разработки уроков спецкурса "Практическая стилистика" в 7 классе
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Крючкова Ольга Анатольевна

Представлено электронное учебное пособие, созданное учениками 7 Б класса МОУ "СОШ №35"  г. Братскав по курсу "Практическая стилистика", направленному  на формирование ключевых компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx145.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическая стилистика Урок 1. Введение в практическую стилистику. Предмет изучения лексической стилистики. Урок 2. Смысловая точность речи. Урок 3. Лексическая сочетаемость. Речевые ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Урок 4 . Речевая избыточность. Речевые ошибки, вызванные речевой избыточностью. Урок 5. Речевая недостаточность. Речевые ошибки, вызванные речевой недостаточностью. Урок 12. Паронимы. Стилистические функции паронимов. Урок 13. Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов. Урок 14. Стилистическая окраска слов. Эмоционально-экспрессивная лексика, использование в речи стилистически окрашенной лексики. Урок 16. Стилистическое использование лексики, имеющей ограниченную сферу распространения. Урок 17. Стилистически не оправданное употребление лексики, имеющей ограниченную сферу распространения. Урок 22. Стилистическая окраска фразеологизмов. Синонимия, антонимия, многозначность и омонимия фразеологизмов

Слайд 2

Урок 1 Введение в практическую стилистику. Предмет изучения лексической стилистики. Что изучает стилистика? Стилистика - наука об умелом выборе языковых средств. Отрасли стилистики. Отрасли стилистики: практическая, функциональная, стилистика художественного текста. Что изучает лексическая стилистика. Лексическая стилистика – это раздел практической стилистики. Предмет изучения лексической стилистики – лексические единицы языка. Оглавление

Слайд 3

Стилистика - наука об умелом выборе языковых средств ( фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, стилистических). Отрасли стилистики - практическая, функциональная, стилистика художественного текста. Практическая стилистика изучает фонетику, лексику, словообразование, морфологию, синтаксис с точки зрения использования их категорий в тексте; предупреждает возникновение речевых ошибок. Функциональная стилистика – изучает функциональные особенности типов текста и тексты с точки зрения принадлежности к определённому стилю речи. Стилистика художественного текста всесторонне изучает тесты художественного стиля. Лексическая стилистика - это раздел практической стилистики, который изучает лексические возможности языка, даёт оценку использованию слова в различных ситуациях, выявляет ошибки в словоупотреблении и учит их исправлять. С. Я Маршак заметил, что нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. Предметом изучения лексической стилистики является использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов, омонимов; оценка архаизмов, неологизмов, заимствованных слов, слов ограниченного употребления; законы использования лексических средств в различных областях общения. Таким образом, предмет изучения лексической стилистики - лексические единицы языка и законы их использования в различных областях общения. Урок 1 Введение в практическую стилистику. Предмет изучения лексической стилистики. Оглавление

Слайд 4

Урок 2. Смысловая точность речи. Поиск единственно необходимого слова в тексте требует большой работы автора. Этот труд отражён в рукописях, позволяющих ознакомиться с лексическими заменами, которые сделал автор, шлифуя стиль произведения. Оглавление Первоначальный вариант Поднявшийся ветерок давал знать, что уже немного оставалось времени до рассвета. Зашумели запорожцы и разом почувствовали свои силы. ...Посмеялись над православною верою. Опубликованный текст 1. Сорвавшийся ветерок давал знать, что уже немного оставалось времени до рассвета 2. Зашумели запорожцы и разом почуяли свои силы. 3. ...Поглумились над православною верою

Слайд 5

Урок 4 . Речевая избыточность. Речевые ошибки, вызванные речевой избыточностью. Формы речевой избыточности Речевая избыточность - многословие, пустословие. Многословие проявляется в различных формах . Нередко можно наблюдать навязчивое объяснение всем известных истин: Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от нее отказываться? - Нет! Плеоназмом (от гр. pleonasmos - излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов ( главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак и т.п.). Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов расцеловал и облобызал; долгий и продолжительный; мужественный и смелый; только, лишь; тем не менее, однако; так, например. Тавтология как явление лексической стилистики может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь ), а также при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (памятные сувениры, впервые дебютировал, необычный феномен, движущий лейтмотив). В последнем случае иногда говорят о скрытой тавтологии. Оглавление

