«Преставление опыта работы»
статья по русскому языку по теме

 

Конкурс педагогических достижений (2012-2013 учебный год).

Номинация «Открытие года».

Выступление и презентация на I этапе - «Преставление опыта работы». 

Презентация доступна по ссылке http://yadi.sk/d/xNX626ft5IxtQ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pervom_etape_konkursa_otkrytie_goda.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс педагогических достижений 2012-2013 учебный год

Номинация «Открытие года»

I этап «Преставление опыта работы»

Овсянникова Галина Павловна,

учитель русского языка и литературы,

 II квалификационной категории

ГБОУ лицей № 410

Пушкинского района Санкт – Петербурга

«Уча, учусь!», или интерактивные методы обучения

 на уроках русского языка и литературы

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представиться – Овсянникова Галина Павловна. Последние два года работаю учителем русского языка и литературы в лицее № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Начиная свой педагогический путь от работы вожатой и продолжая в службе психолого-педагогической поддержки учащихся, совмещая всё это с преподавательской деятельностью, я, как и многие другие педагоги, искала ответы на вопросы: как привить ученикам самостоятельность и ответственность? как приспособить темп и глубину изучения предметов к отстающим «слабым» и скучающим «сильным»? Изучив немало методических материалов, я остановилась на технологии интерактивного обучения, которая является одной из наиболее успешных и продуктивных форм обучения и воспитания на современном этапе развития образования.

Что такое “технология  интерактивного обучения”? От англ. “interact” – находиться во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп. Такое взаимодействие обычно происходит в форме обсуждения, каким образом решить ту или иную проблему и насколько приемлемо предложенное решение. Хочется вспомнить актуальное до сих пор высказывание Розы Люксембург: «Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других».

Согласитесь, в современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств. Коллективная работа означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. Для этого необходимо, чтобы имелась некая задача, результат которой зависит от совместных действий, и общая цель, при которой успех каждого члена группы напрямую зависит от успеха действий всей группы. На школьной практике это означает, что происходит не только обмен идеями, но и распределение ресурсов и обязанностей и, наконец, то, что каждый член группы разделяет ее успех. Школьники учатся лучше, когда они работают в группе, в которой все помогают друг другу. Конечно, скептики сомневаются в том, что от этого выигрывают и сильные, и слабоуспевающие ученики. Я считаю, что не только слабо или средне одаренные дети получают особые преимущества от такой организации учебного процесса, но и талантливые дети учатся в таком случае успешнее. Лучшему усвоению материала способствует взаимообучение, так как ученики усваивают 90% от того, чему учат сами.

В интерактивной технологии существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются переплетением нескольких приемов. Часто одни и те же методы встречаются под разными именами или одно и то же название используется для обозначения различного содержания. Будем помнить, что любой термин достаточно условен. Хочу предложить Вашему вниманию основные интерактивные подходы, которые я использую в своей практике.

Поскольку я работаю в среднем звене (5-7 классы), пока я использую простые интерактивные методы - работа в парах, малых группах, мозговой штурм и т.д.

На первых уроках русского языка и литературы мы проводим особое "организационное занятие" с учениками и совместно создаем "Правила работы в аудитории". Психологами давно доказано, когда дети сами «придумывают» правила, они стремятся соблюдать их, не нарушая, чем, если эти правила будут навязаны им кем-то «сверху».

Действенный способ видеть свои и чужие ошибки, уметь производить не только самооценку, но и оценивать других – это научиться взаимопроверке. Так, на уроках русского языка после написания словарного диктанта ученики обмениваются тетрадями и по образцу проверяют работу друг друга. Словарная работа при интерактивном обучении может быть и несколько видоизменена. Скажем, таким способом: семь-девять слов, написанные каждое на отдельном листе, распределяются по классу. Например, карточка со словом вырастает может быть помещена около цветка, карточка со словом сделанный  около поделки и т.д. Место слова определяется вместе с ребятами. На следующий день некоторые карточки меняются местами, ученики должны их восстановить. На третий день один из ребят расставляет слова. На четвертый день учитель подходит к тому месту, где было то или иное слово, а ученики записывают его. 90% ребят правильно записывают все слова.

Работа в парах сильного и более слабого ученика над общей темой доклада или сообщения по литературе учит ребят совместно отбирать нужный материал, систематизировать его и представлять результаты своего труда, взаимодействуя друг с другом. После выступления другие ученики задают вопросы докладчикам, на которые они отвечают вместе, иногда, каждый со своей точкой зрения. А «подсказка» успевающего ученика  в таком случае становится инструментом взаимообучения, а не подачей «интеллектуальной  милостыни».

