В пространстве текста
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для учащихся 10 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_prostranstve_teksta.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «НОВОШЕШМИНСКАЯ СОШ НОВОШЕШМИНСКОГО РАЙОНА РТ»

Рассмотрено                                                       «Согласовано»                                            «Утверждено»

На заседании ШМО                                     Зам. директора по УВР                                    Директор МБОУ

Руководитель МО                                                                   Еронтьев А.Л.                          «Новошешминская СОШ»

                        Забелина Л.М.                                                                                                   __________Лазарева О.И.        

Протокол №  1                                                     «   27 » августа 2012г.                                    Приказ №      от  

от «  27 »    августа  2012 г.                                                                                                     «  1  » сентября 2012г.                      

Рабочая программа

 элективного курса по русскому языку

 «В пространстве текста»

 10 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Новошешминская средняя общеобразовательная школа

Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»

Учитель: Павлова Г.Л.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

                                                            Протокол № 1 от

27 августа 2012

2012-2013 учебный год

Учебно - тематическое планирование

элективного курса по русскому языку

 «В пространстве текста»

Класс 10

Учитель: Павлова Г.Л.

Всего 35 недели, в неделю 1час

За год 35 часов

Планирование составлено на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку

Учебник:Бабайцева В.В. Русский язык.10-11 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля.-М.: «Дрофа», 2005г. 

Дополнительная литература: 1. Егораева Г,Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учеб.-метод. пособие-М.: «Экзамен». 2007г.

2.А.Б. Малюшкин «Русский язык» Комплексный анализ текста.-М.: ТЦ Сфера.2008г..

3. В.Н. Александров и др. ЕГЭ Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста- Челябинск: Взгляд, 2005г.

4. Материалы ЕГЭ.

Тематическое планирование составила Павлова Г.Л.

Пояснительная записка

Современный этап развития школы характеризуется тенденцией слияния обучения язык и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица. Элективный курс «В пространстве текста» составлен на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, адаптирован.

. Элективный курс рассчитан на 35 часов.

Программа включает в себя:

  1. теоретический материал;
  2. вопросы и задания практического характера;

Поэтому изучение элективного курса по русскому языку направлено на достижение следующих целей:

 - развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, информационных умений и навыков, навыков саморазвития;

-углубление знаний об особенностях построения  текста;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять текст; составлять текст –сочинение С1  для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену.

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике

 В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

- обобщение, систематизация знаний о тексте на более высоком уровне;

- развитие интонационно выразительной речи;

- активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

- проведение практических занятий на комплексный анализ текста;

- самостоятельное употребление тех или иных средств связи предложений  не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

- развитие логического и абстрактного мышления;

- умение писать сочинения С1 по ЕГЭ

При изучении теоретической части элективного курса, а также для решения заданий ученики работают с учебником В.В. Бабайцевой Русский язык.10-11 кл.учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля.-М.: «Дрофа», 2005г., материалами ЕГЭ

Вся практическая часть элективного курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

- выработать умения быстро ориентироваться в тексте,

- усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

определять структурно-семантические различия текстов разных стилей и типов;

- уметь составлять свой текст;

- анализировать готовые и собственные сочинения  ЕГЭ по критериям;

- успешно сдать ЕГЭ, написав сочинение С1

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях построения текста.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

 -разграничивать типы текста;

- находить проблему текста, сформулировать комментарий к проблеме, выявить авторскую позицию и аргументировать собственное мнение;

- владеть навыками стилистической правки текста;

- самостоятельно конструировать предложения в  тексте и использовать  в собственной речи;

- использовать различные средства связи для составления текста;

- уметь анализировать текст  сочинения по критериям ЕГЭ;

 -составлять собственный текст сочиненияС1;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 «Текст» 9 часов

  1. Что такое текст? Понятие о тексте.1ч
  2. Знакомство с критериями и нормативами оценки задания С.1ч
  3. Способы выражения темы. Заглавие.1ч
  4. Начало и конец текста.1ч
  5. Ключевые слова1ч
  6. Практическое занятие по теме «Текст»1ч
  7. Основная мысль текста. 1ч
  8. Содержание текста.1ч
  9. «Расшифровка»  информации текста.1ч