Слайд 6

Урок 5. Речевая недостаточность. Речевые ошибки, вызванные речевой недостаточностью. Речевая недостаточность - случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли: Дирекции надо стремиться от этого равнодушия (пропущено избавиться). Формы речевой недостаточности. Алогизм – отсутствие нужного звена в выражении мысли . Язык героев Шолохова резко отличается от героев других писателей (можно сравнивать язык героев Шолохова только с языком героев других писателей); Условия города отличны от села (допустимо сравнение условий жизни в городе только с условиями жизни в селе). Недостаточная информативность предложения, в котором опущены важные слова и словосочетания, особенно часто приводит к абсурдности высказывания. Например: В эту смену, между 16 и 20 часами, и был выработан тысячный миллиард советских энергетиков . Речь идет о том, что советские энергетики, работавшие в вечернюю смену, дали стране тысячный миллиард киловатт-часов электроэнергии. Подмена понятия- пропуск слов. Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив - речь идет о карточках больных, а из текста следует, что «в архив сдаются больные». Подобная речевая недостаточность порождает комизм и абсурдность высказывания Элипсис - стилистическая фигура, основанная на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности. Я за свечку, свечка - в печку! Я за книжку, та - бежать и вприпрыжку под кровать. Оглавление

Слайд 7

Урок 12. Паронимы. Стилистические функции паронимов. Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись), называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя). Можно выделить : паронимы, имеющие разные приставки (опечатки - отпечатки) ; паронимы, отличающиеся суффиксами (безответный - безответственный, существо - сущность); паронимы, один из которых имеет непроизводную основу, а другой - производную с приставкой (рост - возраст ), с суффиксом (тормоз - торможение ), с приставкой и суффиксом (груз – нагрузка различаются тонкими смысловыми оттенками (длинный - длительный, желанный - желательный, гривастый - гривистый, жизненный - житейский, дипломатичный - дипломатический) . резко отличающихся по смыслу (гнездо - гнездовье, дефектный - дефективный). различаются лексической сочетаемостью (постройка - строение, наследие - наследство, выполнять - исполнять) . могут отличаться стилистической окраской, сферой употребления [ср.: пошив (спец.) - шитье ( межст .); работать ( общеупотр .) - сработать ( простореч .) и (спец.)]. Оглавление

Слайд 8

Урок 13. Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов. Оглавление Виды лексических ошибок Способ редактирования Искажение смысла ( главный – заглавный ), искажается обычно смысл второго из них - «относящийся к заглавию, содержащий заглавие, являющийся заглавием, названием чего-либо». Использование прилагательного заглавный возможно, например, в таком предложении: Заглавную роль в кинофильме «Анна Каренина» сыграла Татьяна Самойлова ; но нет заглавной роли в фильмах «Воскресение», «Война и мир», в них могут быть лишь главные роли. 2. Нарушение лексической сочетаемости. Особенности лексической сочетаемости паронимов проясняются в контексте [ красивая и практическая обувь (надо: практичная); напрягая последние усилия (надо: силы); преклонить голову (надо: склонить)]; ср.: самоотверженные поступки - мелкие проступки , существо дела (вопроса) - сущность произведения, 3. Абсурдность, комизм высказывания. Ассоциативные ошибки нередко делают высказывание абсурдным (…Обязались изготовить дополнительно 50 настилов для экскаваторов столичного метро) или комичным (- Где здесь натуральная контора - мне с ребенка копию снять. - « А.П. Чехов обыграл ассоциативные ошибки, вызванные парономазией: в шутке: Кавказский князь в белом щербете ехал в открытом фельетоне (из записных книжек). А.П. Чехов обыграл ассоциативные ошибки, вызванные парономазией: в шутке: Кавказский князь в белом щербете ехал в открытом фельетоне (из записных книжек).

