Главные вкладки

    Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем. Технология написания сочинения на основе текста.
    статья по русскому языку по теме

    Юрьева Наталья Владимировна

    Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, заканчивая 9 классов, имеют неустойчивую грамотность. И дело не только в том, что они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. Из-за тотального нежелания читать образцовую (классическую) литературу заметно снижается речевая культура.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ «Должанская основная общеобразовательная школа»

    Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем. Технология написания сочинения на основе текста.

                      Подготовила сообщение

                          учитель русского языка

         и литературы

              Юрьева Наталья

           Владимировна

    2009 год

     Ни для кого не секрет, что многие учащиеся, заканчивая 9 классов, имеют неустойчивую грамотность. И дело не только в том, что они не усвоили орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся не умеют свободно пользоваться накопленными знаниями. Из-за тотального нежелания читать образцовую (классическую) литературу заметно снижается речевая культура.

     На протяжении нескольких веков изложение остается одним из самых распространенных видов работы (в 19 веке оно носило название переложение), без изложения невозможно представить систему знаний по развитию связной речи в школе.

     Изложение – один из эффективных приемов, который используется не только для развития речи, но и для определения речевого развития человека.

     Изложение – обобщенное название одного из видов связной речи (в письменной или устной форме). В школьных условиях изложение – это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста.

     Изложение с элементами сочинения заняло прочные позиции в ряду форм итоговой аттестации по русскому языку. Содержание экзаменационной работы ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у выпускников основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:

    . извлекать информацию при аудировании и чтении;

    . адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;

    . создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;

    . соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические).

     Изложение направлено на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме. При выполнении задания первой части учащиеся должны продемонстрировать умения

    . верно понимать  и передавать основную мысль исходного текста;

    . правильно выделять макро- и микротемы;

    . подробно, логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста в соответствии с его речевыми особенностями, соблюдая речевую норму;

    . строить высказывание, учитываю ведущий тип речи и элементы других типов;

    . выдерживать в работе стилистическое единство.

     Подробный пересказ характеризуется как близкий к исходному тексту, когда сохраняются подробности и детали и ничего не надо придумывать. Конечно, нельзя повторить текст слово в слово (для этого нужна феноменальная память), но нужно сохранить его стиль, т. е. текст, представляющий собой образец стиля художественной литературы, нельзя передавать в научном, или деловом, или в каком –либо другом стиле. В подробном изложении должно быть сохранено около 70% исходного текста (слова и обороты речи, синтаксические конструкции), кроме того, учитывается сохранение авторских средств художественной, эмоциональной выразительности.

     Сжатый пересказ требует отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщение содержания исходного текста. Сжатое изложение направлено на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме. Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное и существенное в высказывании, овладевают особыми средствами обобщенной передачи содержания. Сжатое изложение, несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложно для учеников, поэтому к такому виду работы их необходимо тщательно готовит.

     Излагая текст сжато, ученики должны обнаружить важные коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения перед выпускником не ставится задача сохранения авторского стиля, однако учащийся должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

     В основе изложения лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как производящее, так и творческое мышление. В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточиваться на одних явлениях и не обращать внимание на другие. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, учит чувствовать образ. Изложение формирует навыки разных видов речевой деятельности. С одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой – умение пересказывать текст устно или письменно.

     Экзаменационное изложение – это не только показатель усвоения учениками знаний и навыков работы с текстом, но и оценка труда учителя по обучению восприятия текста, внимания к слову, стилю, композиции (такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и литературы).

     Большую роль при подготовке к изложению играет словарная работа. Из-за малого объема чтения учащиеся плохо усваивают даже специально вводную на уроках развития речи лексику. Слово должно закрепиться в сознании, т. е. быть полезным, активным участником речевой коммуникации. Для достижения этого нужно учить видеть слово в контексте. Именно контекст проявляет дополнительные оттенки значения или значений, особенно сочетаемости слов.

     Учителю необходимо обращать внимание детей на яркие слова и выражения, которые использует автор в тексте.

    . Почему автор выбрал именно их?

    . Какой колорит они придают тексту?

    . Попробуйте заменить эти слова стилистически нейтральными (обычно учитель сам предлагает лексические эквиваленты)

     Так у учеников вырабатывается внимание к слову, формируется ценностное отношение к нему. Это способствует развитию умения опознавать такие слова в незнакомых текстах и, зная их назначение в тексте, сохранять их в изложении, что помогает сделать пересказ близким к тексту.

     Немаловажной проблемой при подготовке к изложению является способность правильно определять тему, основную мысль текста. Большинство детей не могут правильно это сделать сразу, поэтому для развития понимания содержания текста обычно используется метод ответов на вопросы и самостоятельное составление вопросов учениками. Это активизирует внимание учеников при прослушивании.

     При работе над изложением на экзамене учащийся следует правилам его написания, которые он усвоил за годы обучения. Поэтому технология написания изложения должна быть хорошо известна старшекласснику и доведена до автоматизма. Если схема работы с текстом не была хорошо усвоена, ребенок тратит много ценного экзаменационного времени «на раскачку», выбирая, с чего начать работу.

    Последовательность работы над изложением:

    1.Внимательно прослушайте текст.

    2.Определите тему и основную мысль текста.

    3.Вдумайтесь в название текста (именно в нем обычно заключается тема или идея).

    4.Установите причинно-следственные связи в содержании текста.

    5.Определите, к какому типу речи относится текст, и обязательно сохраняйте особенности этого типа при написании изложения.

    6.Разделите текст на композиционные и смысловые части.