Раздел 2 Средства связи частей текста. 7 часов

  1. Лексический повтор1ч
  2. Однокоренные слова1ч
  3. Местоименные слова1ч
  4. Союзы и частицы – союзы1ч
  5. Практическое занятие по теме «Средства связи частей текста» 2ч.
  6. Комплексный анализ текста. Зачёт.1ч

Раздел 3 Типы текста9 часов

  1. Особенности текстов разных типов. Повествование.1ч
  2. Схема анализа текста-повествования и анализ.2ч.
  3. Описание. Схема анализа текста описания и анализ 2 ч.
  4. Рассуждение. Схема анализа текста.1ч
  5. Особенности текстов – рассуждений в художественной речи.1ч
  6. Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении.1ч
  7. Практическое занятие. Анализ текста.

Раздел4. «Особенность написания сочинения С1». 10 часов

  1. Основная проблема исходного текста.1ч
  2. Комментарии к основной проблеме текста.1ч
  3. Позиция автора и способы её выражения.1ч
  4. Изложение собственного мнения по тексту.1ч
  5. Языковой анализ текста.1ч
  6. Художественные средства выразительности.1ч
  7. Практическое занятие на определение изобразительных средств в тексте.1ч
  8. Итоговый зачет1ч
  9. Комплексный анализ текста1ч
  10. Обобщение изученного за год 1 ч

Всего 35 часов

Календарно-тематическое планирование

элективного  курса в 10 классе «В пространстве текста»

Тема урока

Кол-во ч

Тип урока

Характеристика деятельности уч-ся или виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

        1 полугодие.

16

1

Текст.

Что такое текст? Понятие о тексте.

1

Повторительно- обобщающий

Практическая работа, беседа по вопросам

Фронтальный опрос

Знать определение текста, типы текста, их структуру, уметь определять типы текста

Комплексный анализ текста

2

Знакомство с критериями и нормативами оценки задания С.

1

Изучение НМ

Беседа

Текущий,

УО

Знать критерии проверки сочинения ЕГЭ С1

Анализ готового сочинения по критериям

3

Способы выражения темы. Заглавие.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Практическая работа, индивидуальная

Текущий,

УО

Знать определение темы, заглавия, уметь озаглавить текст

Комплексный анализ текста

4

Начало и конец текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Практическая работа, индивидуальная

Текущий,

тест

Знать особенности построения текста, смысл начала и конца текста

Комплексный анализ текста

5

Ключевые слова.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Тренировочные задания, индивидуальная

Текущий,

тест

Уметь находить ключевые слова текстов

Комплексный анализ текста

6

Практическое занятие по теме «Текст»

1

урок-практикум

Решение тестовых заданий

тест

Уметь находить правильный ответ при решении тестов

Вариант 1 по ЕГЭ-2013 Цыбулько

7

Основная мысль текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Беседа, тренировочные упр.

текущий

Уметь определять основную мысль текстов

Вариант 2 по ЕГЭ-2013 Цыбулько

8

Содержание текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Беседа, тренировочные упр.

Текущий, УО

Уметь определять основное содержание текста и дополнительное

Анализ сочиненияС1

9

«Расшифровка»  информации текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Беседа, тренировочные упр.

Уметь анализировать основное содержание текста

Анализ сочиненияС1

10

Средства связи частей текста. Лексический повтор.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текущий, ДР

Знать средства связи частей текста. Лексический повтор.

Тест

11

Однокоренные слова.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текйщий, ПР

Знать особенность построения текста с помощью однокоренных слов

Составить текст

12

Местоимённые слова.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текущий, УО, тест

Знать особенность построения текста с помощью местоименных слов

Составить предложения, связанные местоименными словами

13

Союзы и частицы – союзы.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текущий, тест

Знать особенность построения текста с помощью союзов и частиц

Составить предложения, связанные союзами, частицами

14-15

Практическое занятие по теме «Средства связи частей текста»

2

Урок-практикум

индивидуальный

Практическая работа

Практическая отработка полученных знаний, уметь анализировать текст

Вариант 3,4 по ЕГЭ-2013 Цыбулько

16

Комплексный анализ текста. Зачёт.

