ГИА по русскому языку
материал по русскому языку (9 класс) по теме
Материалы для итоговой аттестации по русскому языку для учащихся 9-х классов и их родителей:
демоверсия 2013,
учебное пособие Егораевой,
шкала оценок,
комментарии члена конфликтной комиссии.
сжатое изложение.
Задание В2. Связь слов в словосочетении
Всё о ГИА. Что ждёт впереди?
В день экзамена. Это должен знать каждый.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ГИА. Русский язык. Демоверсия 2013. | 517.5 КБ |
Сборник типовых тестовых заданий Г.Т.Егораевой | 2.92 МБ |
Шкала пересчёта первичного балла ГИА в отметку | 177.02 КБ |
Комментарий члена апелляционной комиссии к шкале оценок | 12.35 КБ |
ГИА. Сжатое изложение | 737.5 КБ |
ГИА. В2.Связь слов в словосочетании | 241.96 КБ |
Всё о ГИА. Что ждёт впереди? | 973.58 КБ |
В день экзамена. Это должен знать каждый. | 880 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 9 класс 2
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы
Государственная (итоговая) аттестация 2013 года (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации
(в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2013 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2013 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2013 г., приведён в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по русскому языку.
Текст для прослушивания в части 1 экзаменационной работы приведён в разделе «Система оценивания экзаменационной работы».
© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Русский язык. 9 класс 3
Демонстрационный вариант 2013 года
Русский язык. 9 класс
4
Часть 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся
3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из
7 заданий с выбором ответа (А1–А7) и 9 заданий с кратким ответом
(В1–В9).
К каждому заданию с выбором ответа (А1–А7) даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер нового ответа. Ответы к заданиям В1–В9 Вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали,
работая над заданиями части 2.
Задание части 3 (С2) представляет собой письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
_ C1
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, –
сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после
его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно,
чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением
сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала. (43)Делегация молча удалилась.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна
Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и
фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и
оглохла не только она, но и её душа…
_ A1
_ A2
A3
A4
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1–А7 обведите кружком.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»
1) Это были копии, а не настоящие документы.
2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.
3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.
4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «жмутся»
(предложение 2).
1) держатся близко друг к другу, теснятся
2) сжимают что-либо
3) скупятся
4) съёживаются
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ буква Т обозначает непроизносимый звук.
(По Б. Васильеву)*
* Борис Львович Васильев (род. в 1924 г.) – русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала главной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился»,
«Завтра была война» и др.
2) В слове ВХОДЯ первый звук – [ф].
3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв.
_ A5
A6
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) подивилась
2) вклинилась
3) касаются
4) написал
В каком слове правописание приставки определяется её значением –
B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:
– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.
«приближение»?
1) пришли
2) привычный
3) прикрыла
4) прислушалась
A7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) бесценные
2) сосредоточена
3) напряжённо
4) деревянная
Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на
Ответ: .
B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.
Ответ: .
B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.
– Мальчик,(4)
поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5)
B1 Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: .
B2 Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: .
B3 Выпишите грамматическую основу предложения 22.
Ответ: _ .
B4 Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _ .
чтобы я слышала.
Ответ: _ .
B8 Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _ .
B9 Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _ .
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.
C2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку
Часть 1
Текст для прослушивания
Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.
(По А. Никонову)
135 слов
Критерии оценивания задания С1
Таблица 1
Информация о тексте для сжатого изложения | |
№ абзаца | Микротема |
1 | Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности |
2 | Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным |
3 | Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, – единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека |
Таблица 2
Часть 2
Проверка заданий А1–А7; В1–В9
За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы (А1–А7; В1–В9) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 16 тестовых заданий части 2 работы, – 16.
За выполнение каждого из заданий А1–А7 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа. Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.
Таблица 3
Номер задания | Правильный ответ |
A1 | 3 |
A2 | 1 |
A3 | 2 |
А4 | 4 |
А5 | 3 |
А6 | 1 |
А7 | 4 |
Таблица 4
B1 | пошептались <или> пошептали |
B2 | шкатулка из дерева |
B3 | создают |
B4 | 27 |
B5 | 1,2 <или> 2,1 |
B6 | 3 |
B7 | 2,3,5 <или любая другая последовательность этих цифр> |
B8 | 4 |
B9 | 53 |
Часть 3
Критерии оценивания С2
Ответ на задание С2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Таблица 5
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 (нулём) баллов по всем критериям проверки (С1К1–С1К4; ГК1–ГК4, ФК1).
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность
его письменной речи оцениваются отдельно (см. таблицу 6).
Таблица 6
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет
70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше
1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена
1 негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов,
то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4
оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 42.
За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более
17 баллов (от 0 до 17) за выполнение всех частей экзаменационной работы;
отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее
18 и не более 27 баллов (от 18 до 27) за выполнение всех частей экзаменационной работы;
отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее
28 и не более 36 баллов (от 28 до 36) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее
4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4
учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 37 и не более 42 баллов (от 37 до 42) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее
6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4
учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Комментарии к шкале оценок.
В 2012 году я была членом конфликтной региональной комиссии по результатам ГИА. Хочу обратить внимание на следующие моменты: посмотрите на «Шкалу оценок», особенно внимательно на графы с оценками «4» и «5». Там после баллов, необходимых для данной отметки, есть пояснение: «при условии, что за критерии ГК1-ГК4…» Что это значит? Это критерии: ГК 1 –орфография, ГК 2 -пунктуация, ГК 3 – грамматические ошибки, ГК 4 – речевые ошибки.
НО ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ: оценки по этим критериям суммируются за ДВЕ работы: изложение и сочинение. Т.е., каждый критерий складывается из ошибок за изложение и сочинение ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ.
Самое большое количество апелляций было именно по этому поводу. Например, ученик набрал за экзамен по ГИА 36 баллов (это максимальный балл для оценки «4»). А получил «3». Обида, слёзы, паника, истерика (у детей, учителей, родителей). В чём причина? Именно в этих критериях за грамотность. Разработчики КИМов считают, что неправомерно ставить высокие оценки неграмотным людям.
И ещё. От конфликтной комиссии зависит не всё. Она может прибавить только 2 балла за части «С». Если для счастья требуется 3 балла, то работу проверяет комиссия в полном составе вместе с председателем (4 человека), принимает коллективное решение и пишет письменное заключение, обосновывая каждый из поставленных «лишних» трёх баллов. КАЖДЫЙ! Это решение отсылается в Москву.
Как ни странно, самая плохая ситуация с изложением. Дети не умеют сжимать КАЖДЫЙ АБЗАЦ из предложенного текста (нужно использовать не менее 2-х приёмов сжатия!). А в большинстве своём пишут подробное изложение, точнее, что запомнили.
Надеюсь, вы учтёте эти замечания и не повторите этих ошибок. Удачи на экзаменах.
Коновалова И.В. - член конфликтной комиссии Тульской области по ГИА «Русский язык».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗНАТЬ понятия «главная» и «второстепенная» информация, основные способы сжатия текста: исключение подробностей (деталей), обобщение (единичных явлений и фактов), упрощение (синтаксических конструкций); Чтобы выполнить это задание, нужно УМЕТЬ воспринимать текст на слух, обрабатывать информацию на слух, определять микротемы прослушанного текста, излагать информацию кратко и связно, правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, - грамотно употреблять синтаксические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения, использовать авторские ключевые слова и словосочетания, редактировать переработанный текст, использовать орфографический словарь при редактировании собственного текста,
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств." (Валгина Н.С.) Вспомним теорию Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, всегда меньше исходного текста, но НЕ бедным по содержанию. Это и представляет основную сложность для учащихся - уловить и кратко, без лишней "воды", сформулировать основную суть текста . Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста. Изложение - это форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е., передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.
Вспомним теорию Изложение Подробное Сжатое Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Воспроизвести основное содержание текста , сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста
Ненаучный способ объяснения №1. Самое главное - понять Полный текст У попа была собака, Он её любил. Она съела кусок мяса – Он её убил. (14 слов) Сжатый текст Поп убил любимую собаку за съеденное мясо. (7 слов) Этот детский глупый стишок и его прозаический перевод помогут тебе осознать, что от тебя потребуется на экзамене в задании С1: сократить текст, не упустив главного.
Ненаучный способ объяснения №2. Самое главное - понять Что нужно сделать, чтобы из апельсина получился сок? Почувствуй сходство: свежевыжатый сок и сжатое изложение. Другими словами, чтобы СЖАТЬ изложение ( т.е., получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст (т.е., апельсин), а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е., корку, косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е., СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!)
Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Почему изложение сжатое? Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от вас механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, т.е. происходит опора на ПАМЯТЬ. А в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть АНАЛИЗИРОВАТЬ его содержание и ГРУППИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ уже на этапе прослушивания.
Ненаучный способ объяснения №3. Самое главное - понять Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста. Вспомните разговор про апельсиновый сок? Какими способами можно выжать сок? Рукой, соковыжималкой механической или электрической. В любом случае, независимо от способа, мы получим один и тот же результат - свежевыжатый сок. Получить СЖАТЫЙ текст мы тоже можем различными способами. Известны три способа сжатия текста. Какие? 1. исключение, 2. обобщение, 3. упрощение.
Обработка прослушанного текста Содержательная Языковая 1. Разделение информации на главную и второстепенную, ( главная информация – та, без которой замысел автора ясен не будет, второстепенная информация – подробности, детали, примеры, повторы); 2. Свёртывание информации за счёт обобщения Исключение (несущественной и второстепенной информации), обобщение (свёртывание исходной информации, обобщение единичных явлений и фактов), упрощение (синтаксических конструкций)
Способ 1: исключение Ненаучный способ объяснения №4. Самое главное - понять Все тинейджеры стоят на голове. А один читает книгу. Он -исключение Все работают в компании, а одного исключили.
Способ 1: исключение отдельные слова, словосочетания, фрагменты предложений, вводных и уточняющих конструкций; одно или несколько предложений; один или нескольких синонимов в ряду однородных членов; поясняющие конструкции (например, однородные члены при обобщающем слове или простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения, поясняющие, раскрывающие содержание первой части) Что можно исключить из прослушанного текста?
Исключение второстепенной информации 1. Исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, вводных и уточняющих конструкций . а) Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря , в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие , даже самое маленькое . Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. (По В.И. Курбатову ) б) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.
2. Исключение одного или нескольких предложений. а) Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Кажется, что все, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости. (По А. Прихожан) б) Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.
3. Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. а) Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными , ясными лицами. (По Е. Киселёвой) б) Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
4. Исключение из текста поясняющих конструкций, например, ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части. а) Воспитание имеет много аспектов : тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления . Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М. Лотман) б) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.
Способ 2: обобщение Ненаучный способ объяснения №5. Самое главное - понять Назови одни словом то, что ты видишь слева и справа Люди Семья
обобщение содержания единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения – перевода частного в общее. замена ряда однородных членов обобщающим словом замена фрагмента предложения синонимичным выражением, - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; - замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчиненного предложения простым; - замена прямой речи косвенной. Способ 2: обобщение При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты , затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства. Обобщению подлежат: - ряды предложений, связанных одной мыслью; - части сложного предложения; - парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения),
Обобщение единичных явлений и фактов 1. Обобщение содержания: а) Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак . (По Г. Арбузову) б) Жизнь семьи Серовых была пронизана творческой атмосферой .
2. Замена ряда однородных членов обобщающим словом: 1) а) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами . (С. Газарян ) б) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает .
2) а) Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (По Ю.М. Лотману) б) Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?
Ненаучный способ объяснения №6. Самое главное - понять Способ 3: упрощение Моя сестра сначала решила сшить на свадьбу такое платье. Но затем произошло упрощение , хотя платье всё равно осталось свадебным. Дайте, пожалуйста, апельсиновый сок. Апельсинового сегодня не привезли. Купите грушевый или виноградный. Польза та же – витамины! Ну что, ЗАМЕНИМ ?
