Главные вкладки

    Конспекты уроков по русскому языку 5-6 классов.
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Открытые уроки по русскому языку для учащихся 5 -6 классов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обсудим словари

    (для учащихся 5-6 классов)

    Цели урока: познакомить учащихся с основными словарями, их спецификой, способами построения словарных статей, развивать способность работать со словарями, умение построить связное, логическое и аргументированное высказывание на заданную тему.

    Ход урока

    1. Вступительное слово ведущего. Здравствуйте, разрешите представиться. Я великий и могучий Русский язык. Сегодня я приглашаю вас на необычное судебное заседание. Дело в том, что Толковый словарь очень обижен на лингвистические словари, которые, как ему кажется, выполняют его, Толкового словаря, работу. Он предъявил им обвинение в плагиате и ненужности их деятельности. Прошу отнестись к рассматриваемому делу очень серьёзно и помочь в разрешении возникшей проблемы, приняв активное участие в проведении следственных экспериментов. Просьба соблюдать тишину во время заседания  суда. Встать, суд идёт!
    2. Организация судебного процесса

    Судья: Господа! В суд поступил иск от уважаемого нами Толкового словаря, который предъявил обвинение другим словарям в бесполезности их работы. Слово предоставляется истцу.

    Русский язык (зачитывает)

    Словарь Толковый – тип словаря, в котором объясняется значение слова.

    История появления: Род толковых словарей – один из древнейших словарных семей, потому, что необходимость в толковании слов появилась у людей давно. Первый толковый словарь появился в конце 18 века, и включал более сорока трёх тысяч слов 943 257). В 19 и 20 веках появилось большое количество словарей. Самый знаменитый из них - «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля, который включает более 200 тысяч слов и является подлинной сокровищницей народной русской речи. Издавались и другие ценные толковые словари.

    Выступление толкового словаря: Уважаемые судьи! Уважаемые присяжные заседатели и все присутствующие на заседании!

         Я словарь, с помощью которого объясняется лексическое значение слова, то есть то, что слово обозначает. Вот смотрите:

     Иск – заявление в суд о разрешении какого-нибудь гражданского спора. Справедливость – справедливое, беспристрастное отношение к кому-нибудь.

    Решение -1. Обдуманный вывод, признание необходимость каких-либо действий 2. Постановление 3. Заключение, вывод из чего-нибудь. 4. Ответ к задаче, искомое выражение.

    Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки, действия.

    Знания – совокупность сведений, познаний в какой-то области.

    Трудолюбие – любовь к труду.

         Но в последнее время я стал замечать, что появилось множество каких-то мелких словарей, которые на все лады перепевают мои словарные статьи. Всю работу я в состоянии выполнить самостоятельно. Я считаю, что никакие  словари, кроме толковых, не нужны, и требую запретить все другие, в том числе лингвистические, словари!

          Итак, я предъявляю иск всем другим словарям, надеюсь на справедливое решение, а такие мои качества, как ответственность за порученное дело, знания, которыми я владею, и трудолюбие, присущее всему моему роду, не подлежат сомнению.

    Судья: Слово предоставляется словарю Синонимов

    Русский язык (зачитывает)

    Словарь синонимов – словарь, содержащий ряды синонимов, в котором по алфавиту расположены слова, являющиеся основными, опорными в каждом из синонимических рядов. Словарь даёт набор синонимов, из которых пишущий может извлечь подходящее слово для точного и яркого выражения своей мысли.

    Выступление ответчика – словаря Синонимов

    Возмущение, гнев, негодование,  не  знают предела, границ, черты, рубежа.. Предъявлять обвинение, ставить в вину, виноватить, обвинять нас в ненужность – несправедливо, незаслуженно, напрасно. Мы помогаем, содействуем, способствуем, приходим на помощь, когда надо выбрать, найти, отыскать нужное, верное, подходящее слово для точного, правильного выражения мысли, думы, идеи.

     Мы надеемся, рассчитываем, делаем ставку, что суд оценит, отдаст должное, признает достоинства нашей работы, труда.

       Наша задача, цель, назначение – не объяснять, разъяснять, растолковывать смысл, значение слова, как это делает, совершает Толковый словарь, а привести перечень, список, реестр, опись синонимов.

