинению на выбранную тему.

28.Обучающее сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро».



Предварительный просмотр:

Система уроков развития речи по русскому языку в 7 классе.

Повторение пройденного в 5 – 6 классах.

  1. Стили литературного языка.
  2. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология. Орфография.

Причастие.

  1. Текстообразующая роль причастий. Построение предложений с причастным оборотом. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
  2. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности.
  3. Обучающее изложение текста с описанием внешности человека.
  4. Ударение в полных и кратких страдательных причастиях.
  5.  Употребление причастий с суффиксом –СЯ.
  6. Согласование причастий с определяемыми существительными.

Деепричастие.

  1. Текстообразующая роль деепричастий. Умение конструировать предложения с деепричастным оборотом.
  2. Рассказ по картине.

Наречие.

  1. Текстообразующая роль наречий.
  2. Использование в речи наречий-синонимов.
  3. Использование в речи наречий-антонимов.
  4. Описание действий как вид текста, его структура, языковые особенности.
  5. Пересказ исходного текста с описанием действий.
  6. Ударение в наречиях.

Категория состояния.

17 – 18. Выборочное изложение текста с описанием состояния          человека.

Служебные части речи. Предлог.

19. Рассказ от своего имени на основе прочитанного или услышанного.

20. Употребление существительных с предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ.

Союз.

21. Устное рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности.

22. Текстообразующая роль союзов. Использование в речи союзов-синонимов.

Частица.

23. Текстообразующая роль частиц.

24. Рассказ по данному сюжету.

25 – 26. Обучающее изложение с элементами сочинения.

Повторение и систематизация пройденного материала за курс 7 класса.

27 – 28. Публичное выступление на морально-этическую тему.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи по литературе.

Подготовка к сочинению «О чём заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С.Пушкина».

Цели: вспомнить и проанализировать повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»;

 подготовиться к сочинению по заданной теме;

 составить план сочинения;

учиться отбирать материал к сочинению, выделять главное; вырабатывать навык составления плана;

 развивать связную речь, мышление.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

  1. Постановка темы и целей урока.

  1. Беседа о прочитанном произведении.
  1. Какое из прочитанных произведений А.С.Пушкина вам  запомнилось больше всего?
  2. Что в этом произведении вам понравилось?
  3. О чём это произведение? Кто главный герой?
  4. О чём заставляет задуматься это произведение?
  5. Какие чувства у вас вызывает это произведение?

  1. Анализ повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и составление плана к сочинению.
  1. О чём же заставляют нас задуматься произведение Пушкина «Станционный смотритель»? Чтобы ответить на этот вопрос, составим план, попутно комментируя каждый пункт.
  1. Автор о станционном смотрителе.
  1. Что вы узнали о жизни станционного смотрителя из слов автора?
  1. Главный герой повести.
  1. Найдите в тексте описание главного героя и выразительно прочитайте.
  2. На что вы обратили особое внимание? Почему?
  1. Интерьер обители станционного смотрителя.
  1. Что вам запомнилось из интерьера обители станционного смотрителя?
  2. Найдите в тексте описание его жилища, прочитайте.
  1. История жизни Дуни.
  1. Почему историю жизни Дуни Самсон Вырин рассказывает с такой грустью?
  2. Чем напоминает судьба Дуни историю блудного сына из библейской притчи?
  1. Смерть смотрителя.
  1. К кому из героев автор относится с особым сочувствием и почему?
  1. Тема «маленького человека» в произведении Пушкина.
  2. Какие чувства у вас вызвала эта повесть?

  1. Подведение итогов урока.

Итак, мы составили план сочинения. У вас должно получиться сочинение-отзыв, поэтому помните, что главное – высказать свои мысли и чувства по данной теме.

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение по теме «О чём заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С.Пушкина».



Предварительный просмотр:

Урок развития речи.

Подготовка к написанию сочинения по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».

Цели:

1.Развивать навык создания текста-описания на основе картины.

2. Познакомить учащихся с творчеством художника Н.П.Крымова. Воспитывать чувство прекрасного.

