Урок по теме "Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в И.п."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Рыжкова Лилия Викторовна
Данный урок - второй по теме, является уроком применения предметных знаний. Все этапы урока направлены на усвоение новой пунктограммы и  объединены  этимологическим исследованием слова "школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx25.02 КБ
Файл tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Тире между подлежащим и сказуемым.

ЦЕЛИ: Закреплять знания учащихся о  постановке тире между подлежащим и сказуемым,   выраженными именем существительным в именительном падеже; формировать навыки точного определения подлежащего и сказуемого; закреплять умение учащихся определять лексическое и этимологическое значение слов по  лингвистическим словарям.

 Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, речь, внимание, навыки исследовательской культуры  образовательного процесса, умение работать в паре.

 Воспитывать стремление постоянно повышать уровень своих знаний, чувство гордости  за свою школу и бережное к ней отношение.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с дидактическими заданиями, портрет Н.М. Карамзина, «Этимологический словарик школьника» О.Д.Ушакова.

Тип урока: урок применения предметных умений.

Ход урока

1. Оргмомент    Слайд 1

Каждый день нам школа дарит встречу

С другом, знаниями, радостью, мечтой.

Каждый миг здесь мудростью  отмечен,

Если не заполнен пустотой.

_-Ребята, я рада вас видеть, желаю хорошего рабочего дня и  призываю не терять время  впустую  на нашем уроке.

2. Орфографическая разминка.   Слайд 2

Соедините слова парами с учётом одинаковой орфограммы, вспомните правило и запишите словосочетания без ошибок. (Методика Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие школьников»)

Стараю(тся, ться),  ко(л,лл)ектив, к..бинет, встр..чает, пр..сторный,  уч..ников,  кла(с,сс)а, научи(тся, ться)

-Назовите первую пару слов. Какая орфограмма их объединяет?

-Какие ещё слова можно соединить?

-Какая орфограмма в словосочетании встречает учеников?

- Назовите последнюю пару слов. Какие буквы записали на месте точек?

 3. Актуализация знаний учащихся.

Если получившиеся словосочетания мы включили бы в текст, то о чем бы он  был, какова была бы его тема? ( школа)

- Что такое школа, на ваш взгляд?

- Вы будете удивлены, но этимологический словарь рассказывает совсем обратное.  Что изучает этимология?

Сообщение ученицы. Слайд 3

«Слово имеет греческое происхождение и в переводе означает «отдых, досуг». Согласитесь, очень непривычное для нас сочетание слова и его значения. А дело в том, что первые школы появились в Древней Греции. Греки под досугом подразумевали не безделье, не развлечение, а свободные (на досуге) беседы мудрецов-философов со своими учениками. Учителя и ученики в это время говорили о разных науках, обсуждали разные философские проблемы. Уже гораздо позднее появилась привычная школа с уроками и домашними заданиями.»

 - Что же происходило во время бесед? Чем  делились философы с учениками?

 На доске слова древнегреческого философа Аристотеляо такой школе, но нужно восстановить предложение, построив его по  схеме.

Мудрости, хорошая, дом, школа.

4. Сообщение темы урока, целей. слайд

Прочитайте получившееся предложение. Что оно говорит о школе? Школа это что? В чем особенность подлежащего и сказуемого? Какого знака требует такая форма?

Индивидуальные лингвистические исследования учащихся «История тире»

- Сегодня мы продолжим работу по этой теме, сформулируйте её. Какие задачи нужно решить( приём незаконченного предложения)

5. Синтаксический разбор.

Хорошая школа – дом мудрости. Аристотель

6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения лингвистических задач.

- А когда появились первые школы на Руси? Как они назывались сначала? Прочитаем об этом.    ( текст распечатан для каждого ученика) Слайд 6

Работа с текстом

Первые школы создавались в Киеве вскоре после Крещения Руси. Их основателем стал князь Владимир Красное Солнышко. Он  приказал брать  «лучших людей и ребят и отдавать их в научение книжное». Но царский наказ было трудно исполнить. Народ в то далёкое время боялся грамоты. Матери сильно оплакивали своих детей, словно посылали на верную погибель.

Дело Владимира продолжил его сын – Ярослав Мудрый. Он собрал  в Новгороде  300 детей и велел «учити их книгам». Это было первое большое училище. В некоторых областях оно называлось «учило, учельня». А термин школа  появился на Руси в 1382 году.

Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и монастырях. Книги для школ переводили с греческого языка, они пользовались почётом и уважением. При пожаре их в первую очередь  выносили из огня. О них говорили: «Книги суть те же реки, наполняющие вселенную».

- Как назывались первые учебные заведения?

-Когда появилось слово «школа» Руси? Сколько лет слово «школа» живёт на Руси?

 - Почему  самой ценной вещью считались книги?

 Конструирование предложения. Слайд 7

- Перечитайте последнее предложение. Перестройте его так, чтобы между подлежащим и сказуемым  стояло тире. Запишите.

Работа по учебнику

Значимость книги, знаний   русский народ  понимал всегда. Вы в этом убедитесь, выполняя упражнение № 426.

 Дифференцированное задание: 1В-1,3   2В – 2,4  (начертите схему)

Слайд 8 - самопроверка

Работа по картине Б.М. Кустодиева ««Земская школа в московской Руси» 1907 г. слайд 9

 Борис Михайлович Кустодиев – знаменитый русский художник. Он рисовал интересные портреты, но не менее известна его картина, представленная на слайде.