    Выступление адвокатов: учащиеся высказывают свои мысли по поводу того, и в каких случаях необходим данный словарь

    Судья: Слово предоставляется словарю Антонимов

    Русский язык (зачитывает)

    Словарь антонимов – сравнительно новый тип словарей, в которых представлены противоположные по значению слова

    Выступление ответчика – словаря Антонимов

    Мы, словари, всегда были друзьями, зачем же нам становиться врагами, делать из белого чёрное, из добра – зло? В мире всё имеет свою оборотную сторону: есть праздники и  будни, гиганты и карлики, герои и трусы, глупцы и умники, зной и холод, красота и безобразие.

       Словари антонимов с помощью слов несут знания о противоречиях в мире, и невежество – запрещать такие словари. Мы думаем, что решим эту проблему не индивидуально, а коллективно. Прогресс – жить в мире, отсталость – враждовать. Мы хотим быть учтивыми, а не грубыми, приносить пользу, а не вред, трудиться, а не бездельничать, расцветать, а не угасать.

        Мы умеем много, а не мало, нас надо не запрещать, а разрешать. Повод для суда не серьёзный, а смехотворный. Поистине «от великого, до смешного один шаг». Мы надеемся, что не потерпим поражения, что одержим победу.

    Выступление адвокатов: учащиеся высказывают свои мысли по поводу того, и в каких случаях необходим данный словарь

    Судья: Слово предоставляется Фразеологическому словарю

    Русский язык (зачитывает)

    В данном словаре собраны и истолкованы не отдельные слова, а фразеологизмы. В словаре приводятся фразеологизмы, наиболее часто используемые в устной речи и художественной, а также научно-популярной литературе.

    Выступление ответчика – Фразеологического словаря

    Уважаемые судьи! Я на все руки мастер, баклуши бить не люблю, а тружусь от зари до зари, не покладая рук, бок о бок с другими словарями.

      Битый час мы обсуждаем, нужны словари или нет, вместо того, чтобы взять быка за рога и разбить доводы истца в пух и прах. Легко наводить тень на плетень и бросать камешки в чужой огород, труднее работать, засучив рукава. Прошу уважаемый суд не откладывать дело в долгий ящик, не класть его под сукно, а самому убедиться, что мы не лыком шиты и за словом в карман не полезем.

      Наши слова многогранны, нельзя их укладывать в прокрустово ложе одного лишь значения, которое даётся в толковом словаре. Мы пройдём огонь, воду и медные трубы, пуд соли вместе съедим, но расхлебаем кашу, который заварил словарь Толковый, разрубим гордиев узел!

    Выступление адвокатов: учащиеся высказывают свои мысли по поводу того, и в каких случаях необходим данный словарь

    Судья: Слово предоставляется Словарю иностранных слов

    Русский язык (зачитывает)

    Словарь иностранных слов – лингвистический толковый словарь, в котором объясняется значение иноязычных слов и терминов, усвоенных русским языком.

    В конце словаря даются иностранные слова и выражения, встречающиеся в литературе в латинском написании.

    Выступление ответчика – Словаря иностранных слов

    Леди и джентльмены!

    Вот уж действительно – если хочешь мира готовься к войне.

    Этот курьёз нуждается в комментариях. Не думаю, что здесь замешана коррупция. Кризис объясняется конкуренцией. Уважаемый толковый словарь возомнил себя корифеем словарного дела и решил всех остальных скомпрометировать.

       Мы требуем моральной компенсации за причиненный ущерб и корректировки действия нашего коллеги. (Дум Спиро, спэро) – пока живу надеюсь, что справедливость восторжествует.

    Закон суров, но он закон.

    Выступление адвокатов: учащиеся высказывают свои мысли по поводу того, и в каких случаях необходим данный словарь

    Прокурор: Уважаемые судьи! Уважаемые словари! Мы хотели бы услышать, что скажут господа присяжные заседатели!

    Вас познакомили в ходе сегодняшнего заседания с позициями, которые занимают истец и ответчики. Вы услышали аргументы защитников уважаемых словарей. Вы принимали самое активное участие в проведении следственных экспериментов. Какова ваша точка зрения на конфликт между словарями?

    Присяжные заседатели (высказывают свои мнения)

    Прокурор: (посовещавшись с судьями) объявляет решение: Именем его величества Русского языка считает конфликт исчерпанным.

      Толковому словарю необходимо смириться с наличием в государстве других словарей, каждый из которых выполняет нужную и важную работу. Мы не ставим под сомнение  заслуги Толкового словаря, но и труд словарей Синонимов, Антонимов, Фразеологизмов, Иностранных слов заслуживает уважения и почитания. Мы надеемся, что все присутствующие на заседании ещё не однажды обратятся к помощи этих словарей и воспользуются их богатейшим материалом.