3.Развивать логическое мышление, связную речь учащихся.

Оборудование:

Иллюстрации зимних пейзажей; портрет художника Н.П.Крымова; репродукции картин Крымова; репродукция картины «Зимний вечер».

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент. Постановка темы и целей урока.

  1. Беседа по содержанию урока.
  1. Рассмотрите иллюстрации зимних пейзажей.
  2. Расскажите о том, какие картины зимы  вы бы хотели нарисовать.
  3. Рассмотрите картину Н.П.Крымова «Зимний вечер».

  1. Рассказ о художнике Н.П.Крымове.

Выступает заранее подготовленный ученик или группа учеников.

4. Устная работа по картине.

  1. Как называется картина? Почему?
  2. Что описывает художник?
  3. Каков жанр этой картины? (пейзаж)
  4. Какое общее впечатление производит картина?
  5. Какую основную мысль вы будете раскрывать в своём сочинении?
  6. Как, с помощью чего художник передаёт нам красоту русской зимы?
  7. Какие краски преобладают в данной картине?

  1. Словарная работа.

Записывается несколько слов, рядов однородных членов, которые помогут в написании сочинения.

Художник, мастер, картина, пейзаж, репродукция;

Белый, снежный, белоснежный, великолепный, роскошный, пышный, чудесный;

Пастельные тона, приглушенные краски, тёмные тени.

5.Коллективное составление плана сочинения по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».

            План сочинения.

1.Рассказ об истории создания картины.

2.Общее впечатление от картины.

3.Что изображено на картине? (передний план, задний план).

4.Преобладающие тона красок.

5.Удалось ли художнику передать красоту русской зимы?

  1. Домашнее задание.

Подготовиться к написанию сочинения по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер».



Предварительный просмотр:

Урок развития речи.

Сочинение-описание картины Т.Н.Яблонской «Утро»

Цели:

  1. Вспомнить и закрепить навыки работы по написанию сочинения на основе картины.
  2. Развивать навыки связной речи и логического мышления.
  3. Прививать любовь к прекрасному.

Оборудование:

Портрет художницы Т.Н.Яблонской, репродукции её картин, репродукция картины «Утро».

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…-

Писал Ф.И.Тютчев. Человек – часть природы. Все мы любим осень, а особенно те короткие деньки уходящей поры, когда ещё тепло.

Перед нами репродукция картины художницы Яблонской «Утро».

2. Слово о художнике.

Выступает заранее подготовленный ученик.

Яблонская Татьяна Ниловна (февраль 1917 г.) родилась в г.Смоленске.Украинская художница училась в Киевском художественном институте и там же преподавала долгие годы. Профессор. Она писала картины о своих  современниках и родной природе. Её работы: «Хлеб», «Весна», «Над Днепром» и др.

3. Устная работа по картине «Утро».

  1. Рассмотрим картину.
  2. Почему она названа «Утро»?
  3. Кого мы видим в центре картины?
  4. Во что одета девочка? Что она делает?
  5. Опишите комнату.
  6. Какое впечатление оставляет картина?

  1. Составление плана наблюдений, подбор рабочих материалов.

НАСТРОЕНИЕ: бодрое, светлое, радостное, хочется вдохнуть свежий воздух.

УТРО: косые лучи солнца, длинные тени на полу, неубранная кровать.

ДЕВОЧКА: стройная фигура, аккуратная, подтянутая.

ОБСТАНОВКА КОМНАТЫ: ничего лишнего; стол, накрытый скатертью; декоративная тарелка на стене; вьющийся по стене плющ; завтрак на столе, одежда аккуратно разложена на стуле.

  1. Коллективное составление плана сочинения.
  1. Тема картины.
  2. Какое настроение создаёт картина?
  3. Раннее весеннее утро.
  4. Описание девочки, делающей зарядку.
  5. Описание комнаты.
  6. Моё впечатление от картины.

6.Устное сочинение по картине.

7.Самостоятельная работа: написание сочинения.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи по литературе.

