Рабочая программа по русскому языку по УМК Р.Н.Бунеева 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Данилова Инга Михайловна

Рабочая программа составлена по УМК "Школа 2100" для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_6_klass.umk_buneev_r.n.zip111.4 КБ

Предварительный просмотр:

                     Программа по русскому языку

                                                для основной школы

                                           (5-9 классы)

    Допущено Министерством образования и науки РФ

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,
Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева

   Пояснительная записка  

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.

Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».

A.        Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности;
принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

B.        Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения
деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина*) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческои и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык.

* Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для начальной школы. – В кн.: «Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М., Баласс, 2004, с. 189.

Языковая компетенция
(т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
– Формирование у учащихся языковой интуиции.
– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.

Коммуникативная компетенция
(т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.
– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция
формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы*.

* См.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая Азбука. – М., Баласс, 1996–2003; Русский язык (первые уроки). – М., Баласс, 1997–2003; Русский язык, 2, 3, 4-й кл. – М., Баласс, 1997–2003.

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией, знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; все остальные, частные и конкретные, знания выводятся из этих общих знаний как из своей единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе*. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.

* См.: Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. – М., Педагогика, 1990.

На этапе введения знаний используется технология
проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы*.

* См. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с детьми. – М., 2002.

Структура курса русского языка в 5–9-м классах
Курс подразделяется на две части:
1) 5–7-й классы;
2) 8–9-й классы.
В центр первой части
 «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово.
Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматиче-ское значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.
Основная часть курса 5–7-й кл. содержит следующие темы:
– слова со значением «предмет»;
– слова со значением «действие» или «состояние»;
– слова со значением «количество»;
– слова со значением «признак»;
– слова со значением «признак признака»;
– слова со значением «признак действия»;
– слова со значением «дополнительное действие».
Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком.
Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами.

В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка.
Материал излагается линейно.
Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи.
Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно.
В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

                                                Учебно-тематический план:

МОДУЛЬ

ТЕМА

Всего

часов

Из них

РР

контроль

КД

КР

ЗР

СР

Введение

Русский язык – язык русского народа. Связь русского языка с национальными традициями русского народа

1

 Слово в языке и речи

Повторение, углубление и систематизация изученного  в  

5 классе

Лексическое богатство русского языка

6

1

1

1

Имя существительное как часть речи и как член предложения

10

1

1

Местоимение-существительное как часть речи и как член предложения

5

Глагол как часть речи и как член предложения

7

1

1

Простое и сложное предложение

12

1

1

СИНТАКСИС.  ПУНКТУАЦИЯ.  РЕЧЬ

Слова со значением «количество предметов»  

Количественные и собирательные имена числительные

21

3

1

1

1

Слова со значением «признак предмета»

Имя прилагательное в языке и речи

30

6

1

1

1

Порядковые числительные в языке и речи

7

2

1

Местоимения-прилагательные в языке и речи

20

5

1

1

Слова со значением «признак предмета по действию»

Причастие в языке и речи

43

6

2

1

1

1

Повторение  изученного в 6 классе              

8

3

1

1

ИТОГО:

170

34

8

3

4

7

ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:      РР – урок развития речи;

                                                                КР – контрольная работа;                    

                                                                ЗР – зачётная работа;                            

                                                                КД – контрольный диктант;

                                                                СР – самостоятельная работа.

РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРОГРАММЫ

КОНТРОЛЬ:

СТАРТОВЫЙ КОНТРОЛЬ: контрольный  диктант

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ:  контрольный  диктант

МОДУЛЬ

ТЕМА

контроль

форма

                      Тема

Введение

Русский язык – язык русского народа. Связь русского языка с национальными традициями русского народа

Слово в языке и речи

Повторение, углубление и систематизация изученного  в  

5 классе

Лексическое богатство русского языка

КД

Стартовый контрольный диктант

Имя существительное как часть речи и как член предложения

КР

Контрольная работа по теме «Имя существительное как часть речи и член предложения»

Глагол как часть речи и как член предложения

КД

Контрольный диктант по теме «Глагол как часть речи и член предложения»

Простое и сложное предложение

КД

Контрольный диктант по теме «Простое и сложное предложение»

Слова со значением «количество предметов»

Количественные и собирательные имена числительные

КД

Контрольная работа по теме «Количественные и собирательные  числительные»

Слова со значением «признак предмета»

Имя прилагательное в языке и речи

КД

Контрольный  диктант с грамматическим  заданием по теме «Имя прилагательное в языке и речи»

Местоимения-прилагательные в языке и речи

КР

 Контрольная работа по теме «Местоимение»

Слова со значением «признак предмета по действию»

Причастие в языке и речи

КД

КР

КД

Контрольный  диктант с грамматическим  заданием.

 

Контрольная работа по теме «Правописание суффиксов причастий».

 Контрольный диктант по теме «Причастие в языке и речи»

Повторение  изученного в 6 классе

КД

Итоговый контрольный диктант

ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:      КР – контрольная работа;                    

                                                                КД – контрольный диктант;

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

               МОДУЛЬ

                  ТЕМА   РАЗДЕЛА

ТЕМА

Введение

Русский язык – язык русского народа. Связь русского языка с национальными традициями русского народа

Слово в языке и речи

Повторение, углубление и систематизация изученного  в  

5 классе

Лексическое богатство русского языка

1ч. Подробное изложение «Великие просветители».

Имя существительное как часть речи и как член предложения

Местоимение-существительное как часть речи и как член предложения

Глагол как часть речи и как член предложения

1ч. Сочинение-миниатюра по опорным словам

Простое и сложное предложение

1ч. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль знаков препинания в письменном общении»;

1ч. Устный рассказ в учебно-научном стиле на тему «Слова, которые не являются членами предложения».

Текст

1ч. Текст. Основные признаки текста.

1ч. Текст. Способы связи предложений в тексте.

1ч. Устный рассказ в учебно-научном стиле.

2ч. Сочинение-описание с использование цепной связи предложений. «Первый снег».

Слова со значением «количество предметов»

Количественные и собирательные имена числительные

1ч. Роль количественных числительных в тексте.

2ч. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Слова со значением «признак предмета»

Имя прилагательное в языке и речи

1ч. Сочинение-описание комнаты

1ч. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

2ч. Описание внешности человека.

2ч. Имя прилагательное в тексте.  Подробное изложение текста-описания.

Порядковые числительные в языке и речи

Местоимения-прилагательные в языке и речи

2ч. Подробное изложение.

1ч. Сочинение-миниатюра по данному началу.

1ч. Сочинение-рассказ

1ч. Роль местоимений в тексте.

2ч. Подробное  изложение

Слова со значением «признак предмета по действию»

Причастие в языке и речи

1ч. Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля. Объявление.

1ч. Тексты официально-делового стиля. Справка. Заявление.

1ч. Тексты официально-делового стиля. Автобиография.

1ч. Особенности официально-делового стиля. Обобщение.

2ч. Роль причастий в тексте.

. Подробное изложение текста-рассуждения.

Повторение  изученного в 6 классе

2ч. Контрольное сочинение

1ч. Текст. Типы речи. Стили речи.

