ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню В. В3, В4, В5
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Задание В3 проверяет умение выпускников разбираться в типах подчинительной связи слов в словосочетании. Задание В4 требует от учеников знать тему: "Предложение. Виды односоставных предложений". Для выполнения задания В5 требуется от учеников, зная, что такое обособление, найти предложения, в которых есть определния, приложения, обстоятельства, дополнения, уточняющие члены предложения. Здесь представлены материалы, которые помогут выполнить успешно эти задания. Даны алгоритмы действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_v3_v4_v5.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ В3

В структуре словосочетания выделяется  главное и зависимое слово.

Главное слово – это слово, от которого мы задаем вопрос.

В словосочетании различают следующие виды синтаксической связи слов: согласование, управление, примыкание.

  1. Согласование – это такой способ подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в общих грамматических формах (рода, числа, падежа), например: хороший специалист, заветная мечта.

При согласовании зависимым словом может быть ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЧАСТИЕ, МЕСТОИМЕНИЕ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

  1. Управление – это такой способ подчинительной связи, при которой главное слово требует употребления зависимого слова в определенном падеже с предлогом или без предлога, например: написание реферата, работа над проблемой, интересоваться предметом.

Зависимым словом при управлении может быть СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ или МЕСТОИМЕНИЕ: начало игры, попросить ее.

  1. Примыкание – это такой способ подчинительной связи, при которой зависимое слово, не имея форм словоизменения, присоединяется к главному слову по смыслу, например: стараться учиться, чтение вслух, очень хорошо.

Зависимым словом при примыкании может быть ДЕЕПРИЧАСТИЕ, НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, НАРЕЧИЕ, СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО, например: спать стоя, просил остаться, ходить пешком, стать лучше.

!!!! При определении способа подчинительной связи слов в словосочетании проанализируйте зависимое слово.

ЗАДАНИЕ В4

Алгоритм выполнения задания В4

  1. Выделите грамматические основы в предложении и убедитесь, что перед вами односоставные предложения.
  2. Посмотрите, чем выражена грамматическая основа в нем.
  3. Если грамматическая основа состоит только из подлежащего, то это назывное предложение.
  4. Если в предложении грамматическая основа выражена только сказуемым, воспользуйтесь приемом подстановки:

определите, какое личное местоимение подходит по смыслу к этому сказуемому в качестве подлежащего:

  1. в качестве подлежащего можно подставить одно из личных местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ – перед вами определенно-личное  предложение. Например: Люблю высокие соборы, душой смиряясь, посещать.
  2. в качестве подлежащего можно подставить одно из личных местоимений: ОНИ, обозначающее неопределенное лицо, или глагол употреблен в форме прошедшего времени – перед вами неопределенно-личное предложение. Например: В дверь постучали. Вас ждут в аудитории.
  3. к сказуемому нельзя подставить по смыслу подлежащее, выраженное личным местоимением – безличное предложение. Например: Полно смотреть в это звездное небо.

Сказуемое в безличном предложении может быть выражено: безличным глаголом в форме третьего лица единственного числа настоящего времени или будущего времени (вечереет, не спится, холодает), среднего рода прошедшего времени (вечерело, стемнело), наречием (грустно, холодно), словом НЕТ (У меня нет друзей), сочетанием слов: НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, НЕ СЛЕДУЕТ, СЛЕДУЕТ, НЕ СЛЕДОВАЛО, СЛЕДОВАЛО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, ПОРА, ХВАТИТ, НЕ ХОЧЕТСЯ, ХОЧЕТСЯ, НЕ ХОТЕЛОСЬ, ХОТЕЛОСЬ, УДАЛОСЬ, НЕ УДАЛОСЬ + НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (Необходимо доделать, хочется смеяться).

  1. Если вам встретилась пословица или поговорка, в которой грамматическая основа предложения выражена только сказуемым, - перед вами обобщенно-личное предложение. 

ЗАДАНИЕ В5

Алгоритм выполнения задания В5

  1. Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции выделены знаками препинания.
  2. Помните, что:
  1. Обособленные определения отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и выражаются причастным оборотом или именами прилагательными с зависимыми словами. Например: Ветер, внезапно поднявшийся, сорвал последние листья с деревьев. Москва, вся в новогодних гирляндах, выглядело красиво.
  2. Обособленные обстоятельства отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? и выражаются одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами или именами существительными с предлогом НЕСМОТРЯ НА, НЕВЗИРАЯ НА. Например: Получив письмо от друга, я обрадовался. Он, смеясь, бежал по дороге. Несмотря на надвигающуюся грозу, мы отправились в горы.
  3. Уточняющие обособленные обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО? ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО? и конкретизируют место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении. Например: Вчера, примерно в 6 часов вечера, нам принесли телеграмму. Она жила недалеко, в пяти минутах от метро.
  4. Обособленные дополнения выражаются

а) именами существительными или местоимениями с предлогом КРОМЕ в значении « за исключением кого- или чего-либо», « не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;

б) именами существительными и местоимениями с предлогами ВМЕСТО, ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ИСКЛЮЧАЯ, СВЕРХ. Например: Кроме нас, в доме никого не было. Кроме теплого свитера, на нем был еще и теплый шарф. Все, за исключением Николая, пришли вовремя.

  1. Обособленные приложения отвечают на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ?, выражаются одиночным именем существительным или именем существительным с зависимым слово, поясняют другое существительное или личное местоимение. Например: Констанция, жена Моцарта, после его смерти раздала партитуры его сочинений другим людям. Он, художник, очень любил рисовать с натуры.

3) Выберите правильный ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

EГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А3.

Большую трудность у учащихся вызывает задание А3, в котором необходимо найти слово с нарушением морфологических норм. Трудность вызывает как объем запоминаемых слов, так и умение воплотить свои ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А4, А5.

Здесь можно найти рекомендации к вфыполнению заданий А4, А5. А4 - это умение правильно использовать деепричастный оборот. В рекомендации приведен алгоритм действий при выполнении этого задания. А5 - э...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А9

Здесь размещен материал, который поможет учащимся справиться с заданием А9. Перечислены способы выражения подлежащего и сказуемого, отмечены сложные случаи, приведен алгоритм действий....

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А10.

Здесь приведен материал, который поможет учащимся успешно справиться с выполнением этого задания. Детально разобраны виды сложных предложений, приведены способы их нахождения в тексте, дан алгоритм де...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А11.

Здесь размещен материал для успешного выполнения этого задания. Подробно расписаны разряды частиц, местоимений, приведены примеры. Кроме этого, есть очень важный материал, позволяющий научиться различ...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А13, А14, А15

В этих рекомендациях даны правила правописания приставок, Н и НН в разных частях речи, гласных в корнях слов. Кроме этого, есть материал, касающийся слов-исключений. дан алгоритм дейсвий при выполнени...

ЕГЭ по русскому языку. Рекомендации к уровню А. А16,А17,А18

Здесь размещен материал для успешного выполнения заданий А16, А17, А18. Задания связаны с правилами орфографии: правописание суффиксов глаголов и причастий, правописание суффиксов прилагательных и сущ...