Подготовка к сочинению и составление плана по теме «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и в сказе Н.С.Лескова «Левша»

Цели:

обучение работе с планом, с цитатным материалом; развитие навыков написания сочинений;

развитие связной речи, мышления;

воспитание патриотизма, трудолюбия.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

  1. Постановка темы и целей урока.

  1. Чтение учащимися цитат, отобранных дома для сочинения по данной теме.

Учитель анализирует материал, отобранный учащимися для сочинения, корректирует их ответы.

  1. Коллективное составление плана к сочинению по данной теме, запись его в тетрадь.

  1. Любовь к родине, к своему народу – основная в творчестве Н.Некрасова и Н.Лескова.

  1. Изображение лучших качеств русского народа.
  1. «Привычка к труду благородная». ( «Железная дорога»)
  2. Долготерпение и покорность народа. ( «Железная дорога»)
  3. Умение искренне радоваться. («Железная дорога»)
  4. Открытость и простота в общении. («Левша»)
  5. Гениальность тульского мастера. («Левша»)
  6. Патриотизм русского человека. («Левша»)

  1. Гордость за русский народ. Обвинение в трагическом,         бедственном положении этого народа.

  1. Подведение итогов урока.

  1. Чем запомнился вам сегодняшний урок? Что нового вы узнали сегодня?
  2. Прочитайте тему будущего сочинения. Какие слова являются ключевыми в названии темы?
  3. Обдумайте каждый пункт составленного нами плана. Какие вопросы останутся вне поля вашего зрения? Почему?

  1. Домашнее задание.

Напишите сочинение по теме «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» и в сказе Н.С.Лескова «Левша». Опирайтесь на составленный в классе план.



Предварительный просмотр:

Сочинение-рассуждение «Берегите книги».

Цели урока:

Познакомить учащихся с особенностями сочинения-рассуждения;

Подготовить учеников к самостоятельному рассуждению на заданную тему;

Развивать навыки рассуждения;

Воспитывать бережное отношение к книгам.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

  1. Постановка темы и целей урока.

  1. Минутка теории.

  1. Из чего состоит сочинение-рассуждение?

Тезис – доказательство – вывод

Аргументы

Такая запись делается на доске и в тетради.

  1. Эпиграф урока.

Книги – голоса далёких и усопших: они делают нас наследниками духовной жизни минувших веков.

                                     У.Ченнинг

  1. Выразительно прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.
  2. Как вы понимаете слова Ченнинга?

  1. Проблемная беседа.

  1. Как вы думаете, где больше всего мы черпаем мудрости и приобретаем разума? (в книгах)
  2. Как вы относитесь к книгам? Как храните их?
  3. А знаете ли вы, сколько труда нужно вложить, чтобы создать книгу?

Заранее подготовленный ученик выступает с докладом о том, как создают книги.

  1. Что значат для вас книги?

  1. Коллективное составление плана к сочинению-рассуждению «Берегите книги».

  1. С чего можно начать сочинение?

Книги надо беречь, ведь они – наши лучшие друзья.

  1. Книга – хранительница мудрости человека. Докажите это.
  2. Чему  учат нас книги?

Хорошая книга учит добру, благородству, пробуждает высокие помыслы.

  1. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему в старину так уважительно относились к  книгам?
  2. А как относимся к книгам мы теперь?
  3. Запишем план сочинения в тетрадь.

                  План.

  1. Книги – наши лучшие друзья.
  2. Берегите книги.
  1. Книга – хранительница мудрости человека.
  2. Сколько труда в неё вложено!
  3. Как относились к книгам в старину и как относятся теперь?
  4. Моё отношение к книге.
  1. Читайте книги – и обретёте мудрость.

  1. Самостоятельная работа учеников по написанию сочинения-рассуждения.



Предварительный просмотр:

Урок развития речи.

Обучающее сочинение «Я сижу на берегу…»

Цели:

  1. Продолжать работу по развитию навыка описания природы.
  2. Формировать умение формулировать основную мысль описания, признаки.
  3. Развивать связную речь, логическое мышление.