                                                  Содержание программы

                                                               6-й класс (204 ч)

Введение. (1ч.)

Русский язык - язык русского народа. Связь русского языка с национальными традициями русского народа.

Видные ученые-русисты.

Слово в языке и речи

ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-М КЛАССЕ

Лексическое богатство русского языка. (6 ч.)

Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Фразеологический словарь.

Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы). Неологизмы. Понятие «часть речи».

Имя существительное как часть речи и как член предложения.(10ч.)

 Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. Способы образования имен существительных.

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Орфограмма - буквы Ы, И после Ц. Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

 

Местоимение как часть речи и как член предложения (на материале местоимений-существительных).(5ч.)

 Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных.

 

Глагол как часть речи и как член предложения. (7ч.)

Грамматическое значение и морфологические признаки глагола.

Вклад Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова в развитие отечественной морфологии.

Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах.

Простое и сложное предложение. (12 ч.)

Предложения с обращениями, вводными словами. Выделительные знаки препинания. Предложение с однородными членами. Разделительные знаки препинания.

Предложения с прямой речью. Косвенная речь. Диалог.

Способы связи предложений в тексте.

Слова со значением «количество предметов»

Имя числительное в языке и речи. (21ч.)

Имя числительное как часть речи.

Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.

Морфологические признаки количественных числительных.

Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных числительных в речи. Буква ь в середине и на конце количественных числительных. Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных падежных окончаниях числительных.

Род числительных два/две, оба/обе, полтора/полторы.

• Сочетательные возможности количественных числительных. Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных с существительными.

Грамматическая сочетаемость.

• Роль количественных числительных в предложении и тексте. Количественные числительные в качестве подлежащего.

Количественные числительные в качестве второстепенных членов предложения.

Слова со значением «признак предмета»

Имя прилагательное в языке и речи. (30ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Лексическое значение имен прилагательных.

Общее грамматическое значение имен прилагательных.

Словообразование имен прилагательных. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах прилагательных (типа июньский, январский).

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.

Буквы о/е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.

• Морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма. Формы сравнения прилагательных.

Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после шипящих. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными. Относительные имена прилагательные. Притяжательные имена прилагательные.

• Сочетательные возможности имен прилагательных. Лексическая сочетаемость.

Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное».

• Роль имен прилагательных в предложении. Имя прилагательное в качестве определения.

Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных определениях.

Имя прилагательное в качестве сказуемого. Составное именное сказуемое.

Имя прилагательное в тексте. Текстообразующая роль имен прилагательных.

Порядковые числительные в языке и речи. (7ч.)

Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.

Морфологические признаки порядковых числительных. Изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам.

Роль порядковых числительных в предложении.

Количественные и порядковые числительные (обобщение). Имя числительное как часть речи.

Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.

Местоимения - прилагательные в языке и речи. (20ч.)

Указательные слова-местоимения.

Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и количество предметов.

Вопросительно-относительные местоимения какой, каков, который, чей, сколько. 

Склонение вопросительно-относительных местоимений.

Неопределенные местоимения некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях.

Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных местоимений.

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др. Склонение притяжательных местоимений. Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько. Склонение указательных местоимений.

Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой. Склонение определительных местоимений.

Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в предложении.

Местоимение как часть речи (обобщение). Местоимения в тексте.

Слова со значением «признак предмета по действию»

Причастие. (43ч.)

Причастие как особая форма глагола.

Грамматическое значение.

Морфологические признаки.

Глагольные признаки: время (настоящее, прошедшее), вид. Действительные и страдательные причастия.

Признаки имени прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой формы.

• Причастный оборот.

Выделение причастного оборота на письме.

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксом -ВШ- действительных причастий прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Полная и краткая форма страдательных причастий.

Правописание Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в прилагательных, образованных от глаголов. Правописание гласных перед суффиксом -НН- в страдательных причастиях прошедшего времени.

Правописание Е, Ё  после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание не с причастиями.

• Роль причастий в предложении. Причастие в качестве определения.

Причастие как именная часть составного именного сказуемого.

• Сочетательные возможности причастий.

Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + причастие».

Подчинительная связь «управление» в словосочетании «причастие + имя существительное».

Причастие в тексте. Текстообразующая роль причастия.

Развитие речи*. (34ч.)

*В программе 6-9-го классов содержание работы по развитию речи не распределено по разделам программы, а дается последовательно в одном месте, чтобы отчетливее представить его логику.

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи. Расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.

Текст. Широкие и узкие темы. Простой и сложный план текста. Эпиграф.

Стили речи. Научный и официально-деловой стили. Задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Соединение типов речи в тексте.

Изложение (подробное, выборочное) текстов разных типов и стилей речи:

- повествование в научном стиле;

- повествование с элементами описания в художественном стиле;

- рассуждение в художественном стиле.

• Сочинение:

- описание интерьера;

- рассказ;

- рассказ на основе картины, включающий описание;

- рассуждение на дискуссионную тему;

- рассуждение с элементами повествования или описания по музыкальным впечатлениям.

- отзыв о книге.

 Повторение пройденного в 6-м классе. (8ч.)

Формы контроля :

- диктант (с заданием, словарный, объяснительный, терминологический);

- тест;

- осложнённое списывание;

- составление плана к тексту;

- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

- сочинение (описание, повествование, рассуждение);

- составление рассказа по сюжетным картинкам;

- редактирование текста;

- работа с деформированным текстом.

                                                               Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Домашнее задание

Дата

1

Русский язык- язык русского народа

1

Изучение нового материала

Функции языка.

Знать о роли русского языка как национального языка русского народа

Уметь характеризовать роль русского языка для русского народа

Работа с учебником, тренировочные упражнения

Упр. 7

                                  СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-М КЛАССЕ.(40 + 9 ч)

                                                                               Лексическое богатство русского языка.( 6+1ч.)

2

Лексическое богатство русского языка.

1

Повторительно-обобщающий урок

Лексическое богатство русского языка

Знать определение понятий: многозначность слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Уметь определять, в каком ЛЗ употреблено многозначное слово, находить справки в толковом словаре

Языковая разминка, работа с учебником, тренировочные упражнения

§1 упр. 13

3

Фразеологизмы. Фразеологический словарь.

1

Комбинированный

Свободные сочетания слов и фразеологические обороты.

Знать определение фразеологии, основные признаки фразеологизмов

Уметь определять значение фразеологизмов, давать характеристику основным группам фразеологизмов

Языковая разминка, работа со словарем.

Составление сказки с использованием фразеологизмов

§1 упр. 25, 26

4

Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Старославянизмы

1

Изучение нового материала

Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Старославянизмы

Знать определение заимствованных слов, основные причины заимствования иноязычных слов

Уметь оценивать речь с точки зрения уместности использования иноязычных слов

Языковая разминка Устный рассказ

§2 упр.39

5

Стартовый контрольный диктант

1

Урок контроля

6

Р.Р. Подробное изложение «Великие просветители».

1

Повторительно-обобщающий урок

Знать алгоритм написания подробного изложения

Уметь излагать текст подробно, определять и формулировать основную мысль, вычленять структурные части, подробно пересказывать текст

Упр. 35

7

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы).