Слайд 9

Урок 14. Стилистическая окраска слов. Эмоционально-экспрессивная лексика, использование в речи стилистически окрашенной лексики. Оглавление Функционально-стилевое расслоение лексики русского языка.

Слайд 10

Стилистическая окраска слов Слова стилистически неравноценны. Одни воспринимаются как книжные (интеллект, ратификация, чрезмерный, инвестиции, конверсия, превалировать) , другие - как разговорные (заправский, сболтнуть, малость); Функциональным стилем называется исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. В современном русском языке выделяются книжные стили: научный, публицистический, официально-деловой. Им стилистически противопоставлена разговорная речь , выступающая обычно в характерной для нее устной форме. Особое место, на наш взгляд, в системе стилей занимает художественно-беллетристический стиль . Язык художественной литературы, точнее художественная речь, не представляет собой системы языковых явлений, напротив, он лишен какой бы то ни было стилистической замкнутости, его отличает разнообразие индивидуально-авторских средств. Урок 14. Стилистическая окраска слов. Эмоционально-экспрессивная лексика, использование в речи стилистически окрашенной лексики. Оглавление

Слайд 11

Эмоционально-экспрессивная окраска слов Урок 14. Стилистическая окраска слов. Эмоционально-экспрессивная лексика, использование в речи стилистически окрашенной лексики. Оглавление В составе эмоциональной лексики можно выделить следующие три разновидности. Слова с ярким оценочным значением , как правило, однозначные; «заключенная в их значении оценка настолько ярко и определенно выражена, что не позволяет употребить слово в других значениях». слова-«характеристики» (предтеча, провозвестник, брюзга, пустомеля, подхалим, разгильдяй и др.) , слова, содержащие оценку факта, явления, признака, действия (предназначение, предначертание, делячество, очковтирательство, дивный, нерукотворный, безответственный, допотопный, дерзать, вдохновить, опорочить, напакостить). 2. Многозначные слова , обычно нейтральные в основном значении, но получающие яркую эмоциональную окраску при метафорическом употреблении: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона ; в переносном значении используют глаголы: петь, шипеть, пилить, грызть, копать, зевать, моргать и под. 3. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувства: заключающие положительные эмоции - сыночек, солнышко, бабуля, аккуратненько, близехонько , и отрицательные - бородища, детина, казенщина и т.п.

Слайд 12

Использование в речи стилистически окрашенной лексики Термины - слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства. Термины представляют собой емкую и в то же время сжатую характеристику предмета или явления. Каждая отрасль науки оперирует определенными терминами, которые составляют терминологическую систему данной отрасли знания. Виды терминов. общенаучные ( они составляют общий понятийный фонд науки в целом Специальные- закрепляются за определенными областями знания. Использование этой лексики - важнейшее преимущество научного стиля; термины, по словам Ш. Балли , «являются теми идеальными типами языкового выражения, к которым неизбежно стремится научный язык». Урок 14. Стилистическая окраска слов. Эмоционально-экспрессивная лексика, использование в речи стилистически окрашенной лексики. Оглавление

Слайд 13

Использование в речи эмоционально-экспрессивной лексики . Экспрессивность (от лат. еxpressio - выражение) - значит выразительность, экспрессивный - содержащий особую экспрессию. Лексические группы слов по экспрессии: слова, выражающие положительную оценку называемых понятий ( высокие, ласкательные, отчасти шутливые); слова, выражающие их отрицательную оценку (иронические, неодобрительные, бранные и др.) Эмоционально-экспрессивная окраска слов ярко проявляется при сопоставлении синонимов: стилистически-нейтральные: сниженные: высокие: лицо морда лик препятствие помеха преграда плакать реветь рыдать бояться трусить опасаться прогнать выставить изгнать Урок 14. Стилистическая окраска слов. Эмоционально-экспрессивная лексика, использование в речи стилистически окрашенной лексики. Оглавление