       Мы благодарим словари за то, что они предоставили нам свои словарные статьи, на основании которых мы выносим решение: обвинение Толкового словаря, предъявленное другим лингвистическим словарям, считать необоснованным. Иск отклонить. Самое справедливое решение будет заключаться в том, чтобы сохранить мир, а не разжигать войну. Ссоры нам не нужны. Надеемся, что яблоко раздора сдано в архив и повода для спора не существует. Наш вердикт: словари не виноваты! Да здравствует дружба и согласие, понимание и поддержка!

       Да будет так!



    Предварительный просмотр:

    Звёздный час

    Цель игры: Развивать речь, мышление, смекалку, прививать интерес к русскому языку, развивать творческие и познавательные способности учащихся.

    Участвуют 10 участников правильно отвечают получают звезду, шаг вперёд, наименьшее количество звёзд выбывают из игры.

    1 раунд

    Вам необходимо раскрыть смысл крылатых выражений

    1. Рукой подать (близко)
    2. Через час по чайной ложке (медленно)
    3. Морочить голову (обманывать)
    4. Во весь дух (быстро)
    5. Работать засучив рукава (усердно)
    6. Прикусить язык (замолчать)
    7. Ни пуха, ни пера (пожелать удачи)
    8. Сломя голову (очень быстро).

    После первого раунда участники, набравшие наименьшее количество звёзд, выбывают из игры.

    2 раунд

    Образуйте сложные слова.

    1. паровой, ходить (пароход)
    2. звёзды, считает (звездочёт)
    3. любить, радио (радиолюбитель)
    4. колоть, лёд (ледокол)
    5. пешком, ходить (пешеход)
    6. сосать, пыль (пылесос)
    7. падать, листья (листопад)
    8. рубить, лес (лесоруб)
    9. ловить, рыба (рыболов)

          10. тушить, огонь (огнетушитель)

    После второго раунда участники, набравшие наименьшее количество звёзд, выбывают из игры.

    3 раунд

    Каждое слово замените антонимов и получите известную фразу.

    1. Во дворе мух  ловили (По улицам слона водили)
    2. Смолчал, но со светлой поляны волка не поволок (Сказал – и в тёмный лес ягнёнка поволок)
    3. Искусство проигрывать (Наука побеждать)
    4. С грохочущего мелководья ангелы убегают (В тихом омуте черти возятся)

    После третьего раунда участники, набравшие наименьшее количество звёзд, выбывают из игры.

    4 раунд.

    К каждому фразеологизму подберите синонимичный  фразеологизм

    1. Кот наплакал (Капля в море, раз-два и обчёлся)

    2. Во всю прыть  (Сломя голову, со всех ног)

    3. В тот же миг (Сию минуту, По-Щучьему веленью)

     После  раунда участники, набравшие наименьшее количество звёзд, выбывают из игры.

    5 раунд

    1. Когда мы употребляем выражение чучело гороховое и почему? Что оно означает?  О человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой насмешки. В древности так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц

    2. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке)

    3. Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Стол, стог, стоп)

    1. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, ни называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

    1. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука)

    1. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твоё имя)

    1. Назовите слова, начинающиеся с 4 согласных (Всплеск, взгляд, встреча)

    1. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)

    1. Можно ли у существительных: неряха, плакса, грязнуля, плакса определить род? (Это существительные общего рода)

    После раунда участники, набравшие наименьшее количество звёзд, выбывают из игры.

    Конкурс финалистов

    За одну минуту финалисты должны из одного слова составить как можно больше слов. Участник, составивший наибольшее количество слов, становится победителем.



    Предварительный просмотр:

    Урок по Р.Р. в 5 классе.

    Сочинение – описание «Зимнее утро в лесу»

    Цели урока:

    1. Научить составлять текст – описание  с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений)
    2. Показать роль деталей в художественном описании
    3. Закрепить знания учащихся по лексике, умение использовать синонимы в контексте, определять оттенки лексического значения, обосновывать выбор необходимого слова.
    4. Воспитать потребность самостоятельной работы над художественным словом.

    Ход урока.

    Учитель: Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймёте, если придумаете к слову необычный синонимы. (вспомним какие слова называются синонимами). Запишем их: (особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный)

    Итак, урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебниками? Как здорово быть волшебниками! Для этого нам необходима волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться. Скажите, волшебник ли писал это сочинение, которое вы сейчас услышите?

