Урок русского языка в 8 классе
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Лазькова Татьяна Анатольевна

Авторская разработка урока по технологии деятельностного метода, урок-рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка в 8 классе48.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt285.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 72 г. Липецк

Лазькова  Татьяна  Анатольевна

Русский язык

8 класс (общеобразовательный)

 Программно-учебное обеспечение: Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку под редакцией Н.М.Шанского, учебник русского языка для 8 класса, авторы-составители Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская.                        

Тема урока: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.   ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ  С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ».

                Технология деятельностного метода

                           Тип урока: рефлексия                              

Цели урока: - обобщить и закрепить знания по  сложной

                          синтаксической и пунктуационной теме;

                        - закрепить умения видеть затруднения в обобщаемой  теме,

                         фиксировать их, выявлять причины затруднений;

                        - развивать умения и навыки использования эталонов

                          действий и самопроверки, применения алгоритма для

                          предупреждения и исправления ошибок;

                          -воспитывать личностное понимание необходимости

                           овладения безошибочной устной и письменной речи.

Оборудование: Презентация, алгоритмы, схемы (в тетрадях), тексты «Песни о Соколе» М.Горького, ИРМ.          

                                           ХОД УРОКА:

Мотивация коррекционной деятельности

                                                              Совесть Благородство и Достоинство

                                                              Вот святое наше Воинство.

                                                              Протяни ему свою ладонь,

                                                              За него не страшно и в огонь.

                                                              Лик его высок и убедителен,

                                                              Посвяти ему свой краткий век,

                                                              Может, и не станешь победителем,

                                                              Но зато умрешь, как человек.

                                                                                                    Б.Окуджава

                  ( Стихотворение записано  на доске)

Чтение стихотворения (ученица).

Учитель: Какой синтаксической конструкцией является первое предложение?Оформлена ли эта строка пунктуационно?

 Расставьте знаки препинания и объясните правила расстановки.

Сделайте вывод: Какова будет тема нашего урока? (Сравним с записью темы на доске, которая была закрыта).

Когда мы изучали данную тему, испытывали ли вы затруднения? Перечислите их.

Как мы действовали, чтобы преодолеть возникающие затруднения? Полностью ли мы овладели темой и больше не испытываем никаких затруднений?

Какие же цели мы поставим перед собой на данном уроке?

Это правильные  цели, и мы сможем достигнуть их, если будем работать с интересом, упорно и настойчиво  преодолевая затруднения.

                            2. Актуализация знаний и затруднений

Учитель: Мы повторяем и обобщаем на более высоком уровне одну из самых сложных тем синтаксиса. Для того чтобы предупредить затруднения, обратимся к алгоритму  (Записан  на доске). Внимательно прочитайте, обратите внимание на все шаги.

 Если нет вопросов, то работаем с таблицами (в тетрадях).

А)Выполняем задание № 1. На доске 15 схем предложений с однородными членами. Знаки в  схемах не расставлены. Проговорим по цепочке  все случаи  постановки ЗП в данных схемах.

 Б)Далее работа по группам. 1 группа – выписывает схемы с однородными второстепенными членами; 2 группа – с однородными главными членами;  3 группа – с обобщающими словами; 4 группа – схемы, в которых нет ЗП.

 Цель задания: Проверить самим, как вами усвоены основные понятия темы, все случаи употребления ЗП и умение использовать эталоны. Образец выполнения на доске. Далее самопроверка. (Ответы на доске).

 Учитель: Кто не испытал  затруднений в выполнении заданий?

Объединитесь в группу «Консультанты» и получите творческое задание:

Выпишите из произведения, которое мы сейчас изучаем на уроках литературы ( М.Горький «Песня о Соколе») ,  сначала предложения с одиночным союзом И, который соединяет однородные члены, а затем предложения, в которых союз И соединяет  простые предложения в составе сложного. Подготовьте сообщение «Отличие простых предложений с однородными членами, соединенными союзом И,  от ССП».

     Те, кто испытал затруднения и допустил ошибки, заполните следующие графы в таблице фиксации ошибок. Образец заполнения на доске.

