ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А24, 25, 26, 27, 29, 30.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Эти рекомендации касаются знаний учащихся по пунктуации. В задании А24 от учакщихся требуется объяснить постановку двоеточия в простом и сложном бессоюзном предложении. В задании А25 требуется знание темы: "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении". В задании А26 от выпускников требуется знание6 темы: "Знаки препинания в сложном предложении с разными типами связи. Пунктуация на стыке союзов". Задание А27 проверяет умение выделять главную мысль в те6ксте, а значит, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, явную и скрытую информацию, используя приемы сжатия текста. Задание А29 проверяет знания учащихся  по определению типов речи, а задание А30 - знание лексики языка (синонимы, антонимы, фразеологизмы, переносное значение слов). Размещенные здесь материалы помогут успешно выполнить эти задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_a24_a25_a26_a27_a29_a30.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ А24

Что требуется от учеников: выбрать правильное объяснение постановки двоеточия или тире в данном предложении.

Алгоритм выполнения задания

  1. Выделите грамматические основы и определите, является ли данное предложение простым с обобщающим словом перед однородными членами или сложным бессоюзным:
  1. если предложение простое, то чаще всего постановка двоеточия объясняется тем, что обобщающее слово стоит пред однородными членами предложения;
  2. если предложение сложное бессоюзное, то наличие двоеточия или тире  в нем можно объяснить с помощью подстановки подходящих по смыслу подчинительных союзов.
  1. Подставьте в бессоюзное сложное предложение подходящий по смыслу союз и выявите с его помощью смысловые отношения между его частями:
  1. Союз ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения  указывает на причину того, о чем говорится в первой части (ставится двоеточие). Например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (Любите книгу, так как она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях).
  2. Союз А ИМЕННО, ЧТО свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части (ставится двоеточие). Например: Вдруг чувствую: кто-то дергает меня за рукав. (Вдруг чувствую, что кто-то дергает меня за рукав).
  3. Союз КОГДА свидетельствует о том, что первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части (ставится тире). Например: Лес рубят – щепки летят. (Когда лес рубят, то щепки летят).
  4. Союз ТАК ЧТО, ПОЭТОМУ свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чем говорится в первой части (ставится тире). Например: Жара всё усиливалась – становилось тяжело дышать. (Жара всё усиливалась, так что становилось тяжело дышать).
  5. Союз ЕСЛИ свидетельствует о том, что первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится в первой его части (ставится тире). Например: Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (Если будет завтра хорошая погода, пойдем в лес).
  6. Союз А свидетельствует, что вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой (ставится тире). Например: Шестнадцать лет служу – такого ещё не бывало. (Шестнадцать лет служу, а со мной ещё такого не бывало).
  7. Союз СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО свидетельствует о том, что вторая часть бессоюзного сложного предложения сравнивается по содержанию с первой (ставится тире). Например: Молвит слово – соловей поет. (Молвит слово, будто соловей поет).
  8. Если во второй части содержится неожиданный результат, дается указание на быструю смену событий. Например: Он нажал на тормоз – скорость не уменьшилась.

ЗАДАНИЕ А25

Что требуется от ученика: знание темы «Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

На что обратить внимание: как правило, в этом задании представлены сложносочиненные предложения с придаточным определительным, в них придаточная часть НЕ начинается со слова КОТОРЫЙ, поэтому запятая перед ним не ставится. Например: Легкая светская комедия представляет собой пьесу, интрига которой весьма изящна.

ЗАДАНИЕ А26

Что требуется от ученика: знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация на стыке союзов».

Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО. Например: Сначала никто не мог понять, каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора, но, когда народ спустился к реке, все увидели упряжку собак, тянущую лодку.

Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО. Например: Сначала никто не мог понять, каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора, но когда народ спустился к реке, то все увидели упряжку собак, тянущую лодку.

Алгоритм выполнения задания А26

  1. Обозначьте в предложении грамматические основы.
  2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.
  3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.
  4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:
  1. если союз И соединяет однородные члены предложения, то пред ним запятая не ставится. Например: Писатель приглядывался к окружающим людям и, если подмечал что-нибудь интересное, записывал свои наблюдения, чтобы затем использовать их в своих книгах.
  2. если союз И соединяет простые предложения, то перед ним запятая ставится. Например: В тот день мы ужинали вчетвером, и, когда подали десерт, девочка капризно сказала, что вишневый компот невкусный.
  1. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО:
  1. запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО;
  2. запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО.
  1. Найдите границы между главной и при даточной частью и на их месте поставьте запятые.

ЗАДАНИЕ А27

Алгоритм выполнения задания А27

  1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте.
  2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
  3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).
  4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.
  5. Соотнесите свой вариант сжатия текста с вариантами ответов.
  6. Выберите правильный вариант ответа.

ЗАДАНИЕ А29

Что требуется от ученика: знать отличительные особенности каждого из типов речи.

Алгоритм выполнения задания А29

  1. Прочитайте текст или предложенный фрагмент из него.
  2. Для определения его типа речи воспользуйтесь приемом воображаемого «фотографирования»:
  1. если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром, это описание;
  2. если можно «сфотографировать» текст последовательным рядом кадров, это повествование;
  3. если текст нельзя «сфотографировать», это рассуждение.
  1. Помните, что
  1. описание показывает то, что мы видим (портрет, пейзаж, интерьер);
  2. повествование рассказывает, это цепь действий или событий, поступков персонажей;
  3. рассуждение доказывает и строится по схеме: тезис – доказательство – итоговый вывод.
  1. Обратите внимание, что в одном тексте могут сочетаться элементы разных типов речи: описание и повествование, повествование и рассуждение, рассуждение и  описание.

ЗАДАНИЕ А30

Что требуется от ученика:

  1. найти в тексте нужную лексическую единицу: синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, фразеологизм;
  2. определить, какое лексическое значение имеет в указанном предложении то или иное слово.

Синонимы - близкие по значению слова: Мой ласковый и нежный зверь.

Контекстные синонимы – слова, сходные по значению только в данном тексте: Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации.

Антонимы – слова с противоположным значением: Ты и могучая, ты и бессильная.

Контекстные антонимы – слова, которые противопоставлены только в данном тексте: Мильоны – вас. Нас тьмы, и тьмы, и тьмы.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле: за тридевять земель, работать спустя рукава.

Фразеологизмы не придумываются каждый день, а существуют как закрепленные в памяти речевые единицы. Они требуют запоминания. В фразеологизмах нельзя заменять одни слова другими по собственному желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

EГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А3.

Большую трудность у учащихся вызывает задание А3, в котором необходимо найти слово с нарушением морфологических норм. Трудность вызывает как объем запоминаемых слов, так и умение воплотить свои ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А4, А5.

Здесь можно найти рекомендации к вфыполнению заданий А4, А5. А4 - это умение правильно использовать деепричастный оборот. В рекомендации приведен алгоритм действий при выполнении этого задания. А5 - э...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А9

Здесь размещен материал, который поможет учащимся справиться с заданием А9. Перечислены способы выражения подлежащего и сказуемого, отмечены сложные случаи, приведен алгоритм действий....

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А10.

Здесь приведен материал, который поможет учащимся успешно справиться с выполнением этого задания. Детально разобраны виды сложных предложений, приведены способы их нахождения в тексте, дан алгоритм де...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А11.

Здесь размещен материал для успешного выполнения этого задания. Подробно расписаны разряды частиц, местоимений, приведены примеры. Кроме этого, есть очень важный материал, позволяющий научиться различ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А13, А14, А15

В этих рекомендациях даны правила правописания приставок, Н и НН в разных частях речи, гласных в корнях слов. Кроме этого, есть материал, касающийся слов-исключений. дан алгоритм дейсвий при выполнени...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А16,А17,А18

Здесь размещен материал для успешного выполнения заданий А16, А17, А18. Задания связаны с правилами орфографии: правописание суффиксов глаголов и причастий, правописание суффиксов прилагательных и сущ...