Урок развития речи в 7 классе. Сочинение-интервью. «Профессии всякие важны».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Огородникова Людмила Николаевна

 

Цели:  1. обучение составлению вопросов по определенной теме, их последовательность, четкость, формирование навыков правильной постановки вопроса.

  1. развитие и закрепление навыков составления текста интервью, формирование навыков его редактирования, подготовка учащихся к контрольной работе – сочинению-интервью, развитие логического мышления.
  2. воспитание чувства восхищения людьми труда, расширение кругозора.
  3. развитие правильной, выразительной речи, навыков делового общения, умения не только говорить, но и слушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie1.doc27 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie2.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie3.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: урок развития речи в 7 классе. Сочинение-интервью. «Профессии всякие важны».

Цели:  1. обучение составлению вопросов по определенной теме, их последовательность, четкость, формирование навыков правильной постановки вопроса.

  1. развитие и закрепление навыков составления текста интервью, формирование навыков его редактирования, подготовка учащихся к контрольной работе – сочинению-интервью, развитие логического мышления.
  2. воспитание чувства восхищения людьми труда, расширение кругозора.
  3. развитие правильной, выразительной речи, навыков делового общения, умения не только говорить, но и слушать.

Форма урока: деловая игра.

Дидактическое пространство урока: стенд «К уроку» заполнен текстами интервью из газет для детей и юношества, стенд «Пиши правильно» заполнен словами, связанными с понятием интервью, памятки для учащихся «Как работать над сочинением в жанре интервью», «Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью», на стенде помещены схемы обращения, прямой речи, стенгазета «Все профессии хороши – выбирай на вкус».  

Эпиграф к уроку: « Прежде чем писать, я задаю себе три вопроса: что писать, как писать и для чего писать.» М. Горький.

Ход урока

  1. Оргмомент.

    Сегодня у нас, ребята, необычный урок – деловая игра – урок развития речи. На уроках в пятых, шестых классах мы работали над сочинением описанием природы, описанием помещения, описанием внешности человека. Сегодня мы с вами поработаем над сочинением-интервью. Интервью – слово английское. На доске записаны слова, которые связаны с понятием интервью. Давайте познакомимся с ними (читают вслух).

  1. Интервью – предназначенная для печати, беседа с каким – нибудь лицом.
  2. Интервьюер – журналист, интервьюирующий кого-нибудь.
  3. Интервьюируемый – человек, у которого берётся интервью.
  4. Интервьюировать – получать интервью у кого-нибудь.
  5. Редактор – лицо, которое редактирует текст.
  6. Редактировать – проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

           Подготовка к уроку проходила в три этапа:

-   самостоятельная работа ( выбор темы, интервьюируемого);

-    корректировка, обсуждение текстов интервью;

-    самостоятельная работа над сочинением.

            Сегодня мы остановимся на втором этапе работа:  анализ текстов интервью,  которые вы получили у некоторых работников нашей школы и записали в тетрадях для самостоятельной работы.

             Ровно неделю назад вы получили задание – определить тему и цель интервью и оформить его для сегоднешнего обсуждения. Это был первый этап работы. Вы работали группами, всего 6 по 4, в некоторых 5 человек.

             В ходе – подготовки к этому уроку вы пользовались памятками «Как работать над сочинением в жанре интервью»,(Приложение1)          « Слова вежливого обращения и правильного ведения интервью» (Приложение2). Памятки эти находятся у вас на столах, не забывайте о них, она вам пригодятся и сегодня.

             К концу урока мы узнаем, кому из вас понравилась работа журналиста, и кто может стать хорошим редактором.

№228-575-689

             Цель урока – получить навыки оформления и редактирования текста интервью и подготовиться к контрольному сочинению – интервью. Лучшие работы будут вывешены в нашей стенгазете «Все профессии хороши – выбирай на вкус».

          Сначала вы поработаете в группах. За 10 минут вы должны выяснить, чьё интервью в вашей группе получилось удачным, то есть тема раскрыта полно, заглавие соответствует теме, во вступительной части  корреспондент удачно представляет своего собеседника, объясняет цель интервью, вопросы поставлены четко, язык интервью богатый, синтаксические конструкции разнообразны, речь выразительна. После указанного времени двое из группы будут защищать лучший текст интервью: один – в роли журналиста, второй – в роли интервьюируемого. Каждое выступление будет оценено баллами. После прослушивания текста интервью одной группы выставляют баллы за ответ.  Постарайтесь стать победителем.

            Приступаем к работе. На стенде помещены схемы обращения и диалога, которыми вы будете руководствоваться при работе. Давайте вспомним, что такое обращение, диалог? В памятке у нас есть раздел «Повторение пройденного материала», обратимся к ней (чтение памятки) (Приложение3).

              Обращение – слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.

              Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

              Итак, вынесите в свои тексты добавления, изменения, если в этом есть необходимость, обсудите тексты, выберите для защиты самый лучший.

  1. Самостоятельная работа.

            ( 10 минут).

  1. Защита представителями групп лучшего текста интервью.

         Выступление групп. Защита проходит в форме ролевой игры. После прослушивания текста интервью одной группы, другие группы выставляют баллы. Ведёт защиту текстов учитель.

         1 группа.

         Интервью взято у завхоза школы Любовь Владимировны на тему обязанности заведующей по хозяйственной части.

          2 группа.

          Интервью взято у учителя биологии Аблязизовой Риммы Раисовны на тему экология города.  

           3 группа.

           Интервью взято у заместителя директора по учебно-воспитательной работе Гайнутдиновой Ольги Александровны на тему организации учебного процесса.

            4 группа.

            Интервью взято у психолога школы Волковой Оксаны Владимировны на тему решения подростковых проблем.

             5 группа.

             Интервью взято у библиотекаря школы Малышевой Галины Ивановны на тему посещаемости учащимися школьной библиотеки и их читательских интересов.

             6 группа.

             Интервью взято у логопеда школы Каллаур Ильгизы Галеевны на тему нарушения речи учащихся.

  1. Подведение итогов интервью.

       Учитель получает сведения о баллах, выставленных группами самими учащимися, определяет группу-победительницу, объявляет оценки за работу на уроке. Обращается к эпиграфу: « Подходит ли эпиграф к уроку?».

        Обсуждение.

  1. Домашнее задание.
  1. написать контрольное сочинение-интервью;
  2. взять небольшое интервью у родителей.



Предварительный просмотр:

Как работать над сочинением в жанре интервью

(памятка для учащихся).

I.          Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.

  1. 1.Наметьте тему беседы. В соответствии с ней составьте вопросы, продумайте их последовательность.

2.Проведите беседу, запишите ее основное содержание.

3.Прочитайте запись. Определите основную мысль интервью. Озаглавьте его.

     III.        Напишите вступление и заключительную часть.

     IV.       Прочитайте всё  написанное вслух, отредактируйте, то есть внесите      

            добавления, изменения.

  1. Проверьте черновик, обратите особое внимание на знаки препинания при                                                                        обращении и диалоге, а также на слова благодарю, до свидания, здравствуйте.
  2. Аккуратно перепишите сочинение.

№228-575-689



Предварительный просмотр:

  1. Слова вежливого обращения и правильного    

                    ведения   интервью.        

Здравствуйте, благодарю, до свидания, как вы думаете, каково ваше мнение, какова ваша точка зрения, как вы считаете, спасибо большое.

№228-575-689



Предварительный просмотр:

  1. Повторение пройденного материала.

  1. Диалог – разговор между двумя или нескольким лицами.
  2. Монолог – речь, в отличии от диалога, обращение к самому себе, слушателям.
  3. Беседа – разговор, обмен мнениями.
  4. Обращение – слово или группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.

    С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка.

№228-575-689


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...

Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.

Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....