1

Изучение нового материала

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы).

Знать причины выхода слов из общего употребления

Уметь различать историзмы, архаизмы, старославянизмы

Языковая разминка Работа с текстом

§2 Упр. 47

8

Неологизмы. Самостоятельная работа

1

Повторительно-обобщающий урок

Неологизмы.

Знать причины появления новых слов в языке.

Уметь различать общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы

Языковая разминка Работа с текстом. Составление словаря неологизмов.

§2 Упр.51

                                                                        Имя существительное как часть речи и как член предложения.( 10ч.)

9

Понятие «часть речи». Вклад Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова в развитие отечественной морфологии.

1

Повторительно-обобщающий урок

Понятие «часть речи». Вклад Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова в развитие отечественной морфологии.

Знать определение частей речи.

Уметь различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам

Языковая разминка Устный рассказ об ученых-русистах

§3 Упр. 57.

10

Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного.

1

Повторительно-обобщающий урок

Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного.

Знать   ГП и МП существительного, порядок морфологического разбора.

Уметь определять ГЗ окончаний в различных формах существительного; выполнять морфолог. разбор существ.

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом

§4 Упр.61

11

Способы образования имен существительных.

1

Повторительно-обобщающий урок

Способы образования имен существительных: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение

Знать способы образования имен существительных.

Уметь образовывать сущ. С помощью морфем.

Языковая разминка

тренировочные упражнения, работа с текстом

§5 упр. 67

12-13

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных.

2

Повторительно-обобщающий урок

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных.

Знать понятие орфограмма и неорфограмма.

Уметь  владеть способом действия при выборе орфограмм, характеризо-

вать виды орфограмм.

Языковая разминка

тренировочные упражнения, работа с текстом, работа по карточкам

§6 упр. 70,72

14

Орфограммы-буквы Ы, И после Ц.

1

Изучение нового материала

Орфограммы-буквы Ы, И после Ц.

Знать условия выбора Ы-И после Ц в суффиксах и окончаниях.

Уметь обосновывать выбор орфограммы и находить ее в морфемах.

Языковая разминка,

тренировочные упражнения, выборочный диктант

§6 упр. 78

15-16

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.

Самостоятельная работа.

2

Изучение нового материала

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.

Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с сущ.

Уметь различать приставку, частицу, часть корня НЕ, доказывать выбор написания.

Языковая разминка

Свободный диктант. Упр.86

§ 6 упр. 87

17

Имя существительное  как член предложения

1

Комбинированный урок

Синтаксическая роль существительного в  предложении

Знать о роли сущ. В предложении.

Уметь видеть в предложении подлежащее, сказуемое, определения, дополнения, обстоятельства, выраженные сущ.

Языковая разминка тренировочные упражнения, работа с текстом,

§7 упр. 95, 96

18

Контрольная работа по теме «Имя существительное как часть речи и член предложения»

1

Контроль усвоения полученных знаний

морфологические  и грамматические  признаки имени существительного.

 Синтаксическая роль существительного.

Знать изученные орфограммы.

Уметь правильно соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

Тестовые задания

                                                     Местоимение - существительное как часть речи и как член предложения. ( 5 ч.)

19

Разряды местоимений-существительных

1

Практическая работа

Разряды местоимений-существительных

Знать особенности склонения мест.-сущ.

Уметь правильно определять разряды мест.-сущ.

Языковая разминка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

§8 упр. 101

20-21

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных.

2

Практическая работа

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных.

Знать об отличительном признаке неопределенных мест.

Уметь объяснять условия выбора написания НЕ, объяснять условия выбора написания НЕ, НИ.

Языковая разминка, тренировочные упражнения

§ 9 упр. 102, 106

22

Свободный диктант.

1

Упр. 105

§ 9 Морфологический разбор слов.

23

Местоимение-существительное  как член предложения

1

Повторительно-обобщающий урок

Роль местоимений в предложении. Местоимение существительное как член предложения.

Знать особенности мест. как части речи

Уметь находить мест. в тексте, правильно употреблять, осуществлять синтаксический разбор

Языковая разминка тренировочные упражнения, объяснительный диктант

§10 упр. 111

                                                                                     Глагол как часть речи и как член предложения.( 7+1ч.)

24

Грамматическое значение и морфологические признаки глагола.

1

Повторительно-обобщающий урок

Грамматическое значение и морфологические признаки глагола. Постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Знать  постоянные и непостоянные МП

Уметь различать ГЗ «действия».

Языковая разминка. тренировочные упражнения, выборочный диктант

§11  упр.115

25-26

Способы образования глаголов. Морфологический разбор глагола

2

Повторительно-обобщающий урок

Способы образования глаголов: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение Морфологический разбор глагола

Знать способы образования глагола; порядок морфологического разбора.

Уметь  правильно образовывать глаголы с помощью морфем; определять МП при выполнении разбора.

Языковая разминка, тренировочные упражнения

§11 упр. 120

27-28

Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах.

2

Практическая работа

Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах.

Знать способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов, виды чередований, условия выбора И-Е, А-О в корне.

Уметь владеть способом действия при выборе на письме орфограммы, правильно выбирать буквы в окончаниях

Языковая разминка, тренировочные упражнения, графический диктант

§ 12 упр.124, 129

29

Глагол как член предложения.

1

Повторительно-обобщающий урок

Глагол как член предложения.

Знать синтаксическую роль глагола, виды сказуемого

Уметь стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые, находить и характеризовать сказуемое в предложении

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом, синтаксический диктант

§ 13 упр. 133

30

Контрольный диктант.

1

Урок контроля

Знать изученные правила орфографии и пунктуации

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Контрольный диктант

31

Р.Р Сочинение-миниатюра по опорным словам.

1

Урок развития речи

Уметь составлять текст на определенную тему по опорным словам

Упр. 132.

                                                                                                  Простое и сложное предложение. (12 + 7)

Знать

Уметь

32

Предложение.

1

Повторительно-обобщающий урок

Предложение. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц.

Знать основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложения

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом, редактирование

§ 14 упр. 138

33

Выделительные, разделительные знаки препинания. Знаки завершения.

1

Практическая работа

Знаки препинания и их функции:

выделительные, разделительные знаки препинания. Знаки завершения.

Знать роль знаков препинания в письменной речи

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом, заполнение таблицы

§ 14 упр. 142

34

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль знаков препинания в письменном общении»

1

Урок развития речи

Рассуждение. Композиция рассуждения.

Знать композицию

текста рассуждения

Уметь создавать текст рассуждение на лингвистическую тему

Упр.141

§

35

Предложения с обращениями. Выделительные знаки препинания.

1

Повторительно-обобщающий урок

Предложения с обращениями. Место обращения в предложении. Выделительные знаки препинания.

Знать о роли обращения в предложении

Уметь находить обращения в предложении, правильно ставить знаки препинания

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом, графический диктант

§15 упр.

36

Предложения с вводными словами. Выделительные знаки препинания.

1

Повторительно-обобщающий урок

Предложения с вводными словами.  