    7.Начинайте работу по сжиманию текста. Выполняя это задание, помните, что, сжимая текст, вы должны передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом; заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключить несущественное.

    8.Постарайтесь сохранить особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении. Перед вами не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы должны использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

     Написание небольшого по объему (не менее 90 слов) сочинения-рассуждения – это третья часть итоговой аттестации. По спецификации 2008 года третья часть работы выполнялась на основе печатного текста и представляла собой небольшое (90 слов) сочинение-рассуждение. Также предлагалось два альтернативных задания – С 2.1 и С 2. 2.

     Оценивается умения учащихся понимать основную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты, адекватно передавать ее в собственном письменном высказывании; логично, последовательно и связно подтверждать версию автора или доказывать свою, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходных текстов. Учитываются также практические умения, необходимые для повседневной речевой практики: речевое оформление, грамотность.

     Ученическое сочинение должно обладать всеми основными признаками текста: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью. На степень проявления смысловой цельности влияют такие характеристики, как связность, логика развития замысла, законченность.

     Средством организации текста сочинения как единого целого является композиция. Текст должен члениться на необходимые для раскрытия темы композиционные части, а также обращается внимание на их соразмерность и продуманную последовательность. Композиционные части – это наиболее крупные фрагменты сочинения. В качестве таких частей выступают зачин, основная часть, концовка. Каждая из частей пишется по определенному стандарту.

     Следует отметить, что при написании сочинения-рассуждения ученик должен обязательно опираться на содержание исходных текстов. Однако следует обратить внимание учащихся на недопустимость простого пересказа текста (текстов), в сочинении-рассуждении надо представить собственные выводы по поводу высказанных в текстах мыслей. Необходимо не только выявить и осознать проблему, поднимаемую автором, но и выразить свою позицию по данной теме, а также привести доводы в защиту собственной точки зрения (совпадающей или несовпадающей с точкой зрения автора) по затронутым в тексте проблемам.

     Создавая текст сочинения, необходимо соблюдать также основные правила построения текста. Текст не только члениться на зачин, основную часть и концовку, но и на составляющие его компоненты – сложные синтаксические целые и предложения.

     В тексте все взаимосвязано, в том числе и сложные синтаксические конструкции и отдельные предложения в них. Существуют различные средства межфразовой связи (порядок слов, союзы, вводные слова, всевозможные замены существительных, прилагательных местоимениями). Необходимо на занятиях по подготовке к изложению уделить этой теме особое внимание, т. к. огромное число ошибок связано именно с неумением оперировать средствами межфразовой связи.

     Письменная речь предполагает стройное развертывание мыслей в соответствии с заданной темой. Порядок слов в письменной речи осуществляет актуальное членение предложения, т.е. его членение на тему (то, что известно, из чего исходит пишущий) и рему (то новое, что сообщается данным предложением, самое важное в нем). При этом нужно помнить, что наиболее важное в высказывании слово чаще всего ставится в конце предложения.

     Обычно элемент сочинения представляет собой анализ предложенного в первой части отрывка, его интерпретацию, комментарий; ученик излагает свое понимание проблемы, поднятой в произведении, отстаивает свою точку зрения, не сбиваясь при этом на пересказ. Ответ на вопрос должен представлять собой гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста. Лучше всего это можно выразить в таком типе речи, как рассуждение, соблюдая при этом структуру: тезис – аргументы – выводы.

    Для того чтобы выделить тезис из высказывания, необходимо:

    1)прочитать текст и разделить его на структурные части (часто эти части помогают выделить абзацы);

    2)выписать из каждой части предложение (или часть предложения), выражающее главное суждение (часть тезиса);

    3)соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т. д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.

    Выделение тезисов поможет правильно составить план текста.

    Следующий этап – обдумывание аргументации к тезису (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником).

     От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…».

     Таким образом, сохраняя преемственность с традиционной формой экзамена, новая форма аттестации расширяет диапазон проверяемых умений и навыков.

    Литература

    1. Сенина Н.А.,  Гармаш С.В.и др. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2009

    2.Калугина Е. М. Готовимся к итоговому изложению и к ЕГЭ по русскому языку// РЯШ.-2007.-№2

    3.Корчагина Л. М. Подготовка к сочинению-рассуждению// РЯШ.-2007.-№2

    4.Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов//РЯШ.-2007.-№5

    5.Соколова Г.П. О подготовке к ЕГЭ, или «Только бы закипело, слова придут»//РЯШ.-2007.-№7,8

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту в формате ЕГЭ ( часть С).

    Ни для кого не является секретом, что наибольшую трудность для учащихся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку представляет написание сочинения по предложенному тексту. В данной методической раз...

    Презентация "Алгоритм написания сочинения - рассуждения по тексту Юрия Бондарева "Красавица" (ЕГЭ часть С 11 класс)

    Данная работа представляет собой образец написания сочинения-рассужДения. КОНСТРУКЦИЯ, СОЗДАННАЯ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ, ПОМОЖЕТ  ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННОЕ РАЗВЕРНУТОЕ ВЫ...

    Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту (С. Львов, "О сострадании...")

    Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ проблемного очерка С. Львова; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи...

    Готовимся к ЕГЭ. Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту (Н.В. Гоголь "Значение болезней")

    Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме; 3)Продолжить р...

    «МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМ ТЕКСТУ. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ»

    В  данной работе подробно рассматривается методика написания сочинения по прочитанному тексту при подготовке к ЕГЭ...

    Конспект урока.Подготовка к ОГЭ. Принципиальные различия между подробным и сжатым изложением

    конспект урока.Подготовка к ОГЭ. Принципиальные различия между подробным и сжатым изложением...