Слайд 14

Деление лексики русского языка на группы. Лексика русского национального языка включает в свой состав общенародную лексику, использование которой не ограничено ни местом жительства, ни родом деятельности людей, и лексику ограниченного употребления , которая распространена в пределах одной местности или в кругу людей, объединенных профессией, общими интересами и т.п. Диалектная лексика. Использование диалектной лексики в литературном языке. На протяжении всей истории русского литературного языка его лексика пополнялась диалектизмами. Среди слов, восходящих к диалектизмам, есть стилистически нейтральные (тайга, сопка, филин, земляника, улыбаться, пахать, очень) и слова с экспрессивной окраской (нудный, аляповатый, мямлить, прикорнуть, чепуха, морока). И все же для развития современного литературного языка диалектное влияние не имеет существенного значения. Напротив, несмотря на единичные случаи заимствования диалектных слов литературным языком, он подчиняет себе диалекты, что приводит к их нивелировке и постепенному отмиранию. Профессиональная лексика. Использование профессиональной лексики в литературном языке . При определенных условиях профессионализмы находят применение в литературном языке. Так, при недостаточной разработанности терминологии профессионализмы нередко играют роль терминов. Жаргонная лексика. Использование жаргонной лексики в литературном языке. Возникновение и распространение в речи жаргонизмов оценивается как отрицательное явление. Однако введение жаргонизмов в литературный язык в исключительных случаях допустимо: эта лексика может понадобиться писателям для создания речевых характеристик персонажей или журналистам, описывающим жизнь в колониях. Чтобы подчеркнуть, что жаргонизмы в таких случаях приводятся « цитатно », автор обычно заключает их в кавычки. Например: «Паханы», «бугры» и другие (название газетной статьи); ...Людей «опускают » по приговору воров за разные грехи: стукачество , неуплату карточного долга, неподчинение «авторитету », за то, что на следствии «сдал» подельников, что имеет родственников в правоохранительных органах... (Труд. 1991. 27 нояб .) Урок 16. Стилистическое использование лексики, имеющей ограниченную сферу распространения. Оглавление

Слайд 15

Название ошибки Способы устранения ошибки 1.Стилистически не оправданное употребление диалектизмов. 1) Недопустимо употребление в научном и официально-деловом стилях; 2) диалектных слов, значении которых не ясно автору. 3) Возможно употребление в публицистике, но не наравне с литературной лексикой. 2. Стилистически не оправданное употребление профессионализмов 1) Не следует использовать в книжных стилях из-за её разговорно-просторечной окраски. 2) Недопустимо употребление жаргонно-профессиональных слов в качестве замены научных терминов. 3) Допустимо использование в качестве замены терминов в разговорной речи. Стилистически не оправданное употребление жаргонизмов. ) Не рекомендуется использовать как средство оживления повествования (в худож . и публицист. стилях). 2)Недопустимо использование жаргона в публицистике, говорящей о преступлениях в шутливом тоне, что вызывает неуместный комизм. Урок 17. Стилистически не оправданное употребление лексики, имеющей ограниченную сферу распространения. Оглавление

Слайд 16

Стилистические возможности фразеологизмов. Самый большой стилистический пласт составляет разговорная фразеология (без году неделя, во всю ивановскую, водой не разольешь), она используется преимущественно в устной форме общения и в художественной речи. К разговорной близка просторечная фразеология, более сниженная (вправить мозги, чесать языком, у черта на куличках, драть глотку, задирать нос). Другой стилистический пласт образует книжная фразеология , которая употребляется в книжных стилях, преимущественно в письменной речи. В составе книжной фразеологии можно выделить научную (центр тяжести, щитовидная железа, периодическая система) , публицистическую (шоковая терапия, прямой эфир, черный вторник, закон джунглей ), официально-деловую (минимальная зарплата, потребительская корзина, давать показания, конфискация имущества ). Можно выделить и слой общеупотребительной фразеологии , которая находит применение как в книжной, так и в разговорной речи (время от времени, друг друга, иметь значение, иметь в виду, сдержать слово. Новый год ). Фразеологизмы можно подразделить на две группы: фразеологизмы с яркой эмоционально-экспрессивной окраской , которая обусловлена их образностью, использованием в них выразительных языковых средств (ни рыба ни мясо, сесть в лужу, только пятки засверкали, как снег на голову, из огня да в полымя); книжным присуще возвышенное, торжественное звучание (обагрить руки в крови, уйти из жизни, возводить в перл создания). Урок 22. Стилистическая окраска фразеологизмов. Синонимия, антонимия, многозначность и омонимия фразеологизмов Оглавление