              Наступила зима. В лесу стало красиво. На деревьях и на земле лежит белый снег. Зимой я люблю кататься на санках…

    Заинтересовало ли вас это сочинение? Нет? А почему? Чтобы разобраться в этом, послушаем, как описывают волшебницу зиму мастера художественной литературы – писатели и поэты. (Отрывки из художественных произведений выразительно читают учащиеся).

         Это написал мастер. Но волшебниками не рождаются, ими становятся. Хотите, мы тоже попробуем написать красивое сочинение? Для этого нужно очень постараться.

          Так, что же мы сегодня будем описывать? (Тема: «Зимнее утро в лесу»). Назовите предметы, явления природы, которые мы будем описывать, запишем некоторые из названных слов:  лес, берёзы, сосны, снег, утро.

           Никто ещё не знает, как красив зимний лес ранним утром. Нам предстоит рассказать об этом. Мы уже записали несколько слов, но они пока ещё мёртвые, нам нужно попробовать оживить их. В каком стиле нам предстоит написать сочинение? Назовите особенности художественного стиля? (Использование лексических средств выразительности: метафор, сравнений и т.д.)

             Использования олицетворения, опишите состояние леса ранним утром. Итак, запишем первое предложение нашего сочинения. Оно может быть таким: Лес ещё спит.

             Сейчас мы создаём свой художественный мир. Как мы захотим, так всё и будет. Захотим, чтобы снег был пушистым, - он и будет пушистым. Захотим, чтобы он был похож на эскимо, - и произойдёт чудо! Нужно только это написать. (Вы не забыли, что в ваших руках волшебные палочки?) Пока чудо не произошло, но всё в наших силах.

            Попробуем подобрать определения к записанным существительным (по схеме: прил, + сущ)Зимний лес, белоствольные берёзы, пушистый снег, раннее утро…

    Выполним упражнения, которое станет «заготовкой» для написания сочинения. Составьте словосочетания, соединяя слова, подходящие по смыслу:

    Туман

    Белизна

    Дуновение

    Тишина

    Одеяние

    Нетронутый

    Жемчужный

    Пышный

    Лёгкий

    Волшебный

         Какого цвета зимнее утро? Подберите синоним к слову белый. Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова, причём показать цвет зимнего утра мы можем так, что нам даже не понадобится слово белый. Запишите предложение-клише: используя заготовки-словосочетания и слова в скобках, заполните пробелы.

    ____________берёзки (исчезли, спрятались, растаяли, растворились) в______тумане________утра..

         Прочитайте предложение, которое вы написали. Почему вы использовали именно это сказуемое?

         Как вы думаете, белый цвет – тёплый или холодный? Почему?

         Как можно описать холод зимнего утра? Что чувствуют деревья? Вспомните, какие чувства испытываете вы, лёжа утром в постели? (Так уютно под одеялом, что не хочется вставать, ещё бы чуть-чуть понежиться) Расскажите, что происходит в лесу. Если вам это трудно сделать самостоятельно, воспользуйтесь клише. Обоснуйте выбор слов, предложенных в скобках. Заполните пробелы определениями.

          (Молчаливые, старушки) сосны (Зябко, недовольно, тяжело) кутаются в ______ шубы. (Дремлет, ёжится от…, прячется) _______пень, подоткнув под себя ______ одеяло.

           Проверьте, нет ли неоправданных повторов. Прочитайте вслух. Какие художественные средства помогли нам не только раскрасить, но и оживить нашу картину?

             А теперь попробуем описать звуки пробуждающегося леса. Выберите из предложенных слов те, которые наиболее соответствуют описанию природы в данный момент: умиротворение, шум, сон, шелест, покой, гомон, безмолвие, тишина, завывание, безмятежность.

             Опишите состояние природы, используя выбранные вами слова и при необходимости заготовки предыдущих упражнений. Если трудно, воспользуйтесь клише.

    Ничто не (нарушать, тревожить, беспокоить) _______тишину_______утра. Лишь иногда___________дуновение ветерка_________(нарушать, тревожить, беспокоить)_________леса.

     Проверьте; замените повторяющиеся слова (если они есть) синонимами. Прочитайте вслух ваши варианты фрагментов.

      И всё-таки, как бы не был сладок сон, наступает пробуждение. Какая часть речи поможет нам показать начавшееся движение в природе?

