ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к написанию уровня С.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

        Этот материал будет полезен не только для учащихся, но и для учителей русского языка, готовящих ребят к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ. Как известно, этот уровень вызывает наибольшее количество вопросов. Глубоко убеждена, что при планомерной подготовке практически любой учащийся сможет справиться с этой работой  и получить  очень хорошие баллы. В этой рекомендации пожробно рассматривается, что учитывать при написании каждого раздела работы (формулировка проблемы, комментарий, позиция автора, высказывание собственного мнения, аргументация, вывод), какие ошибки не допускать, какие типовые фразы можно использовать, как грамотно построить работу, на что обратить внимание. Здесь вы найдете конкретные примеры построения фраз, логических переходов. В статье приведен богатый теоретический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formulirovka_problemy.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Формулировка проблемы.

Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.

Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Какую из них выбрать для комментария и положить в основу сочинения? Рекомендую сосредоточиться на проблеме, которая:

- находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь;

- дает большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует жизненному или читательскому опыту выпускника 9он точно знает, какие аргументы приведет).

                Сформулировать проблему можно двумя способами:

Способы формулировки проблемы

Примеры

  1. В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор и который требует решения).

    Как найти пути взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Этой сложной проблеме посвящен текст писателя …

  1. Сочетанием слова «проблема» с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема чего?

    Автор данного текста затрагивает проблему (чего?) отцов и детей.

    Автора данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека.

     В тексте писателя … поднимается проблема (чего?) одиночества.

 В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату: «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Д.С.Лихачев.

Внимание!

  1. Не следует использовать при формулировке проблемы предложения типа «Проблема, поставленная в тексте, заключается в том, что …»
  2. Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей. В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?
  3. Не может быть проблемой название какого-нибудь явления, например: Проблема, поставленная в тексте, - проблема любви.
  4. Обращайте внимание на ключевые слова в тексте, для того чтобы избежать неоправданного расширения или сужения проблемы. Формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который намечен автором.
  5. Нельзя использовать слово «тема» вместо слова «проблема».

Типовые конструкции

- В своем тексте писатель (публицист) рассматривает (поднимает, выдвигает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)

- Текст публициста (писателя) заставил меня задуматься над проблемой (чего?)

- Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешенная, философская проблема

- В центре внимания автора проблема…

- Автор предлагает нам задуматься над проблемой…

- Как (зачем, почему и т.д.)? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

2.Комментарий проблемы

Комментарий – рассуждение пишущего по поводу выделенной проблемы.  Можно выделить два типа комментария

Тип комментария

Примеры комментариев каждого типа

  1.  Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:

- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?

- как, на каком жизненном примере автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан?)

- какие поступки совершает герой и как это его характеризует?

- какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?

- какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

   Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне.

   Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Андреев приводит развернутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств, его собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о  том тяжелом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжелые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

  1. Концепционный – интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):

- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме

- к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная,  экологическая, философская, социальная, психологическая)

- насколько актуальна в наши дни эта проблема?

- почему эта проблема относится к разряду вечных?

- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

- традиционна ли эта проблема или нова?

- если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу?

- если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее) и что позволяет сделать такие выводы.

        Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне.

          Приводя нравственные оценки военных действий своими героями, Л. Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален, как никогда. В последние годы вооруженные столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Как и автор данного теста, участники дискуссий уверены в одном: смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

Внимание!

  1. Обязательна опора на текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения о проблеме, отрываясь от текста. Помните, что вы комментируете не проблему вообще, а то, что автор думает про проблему.
  2. Комментарий – не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
  3. Не следует писать при комментировании о средствах выразительности.

Типовые конструкции.

- чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор…

- автор рассматривает проблему на примере…

- не случайно автор изображает …

- поступок героя свидетельствует, что…

- слова (мысли) героя показывают, что…

- автор осуждает (одобряет) поступок героя…

- автор сочувствует своему герою…

- проблема раскрывается автором на примере…

- автор заставляет читателя задуматься над …

- автор обращает наше внимание на …

- автор отвечает, описывает, подчеркивает, останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

3.Позиция автора.

Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет. Для того чтобы выяснить позицию автора, нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
  2. Как сам автор оценивает описываемую ситуацию и поступки героев?

Средства выражения позиции автора

Слова-маркеры

Главное, самое важное, надо, нужно и т. п.

Например. Главное - научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. Не нужно скрывать радости! Надо учиться культуре радости! чрезвычайно важно понимать, что книга насыщает душу.

Оценочная лексика

   Отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный, скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный.

    Например. Любящий человек – великое благо. Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра нельзя расслабляться.

