Словосочетание
методическая разработка по русскому языку на тему

Звягинцева Надежда Ивановна
Если хотите, чтобы Ваш урок был интересным и веселым, прислушайтесь к моим советам. Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 416 г. Петергоф Звягинцева Н.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

        Если хотите, чтобы Ваш урок был интересным и веселым, прислушайтесь к моим советам.

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 416 г. Петергофа Звягинцева Н.И.

 

Синтаксис, пунктуация, культура речи.

Словосочетание.

Одному из двух крайних рядов парт оказана честь - на чать новую тему. На вырванном из блокнота листочке каждая пара записывает одно понравившееся ей имя существительное и передает листочек на соответствующую парту среднего ряда. Здесь к существительному подбирается прилагательное, и листок пере ходит на третий ряд. Третий ряд конструирует предложения. В конце работы листочки могут выглядеть, например, так:

Теплоход.       Огромный теплоход.               Огромный теплоход сел на мель.

Собака.          Рыжая собака.                        Рыжая собака лежала у порога.

Пруд.                     Глубокий пруд.                        Дети плескались в глубоком пруду.

В то время как одни ребята сочиняют, другим разрешается прочитать параграф, и после знакомства с материалом листков (они могут быть прочитаны каждым последним соавтором или учите лем) среднему ряду предлагается продиктовать тему урока.

«Словосочетание» - появляется запись на доске и в тет радях.

А почему именно средний ряд называет тему? - звучит Ваш вопрос.

Да потому, что именно ребята со среднего ряда и являются авторами словосочетаний, которые звучали сегодня на уроке.

Что же такое словосочетание?

При объяснении материала я советовала бы в данном случае не идти от теории к практике, а практику подкреплять теорией. Это может выглядеть так:

В словосочетании синяя тетрадь главное слово тетрадь.

От него можно задать вопрос к зависимому слову синяя (тетрадь какая? - синяя). Раз можно задать вопрос от одного слова к другому, значит, эти слова связаны друг с другом по смыслу (сравните с не связанными по смыслу словами платье - тетрадь, кислый - красный и т. п.).

Но только ли смысловая связь существует между словами в словосочетании? Давайте попробуем изменить главное слово. Что станет с зависимым? Тетрадь синяя - тетради синей. Конечно, оно находится в полном подчинении у главного, об этом свиде тельствует изменение его окончания вслед за изменением окон чания у главного слова. Из сказанного можно сделать вывод, что слова в словосочетании связаны не только по смыслу, но и грам матически.

До сих пор мы говорили о словосочетании, состоящем из существительного и прилагательного.

Слова каких еще частей речи могут составлять словосочетание?

Первое, что придет в голову Вашим ученикам,- это сочетание подлежащего и сказуемого, поэтому сразу, как о правилах игры, уговоритесь: главные члены предложения в паре друг с другом словосочетанием не являются, но порознь в паре со второстепен ными членами предложения они будут прекрасным строительным материалом для словосочетаний.

Например:

дождь идет - не словосочетание,

а вот осенний дождь, идет с утра, дождь с градом, идет беспрерывно, увидел дождь, идет ночью - бесспорно, словосочетания.

Теперь Вам осталось лишь показать графическое обозначение словосочетаний: главное слово, стрелка, вопрос, и цель достигну та - можно переходить к тренировочным упражнениям.

Заметим лишь, что нам кажется очень перспективным начать разговор о словосочетании как о единице, входящей в систему слово - словосочета ние - предложение.

Решите, какие из упражнений выбрать для тренировки.

Закончить урок можно с помощью фрагмента музыкальной сказки «Чудетство» (слова М. Яснова, музыка Г. Гладкова). Слова песни могут быть прочитаны учителем или спроецированы на интерактивную доску.

В Чудетство откроешь окошки.

Счастливень стучит по дорожке.

Цветет веселютик у речки,

И звонко поют соловечки.

И где-то по дальним дорогам

Бредут носомот с бегерогом.

Там елки стоят как светелки,  

Под ними лежат хихиголки.

И ждут нас три друга у бора:

Забава, Потеха, Умора.

Мы с ними в Чудетство скорее войдем.

Спешит торопинка под самым окном.

Пойдем, лишь откликнется эхо,

Умора, Забава, Потеха.

Найдите спрятанные в некоторых словах этой песни слово сочетания,- просите Вы.

И ребята находят (письменно или устно - решайте сами) - чудесное детство, счастливый ливень, веселый лютик. А кто-то заметит еще - соловьиный человечек, торопливая тропинка, их иголки.

Если Вы работаете с впечатлительными и веселыми детьми, то следующие несколько дней они будут выдумывать слова из словосочетаний, причем в полной уверенности, что стихийное, охватившее весь класс творчество - их инициатива, а не Ваша.

ДЗ: Можете предложить ребятам выписать все сло восочетания из любой понравившейся статьи газеты или журнала, либо из упражнения.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

"Словосочетание. Как устроено словосочетание?"

Методическая разработка  урока по русскому языку в 5 классе. Презентация. Технологическая карта урока. Раздаточный материал. Анализ урока....

Виды словосочетаний, разбор словосочетаний

Лаконичный сосредоточенный материал...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...