Слайд 17

Стилистическое использование фразеологизмов в публицистической речи. Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой, экспрессии. Вспомним Ильфа и Петрова, как выразительна их речь, благодаря частому обращению авторов к пословицам, поговоркам! Приведем несколько примеров: Тут не надо брезговать никакими средствами. Пан или пропал. Выбираю пана, хотя он и явный поляк ; Он еще неясно представлял себе, что последует вслед за получением орденов, но был уверен, что все пойдет как по маслу: «А маслом, - почему-то вертелось у него в голове, - каши не испортишь». Между тем каша заваривалась большая . В художественной и публицистической речи фразеологизмы часто употребляются в их обычной языковой форме с присущим им значением. Введение в текст фразеологизмов, как правило, обусловлено стремлением журналистов усилить экспрессивную окраску речи. Урок 22. Стилистическая окраска фразеологизмов. Синонимия, антонимия, многозначность и омонимия фразеологизмов Оглавление

Слайд 18

Стилистическое использование фразеологизмов в художественной речи. Особенно любят использовать фразеологизмы юмористы, сатирики; они ценят разговорную, стилистически сниженную фразеологию , прибегая нередко, к смешению стилей для создания комического эффекта. Разговорно-просторечная фразеология выступает как средство языковой характеристики персонажей [Извините великодушно, - засуетилась Марья Ивановна, - я на кухне вожусь, а мама туга на ухо, ничего не слышит. Присаживайтесь... - Шат .]; для стилизации авторской речи , которая воспринимается как непринужденная беседа условного рассказчика с читателем, и в этом случае сниженные фразеологизмы воссоздают картину живого общения [« Хм», - хмыкнул директор, которого эта идея взяла за живое; Западные рекламщики не горят желанием делиться с российским бюджетом (из газ.)]. Урок 22. Стилистическая окраска фразеологизмов. Синонимия, антонимия, многозначность и омонимия фразеологизмов Оглавление

Слайд 19

Синонимия Одну и ту же мысль можно выразить, используя различные фразеологизмы, выступающие в качестве синонимов (ср.: одним миром мазаны, два сапога пара, одного поля ягоды или: тьма-тьмущая, несть числа, хоть пруд пруди, что песку морского, как собак нерезаных). Фразеологизмы, подобно словам, нередко создают синонимические ряды, с которыми синонимизируются и отдельные слова [ оставить в дураках , оставить с носом, обвести вокруг пальца, отвести глаза (кому), втереть очки (кому), взять на пушку, обмануть, одурачить, провести, обойти, надуть, объегорить, мистифицировать ]. Урок 22. Стилистическая окраска фразеологизмов. Синонимия, антонимия, многозначность и омонимия фразеологизмов Оглавление Стилистические возможности синонимии, антонимии, многозначности фразеологизмов Антонимия Антонимия фразеологизмов поддерживается антонимическими отношениями их лексических синонимов (ср.: умный - глупый, семи пядей во лбу - пороха не выдумает, румяный - бледный, кровь с молоком - ни кровинки в лице нет). В особую группу выделяются антонимические фразеологизмы, частично совпадающие по составу, но имеющие компоненты, противопоставленные по значению (ср.: с тяжелым сердцем - с легким сердцем, не из храброго десятка - не из трусливого десятка, поворачиваться лицом - поворачиваться спиной). Многозначность Многозначность фразеологизмов чаще всего возникает в результате закрепления в языке их переносных значений. Например, фразеологизм боевое крещение - «первое участие в бою» - получил в языке еще одно значение вследствие образного его употребления - «первое серьезное испытание в каком-либо деле». Наиболее часто переносные значения появляются у фразеологизмов терминологического характера (привести к одному знаменателю, центр тяжести, удельный вес, точка опоры, родимое пятно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...