Урок письма
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Урол письма, как разновидность урока развития речи, помогает развивать умения детей мыслить самостоятельно, излагать свою точку зрения, аргументировать её. Благодаря созданным собственным речевым произведениям можно судить о языковой культуре учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_2.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Лариса Николаевна Бесспалая,

учитель русского языка и литературы,

                              Краснодарский край, г.-к. Анапа,

с. Сукко, ООШ № 17

Метод самопроверки как приём повышения грамотности и компетентности учащихся в овладении разделами русского языка

      Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе упражнений. Особую важность приобретает контроль за классными и домашними работами учащихся.

      Повышение внимания учащихся «видеть правила» в предложениях  является важнейшим условием в формировании практических умений на применение теоретических знаний по русскому языку. Актуализация работы в этом направлении вызвана подготовкой к ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Необходимо обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, а также развить потенциальные  возможности и мыслительные способности  учащихся.

      Главный упор при изучении русского языка в 5-9 классах делаю на развитие познавательных процессов учащихся через систему специальных упражнений по самопроверке.  К ним относятся внимание, восприятие, воображение, мышление, речь и память.  Они тесно связаны между собой, комплексное развитие этих процессов приводит к высоким результатам в обучении. На уроках учащимся систематически предлагаю исследовать предложения методом самопроверки.  Это способствует осмысленному, целенаправленному применению знаний по русскому языку. По мнению самих учащихся     « домашнее задание помогает мне улучшить знания в области определенного предмета. Но не всегда это понимаешь и выполняешь      задание правильно. Чтобы не возникало таких моментов, в этом  помогает самопроверка. На уроках русского языка Лариса Николаевна учит нас опознавать изученные языковые явления в предложениях.  Находишь  ошибки и проверяешь свои знания  по русскому языку. Мне самопроверка помогает запомнить и повторить нужные правила, уточнить правильно ли  выполнила упражнение, все ли знаки препинания на месте.  Орфография и синтаксис, лексика и фразеология, морфология, пунктуация и словообразование -  всё это можно повторять во время подготовки домашнего задания по русскому языку. Зная заранее, что можно за самопроверку получить оценку, я стараюсь обратить внимание на  орфограммы, знаки препинания, повторить правила и получить высокий балл за выполненную работу, т.е. правильно объяснить написанное.  Считаю, что метод самопроверки помогает лучше знать русский язык» (Ясинская Альбина, 7 класс, 2011 год).

Следует отметить, что если такая работа проводится на уроках не от случая к случаю, а систематически, то учащиеся при самопроверке  начинают использовать графическое объяснение написанного. Подробно приём графического объяснения можно найти в книге Богдановой Г.А. «Опрос на уроках русского языка». ( М., 1996)  Вот как выглядит предложение, предназначенное для самопроверки. (Упражнение 253 из учебника для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 7 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба)

1.Вдали (наречие, словарное слово,  В-приставка, пишем слитно) по-прежнему (наречие, ПО-приставка, -ЕМУ -суффикс, пишем через дефис) машет (глагол, 1 спряжение,  -ЕТ окончание) крыльями (Ь для обозначения мягкости согласного Л) мельница,(запятая разделяет простые предложения) и (сочинительный союз, соединяет грамматические основы «мельница машет и она похожа» в сложносочинённом предложении) всё ещё она похожа (краткое прилагательное, сказуемое) на маленького (–ЕНЬК- уменьшительно - ласкательный суффикс) человечка (ЧК, ЧН без Ь), размахивающего руками (причастный оборот стоит после определяемого существительного ЧЕЛОВЕЧКА, поэтому выделяется запятой; РАЗМАХИВАЮЩЕГО- действительное причастие настоящего времени с суффиксом –ЮЩ-; размахивающего (чем?) руками – причастие с зависимым словом называется причастным оборотом).   Таким образом,  проверяю знания и умения учащихся, выявляю пробелы, над которыми надо работать. Если в предложении встречаются неизученные темы, применяю опережающее обучение.

Опытом проверено, что самопроверка помогает формированию у школьников умения находить и объяснять орфограммы и знаки препинания, развивает способность владеть лингвистической терминологией, повышает языковую культуру учащихся, даёт возможность постоянно заниматься попутным повторением, находить ответы на неизученные темы. Важно, что ребята приучаются к внимательному чтению написанного, проверяют и находят ошибки, выполняют грамматические задания согласно требованиям.



Предварительный просмотр:


Бесспалая Л.Н. учитель русского языка и литературы,


ООШ № 17, г.-к. Анапа, с. Сукко, Краснодарский край


Методическая разработка проведения урока письма


За основу содержания воспитательной работы по предмету я беру воспитание у детей уважительного отношения к слову.


Слово – дело великое…


Л.Н.Толстой


Ход урока

  1. Вступительное слово учителя: « Слово – дело великое, - утверждал  Л.Н.Толстой. – Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Эти слова великого русского писателя продолжают волновать наше сознание, заставляют размышлять над ними. Послушаем некоторые из них, написанные учащимися нашей школы.
  2. Отрывки из сочинений – рассуждений: «Человеку свыше дано великое чудо – умение говорить. Люди общаются друг с другом с помощью слов. Сопровождают словами свои мысли, действия, поступки. Это отражение взглядов на жизнь, убеждений, духовного мира говорящего», - так думает Молчанова Алина (8 класс).