Оборудование: иллюстрации природных водоемов.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент.
  2. Постановка темы и целей урока.
  3. Работа с иллюстрациями.
  1. Рассмотрите иллюстрации природных водоемов.
  2. Вспомните свои ощущения, когда вы были на берегу одного из таких водоемов.
  3. Расскажите, о чем вы тогда думали.
  1. Словарная работа.
  1. Давайте запишем несколько слов, которые вы сейчас использовали в своих рассказах. Они помогут вам в написании сочинения.

Быстрая река, заросший пруд, крутой берег, галька на берегу, песчаная коса, хороший загар, купаться в озере; дно, усеянное разноцветными камушками; плавное течение, городской пляж.

  1. Беседа по теме.
  1. На берегу какого водоема вы себя представляете?
  2. Зачем вы пришли сюда?
  3. Что вы здесь собираетесь делать?
  4. Что вы видите вокруг себя?
  5. О чем думаете?
  6. Какие впечатления у вас останутся после посещения этого места?
  1. Написание сочинения.
  1. Напишите сочинение, которое начиналось бы словами «Я сижу на берегу…», используя материал нашей беседы.


Предварительный просмотр:

Текст. Связанность текста. Виды связи.

Текст – продукт речевой деятельности, существующий в устной или письменной форме. Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Тексту свойственны следующие признаки:

  1. Содержательная и структурная завершенность,
  2. Определенное отношение автора к сообщаемому.

В тексте может быть выражено утверждение, отрицание, предположительность, сомнение, уверенность, согласие, одобрение, опровержение и др. модальные значения.

   Предложения в тексте могут быть связаны по смыслу:

  1. последовательно, как бы по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т. д. Такую связь называют ЦЕПНОЙ.

Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей. (Ю.Олеша)

  1. все предложения, начиная со второго, связаны с первым (и грамматически тоже). Они как бы развёртывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении. Такая связь называется ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ.

В одном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькими. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.  (Н.Носов)

Средства выражения межфразовых связей в тексте:

  1. повторяющиеся или однокоренные слова (ТРУДОМ -  БЕЗ ТРУДА, ВЕРНЫМ СЛОВУ – ВЕРНОСТЬ СЛОВУ);
  2. синонимы, антонимы;
  3. местоимения

Кругом стояли высокие травы. На них дрожали крупные водяные шарики. В шариках зажигались огоньки: малиновые, золотые, синие.  (В.Крапивин)

    Местоимения 3 лица ед. и мн. числа часто выступают в роли сцепляющих слов между предложениями в тексте.

Указательные местоимения, выступая в роли определений при сцепляющих словах, усиливают связь предложений в тексте.

Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.

Указательные местоимения могут замещать в тексте не только отдельные слова, но и часть предложения, целые предложения, группу предложений, усиливая таким образом их связь.

           Закат.

Да, такого неба не бывало,

Чтоб полнеба сразу стало алым,

Чтоб заката лента обвивала

Облака, грозящие обвалом!

Вот отсюда и пошло: в лугу

Розовый стожар горит в стогу,

Розовые сосны на снегу,

Розовые кони в стойла встали,

Розовые птицы взвились в дали,

Чтобы рассказать про чудеса…

Это продолжалось полчаса.  (А.Прокофьев)

Стожар – шест, втыкаемый в землю в середину стога для устойчивости.

  1. союзы могут соединять предложения в тексте, а также смысловые части текста.

Соловьи.

Вечер. Запели соловьи, и все птицы смолкли. И их заворожило соловьиное пение.  (Ф.Абрамов)

  1. предложения в тексте могут связываться при помощи описательных оборотов.

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.  (Ф.Абрамов)

  1. набор видовременных форм глагола передаёт движение событий или их одновременность.
  2. вводные слова.
  3. синтаксический параллелизм: в соседних предложениях одинаковый или «зеркальный» порядок слов.
  4. вопросительные или неполные предложения.
  5. одинаковое начало или конец предложения (анафора, эпифора).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...