Страна по имени родная речь. КВН по русскому языку
материал по русскому языку по теме

Афанасьева Елена Васильевна

КВН по рускому языку можно провести как внеклассное мероприятие в параллели либо в одном классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Страна по имени родная речь.

КВН по русскому языку

Сегодняшняя наша встреча посвящена КВН по русскому языку. Подобно спортивному призыву «Быстрее, выше, сильнее» нашим девизом будут слова: «Правильнее, выразительнее, точнее!».

Наш КВН состоит из   конкурсов, в ходе которых вам нужно будет отвечать на вопросы и выполнять разные задания.

Конкурс первый

Примером развитой речи являются ситуации, происходившие с известными учеными, политиками, писателями, композиторами. С присущей им мудростью, тонким чувством юмора они находили ответ, восхищавший своей краткостью, неожиданностью и остроумием. Предлагаю вам познакомиться с несколькими подобными историями. Я буду рассказывать вам начало, а вы попробуйте додумать ответ, данный главным героем истории.

Сказочник Г.Х.Андерсен, по свидетельству современников, не обращал внимания на свой внешний вид: его старый поношенный плащ и помятую шляпу знал весь Копенгаген. Однажды на улицах чопорного Копенгагена какой-то прохожий бесцеремонно спросил его: «Скажите, этот жалкий предмет на вашей голове вы называете шляпой?»  Андерсен не растерялся и, в свою очередь, спросил прохожего: «Скажите, а……?» (этот жалкий предмет под вашей модной шляпой вы называете головой?)

Как-то раз к древнегреческому мыслителю Аристотелю явился очень разговорчивый молодой человек. Он хотел выучиться ораторскому искусству. После витиеватых многословных объяснений он спросил у философа, какую плату тот возьмет с него за обучение. «С тебя – вдвое больше, чем с остальных»,- ответил Аристотель. «Почему же?» - удивился молодой человек.  «Потому что с тобой предстоит двойная работа. Прежде чем научить тебя говорить…» (мне надо научить тебя молчать)

Одна из пациенток спросила у доктора Боткина: «Скажите, доктор, какие упражнения самые полезные, чтобы похудеть?»  «Поворачивайте голову справа налево и слева направо», - ответил ей Боткин. «Когда?»  (Когда вас угощают)

Московский конферансье был очень толст и высок ростом.  Однажды после концерта в аэропорту к нему подошел дежурный и строго спросил: «Гражданин, сколько вы весите?»  «Всего сто двадцать килограммов!» - улыбаясь, ответил тот.  «Это, гражданин, у нас не положено. У нас разрешается максимальный вес пассажиров сто килограмм. И никак больше».  «А лишние двадцать килограммов мне прикажете срезать?» - осведомился артист. «Нет, - спокойно ответил дежурный, - но вам придется…» ( заплатить как за багаж)

Гете прогуливался в парке. На узкой дорожке, где мог пройти лишь один человек, ему встретился критик, который резко отзывался о его произведениях. Когда они сблизились, критик чванливо сказал: «Я никогда не уступаю дорогу дуракам!»  «А я….» (наоборот, - ответил Гете и сделал шаг в сторону.)

М.В.Ломоносов, будучи известным ученым, испытывал нужду. Однажды придворный вельможа, заметив у Ломоносова маленькую дыру в кафтане, из которой выглядывала рубаха, ехидно спросил:

- Сударь, оттуда выглядывает ученость?

- Нет, - ответил Ломоносов, -  (глупость туда заглядывает.

7. Бернард Шоу встретился с очень толстым джентльменом. Взглянув на длинного и худого Шоу, джентльмен сказал:

- У вас такой вид, что можно подумать, будто вся Англия голодает.

- А посмотрев на вас, можно подумать…    (что вы являетесь причиной этого голода)

Конкурс второй  -  лингвистические задачки.

Найдите четвертое «лишнее» слово.

носок, мозоль, георгин, помидор

тюль, бюллетень, гроздь, рояль

магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь

озимь, цитадель, фланель, панцирь

ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки

подоконник, подстаканник, подъемник, подсвечник

чтец, жилец, певец, спец

подрамник, подрезка, подружка, подрыв

3.О народной этимологии.

Обычно люди начинают свои этимологические упражнения еще в раннем детстве.  Такие детские образования как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка) и другие вызваны естественным стремлением осмыслить непонятное слово, соотнести его с содержанием, смыслом.

В связи с этим попробуйте догадаться, что означают детские слова:

тушЕнники, журчей, рукти, рыжка, красняк, зеленИчки

4.Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.

Подберите к предложенным словам фразеологизмы:

забыл

небрежно

быстро

обманывать

дремать

медленно

5.Подобрать к словам иностранного происхождения синонимы из русского языка:

блеф (англ.)

хобби (англ.)

гангстер (англ.)

репринт (англ.)

фантом (фр.)

раритет (нем.)

6.Палиндромы – это слова или фразы, которые можно одинаково читать как слева направо, так и справа налево. Например: Аргентина манит негра. Или Леша на полке клопа нашел.

Есть небольшая история, построенная на палиндромах:

Возвращался с войны боец, шел по пыльной проселочной дороге, догнал старика. «Здравствуй, отец!» - поприветствовал его солдат.  «Здравствуй и ты, только я для тебя скорее не отец, а тот, чье название как ни читай, хоть слева направо, хоть справа налево – одинаково получится. И имя у меня так же можно прочитать. Смекнул солдат, что старик загадал, и отвечает: «Я и сам таков, чье прозвание как ни крути, не ошибешься. Да и жена меня дома дожидается: как ни позови ее – откликнется». Понравилась старику догадливость солдата. Спрашивает он служивого: «Путь-то у тебя долгий впереди. Где ночевать будешь? У меня рядом с домом есть такое, что как ни скажи, прямо ли, наоборот ли, все одно не изменится. Там и тебе места хватит».  «Благодарствуй, добрый человек, - говорит солдат, - домой спешу». Расстались старик и боец довольные друг другом, своей смекалкой. Догадайтесь и вы, что имели в виду герои истории.

7.Выберите из трех вариантов справа  слово, родственное по происхождению слову слева.

завтра

второй

завести

утро

немец

местный

мой

немой

весть

ведать

вести (глагол)

зависть

привидение

видеть

прививка

призрак

здоровый

дерево

другой

ровный


8.Образуйте и запишите указанные грамматические формы. Если форму образовать невозможно, отметьте это.

Форма настоящего времени третьего лица единственного числа глагола пахать

Форма будущего времени первого лица единственного числа глагола  победить

Форма родительного падежа множественного числа существительного

     носок

Форма дательного падежа числительного                                                                 двести пятьдесят шесть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка в 7 классе.

Работа над орфографической грамотностью - одна из самых трудных задач, стоящих перед каждым учителем русского языка.    Ни для кого не секрет, что процесс овладения русским языком...

формирование любви к родному краю на уроках русского языка

Небольшая статья учителя о формировании патриотизма в 8 классе...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"

Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации....