ЕГЭ по русскому языку. рекомендации к уровню А. А20, А21, А22, А23
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

Здесь размещен материал по пунктуациии. Это и знаки препинания в сложносочиненных предложениях, и в предложениях с однородными членами, и при вводных словах, и при причастных и деепричастных оборотах. Даны алгоритмы действий, которые помогут успешно справиться с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_a20_a21_a22_a23.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ А20

Что требуется от учеников: знание темы: «Пунктуация в сложносочиненном предложении и в простом предложении с однородными членами».

Алгоритм выполнения задания

Выделите грамматические основы в предложении и определите, какая перед вами конструкция:

простое предложение (в нем одна основа);

сложное (в нем две основы).

Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочиненного:

если в предложении есть однородные сказуемые, то названное ими действие производит ОДНО лицо;

если предложение является сложносочиненным, то в нем РАЗНЫЕ лица совершают названные действия.

Определите, нужна ли запятая перед союзом И:

запятая нужна, если предложение сложносочиненное;

запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединенными союзом И.

Примечание:

В некоторых случаях запятая перед союзом И в сложносочиненном предложении не ставится:

Если простые предложения в составе сложносочиненного имеют общий второстепенный член:

Во множестве правил нельзя путаться учителям и пропадать ученикам.

Если простые предложения в составе сложного имеют общее вводное слово:

Возможно, душевная слабость ведет к физической слабости и долговечный опыт меня в этом убедил.

Если простые предложения в составе сложного имеют общее придаточное предложение:

Когда выглянуло солнце, море перестало штормить и все побежали купаться.

Если в состав сложносочиненного предложения входят НАЗЫВНЫЕ предложения: 

Чтение классиков и обучение грамоте.

Если в составе сложносочиненного предложения входят вопросительные предложения:

Будем лечиться или пусть живет?

Если в состав сложносочиненного предложения входят побудительные предложения:

Забудьте об обидах и будьте умны!

Если в состав сложносочиненного предложения входят восклицательные предложения: 

Искусство идет от человека к человеку и оно служит единению жизнь!

Если в состав сложносочиненного предложения входят два безличных предложения, имеющие синонимичные слова в составе сказуемых:

Нужно быть добрее своих принципов и надо быть умнее своих теорий.

ЗАДАНИЕ А21

Что требуется от учеников: найти в предложении обособленные обстоятельства и обособленные определения.

Алгоритм выполнения задания

Найдите в предложении причастные и деепричастные обороты, правильно определив их границы:

причастный оборот отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? И чаще всего относится к имени существительному;

деепричастный оборот отвечает на вопросы что делая? что сделав?, обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.

Определите, какое положение в предложении занимает причастный оборот (ДО или ПОСЛЕ определяемого слова он находится):

причастный оборот выделяется запятыми, если стоит ПОСЛЕ определяемого имени существительного;

причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит ПЕРЕД определяемым именем существительным.

Помните о том, что деепричастные обороты, а также одиночные деепричастия в предложении всегда выделяются запятыми.

Не забывайте о том, что если два деепричастных или причастных оборота соединяются союзом И, то чаще всего запятая до или после И не ставится.

Внимание!

Обратите внимание, к какому слову относятся обороты. Если эти слова разные, то обороты тоже не будут являться однородными, а значит, запятая между ними будет ставиться.

Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом посещении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались.

Первый деепричастный оборот относится к глаголу остались, второй – к глаголу разъехались.

ЗАДАНИЕ А22

Что требуется от учеников: зная, что такое вводные слова, правильно расставить знаки препинания при них и выбрать правильный ответ, помня о том, что следует различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения.

Вводные слова – слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтаксической конструкции.