Способ 3: упрощение замена придаточного определительного синонимичным определением; замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом; сокращение количества частей сложного предложения; слияние двух предложений в одно.
Упрощение синтаксических структур 1. Замена придаточного определительного синонимичным определением. а) Автомодели, которые снабжены электродвигателями , принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования , включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. (Из периодической печати б) Автомодели с электродвигателями принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
2. Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом. а) Когда анализируешь события , относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том , что есть и будет, не забывай о том, что было. (С. Соловьёв) б) Анализируя события , относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том , что есть и будет, не забывай о том, что было.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения. а) Не стоит думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни , переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, ведь это далеко не так . (Из периодической печати) б) Не стоит думать, что нравственные потрясения, открывающие новое содержание в жизни , переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои.
4. Слияние двух предложений в одно. а) Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. (По С. Львову ) б) Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями . Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе. Пример комплексного применения приёмов сжатия (одновременная замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом и замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением; замена придаточных дополнениями; замена слова с отрицанием лексическим синонимом): а) Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (С. Соловьёв) б) Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом.
В презентации использованы материалы учителя русского языка и литературы ГБОУСОШ № 2043 г. Москвы Хохловой М.С. и методиста ГБОУ МЦ СОУО г. Москвы Геро И.К. (слайды № 12-15, 18-20, 23-27).
При написании изложения помни: «Краткость – сестра таланта!» (А.П.Чехов)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы выполнить это задание необходимо знать: - особенности словосочетания как языковой единицы, виды подчинительной связи в словосочетаниях, определение синонимов; уметь: - находить в словосочетании главное и зависимое слово, - выполнять замену словосочетания одного вида синонимичным словосочетанием другого вида.
Из теории вопроса Словосочетание (сокращённо –СС) –это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу подчинительной связью. Поэтому в СС есть главное и зависимое (подчинительное) слово. От главного к зависимому можно задать вопрос: какая? трудная задача, думать быстро , с чем? справиться с заданием СС не выражают законченной мысли и не образуют основу предложения. как?
Словосочетаниями не являются Подлежащее и сказуемое , потому что они оба – главные (море смеялось), - однородные члены предложения, потому что они равноправны (плескалось и смеялось), сочетание служебной и знаменательной части (после уроков- это предлог с существительным, только они –это частица и местоимение), неделимые сочетания слов , выполняющие роль одного члена предложения (брат с сестрой, День победы, двадцать второй, более сладкий).
Виды словосочетаний по способу связи: Согласование Управление Примыкание
Согласование Согласование –способ связи, при котором зависимое слово согласуется с главным, то есть, ставится в том же роде, числе и падеже. Зависимые слова отвечают на вопросы: какой, который, чей. Согласоваться в роде, числе и падеже могут слова, изменяющиеся по родам, числам и падежам: - имена прилагательные , кроме прилагательных в сравнительной и превосходной степени(трудная задача), местоимения (но не все) (у нашего друга), полные причастия (улыбающимся мальчиком), порядковые числительные (к первому уроку), количественные числительные в косвенных падежах (с тремя товарищами). Запомни! Имена существительные по родам не изменяются. Поэтому при управлении зависимое слово не может быть именем существительным. ПОМНИ: если изменить главное слово, то обязательно изменится и зависимое. Например: задача трудная. Изменим главное слово: задачу (какую?) трудную, к задаче (какой?) трудной. Видим, что изменилось и зависимое.
Управление Управление – это способ связи, при котором главное слово управляет зависимым и ставит его в определённом падеже. Зависимое слово при управлении отвечает на один из падежных вопросов, кроме именительного: кого? Чего? кому? Чему? кого? Что? кем? Чем? о ком? О чём? Зависимыми словами при управлении могут быть имена существительные и части речи в роли существительного, чаще всего местоимения : посмотреть на друга, посмотреть на него, посмотреть на сидящего. ПОМНИ! Если изменить главное слово, то зависимое не изменится: посмотрю на него, посмотрел на него, посмотришь на него, посмотрят на него.
Примыкание Примыкание –это способ подчинительной связи, которая осуществляется только по смыслу. ПОМНИ! При примыкании зависимым может быть только неизменяемое слово : - наречие (громко плачет, идти пешком, пиши быстрее, брюки клёш), - инфинитив , по-другому, неопределённая форма глагола (готов помочь, просили спеть), - деепричастие (работал не переставая, говорил запинаясь), - сравнительная степень прилагательного или наречия (малыш постарше, подойти ближе), притяжательные местоимения , отвечающие на вопросы: чей? чья? чьи?, ЕГО, ЕЁ, ИХ (его машина, к её дому, их вещами. Но! увидел (кого?) их – это управление).
Давайте разберёмся! 2. Задаём вопрос от главного слова к зависимому. Какую? 3.Определяем,какой частью речи является зависимое слово. 4. Выполним проверку: изменим главное слово: птицы (какой?)синей, птица (какая?) синяя. Изменилось и зависимое. Значит, связь – согласование. СИНЮЮ ПТИЦУ прилагательное 1. Находим главное слово и ставим над ним крестик.
Давайте разберёмся! Энергию души 1. Находим главное слово и ставим над ним крестик. 2. Задаём вопрос от главного слова к зависимому. Чего? 3.Определяем,какой частью речи является зависимое слово. Существительное 4. Выполним проверку: изменим главное слово: энергии (чего?) души, энергией (чего?) души. Зависимое слово не изменилось. Значит, это не согласование. Посмотрим на вопрос и часть речи, которой выражено зависимое слово. По всем признакам –это управление.
Формулировка задания на ГИА: Замените словосочетание «с усердием рыхлить», построенное на основе управления, синонимичным словосочетание со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Способ действия: 1.Запиши предложенное словосочетание. 2. Найди главное слово. 3. Его не трогай (не изменяй!). 4. Прочитай задание, обратив внимание на способ связи, который от тебя требуется. В данном случае- это УПРАВЛЕНИЕ. 5. Вспомни особенности этого способа подчинительной связи: от главного к зависимому задаётся падежный вопрос и зависимое слово существительное или местоимение. 6. Преобразуй зависимое слово в существительное. 7. Добавь (если нужно) предлог. деревянный столик Чего? Чему? Что? Чем? О чём? столик дерева дереву дерево деревом о дереве из 8. Запиши полученный ответ в бланк: столик из дерева
Способ действия: 1.Запиши предложенное словосочетание. 2. Найди главное слово. 3. Его не трогай (не изменяй!). 4. Прочитай задание, обратив внимание на способ связи, который от тебя требуется. В данном случае- это согласование. 5. Вспомни особенности этого способа подчинительной связи: от главного к зависимому задаётся вопрос «какой», «чей» и зависимое слово согласуется с главным в роде, числе. падеже. 6. Преобразуй зависимое слово в прилагательное. в доме родителей каком? чьём? в доме родительском 8. Запиши полученный ответ в бланк: родительский дом 7. Измени главное слово (падеж или число) и понаблюдай за зависимым: дом родительский, дома родительского.