Средства выразительности

Например, риторические восклицания. Как много во     всем этом ума и чувства красоты!

Вводные слова

К сожалению, к несчастью, к счстью, ко всеобщей радости и т.д. Например. К счастью, есть предприятия, которые следят за качеством своей продукции.

Побудительные предложения

Призывы автора, обращенные к читателям. Например. Так что учитесь у великих: размышления об их жизни помогут вам лучше понять себя!

Авторская позиция в художественном тексте

        В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражается прямо. Читая тексты, обращайте внимание на речь, портрет и, самое главное, на поступки героев. Итак, чтобы определить позицию автора художественного текста, ответьте на следующие вопросы:

- Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

- Как относятся к герою окружающие его персонажи?

- Как сказываются поступки героя на других героях произведения?

- Согласен автор с героем или нет?

- Автор осуждает или одобряет поведение героя?

- Что хотел сказать автор читателям, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

Внимание!

  1. Если герой – пример положительных качеств человека, то автор согласен с героем, одобряет его поведение. Если герой – пример отрицательных качеств, то автор не согласен с героем, осуждает его поведение.
  2. Если автор прямо не говорит о своем отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.
  3. Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!
  4. Позиция автора должна соответствовать заявленной в сочинении позиции.
  5. Позиция автора не должна подменяться позицией героя-рассказчика.
  6. Позиция автора не должна подменяться неуместным цитированием.
  7. Позиция автора не должна быть сформулирована слишком узко или слишком широко.

Типовые конструкции для выражения позиции автора.

- Позиция  автора текста выражение ясно и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN уверен: (далее идет разъяснение цитаты).

- Позиция автора текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: (далее идет цитата из текста). NN утверждает, что…

- Точка зрения автора на рассматриваемую им проблему (чего?) обозначена прямо: (далее идет цитата из текста). NN считает, что(далее идет разъяснение цитаты).

- Позиция автора текста довольно ясна. Публициста NN  волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает) то, что….

- Автор озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что….

- С горечью автор говорит о том, что….

- А втор текста прямо не высказывает своего отношения к этой проблеме, но читатели всё же ощущают его сожаление по поводу того, что….

- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о  том, что…

- Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит:

- Обосновывая свой тезис, автор приводит ряд веских, весьма убедительных аргументов в пользу того, что…

- Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что…

- Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том, что….

- Данные аргументы позволяют автору прийти к обоснованному выводу о том, что…

- А втор, оставляя читателю право выбора, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме  (чего?)… Он убежден:

- Хотя позиция автора не выражена ясно, логика текста убеждает в том, что….

- Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.

- Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу….

  1. Формулировка собственного мнения

Выражая свое согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено корректно и развернуто. Важно не только написать, согласны вы или не согласны, но обязательно объяснить, почему.

Типовые конструкции для выражения собственного мнения

                  - Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …(далее идет формулировка важного тезиса).  

 - Я согласен с автором в том, что…(далее идет формулировка важного тезиса).  

- Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мен увидеть проблему …… с новой стороны.

- Я согласен с автором данного текста и тоже считаю…..

- Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет ……

- Я разделяю точку зрения автора теста и также убежден, что….

- Текст писателя NN произвел на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, ….., но с другой -  ….. Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.

- В целом доводы автора теста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что ….. Готов объяснить свою точку зрения…

- Я с большим интересом прочитал тест публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что…

  1. Доказательство собственной точки зрения

Аргумент – суждение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения.

Аргументы приводятся на основе жизненного опыта и читательского опыта пишущего.

- Реальные факты

из жизни выдающихся людей      - Конкретные примеры из                 - Мнения выдающихся

- Статистика                                      жизни                                        людей

- Законы природы                      - Примеры из художественных        - Цитаты из авторитет-

- Положения                                произведений                                    ных источников

официальных документов              - Предположительные примеры       - Мнения очевидцев

- Выводы науки                              - События из жизни страны                - Общественное мнение      

- Обсуждаемые в СМИ

проблемы  

Внимание!