  «Язык свидетельствует о культуре человека, о его отношении к окружающим, к самому себе. Часто в маршрутном такси много пассажиров и пройти к выходу непросто. Наблюдаю, как ведут себя те, кому надо сойти на следующей остановке. Убеждаюсь, что слова «пропустите, пожалуйста» действуют волшебным образом на людей», - заметил Паланчук Василий (7 класс).

  «Всегда ли мы задумываемся над тем, какие слова произносим, конечно, не всегда. Сгоряча сказал грубое, обидное слово и возникает непонимание, обида. Ведь словом можно нанести непоправимый вред или огромную пользу, подарить радость и хорошее настроение или вызвать раздражение и злобу», - размышляет Назарова Елена (9 класс).

  «Одной фразой я могу подарить человеку хорошее настроение, от этого приятно не только ему, но и мне: на душе как будто  расцветают цветы», - уверена в таком воздействии доброго слова на человека Дегтярёва Александра (6 класс).

Дорогие ребята, услышав отрывки из сочинений-рассуждений о значении слова в жизни человека, я думаю, что каждому из вас  хочется рано или поздно высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу. Есть возможность это сделать. Предлагаю написать письмо, в котором можно рассказать о том, что…

  1. Письмо Маленькому Принцу. Он попал на нашу планету и многого не понимает. Помогите пришельцу увидеть наш земной мир.  Используя один из фотоэтюдов, напишите письмо Маленькому Принцу. Расскажите ему о наших жизненных истинах, о мире, в котором мы живём.

12   3

  1.  Итог урока. Письма Маленькому Принцу. Из предложенных фотоэтюдов были выбраны эти.  К фотоэтюду № 1

Я рад встречи с тобой на нашей планете Земля, дорогой гость Маленький Принц!  Сейчас ты находишься в сквере Боевой славы города-курорта Анапа, Города Воинской Славы. Перед тобой памятник Уставшему Солдату, посвящённый воинам-интернационалистам, проходившим службу в Афганистане. Он был открыт 15 февраля 1994 года, в день вывода советских войск из Афганистана. Солдат сделан из листовой меди. Металлическая конструкция заполнена бетоном и установлена на камне трескуне (в морозы он трещит). Этот камень нашли в горах Супсеха. Он точно такой же, как и горы в Афганистане. На камне, опустив голову, сидит уставший после боя солдат. В руке фляжка, в которой ни капли воды. Боец думает о том, зачем он здесь, какова его миссия и что будет дальше…  

Идея создания такого памятника зародилась в голове известного скульптора В.П.Полякова из Волгодонска. Он работал в соавторстве с архитектором Ю.В.Рысиным и художником А.В.Промутиным. У нас землян много талантливых людей, которые своим трудом украшают землю.

Этот сквер – любимое место местных жителей и гостей нашего курорта. Здесь много зелени и цветов, тихо и уютно. Теперь ты знаешь, почему сидит, склонив голову, солдат, какие думы думает и как появился в нашем городе.  (Паланчук Василий, 8 класс)

К фотоэтюду №2

Здравствуй, Маленький Принц! А знаешь, я тоже прихожу на это место, когда приезжаю в Анапу. Может быть, тебе рассказать историю Гражданской и Великой Отечественной войны?

Это памятник людской памяти о самых ужасных периодах жизни нашей страны. Война – это страдания, миллионы погибших, сотни тысяч сирот и семей без отцов, убийства и насилия мирных граждан. Войну все осуждают, она всегда несправедлива, особенно к тем, кто погиб. Но забывать о событиях тех далёких времён нельзя. Такие памятники нужны не мёртвым, а живым, чтобы помнили. Память передаётся потомками из поколения в поколение. В нашей семье о событиях Великой Отечественной войны я узнал от прабабушки, которая прожила ужасное время оккупации весной 1942 года на Смоленщине, отправку в Белоруссию в Полоцкую область в деревню Сороки, которая чудом не была сожжена фашистами. Прабабушка рассказывала об этом, и мама записала её воспоминания, а мы с сестрой читаем и пересказываем их, чтобы не забывать то тяжёлое время. Вот и сейчас, Маленький Принц, ты слышишь об этом из моих пересказываний. Так  не рвётся нить времён и народов. Сложно это всё. Хочу, чтобы никогда не было войны. (Рындин Егор, 7 класс)

К фотоэтюду № 3

Маленький Принц, на твоей планете нет такого моря, как наше Чёрное море. Оно никогда не бывает одинаковым: каждую минуту разное. Море, тихое и спокойное, как большое зеркало. В солнечную погоду лучи пронизывают солёную воду и видны гладенькие камушки, большие пласты подводных камней, отражаются зелёные и бурые водоросли. Маленькие ловкие рыбки стайками весело забавляются возле берега. Если налетит порывистый ветер с моря, то жди волнение на море. Барашки собираются в большие волны, вода становится мутно-зелёной, тёмно-синей, угрожающе чёрной. Не видно ни рыбок, ни гальки, а есть только неистовые волны, которые с силой бьются о берег. Но даже в такие моменты мне море кажется удивительным.

 Морю можно рассказать свои тайны, переживания, мечты, оно никому не откроет твоих секретов. Я могу смотреть на море бесконечно. Оно всегда радует меня и радуется мне. (Цошка Лучия, 7 класс)

Вывод. Уроки письма, как разновидность уроков развития речи, помогают  мыслить самостоятельно, излагать свою точку зрения, аргументировать её. Благодаря созданным собственным речевым произведениям  можно судить о языковой культуре  учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...