Место вводных слов в предложении.

Выделительные знаки препинания.

Знать о роли вводных слов в предложении

Уметь правильно ставить знаки препинания

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом, осложнённое списывание

§15 упр.

37

Р.Р. Устный рассказ в учебно-научном стиле на тему «Слова, которые не являются членами предложения».

1

Урок развития речи

Научный стиль. Особенности стиля. Лексические, морфологические и синтаксические средства научного стиля.

Знать признаки научного стиля, его особенности

Уметь строить текст в учебно-научном стиле

Упр.151

§15

38

Предложения с однородными членами. Разделительные знаки препинания.

1

Повторительно-обобщающий урок

Предложения с однородными членами. Разделительные знаки препинания.

Знать опознавательные признаки однородных членов предложения.

Уметь находить однородные члены, соблюдать интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом, словарный диктант

§16 упр.

39-40

Сложные предложения. Разделительные знаки препинания.

Свободный диктант.

2

Повторительно-обобщающий урок

Сложные предложения. Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные знаки препинания.

Свободный диктант.

Знать классификацию сложных предложений

Уметь разграничивать интонационно и пунктуационно сложные предложения

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом, синтаксический диктант,

Упр. 162

§ 17 упр.

41-42

Предложения с прямой речью. Косвенная речь.

2

Повторительно-обобщающий урок.

Практическая работа

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь.

Знать: что такое прямая речь,  косвенная речь; правила оформления предложений с прямой и косвенной речью.

Уметь: оформлять на письме предложения с прямой и косвенной речью; преобразовывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью; использовать в речи эти предложения.

Языковая разминка Свободный диктант.

§

43

Диалог. Самостоятельная работа

1

Повторительно-обобщающий урок

Диалог. Правила оформления диалога на письме. Знаки препинания при диалоге.

Знать, что такое диалог, правила оформления диалога на письме;

Уметь: правильно  оформлять  диалог на письме;

Составлять устно и письменно тексты с использованием диалога.

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом, составление диалога

§

44

Контрольный диктант по теме «Простое и сложное предложение».

1

Урок контроля

Знать правила правописания и простановки знаков препинания

Уметь правильно оформлять текст на письме

Контрольный диктант

45

Работа над ошибками.

1

Коррекция знаний и умений

46

Р.Р.Текст. Основные признаки текста.

1

Урок развития речи

Текст. Основные признаки текста.

Знать, что такое текст; основные признаки текста.

Уметь

Анализ текста

§19  работа с карточкой. Составление текста из данных предложений

47

Р.Р. Текст. Способы связи предложений в тексте.

1

Урок развития речи

Цепная и параллельная связь предложений в тексте.

Знать: что такое текст; какие есть способы связи предложений в тексте.

Уметь:

Анализ текста

§ 19 упр.

48

Р.Р. Устный рассказ в учебно-научном стиле.

1

Урок развития речи

Знать признаки научного стиля, его особенности

Уметь строить текст в учебно-научном стиле

Упр.183

§

49-50

Р.Р. Сочинение-описание с использованием цепной связи предложений «Первый снег».

2

Урок развития речи

Знать

Уметь

Упр. 184

Написать сочинение

                                                                                 ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ) СЛОВА.

                                                                                     СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ «КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ» 

                                                                                  Количественные числительные в языке и в речи. (21 + 3ч.)

51

Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.

1

Изучение нового материала

Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.

Знать общее значение, ЛЗ И ГЗ количественных числительных

Уметь отличать числительные от других частей речи

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом

§ 20 упр.189

52

 Морфологические признаки количественных числительных.

1

Изучение нового материала

Постоянные и непостоянные  морфологические  признаки. Простые, сложные и составные количественные  числительные

Знать постоянные и непостоянные  морфологические  признаки.

Уметь отличать числительные от других частей речи с числовым значением

Языковая разминка, тренировочные упражнения

§ 21 упр. 193

53

Разряды количественных числительных.

1

Изучение нового материала

Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные.

Знать Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные.

Уметь отличать разряды числительных

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом, словарный диктант

§ 21 упр.195

54

Количественные числительные, обозначающие целые числа. Склонение и правописание  количественных числительных.

1

Комбинированный

Количественные числительные, обозначающие целые числа. Склонение и правописание  количественных числительных.

Знать особенности склонения количественных числительных

Уметь склонять количественные числительные

Языковая разминка, тренировочные упражнения, выборочный диктант

§ 22 упр.197

55

Склонение и правописание  количественных числительных

1

Комбинированный

Склонение и правописание  количественных числительных

Знать особенности склонения количественных числительных

Уметь склонять количественные числительные

Языковая разминка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

§22  упр. 199

56

Буква И в безударных падежных окончаниях количественных  числительных

1

Изучение нового материала

Буква И в безударных падежных окончаниях количественных  числительных

Знать условия употребления буквы И в безударных падежных окончаниях количественных числительных

Уметь применять правило при написании числительных

Языковая разминка, тренировочные упражнения

§ 22 упр. 204

57-58

Склонение сложных количественных числительных

2

Изучение нового материала.

Практическая работа

Склонение сложных количественных числительных

Знать особенности склонения количественных числительных

Уметь склонять количественные числительные

Языковая разминка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

§ 22 упр. 207

59-60

Склонение составных  количественных числительных (в том числе полтора и полтораста)

2

Изучение нового материала.

Практическая работа

Склонение составных  количественных числительных (в том числе полтора и полтораста)

Знать особенности склонения количественных числительных

Уметь склонять количественные числительные

Языковая разминка, тренировочные упражнения, выборочный диктант, объяснительный диктант

§ 22 упр. 213

61

Буква Ь в середине и на конце количественных числительных.

1

Изучение нового материала

Буква Ь в середине и на конце количественных числительных.

Знать условия употребления Ь на конце и в середине числительного

Уметь применять правило при написании числительных

Языковая разминка, тренировочные упражнения, предупредительныйдиктант

§ 22 упр. 219

62

Количественные числительные, обозначающие дробные числа. Склонение и употребление.

1

Изучение нового материала

Количественные числительные, обозначающие дробные числа. Склонение и употребление.

Знать признаки и особенности склонения и употребления количественных числительных

Уметь различать разряды количественных числительных, правильно употреблять их в речи

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом, объяснительный диктант

§ 23 упр.225

63

Количественные числительные, обозначающие дробные числа. Самостоятельная работа

1

Практическая работа

Количественные числительные, обозначающие дробные числа.

Знать признаки и особенности склонения и употребления количественных числительных

Уметь различать разряды количественных числительных, правильно употреблять их в речи

Языковая разминка, тренировочные упражнения

§ 23 просклонять числительные

64-65

Количественные собирательные числительные. Склонение и употребление

2

Изучение нового материала

Количественные собирательные числительные. Склонение и употребление

Знать признаки и особенности склонения и употребления собирательных числительных

Уметь различать собирательные числительные от других числительных, правильно употреблять их в речи

Языковая разминка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

§ 24 упр. 229, 231

66

Количественные числительные как члены предложения

1

Изучение нового материала

Количественные числительные как члены предложения

Знать о роли количественных числительных в предложении

Уметь определять синтаксическую роль количественных числительных

Языковая разминка, тренировочные упражнения

§ 25 упр. 236

67

Морфологический разбор количественных числительных.