При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.

Следующий пример приема работы в парах – «Диаграмма Венна».  Чертятся два пересекающихся эллипса. В первом и во втором эллипсах помещаются отличительные черты. В пересечении -  общее между двумя понятиями. Ребята совместно обсуждают и записывают полученные в ходе обсуждения итоги.

Например, при начальных этапах изучения темы «Причастие»  «Диаграмма  Венна» используется для выявления общих черт у причастия и глагола (рисунок 1).

Описание: Безымянный

«Мозговой штурм» мы с учениками активно применяем как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. При работе над сочинением по картине  в кластеры записываются слова, ассоциации, словосочетания, которые ученики предлагают в ходе совместной работы, но каждый из них потом напишет свое индивидуальное,   неповторимое сочинение. А на уроке литературы такой метод поможет создать более полную характеристику героя произведения, подметить важные детали всем участникам учебного процесса.

Более сложный в плане организации, но очень интересный прием интерактивного обучения условно назван «Пила» (дословно с английского – «ажурная пила», «машинная ножовка»). Он разработан в 1978 году, но  не потерял своей актуальности и сейчас. На первоначальных этапах целесообразно отводить целый урок на освоение учащимися данной техники.

Описание: 1 шаг – определить 4 темы/фрагмента темы/логических или смысловых блока для беседы и совместной работы (на начальных этапах – темы может предложить учитель), назначить регламент для работы над каждым шагом.

2 шаг - учащиеся организуются в группы по 4-6-8 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (до 3-х минут).

3 шаг - каждый член группы находит материал по своей части (до 7-10 минут).

4 шаг -  «встреча экспертов». Ученики, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу (до 5 минут).

5 шаг - эксперты возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы) (до 15 минут).

Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, а учитель выступает в роли тьютора,  ученики особенно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, потому что это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме. 

Нельзя забывать и об обратной связи ученика и учителя. Мы называем преподавание и обучение интерактивным, если во время занятия между учащимися, а также между учениками и учителями наблюдается высокий уровень взаимодействия. Рефлексия – способ оценить ученику и собственный опыт, и дать общую оценку уроку.

«Телеграмма» -  приём актуализации субъективного опыта при помощи очень краткой записи. Например, кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание учителю, пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

«Сигнальные цветовые карточки» могут применяться в конце урока для оценки своей деятельности. «Зеленый цвет» означает «мне было комфортно работать» (или как вариант – «я понял изучаемый материал полностью»), «синий цвет» - «мне что-то мешало, я отвлекался» (или – «при изучении темы возникли трудности, остались непонятные моменты»), «красный цвет» - «я устал, было неинтересно» (или – «я почти не понял изучаемую тему»). Во время урока такой цветовой сигнал
ученик может подать учителю или своему партнеру и получить своевременную помощь.  

        И в заключении хотелось бы сказать о способе оценки работы ученика на уроке. Уже давно и успешно я со своими учениками использую «накопительную» систему оценивания и перевод ее в традиционную оценку. За каждый вид работы ученик получает определенный балл по уже знакомым ему критериям, а итоговая оценка выставляется сообща с учителем.

Если говорить о результатах моей работы, стоит отметить высокий уровень качества знаний учащихся по русскому языку и литературе, стопроцентную вовлеченность всех обучающихся в работу над проектами по литературе, активное посещение предметного клуба «Самиздат», участие в предметных олимпиадах.

Русский язык

Литература

2010-2011 уч. год

1 четверть 2011-2012 уч. год

2010-2011 уч. год

1 четверть 2011-2012 уч. год

5 Б класс

90%

100%

5 В класс

75 %

100%

6 В класс

58%

98%

6 Б класс

92%

100%

6 В класс

80 %

100%

7 В класс

60%

98%

 Ключевая особенность метода “взаимодействие” состоит в том, что он представляет собой Процесс Открытия, сущность которого заключается в овладении учащимися навыками обучения через взаимодействие. Важно здесь понять, что процесс решения проблемы становится таким же приоритетным, как и сам ответ. Это связано с тем, что целью интерактивной методики является не просто передача информации, а привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов в ходе совместной работы. Прав был Сенека, сказавший: «Уча, учусь».

         Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...