Способ действия: 1.Запиши предложенное словосочетание. 2. Найди главное слово. 3. Его не трогай (не изменяй!). 4. Прочитай задание, обратив внимание на способ связи, который от тебя требуется. В данном случае- это УПРАВЛЕНИЕ. 5. Вспомни особенности этого способа подчинительной связи: от главного к зависимому задаётся падежный вопрос и зависимое слово существительное или местоимение. 6. Преобразуй зависимое слово в существительное. 7. Добавь (если нужно) предлог. временно исчезла Чего? Чему? Что? Чем? О чём? исчезла времени времени время временем о времени со 8. Запиши полученный ответ в бланк: исчезла со временем
Способ действия: 1.Запиши предложенное словосочетание. 2. Найди главное слово. 3. Его не трогай (не изменяй!). 4. Прочитай задание, обратив внимание на способ связи, который от тебя требуется. В данном случае- это примыкание. 5. Вспомни особенности этого способа подчинительной связи: зависимое слово –наречие, деепричастие, инфинитив. с усердием рыхлить рыхлить усердно (наречие) деепр . образовать нельзя инфинитив образовать нельзя 6. Запиши полученный ответ в бланк: рыхлить усердно или усердно рыхлить . Оба варианта верные. Замените словосочетание «с усердием рыхлить», построенное на основе управления, синонимичным словосочетание со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Послесловие Теперь ты «вооружён». Не сбавляй оборотов, закрепи упражнениями и тестами. У С П Е Х О В !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экзамен начинается в 10.00 Длится 235 минут Заканчивается в 14.10 ( 15 минут , которые уйдут на инструктаж и оформление бланков, в общее время экзамена не засчитываются). Если ты выполнишь свою работу раньше, то имеешь право уйти, не дожидаясь окончания экзамена. В аудитории остаются не менее трёх человек. Если ты попал в число последних трёх, то раньше не уйдёшь, будешь ждать оставшихся: организаторы запечатывают бланки в конверты в присутствии не менее 3-х учащихся. День сдачи экзамена – единый по всей стране. Он объявляется заранее (за 5-6 месяцев). Обычно это 4-5 июня.
Форма одежды должна соответствовать случаю: Про шорты, треники, футболки, сланцы, мини и миди, декольте, голый пупок ЗАБУДЬ! Ты не на отдыхе! Такая одежда не даст тебе состредоточиться. Самый оптимальный вариант для экзамена – такой. Можно заменить белый верх на другой светлый
МОЖНО паспорт, пропуск, чёрная гелевая ручка, бутылочка воды, очки (если нужны) Нельзя мобильный телефон, другие электронные средства, еда, учебники, тетради Справка. Тех, у кого УВИДЯТ или УСЛЫШАТ мобильный или шпоры, организаторы ИМЕЮТ ПРАВО удалить с экзамена и ликвидировать результаты. Так уже бывало. Да! Всё по – взрослому!
В кабинете 15 – 17 учащихся. По одному за каждой партой. Твоё место заранее определяет компьютер. Своё место ты узнаешь за 30 минут до экзамена. На партах стоят таблички. Ряд А – у окна, ряд Б – в середине, ряд В – у входа. Цифра – это номер парты.
Про бонусы от родителей за успешную сдачу экзамена ЗАБУДЬ! Это мешает продуктивной работе.
Входи в аудиторию спокойно. Не суетись. Не паникуй. Будь уверен: ТЫ ВСЁ ЗНАЕШЬ, И У ТЕБЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!
Забудь про окружающее. Перед тобой КИМ, бланк и часы. Начни выполнять задания с ЛЁГКОГО: Ты успокоишься, голова начнёт работать ясно, и ты войдёшь в рабочий ритм. ПОМНИ! В тексте всегда есть задания, которые ты знаешь! Думай о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы. Работай по принципу: «Дальше- дальше – дальше». Пропускай то, что не знаешь. Останется время, подумаешь. Будет очень обидно, если ты будет думать о трудных заданиях, а до своих, лёгких, дойти не успеешь.
В кабинете ты просидишь 4 часа. Душно. Устанешь. Поэтому, когда закончишь черновик, сходи проветрись до туалета и обратно. Твои действия: поднимаешь руку, спрашиваешь разрешение выйти, на стол к организаторам кладёшь ким, бланки, черновик, выходишь в туалет, брызгаешь в лицо холодной водой из крана (вспомни из уроков ОБЖ, как оказывают первую медицинскую помощь), возвращаешься со светлой головой, можешь попить воды. Всё. Просмотри свои ответы. Переписывай ответы в бланк.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕХ Уровень знаний Эмоциональная способность выдержать экзамен Умение преодолевать трудности
Источник шаблона: Щедрова Елена Владимировна, воспитатель МДОУ №16«Росинка» г.Северодвинска Архангельской области. Сайт - http://pedsovet.su/ Источники: http://i052.radikal.ru/0908/a0/d0c3d793789e.png - сердечко «ромашки» http://s09.radikal.ru/i182/0908/34/2ef8110a2d1d.png - ромашки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...