                           3. Локализация индивидуальных затруднений

Учитель:  Вы определили место своих затруднений. Определите их причину.  Почему допущена ошибка? Очень хорошо, если вы это сделаете самостоятельно, вспомните правило, схему. Проверяем по одному человеку из группы.

                          4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Теперь нам надо провести такую работу по преодолению всех затруднений, чтобы полностью овладеть сложной темой и не допускать ошибок   как при анализе синтаксических конструкций, так и в контрольных и творческих работах и не только по русскому языку, но и по любому предмету. Каждый из вас должен еще раз уточнить правила, осознать понятия, способы действия.

Как вы будете действовать? Ребята из группы консультантов помогут вам разобраться с затруднениями. Приступаем к работе.

                           5. Реализация проекта

 Исправляем ошибки, выполняем задание № 2: Придумать или найти в учебнике и записать предложения на те случаи затруднений , которые вы испытали, а теперь, конечно, выполните те же задания  без ошибок.

Консультанты помогут, проверят и доложат  о результатах выполнения.

Заслушаем консультантов.

                          6. Обобщение затруднений во внешней речи

 Учитель: Неоднократные обращения к правилам, на которые были допущены ошибки, анализ причин затруднений – лучший способ избавиться от этих  затруднений и писать безошибочно во всех случаях, а главное, в свободной речи.

     Обобщим вслух те затруднения, которые вы испытали, и те способы действий, которые нужно применить, чтобы не допустить ошибок. Постройте свое высказывание в виде связанного монолога.

                         7. Самостоятельная работа

     Теперь можно приступить к самостоятельной работе. (Индивидуальный раздаточный материал.) На листках у вас напечатаны предложения на разные случаи употребления ЗП при однородных членах. Каждый из вас выбирает и записывает только те предложения, в которых были  допущены ошибки, определяем синтаксическую  функцию однородных членов, расставляем знаки препинания и ставим  №№  эталонов, которыми вы пользовались. Далее осуществляете самопроверку и листы сдаете.

     Группа консультантов обращает свое и наше внимание на знаки препинания перед союзом И, получает новое задание: отметить использование причастных  и деепричастных оборотов, их роль в стилистике предложений.

                         8. Включение в систему знаний 

   Учитель:  Для того чтобы окончательно убедиться, что вы не будете испытывать затруднений в использовании однородных членов предложений и в  расстановке  ЗП, выполним следующие задания:

А) Обратимся еще раз к стихотворению Б.Окуджавы. Как вы понимаете смысл  этих строк? Попробуйте ответить такой синтаксической конструкцией, какой является первое предложение.

Б) Связано ли, по вашему мнению, данное стихотворение с идеей «Песни о Соколе» Горького? При ответе используйте предложения с однородными членами.

В)  Заслушаем теперь сообщения членов группы «Консультанты».

Первое сообщение «О ЗП в простых предложениях с однородными членами, соединенными союзом И и ССП».

Второе сообщение «Об использовании в этих предложениях причастных и деепричастных оборотов».

     Последнее сообщение напрямую выводит нас к изучению новой темы «Обособление», важнейшее место в которой будут занимать данные обороты.

     Из всего хода нашего урока вытекает следующее домашнее задание:

1.Обязательное: Упражнение 283 (2 и 3 задания на выбор).

2.На выбор: а)  Составить тест из 10 заданий на правила темы, которую мы изучили; б) Написать мини-сочинение на тему «Сокол и Уж – два противоположных героя, два образа жизни», используя причастные и деепричастные обороты.

                                 9. Рефлексия деятельности на уроке

     Обратимся к целям нашего урока. Кто считает, что мы их достигли?

Назовите еще раз понятия, которые мы использовали на уроке.

Отметьте, какую роль в преодолении затруднений играют эталоны, алгоритмы.

Оцените свою деятельность на уроке.

Какую цель вы себе поставите при изучении следующей темы «Обособление»?

Какое домашнее задание выбрали и почему?

Какой вид работы на уроке вам больше всего понравился?

Какой этап урока был для вас наиболее сложным, простым?

Приложение: Презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...