1

Повторительно-обобщающий урок

Морфологический разбор количественных числительных.

Знать морфологические признаки количественного числительного, порядок его разбора

Уметь выполнять морфологический разбор

Языковая разминка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

§ 26 упр. 240

Повторить

 §§ 20-25

68

Зачетная работа по теме «Количественные и собирательные числительные»

1

Урок контроля

Тестовые задания

69

Р.Р. Роль количественных числительных в тексте.

1

Урок развития речи

Правила употребления количественных числительных в речи. Лексическая и лексическая сочетаемость. Сочетаемость количественных числительных с существительными.

Знать об употреблении количественных числительных в речи.

Уметь сочетать количественные числительные с существительными.

Анализ текста

§ 27 упр.244

70-71

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

2

Урок развития речи

Знать композицию

текста рассуждения

Уметь создавать текст рассуждение на лингвистическую тему

Упр. 246

§§ 20-27 повторить

72

Повторение и обобщение по теме «Количественные и собирательные числительные»

1

Повторительно-обобщающий урок

Количественные и собирательные числительные: правописание, склонение.

Знать морфологические признаки числительных

Уметь различать числительные от других частей речи с числовым значением, правильно писать и употреблять их в речи

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом, выборочный диктант

§§20-27 повторить

73

Контрольный диктант по теме «Количественные и собирательные числительные»

1

Урок контроля

Знать изученные правила орфографии и пунктуации

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Контрольный диктант

74

Работа над ошибками

1

Коррекция знаний и умений

                                                                                            СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ «ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА» (57 + 13ч.)

Знать

Уметь

                                                                                                Имя прилагательное в языке и речи. (30 + 6 ч.)

75

Лексическое значение имени прилагательного.

1

Изучение нового материала

Лексическое значение имени прилагательного.

Знать на какие группы делятся прилагательные по ЛЗ

Уметь распознавать прилагательные на основе ЛЗ

Языковая разминка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

§ 28 упр. 252

76

Р.Р. Сочинение-описание комнаты.

1

Урок развития речи

Знать особенности композиции текста описания

Уметь создавать текст описание

Упр.251

77

Грамматическое значение «признак предмета»

1

Изучение нового материала

Общее грамматическое значение имен прилагательных.

Знать ОГЗ прилагательных

Уметь распознавать прилагательные на основе ГЗ

Языковая разминка, тренировочные упражнения

§ 29 упр. 255

78

Способы образования имен прилагательных.

1

Комбинированный

Способы образования имен прилагательных.

Знать способы образования прилагательных с помощью суффиксов

Уметь образовывать прилагательные

Языковая разминка, тренировочные упражнения, графический диктант

§ 30 упр. 264

79

Различение на письме суффиксов -К- и -СК-.

1

Изучение нового материала

Различение на письме суффиксов -К- и -СК-.

Знать способы образования прилагательных с помощью суффиксов

 -К- и –СК-

Уметь различать на письме  суффиксы –К- и –СК-, понимать закономерности образования прилагательных

Языковая разминка. Предупредительный диктант. Упр. 268

§ 31 упр.267

80

Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах прилагательных

1

Изучение нового материала

Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах прилагательных

Знать алгоритм употребления Ь перед суффиксом –СК- в прилагательных

Уметь правильно употреблять изученное правило

Объяснительный диктант. Упр. 272

§ 31 упр. 271

81

Р.Р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Что я знаю о правописании суффиксов имён прилагательных».

1

Урок развития речи

Знать композицию

текста рассуждения

Уметь создавать текст рассуждение на лингвистическую тему

Упр. 273

§ 31 дописать сочинение.

82-83

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.

2

Изучение нового материала

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.

Знать условие выбора Н и НН в суффиксах прилагательных

Уметь применять правило на практике

Языковая разминка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

§ 32 упр. 281, 288, 289

84-85

Буквы О/Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.

2

Практическая работа

Буквы О/Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.

Знать условие выбора О или Е в суффиксах прилагательных

Уметь сопоставлять правило написания О или Е в корнях, суффиксах и окончаниях прилагательных

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с таблицей, выборочный диктант

§ 33 упр. 295

86

Морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные морфологические  признаки.

1

Комбинированный

Морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные морфологические  признаки.

Знать морфологические признаки имен прилагательных.

Уметь различать постоянные и непостоянные морфологические  признаки.

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом

§ 34 упр. 300

87-88

Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма.

2

Изучение нового материала

Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма.

Знать о делении прилагательных на три разряда, отличия полной и краткой формы

Уметь выделять грамматические и смысловые особенности качественных прилагательных, определять форму прилагательных

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом, выборочный диктант

§ 35 упр. 305

89

Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных после шипящих.

1

Изучение нового материала

Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных после шипящих.

Знать правило неупотребления Ь на конце кратких прилагательных после шипящих

Уметь правильно писать прилагательные в краткой форме

Языковая разминка, тренировочные упражнения, выборочный диктант

§ 35 упр.311

90-91

Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными.

2

Изучение нового материала

Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными.

Знать условие выбора написания НЕ с прилагательными

Уметь образовывать прилагательные с помощью приставки НЕ, применять правило на практике

Языковая разминка. Объяснительный диктант. Упр.335

§36 упр. 327, 332, 336

92

Зачетная работа по теме «Правописание имен прилагательных»

1

Урок контроля

Знать изученные правила

Уметь применять правила на письме

Тестовые задания.

93

Формы сравнения прилагательных.

1

Изучение нового материала

Формы сравнения прилагательных.

Знать способы образования формы сравнительной степени

Уметь образовывать прилагательные в сравнительной форме, находить их в тексте, употреблять в речи

Языковая разминка, тренировочные упражнения, таблица

§ 35 упр. 317

94

Относительные имена прилагательные.

1

Изучение нового материала

Относительные имена прилагательные.

Знать определение относительных прилагательных, их значение, ГП

Уметь различать качественные и относительные прилагательные

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом

§ 37 упр. 341

95

Притяжательные имена прилагательные.

1

Изучение нового материала

Притяжательные имена прилагательные.

Знать ЛЗ, способы образовании и изменение притяжательных прилагательных

Уметь правильно писать и употреблять притяжательные прилагательные, определять разряд прилагательных

Языковая разминка, тренировочные упражнения, творческое задание

§ 38 упр. 347

96

Самостоятельная работа по теме «Разряды имен прилагательных»

1

Практическая работа

Самостоятельная работа по теме «Разряды имен прилагательных»

Знать изученный материал

Уметь использовать изученный материал в практике письма

Карточки

§28-37 повторить

97

Имя прилагательное как член предложения. Определение.

1

Изучение нового материала

Имя прилагательное как член предложения. Определение.

Знать о синтаксической роли прилагательных

Уметь использовать определения для характеристики предмета, явления

Языковая разминка, тренировочные упражнения, графический диктант

§ 39 упр. 352

98-99

Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных определениях.