1

Зачет

индивидуальный

тест

Практическая отработка полученных знаний, уметь анализировать текст

2 полугодие.  

19

17

 Типы текста. Особенности текстов разных типов. Повествование.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текущий

знать  особенности текстов разных типов. Повествование.

Комплексный анализ текста из ЕГЭ

18

Схема анализа текста-повествования.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текущий,ПР

Знать схему анализа текста – повествования, уметь анализировать текст

Комплексный анализ текста ЕГЭ

19

Анализ текста повествовательного содержания.

1

контрольный

индивидуальный

Тест ,ПР

Уметь анализировать текст - повествование

Тест

20

Описание. Схема анализа текста описания.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текущий,

знать  особенности текста описания и  схему анализа

Тест А 27-30 варианта 5-6 ЕГЭ

21

Анализ текста – описания.

1

Практикум

индивидуальный

тест, ПР

Уметь анализировать по схеме текст описания

Тест А 27-30 варианта 7-8 ЕГЭ

22

Рассуждение. Схема анализа текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текущий,ПР

знать  особенности текста рассуждения и  схему анализа

Тест А 27-30 варианта 9-10 ЕГЭ

23

Особенности текстов – рассуждений в художественной речи.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текущий,ПР

Знать роль рассуждения в худ. произведениях

24

Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текущий

Знать роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении.

Написать сочинение С1

25

Практическое занятие. Анализ текста.

1

Практикум

индивидуальный

ПР, анализ текста

Уметь анализировать текст

Знать определение проблемы

26

 «Особенность написания сочинения С1».

Основная проблема исходного текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текущий,УО

Уметь находить проблему текста

Анализ текста ЕГЭ

27

Комментарии к основной проблеме текста.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текущий, ПР

Уметь составлять комментарий к тексту

Составить комментарий к тексту варианта 11 ЕГЭ-213 по Цыбулько

28

Позиция автора и способы её выражения.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текущий,ПР

Уметь находить позицию автора и способы ее выражения

Написать позицию автора к тексту варианта 11

29

Изложение собственного мнения по тексту.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текущий

Уметь приводить  аргументы к собственному мнению

Сочинение С1

30

Языковой анализ текста.

1

Практикум

Индивидуальный

сочинение

Уметь писать сочинение по материалам ЕГЭ

Повторить художественные средства выразительности

31

Художественные средства выразительности.

1

Изучение НМ, совершенствование изученных знаний  

Фронтальный, индивидуальный

Текущий

Уметь различать художественные средства выразительности

Задание В8 по ЕГЭ

32

Практическое занятие на определение изобразительных средств в тексте.

1

Практикум

индивидуальный

Тест

Практическая отработка умения определять средства выразительности

Подготовиться к зачету

33

Итоговый зачет

1

контрольный

индивидуальный

Тест

Уметь применять полученные знания на практике

34

Комплексный анализ текста

1

Практикум

Фронтальный, индивидуальный

Текущий

Уметь применять полученные знания на практике

Тест

35

Обобщение изученного за год

1

Урок обобщения знаний

фронтальный

Беседа, УО

Знать изученный материал за год и применять на практике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Осмысление проблематики текста через моделирование ситуации в художественном пространстве»

Я предлагаю учителю - словеснику  познакомиться с одним из приемов , используемых мною  в работе. Надеюсь, мой опыт кому - нибудь из коллег пригодится....

"В пространстве текста"

Текст – это пикник, куда автор приносит слова, а читатель - смысл.Ц. Тодоров...

Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы

laquo;Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы» (мастер-класс на конкурсе «Педагог года») Цель:представить опыт работы учителя музыки по теме: &laq...

«Категории “время” и “пространство” в художественном произведении и роль их изучения при обучении анализу текста».

Данный учебно-методический материал для учителей русского языка и литературы....

Текст выступления к презентации "Графический диктант - как средство развития ориентировки в пространстве"

Данная презентация направлена на развитие ориентировки в микропространстве...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "В пространстве текста"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «В пространстве текста»  предназначена для подготовки учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений к сдаче экзамена по...