-Что вы скажете о земской школе? Какая обстановка в ней царит? (домашняя) Как вы поняли это?

Обустройство школ предполагало, что за каждым учителем закреплялось от 6 до 12 учеников. Всё убранство школы, несмотря на домашнюю обстановку. Настраивает на серьёзный лад.  Комната светлая и чистая.. Под образами сидит седовласый учитель, его взгляд сосредоточен на учениках, он внимательно следит за их работой и готов в любой момент помочь и направить.

- Почему двое учеников стоят на коленях?

 - Хотели бы учиться в такой школе? Почему? Вы правы, правила поведения и учения в то время были гораздо строже.

  1. Пхания друг друга и бития, и резвого бегания, и всяких ненадобных детских глумлений да не водворится у вас
  2. Не шуметь, не глумиться и не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор вон выносить
  3. Розга разум детям в голову вгоняет,

    Учит молитве и злых всех стегает.

         Розга хоть и бьет, но не ломит кости,

   А детей отучает от всякой злости.

 

7. Просмотр видеоролика «Наша школа» (физкультминутка)

8. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.

  Работа  в группах над созданием текста (текст на слайде для проверки и распечатан для работы в группах)

На месте пропусков запишите подходящие по смыслу слова. Подумайте, в каких 3 предложениях нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым, докажите свой выбор.

В слабом классе слова для справки:  гардероб, помещение, просторное, большое, здание, роскошные, интересные, расписание.

Наша школа    это   большое и красивое ___?_________ в центре села. С __?___    года школа распахивает  двери перед учениками,  педагогами  и гостями.

Каждое утро уютный   вестибюль наполняется весёлым гомоном ребят. Наш вестибюль   это ______?______ и светлое ______?_______перед входом во внутреннюю часть школы.  Здесь  вы увидите много  _________ комнатных  цветов,  познакомитесь  с  разными объявлениями  на информационном стенде.       Тут же   _________?_____           место для хранения одежды.  В гардеробе  школьники успевают не только снять верхнюю одежду, но и обменяться новостями, шутками. Уточнив ________, ученики торопятся в классы.  Навстречу  _____________ урокам.

9. Этап контроля за процессом и результатом учебной деятельности

Тестирование

Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить знак тире.

 1. Доброе слово дверь в душу.

 2. Ум великое дело.

 3.Голова научит, руки сделают.

 4.Умный товарищ половина дороги.

 5.Умный молчит, когда дурак ворчит.

10. Рефлексия.

На столах у вас – ладошка, внутри которой написано: Сегодняшний урок для меня – это…. Запишите свои ощущения, используя существительные (отдых, сплошные трудности, открытие, новые знания, скука, удовольствие)

11. Домашнее задание.

Дифференцированная работа:  

А: подобрать 5-6 пословиц или предложений из  научного текста, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. В И.п.

Б: написать мини-сочинение на тему «Наш кабинет», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каждый день нам школа дарит встречу С другом, знаниями, мудростью, мечтой…. Каждый день здесь радостью отмечен, Если не заполнен пустотой.

Слайд 2

Орфографическая разминка Стараю ( тся , ться ), ко( л,лл ) ектив , к.. бинет , встр ..чает, пр.. сторный , уч .. ников , кла ( с,сс )а, научи( тся , ться )

Слайд 3

Школа(греч.) schole – «отдых, досуг»

Слайд 4

Тире между подлежащим и сказуемым Задачи урока: 1.учиться находить в предложении ……… 2. определять, чем выражены….. 3. видеть место постановки …….в предложении 4. составлять предложения самостоятельно

Слайд 5

Тире между подлежащим и сказуемым Земля велика и прекрасна. Земля наш общий дом. сущ., И.п. сущ., И.п.

Слайд 6

Древняя Русь ( VIII-XIII век) Князь Владимир(Красное Солнышко)

Слайд 7

Книги – это реки, которые наполняют вселенную. сущ., И.п. сущ., И.п.

Слайд 8

1) Чтение – вот лучшее учение. 3) Книга – это история народов земли. 2) Хорошая книга – праздник. 3) Книга – верный друг и советчик.

Слайд 9

Б.М. Кустодиев «Земская школа в московской Руси» 1907 г.

Слайд 10

Наша школа это _____?___ и красивое ___?_____ в центре села. С __?___ года школа распахивает двери перед учениками, педагогами и гостями. Каждое утро ___?_____ вестибюль наполняется весёлым гомоном ребят. Наш вестибюль это ______?______ и светлое ______?____ перед входом во внутреннюю часть школы. Здесь вы увидите много роскошных _____?____ цветов, познакомитесь с разными объявлениями на информационном стенде. Тут же _________?_____ место для хранения одежды. В гардеробе школьники успевают не только снять верхнюю одежду, но и обменяться шутками, новостями. Уточнив расписание, ученики торопятся в классы. Навстречу интересным урокам .

Слайд 11

1. Доброе слово дверь в душу. 2. Ум великое дело. 3.Голова научит, руки сделают. 4.Умный товарищ половина дороги. 5.Умный молчит, когда дурак ворчит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...