2

Изучение нового материала

Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных определениях.

Знать однородные и неоднородные определения.

Уметь определять однородные и неоднородные определения, правильно ставить  знаки препинания

Языковая разминка, творческое задание

§ 40 упр. 357, 363

100-101

Имя прилагательное в роли сказуемого.

Составное именное сказуемое.

2

Практическая работа

Имя прилагательное в роли сказуемого.

Составное именное сказуемое.

Знать структуру составного именного сказуемого

Уметь определять способы выражения именной части

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом

§ 41 упр. 370, 376

102-103

Р.Р. Сочинение-описание человека (миниатюра) по опорным именам прилагательным

2

Урок развития речи

Знать особенности описания как типа речи, его структурные элементы

Уметь составлять текст-описание, включая прилагательные

Упр. 375

104

Морфологический разбор имени прилагательного. Свободный диктант.

1

Повторительно-обобщающий урок

Морфологический разбор имени прилагательного. Свободный диктант.

Знать порядок разбора прилагательного

Уметь проводить разбор прилагательного

Свободный диктант. Упр. 379

§ 42 упр. 380

105

Имена прилагательное в словосочетании. Согласование.

1

Практическая работа

Имена прилагательное в словосочетании. Согласование.

Знать основные признаки словосочетания: смысловую и грамматическую связь главного и зависимого слова; тип связи слов в словосочетании: согласование

Уметь выделять словосочетание, построенное на основе согласования

Языковая разминка, синтаксический диктант

§ 43 упр. 385

106

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (ознакомление).

1

Изучение нового материала

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (ознакомление).

Знать ГП СПП, его строение

Уметь опознавать СПП с придаточным определительным, правильно ставить знаки препинания

Языковая разминка, редактирование

§ 44 упр. 392, 393(устно)

107-108

Р.Р. Имя прилагательное в тексте. Подробное изложение текста – описания.

2

Урок развития речи

Текстообразующая роль имен прилагательных.

Знать алгоритм написания подробного изложения

Уметь излагать текст подробно, определять и формулировать основную мысль, вычленять структурные части, подробно пересказывать текст

Упр. 396

§ 45  

109

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное в языке и речи»

1

Урок контроля

Знать изученные правила орфографии и пунктуации

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Контрольный диктант

110

Работа над ошибками

1

Коррекция знаний и умений

                                                                                          Порядковые числительные в языке и речи. (7 + 2 ч.)

111

Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.

1

Изучение нового материала

Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.

Знать ЛЗ и ГЗ порядковых числительных

Уметь отличать числительные от других частей речи

Языковая разминка, тренировочные упражнения, выборочный диктант

§ 46 упр. 402

112

Морфологические признаки порядковых числительных. Постоянные и непостоянные признаки.

1

Изучение нового материала

Морфологические признаки порядковых числительных. Постоянные и непостоянные признаки.

Знать постоянные и непостоянные МП порядковых числительных

Уметь отличать порядковые числительные от других частей речи с числовым значением

Языковая разминка, тренировочные упражнения, выборочный диктант,

§ 47 упр. 405

113

Изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам.

1

Изучение нового материала

Изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам.

Знать изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам.

Уметь склонять порядковые числительные

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом, выборочный диктант, объяснительный диктант, графический диктант

§ 47 упр. 408

114

Порядковые числительные  как члены предложения.

1

Практическая работа

Роль порядковых числительных как членов предложения.

Знать о роли порядковых числительных в предложении.

Уметь определять синтаксическую роль порядковых числительных

Языковая разминка, тренировочные упражнения

§ 48 упр. 411

115

Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные (обобщение). Самостоятельная работа.

1

Практическая работа

Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные

Знать изученное о числительных

Уметь применять правила в практике письма

Тестовые задания.

§

116

Морфологический разбор имени числительного

1

Повторительно-обобщающий урок

Морфологический разбор имени числительного

Знать порядок разбора числительных

Уметь проводить разбор

Языковая разминка

§ 49 упр. 412

117

Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.

1

Практическая работа

Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.

Знать основные признаки словосочетания, о роли числительных в предложении

Уметь распознавать и моделировать словосочетание с зависимым словом- числительным, определять синтаксическую роль числительных в предложении

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом

§ 50 упр. 419, 420 (на выбор)

118-119

Р.Р.Подробное изложение.

2

Урок развития речи

Знать алгоритм написания подробного изложения

Уметь излагать текст подробно, определять и формулировать основную мысль, вычленять структурные части, подробно пересказывать текст

Изложение текста

Упр. 421

                                                         Местоимения – прилагательные и местоимения – числительные в языке и речи. (20 + 5 ч.)

120

Разряды и морфологические признаки местоимений-прилагательных и местоимений-числительных.

1

Изучение нового материала

Разряды и морфологические признаки местоимений-прилагательных и местоимений-числительных.

Знать разряды м МП местоимений-прилагательных

Уметь находить местоимения в предложении и тексте, правильно определять их разряды

Языковая разминка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

§ 51 упр. 424

121

Вопросительные и относительные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.

1

Изучение нового материала

Вопросительные и относительные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.

Знать назначение вопросительных и относительных местоимений-прилагательных , особенности их склонения

Уметь употреблять вопросительные и относительные местоимения-прилагательные в речи, интонационно правильно произносить предложения с ними, склонять их

Языковая разминка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

§ 52 упр. 431

122

Склонение вопросительных и относительных местоимений.

1

Практическая работа

Склонение вопросительных и относительных местоимений.

Языковая разминка, тренировочные упражнения

§ 52 упр. 434

123

Неопределенные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные и их склонение

1

Изучение нового материала

Неопределенные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные и их склонение

Знать признаки неопределенных мест.-прил. и мест.-числ., способы их образования, написание.

Уметь находить неопред. мест.-прил. и мест.-числ., правильно их склонять

Языковая разминка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

§ 53 упр. 437

124

Правописание НЕ в неопределенных местоимениях.

1

Изучение нового материала

Правописание НЕ в неопределенных местоимениях.

Знать условия выбора написания с НЕ неопред. мест.-прил.

Уметь правильно писать неопред. мест.-прил.

Языковая разминка, тренировочные упражнения, выборочный диктант

§ 53 упр. 445

125

Дефис в неопределенных местоимениях.

1

Изучение нового материала

Дефис в неопределенных местоимениях.

Знать условия выбора дефисного написания  неопред. мест.-прил.

Уметь правильно писать неопред. мест.-прил.

Языковая разминка, тренировочные упражнения, выборочный диктант

§ 53 упр. 439, 444

126

Свободный диктант.

1

Знать изученные орфограммы

Уметь правильно писать орфограммы

Упр. 443

§

127

Р.Р. Сочинение-миниатюра по данному началу.

1

Урок развития речи

Уметь составлять текст-миниатюру по данному началу

Упр. 446

§ дописать сочинение

128

Отрицательные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные и их склонение

1

Изучение нового материала

Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько.

Знать условия выбора написания местоимений с НЕ и НИ

Уметь правильно писать орфограммы

Выборочный диктант Упр. 454

§ 54 упр. 448

129

Правописание отрицательных местоимений.