       Нам предстоит «поймать» момент пробуждения. Вспомните отчего вы просыпаетесь утром? (Будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло) А как вас мама будит? (Дотрагивается до плеча, целует) Используем приём олицетворения: как солнце будит лес? Напишите об этом. Если затрудняетесь, используйте клише.

        Но вот___лучи зимнего солнца (робко, бережно, осторожно) коснулись объятой сном земли, и (что вдруг произошло?) от их__________прикосновения на _______  белизне _____ снега вдруг (заиграли, вспыхнули, заискрились) _____________.

    Какое ещё движение, даже, может быть, едва уловимое, вы заметите и опишите? (Птица вспорхнула, качнулась берёзка, вздохнула сосна…) Продолжите ваше описание. Воспользуйтесь клише

    На _________ ветку сосны (вспорхнула, взгромоздилась, уселась, взлетела) птица, и (потревоженное, разбуженное) дерево ________ тряхнуло (шубой, макушкой, рукавом). В воздухе _________ _____________ снежинки.

    Устраните неоправданные повторы, если они есть. Прочитайте получившиеся фрагменты вслух. Обоснуйте выбор слов, предложенных в скобках.

      А теперь (по желанию) прочитаем несколько сочинений целиком.

    Вариант сочинения

    Зимнее утро в лесу

           Лес ещё спит. Белоствольные берёзки растворились в жемчужном тумане утреннего света. Зябко кутаются в свои зимние шубы молчаливые сосны. Дремлет старый пень, подоткнув под себя мягкое снежное одеяло.

           Ничто не нарушает волшебную тишину зимнего утра. Лишь иногда лёгкое дуновение ветерка тревожит покой спящего леса.

            Но вот первые солнечные лучи робко коснулись объятой сном земли, и от их чудесного прикосновения на нетронутой белизне пушистого снега вспыхнули и заискрились весёлые огоньки. На заснеженную ветку сосны взлетела птица, потревоженное дерево недовольно тряхнуло рукавом, и в воздухе заплясали сверкающие звёздочки.

    Вот какие замечательные у нас получились сочинения! Нелегкое это дело – быть волшебниками, но если постараться, то у нас всё получится. Понравилось вам держать в руках волшебную палочку? Если захотите, можете дополнить или продолжить сочинение-описание. Оно у нас пока незаконченное, конец напишите дома. А чтобы потренироваться в волшебстве, послушайте, что говорят разбуженные солнцем снежинки, и расскажите об этом в своём сочинении.

    Раздаточный материал для учащихся

    Туман                                            Нетронутый

    Белизна                                         Жемчужный

    Дуновение                                    Пышный

    Тишина                                         Лёгкий

    Одеяние                                         Волшебный

    ____________берёзки (исчезли, спрятались, растаяли, растворились) в______тумане________утра..

    Ничто не (нарушать, тревожить, беспокоить) _______тишину_______утра. Лишь иногда___________дуновение ветерка_________(нарушать, тревожить, беспокоить)_________леса.

      (Молчаливые, старушки) сосны (Зябко, недовольно, тяжело) кутаются в ______ шубы. (Дремлет, ёжится от…, прячется) _______пень, подоткнув под себя ______ одеяло.

    Но вот___лучи зимнего солнца (робко, бережно, осторожно) коснулись объятой сном земли, и (что вдруг произошло?) от их__________прикосновения на _______  белизне _____ снега вдруг (заиграли, вспыхнули, заискрились) _____________.

    На _________ ветку сосны (вспорхнула, взгромоздилась, уселась, взлетела) птица, и (потревоженное, разбуженное) дерево ________ тряхнуло (шубой, макушкой, рукавом). В воздухе _________ _____________ снежинки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку в 10 классе" Синтаксические нормы современного русского языка"

    Урок пригодится всем, кто готовит учащихся адаптироваться в социумеи правильно выражать свои мысли...

    Конспект урока по русскому языку для 10 класса "Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления"

    Данный конспект урока разработан для урока русского языка для учеников 10 класса (для обучающихся 1-го курса). Часть материала подобрана именно для обучающихся по профессии "Электромонтажник элек...

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

    Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

    План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»

    План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...

    Конспект урока по русскому языку для 10 класса по теме; "Русская фразеология"

    Предложенный конспект урока по русскому яыку для 10 класса разработан по авторской программе А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. Урок построен с учётом требований анализа урока Рособлнадзора. Исп...

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке"

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке" (ОС "Школа 2100")...