Группы вводных слов по значению

Вводные слова выражают

Примеры

Уверенность

Конечно, разумеется, несомненно, безусловно, бесспорно, естественно, действительно, как правило, без сомнения

Неуверенность

Наверное, вероятно, кажется, очевидно, видимо, по-видимому, возможно, пожалуй, по всей вероятности, может быть, должно быть

Чувства

К счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, чего доброго, на беду, к нашему удовольствию, в самом деле

Источник сообщения

По-моему, по моему мнению, по-твоему, говорят, по сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по слухам, помнится, дескать, мол, как известно, по выражению кого-либо, по сообщениям печати

Порядок мыслей, их связь, итог

Во-первых, во-вторых, в-третьих, значит, так, итак, следовательно, таким образом, кстати, наоборот, в частности, напротив, например, к примеру, впрочем, стало быть, между прочим, подчеркиваю, повторяю, наконец, с одной стороны, с другой стороны, кроме того

Способ оформления мыслей

Иными словами, короче говоря, так сказать, словом, одним словом, по совести говоря, прямо скажем, иначе говоря, лучше сказать

Привлечение внимания

Пожалуйста, послушайте, будьте добры, поверьте, видите ли, знаете, понимаете, допустим, скажем

Степень обычности

Бывало, по обыкновению, как правило

Примечание: 

Многие из перечисленных в таблице слов могут выступать как в роли вводных, так и в роли членов предложения (тогда запятыми не выделяются).

Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимичными словами:

Бабушка, казалось, дремала. – Бабушка дремала.  -  Бабушка, видимо, дремала.

Член предложения без изменения смысла предложения изъять или заменить вводным словом нельзя:

Мне все это лишь казалось.

Вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения, при пунктуации которых выпускники чаще всего допускают ошибки

Являются вводными словами и выделяются запятыми

Не являются вводными словами и не выделяются запятыми

Однако

Если стоит в середине предложения и его нельзя заменить союзом НО:

Он был, однако, болен.

Если стоит в начале или в середине предложения и его можно заменить союзом НО:

Однако (= но) он ничего не узнает.

Ветер утих, однако (= но) шторм продолжался. 

Наконец

Если указывает на связь излагаемых мыслей и имеет значение И ЕЩЁ

 (часто в предложении вводному слову НАКОНЕЦ предшествуют слова ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ или С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, по отношению к которым слово НАКОНЕЦ является замыкающим перечислением):

Летом можно поехать на море или к друзьям и, наконец (= и ещё), можно отдохнуть на даче.

Во-первых, ты опоздал, во-вторых, не принес работу и, наконец, пролил сок на рисунок.

Если можно заменить словосочетанием В КОНЦЕ КОНЦОВ или оно имеет значение ПОСЛЕ ВСЕГО, ПОД КОНЕЦ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСЕГО (обычно в этом случае к нему можно добавить частицу –ТО):

Измученные, мокрые, мы наконец

(= после всего, в результате всего) достигли берега.

Значит

Если синонимично словам СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СТАЛО БЫТЬ:

Если наступит весна, значит (= следовательно),  так нужно, значит (= стало быть), хорошо.

Если близко по смыслу словам ОЗНАЧАЕТ, ЭТО:

Бороться – значит (= означает) победить.

Действительно

Если стоит в начале предложения, выражает уверенность и имеет значение В САМОМ ДЕЛЕ, ПРАВДА:

Действительно (= в самом деле), его работа интересна.

Если стоит в середине или в конце предложения:

Его работа действительно интересна.

Слова, которые всегда являются вводными и выделяются запятыми

Конечно, во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, следовательно, несомненно, по-видимому, пожалуйста, дескать

Слова, которые не являются вводными

Авось, большей частью, будто, как будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, все равно, все-таки, даже, именно, иногда, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.

Некоторые правила постановки знаков препинания при вводных словах

Вводное слово отделяется от предшествующего союза запятой, если это вводное слово можно выбросить из предложения или переставить в другое место без нарушения его структуры:

Мы решили продолжить путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли дорогу. - Мы решили продолжить путь без проводника, но совсем потеряли дорогу.

Вводное слово не отделяется от предшествующего союза запятой, если изъятие вводного слова из предложения или его замена не возможны:

Он вернется сегодня, а может быть, завтра.

Не отделяются запятой вводные слова от союзов, употребленных в абсолютном начале предложения:

И действительно, вес у него получалось.

Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое-нибудь слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной запятой обычно ставится тире:

Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны, чтобы дать лошадям отдохнуть, с другой – чтобы самому отдохнуть и подкрепиться.

Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов предложения и предшествует обобщающему слову, то перед вводным слово ставится тире (без запятой), а после него – запятая:

В воздухе, в сухой траве, среди птиц – словом, всюду чувствовалось приближение весны.

Алгоритм выполнения задания А22

Проверьте, является ли выделенные слова вводными или схожими с ними по звучанию членами предложения, то есть определите, можно или нельзя их отбросить или удалить из предложения:

вводные слова можно;

члены предложения нельзя.

Помните о том, что ряд слов никогда не являются вводными словами.

ЗАДАНИЕ А 23

Что следует знать ученику: тему «Знаки препинания в простом предложении с однородными членами предложения».

Алгоритм выполнения задания А23

Найдите в предложении однородные члены (отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, являются одним и тем же членом предложения).

Определите, какие союзы их соединяют:

если это одиночный союз и, или, либо, да (= и), запятая не ставится:

Ты перестал любить добро и правду.

если это двойной союз (как, так и…, не столько, сколько…, не  только, но и…, хотя, но….), запятая ставится только перед второй частью двойного союза: 

На столе лежали не только яблоки, но и груши.

если это повторяющиеся союзы и…и, да…да, то…то, ли…ли, или…или, запятая в первый раз ставится перед вторым союзом:

На столе лежали и яблоки, и груши.

если это повторяющиеся союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И) и перед первым союзом уже начат однородный ряд, ставим запятую перед ним и перед последующими союзами:

Душу свою люби, и утешай, и удаляй от себя печаль.

Проверьте, нет ли в предложении однородных членов, связанных попарно:

если однородные члены в предложении соединяются попарно, то запятая ставится перед парными группами:

На столе лежали яблоки и груши, сливы и абрикосы.

Примечание:

Не путайте разные группы однородных членов предложения. В этом случае запятой может не быть:

Мы быстро и активно шли и вскоре подошли к дому. (Здесь две группы однородных членов: быстро и активно, шли и подошли. Поэтому союз И одиночный. Запятой не будет).

Если однородные члены соединяются при помощи союза ДА И, запятая не ставится:

Возьму да и уйду.

В устойчивых сочетаниях слов запятая не ставится:

Огонь и воду и медные трубы, и смех и грех, и стар и млад, и так и этак, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни стать ни сесть, ни то ни се, ни тот ни другой, ни себе ни людям и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

EГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А3.

Большую трудность у учащихся вызывает задание А3, в котором необходимо найти слово с нарушением морфологических норм. Трудность вызывает как объем запоминаемых слов, так и умение воплотить свои ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А4, А5.

Здесь можно найти рекомендации к вфыполнению заданий А4, А5. А4 - это умение правильно использовать деепричастный оборот. В рекомендации приведен алгоритм действий при выполнении этого задания. А5 - э...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А9

Здесь размещен материал, который поможет учащимся справиться с заданием А9. Перечислены способы выражения подлежащего и сказуемого, отмечены сложные случаи, приведен алгоритм действий....

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А10.

Здесь приведен материал, который поможет учащимся успешно справиться с выполнением этого задания. Детально разобраны виды сложных предложений, приведены способы их нахождения в тексте, дан алгоритм де...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А11.

Здесь размещен материал для успешного выполнения этого задания. Подробно расписаны разряды частиц, местоимений, приведены примеры. Кроме этого, есть очень важный материал, позволяющий научиться различ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А13, А14, А15

В этих рекомендациях даны правила правописания приставок, Н и НН в разных частях речи, гласных в корнях слов. Кроме этого, есть материал, касающийся слов-исключений. дан алгоритм дейсвий при выполнени...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А16,А17,А18

Здесь размещен материал для успешного выполнения заданий А16, А17, А18. Задания связаны с правилами орфографии: правописание суффиксов глаголов и причастий, правописание суффиксов прилагательных и сущ...