1

Практическая работа

Правописание отрицательных местоимений.

Языковая разминка, тренировочные упражнения, выборочный диктант

§ 54 упр. 457, 458

130

Р.Р. Сочинение-рассказ.  

1

Урок развития речи

Композиция рассказа

Знать структурные элементы рассказа

Уметь составлять текст, используя местоимения прилагательные

Упр. 456

§

131

Притяжательные местоимения -прилагательные

1

Изучение нового материала

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др.

Знать особенности притяжательных местоимений-прилагательных

Уметь склонять притяж. мест.-прил.

Языковая разминка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

§ 55 упр. 461

132

Склонение притяжательных местоимений

1

Практическая работа

Склонение притяжательных местоимений

Выборочный диктант Упр. 463

§ 55 упр. 465

133-134

Указательные местоимения- прилагательные и местоимения-числительные и их склонение

2

Изучение нового материала

Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько.

Знать особенности указательных мест.-прил. и мест.-числ.

Уметь склонять эти местоимения

Выборочный диктант Упр. 470

§ 56 упр. 471, 473

135-136

Определительные местоимения-прилагательные и их склонение

2

Изучение нового материала

Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой.

Знать значение определительных местоимений

Уметь находить определительные местоимения в тексте, использовать в речи

Языковая разминка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

§ 57 упр. 478, 479

137-138

Роль местоимений- прилагательных и местоимений-числительных простом и сложном  в предложении.

Практическая работа

Роль местоимений- прилагательных и местоимений-числительных простом и сложном  в предложении.

Знать о роли местоимений в простом и сложном предложении

Уметь находить их в предложении, определять их значение

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом

§ 58  упр. 484, 485

139

Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных. Зачетная работа

1

Повторительно-обобщающий урок

Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных.

Знать постоянные и непостоянные МП местоимений

Уметь выполнять разбор местоимений

Свободный диктант. Упр. 488

§ 59 упр. 489

140

Контрольная работа теме «Местоимение»

1

Урок контроля.

Знать изученные правила орфографии и пунктуации

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Контрольная работа

141

Работа над ошибками

1

Коррекция знаний и умений

Знать

Уметь

142

Р.Р. Роль местоимений в тексте.

1

Урок развития речи

Знать о роли местоимений в тексте

Уметь определять разряд местоимений, использовать как средство связи предложений и абзацев в тексте

§ 60 упр. 494

143-144

Р.Р. Подробное изложение текста. Упр.495

2

Урок развития речи

Знать алгоритм написания подробного изложения

Уметь воспринимать текст на слух, анализировать его, определять ключевые слова

Упр. 495

§ 60

                                                                                 СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ «ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ»

                                                                                                          Причастие в языке и речи(43 + 6ч.)

145

Причастие как особая форма глагола.

1

Изучение нового материала

Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие как особая форма глагола.

Знать какое место причастие занимает среди частей речи

Уметь находить причастия в предложении

Языковая разминка, тренировочные упражнения, работа с текстом, выборочный диктант, объяснительный диктант, графический диктант

§ 61  упр. 500

146

Грамматическое значение причастия

1

Изучение нового материала

Грамматическое значение причастия

Знать ГЗ причастия

Уметь отличать причастие от глагола

Языковая разминка, задания по карточкам

§ 61 упр. 503

147-148

Морфологические признаки причастия. Признаки глагола у причастия.

2

Изучение нового материала

Морфологические признаки причастия. Глагольные  признаки: время (настоящее, прошедшее), вид.

Знать определение причастия, ГЗ и МП, признаки глагола, определять синтаксическую роль

Уметь отличать причастие от глагола

Языковая разминка, словарный диктант, выборочный диктант

§  62 упр.508, 510

149-150

Признаки прилагательного у причастия

2

Изучение нового материала

Признаки прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой формы.

Знать признаки прилагательного у причастия

Уметь отличать причастие от прилагательного, правильно употреблять

Языковая разминка, цифровой диктант

§ 63  упр. 513

151

152

Склонение причастий

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях причастий

2

Изучение нового материала

Склонение причастий

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях причастий

Знать о склонении причастий как прилагательных

Уметь определять условия выбора гласных в окончаниях причастий

Языковая разминка, объяснительный диктант

§  63 упр. 515

§  63 упр.522

153,

154, 155

Причастный оборот.

Причастный оборот.

3

Изучение нового материала

Сочетательные возможности причастий. Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существ + причастие». Подчинительная связь «управление» в словосочетании «причастие + имя существ».

Знать определение причастного оборота и одиночного причастия

Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами

Языковая разминка, тренировочные упражнения, графический диктант

§  64 упр.525

§  64 упр. 529

156

157

Выделение причастного оборота на письме.

2

Практическая работа

Выделение причастного оборота на письме.

Знать условия выделения запятыми причастного оборота

Уметь определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову

Языковая разминка, редактирование предложений

Свободный диктант. Упр. 540

§ 64 упр. 534

§ 64  упр. 541

158

Контрольный диктант с грамматическим  заданием.

1

Урок контроля

Знать изученные правила орфографии и пунктуации

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

159

Работа над ошибками.

1

Коррекция знаний и умений

Знать

Уметь

160

Синонимия причастных оборотов и придаточных определительных предложений (ознакомление)

1

Практическая работа

Синонимия причастных оборотов и придаточных определительных предложений (ознакомление)

Знать условия выделения запятыми причастного оборота

Уметь строить предложения синонимичных конструкций

Языковая разминка, редактирование предложений

§ 65 упр. 545

161

Р.Р. Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля. Объявление.

1

Урок развития речи

Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля. Сфера употребления. Объявление. Справка. Заявление. Автобиография.

Знать признаки текста официально-делового стиля

Уметь создавать устные и письменные тексты официально-делового стиля

Анализ текста

§  66 упр.548

162

Р.Р. Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля. Справка. Заявление.

1

Урок развития речи

§ 66 упр. 554

163

Р.Р. Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля. Автобиография.

1

Урок развития речи

§ 66 упр. 556

164

Р.Р. особенности официально-делового стиля. Обобщение.

1

Урок развития речи

§ 66 упр. 559

165

Действительные и страдательные причастия.

1

Комбинированный

Действительные и страдательные причастия.

Знать отличие действительных и страдательных причастий

Уметь определять разряд причастий по значению, употреблению в речи

Языковая разминка

§ 67 упр. 565

166

Действительные причастия настоящего времени.

1

Комбинированный

Действительные причастия настоящего времени.

Знать способы образования действительных причастий настоящего времени

Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени

Языковая разминка, графический диктант

§ 68 упр. 570

167

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

Комбинированный

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Знать способы образования действительных причастий настоящего времени

Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах действительных причастий, находить изучаемую орфограмму, правильно писать

Языковая разминка, объяснительный диктант

§ 69 упр. 578

168

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Комбинированный

Действительные причастия прошедшего времени.

Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени

Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени

Языковая разминка, цифровой диктант

§ 70 упр. 583

169

Правописание гласных перед суффиксом -ВШ- действительных причастий прошедшего времени.

1

Изучение нового материала

Правописание гласных перед суффиксом -ВШ- действительных причастий прошедшего времени.

Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласной буквы перед суффиксом причастий

Уметь  обосновывать выбор гласных в суффиксах действительных причастий, находить изучаемую орфограмму, правильно писать

Языковая разминка, объяснительный диктант

§ 70 упр. 587

170

Свободный диктант.

1

Знать

Уметь

Упр. 586

§      упр.

171

Страдательные причастия настоящего времени.

1

Изучение нового материала

Страдательные причастия настоящего времени.

Знать способы образования страдательных причастий настоящего

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени

Языковая разминка, выборочный диктант

§ 71 упр. 593

172

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

Комбинированный

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Знать способы образования страдательных причастий настоящего

Уметь  обосновывать выбор гласных в суффиксах действительных причастий, находить изучаемую орфограмму, правильно писать

Языковая разминка, предупредительный диктант

§ 72 упр. 599

173

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

Изучение нового материала

Страдательные причастия прошедшего времени.

Знать способы образования  страдательных причастий прошедшего времени

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени

Языковая разминка, графический диктант

§ 73 упр. 604

174-175

Правописание гласных перед суффиксом -НН- в страдательных причастиях прошедшего времени.

2

Комбинированный

Правописание гласных перед суффиксом -НН- в страдательных причастиях прошедшего времени.

Знать способы образования  страдательных причастий прошедшего времени

Уметь обосновывать выбор орфограмм

Языковая разминка, работа с карточками

§ 73 упр. 609, 610

176-177

Краткие страдательные причастия

2

Изучение нового материала

Краткие страдательные причастия

Знать способы образования кратких страдательных причастий

Уметь образовывать краткие страдательные причастия

Языковая разминка

§ 74 упр. 615, 618

178

Правописание е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

Изучение нового материала

Правописание е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Знать условия выбора Ё,Е в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Уметь правильно писать орфограмму, обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи

Языковая разминка, объяснительный диктант

§ 75 упр. 624

179

Контрольная работа по теме «Правописание суффиксов причастий»

1

Урок контроля

Знать изученные правила орфографии и пунктуации

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

180

Работа над ошибками

1

Коррекция знаний и умений

Знать

Уметь

181, 182,

183

Правописание Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в прилагательных, образованных от глаголов.

3

Комбинированный

Правописание Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в прилагательных, образованных от глаголов.

Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени от прилагательных, образованных от глаголов

Уметь обосновывать выбор Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных, правильно употреблять их в речи

Языковая разминка, предупредительный диктант, тест

§ 76 упр. 631, 637, 642

184

Свободный диктант.

1

Знать изученные правила

Уметь применять правила при написания текста

Упр. 636

§      упр.

185, 186, 187

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

3

Изучение нового атериала

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями

Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-частицу, НЕ- часть корня

Языковая разминка, объяснительный диктант

§ 77 упр.649, 652

188

Причастие как член предложения. Самостоятельная работа.

1

Комбинированный

Роль причастий в предложении. Причастие в качестве определения. Причастие как именная часть составного именного сказуемого.

Знать синтаксическую роль причастия

Уметь находить причастие в предложении, определять его синтаксическую роль в предложении

Языковая разминка

§ 78 упр.655

189

Морфологический разбор причастия. Зачетная работа.

1

Повторительно-обобщающий урок

Порядок морфологического разбора причастия

Знать порядок морфологического разбора причастия

Уметь выполнять разбор причастия

Языковая разминка

§ 614, 69, 72, 73, 75-77.  Повторить

190

Контрольный  диктант по теме «Причастие в языке и речи»

1

Урок контроля

Знать изученные правила орфографии и пунктуации

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

191

Работа над ошибками

1

Коррекция знаний и умений

Знать

Уметь

192-193

Р.Р. Роль причастий в тексте. Подробное изложение текста-рассуждения.

2

Урок развития речи

Знать о роли причастия в тексте

Уметь воспринимать текст на слух, анализировать его, определять ключевые слова

Упр. 656

§ 78

                                                                                              Повторение изученного в 6 классе (14 + 4 ч)

194,

195, 196

Морфология. Культура речи.

3

Повторительно-обобщающий урок

Морфология. Культура речи.

Знать основные понятия морфологии

Уметь определять изученные части речи

Языковая разминка, зачет

§ 80

197, 198

Р.Р.  Контрольное сочинение

2

Урок контроля  развития речи

Знать

Уметь

199, 200, 201

Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

3

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

Знать условия постановки знаков препинания в изученных синтаксических конструкциях

Уметь определять знаки завершения, выделения, разделения, употреблять синтаксические конструкции в речи

Языковая разминка, работа по группам, тест

§  81   упр.

202, 203, 204

Орфография.

3

Повторительно-обобщающий урок

Орфография.

Знать изученные орфограммы

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии

Языковая разминка, зачет

§  82упр.

205, 206

Итоговый контрольный диктант и его анализ

2

Урок контроля.

Коррекция знаний и умений

Правописание изученных орфограмм

Знать изученные правила орфографии и пунктуации

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Контрольный диктант

207, 208

Лексика. Речь. Культура речи.

1

Повторительно-обобщающий урок

Лексика. Речь. Культура речи.

Знать основные понятия лексики

Уметь определять изученные части речи, толковать  ЛЗ слов

Языковая разминка

§   83упр.

209, 210

Р.Р. Текст. Типы речи. Стили речи.

1

Повторительно-обобщающий урок развития речи

Текст. Признаки текста. Типы речи. Стили речи.

Знать основные понятия текста, типов речи, стилей речи

Уметь определять основные признаки текста, тип и стиль речи текста

Анализ текста

Учебно-методический комплект:

Барова Е.С. Дидактический материал(упражнения) к учебнику «Русский язык». 6 класс: пособие для учащихся / Е.С.Барова, Е.Н.Воронова. – М.: Баласс, 2009.

Барова Е.С. Сборник диктантов для 5-7 классов: пособие для учителя и учащихся / Е.Н.Барова; под редакцией Е.В.Бунеевой. – М.: Баласс, 2005.

Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. Подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ. 6 класс. М.: Баласс, 2010

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Русский язык. 6 класс», Баласс, 2010.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 6-го класса основной школы / Под научн. Ред. Акад. РАО А.А. Леонтьева.- Изд. 2-е, перераб – М.: Баласс, 2010 (Образовательная система «Школа 2100»)

Образовательная программа по курсу “Русский язык” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ под науч. ред. А.А. Леонтьева). М., Баласс, 2008.

Дополнительные ресурсы:

Материалы подготовки к ГИА по русскому языку;

Компакт-диски «Уроки русского языка КиМ» (5 – 9 классы)

Компакт-диск «Репетитор по русскому языку КиМ, 2009»

Тестовые материалы и ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электив по русскому языку и литературе для 10-11 классов "Словарная система русского языка"

 В школьной практике существуют несколько форм углубленного изучения русского языка, одной из таких форм являются элективные курсы. Они имеют свое назначение, так как позволяют учащимся пр...

Рабочая программа по русскому языку по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (Образовательная система «Школа 2100»); 9 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе требований:· требований Федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки Р...

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...