  1. Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать ваше мнение.
  2. При опровергающей аргументации вы не соглашаетесь с автором, формулируя собственную позицию, выдвигаете контртезис, истинность которого доказываете двумя аргументами.
  3. Доказывая один и тот же тезис, можно использовать «аргументы к обещанию» или «аргументы к угрозе». «Аргументы к обещанию» - положительные последствия принятия тезиса. «Аргументы к угрозе» - негативные последствия принятия или игнорирования.
  4. Приводя примеры из художественной или публицистической литературы, не забудьте указать фамилию автора, название произведения или статьи.
  5. Не подменяйте аргументацию выражением своего отношения к автору, героям, событиям текста.
  6. Нельзя использовать аргументы самого автора, приведенные  в тексте. Аргументы должны быть из других источников.
  7. Нельзя отклоняться от тезиса и уходить в сторону, доказывая не  то, что требуется, а то, что вы знаете.
  8. Аргументы должны соотноситься с заявленным тезисом.
  9. Доводы должны быть высказаны корректно.
  10.  Каждый аргумент надо начинать с нового абзаца.
  11.  Каждый приведенный аргумент должен быть подробно объяснен по отношению к проблеме, поставленной в тексте.
  12. Из каждого аргумента должен быть микровывод.

Система доказательств

  1. Тезис (ваше мнение, которое вы должны доказать)
  2. Аргументация (2 примера)
  3. Вывод

Типовые конструкции для введения в текст аргументации

Первый аргумент

- В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман (рассказ, повесть, произведение, пьесу) NN (указывается автор и название произведения). В этом произведении …. Главного героя этого произведения отличает…

- Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман (рассказ, повесть, произведение, пьесу) NN (указывается автор и название произведения). В этом произведении ….

 Второй аргумент

- Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что….

- Следующий литературный пример, как мне кажется, является ещё одним дополнительным аргументом в пользу того, что….

- Приведу еще один литературный пример, который показывает:….

- О том, как важно….., говорит в своем произведении писатель….

- У каждого из нас, наверно, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость (важность) …..

Аргументы, оцениваемые в два балла:

  1. Примеры из художественной литературы
  2. Примеры из публицистической литературы
  3. Примеры из научной (научно-популярной) литературы

 

Аргументы, оцениваемые в один балл:

  1. Примеры из жизни
  2. Собственные наблюдения и выводы
  3. Предположительные примеры
  4. Ссылки на авторитет
  5. Пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения)
  6. Примеры из кинофильмов

  1. Заключение

Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу  проблемы, поставленной автором текста.

  1. Обобщение основных мыслей автора

В заключение всего вышесказанного еще раз подчеркну: важно не только своевременное раскаяние за зло, причиненное своим близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину.

  1. Дать оценку сказанному, четко высказать свое мнение

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: русский язык несет в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи – сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушение русского языка.

  1. Риторические вопросы

Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет кто-нибудь из нас отказываться от этого бесценного дара?

  1. Призыв, обращение к читателю, пожелание

Итак, перед тем, как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в помощи, утешении, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?

  1. Прогноз каких-то событий

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Д. Шеварова, расставят приоритеты в своей жизни и станут жить не только исключительно для себя, но и для других людей, пробуя повторить подвиг русских сподвижников.

  1. Использование цитат

Итак, текст Паустовского ещё раз заставил меня убедиться в том, что любая война приносит человечеству только беды и страдания. Как тут не вспомнить слова Л. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…»

Типовые конструкции, используемые в сочинении

- Таким образом, …

- Следовательно, …

Итак, …

- В заключение хочу подчеркнуть…

- в заключение важно отметить….

Хотелось бы еще раз подчеркнуть…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к написанию уровня С.

Это краткие советы для того, чтобы хорошо написать уровень С, который больше всего вызывает у учащихся вопросы. В дальнейшем я планирую размещать подробные советы, как писать каждый критерий, какую ли...

EГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А3.

Большую трудность у учащихся вызывает задание А3, в котором необходимо найти слово с нарушением морфологических норм. Трудность вызывает как объем запоминаемых слов, так и умение воплотить свои ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А4, А5.

Здесь можно найти рекомендации к вфыполнению заданий А4, А5. А4 - это умение правильно использовать деепричастный оборот. В рекомендации приведен алгоритм действий при выполнении этого задания. А5 - э...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А9

Здесь размещен материал, который поможет учащимся справиться с заданием А9. Перечислены способы выражения подлежащего и сказуемого, отмечены сложные случаи, приведен алгоритм действий....

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А10.

Здесь приведен материал, который поможет учащимся успешно справиться с выполнением этого задания. Детально разобраны виды сложных предложений, приведены способы их нахождения в тексте, дан алгоритм де...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А11.

Здесь размещен материал для успешного выполнения этого задания. Подробно расписаны разряды частиц, местоимений, приведены примеры. Кроме этого, есть очень важный материал, позволяющий научиться различ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А13, А14, А15

В этих рекомендациях даны правила правописания приставок, Н и НН в разных частях речи, гласных в корнях слов. Кроме этого, есть материал, касающийся слов-исключений. дан алгоритм дейсвий при выполнени...