Из опыта работы: ться, тся, ца. Что выбрать?
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Коновалова Ирина Васильевна

Советы молодому учителю русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проверено на себе многократно:в помощь молодому учителю                    к  уроку русского языка в 5 классе по теме                                                                              «-ТСЯ, ТЬСЯ, -ЦА. Что всё-таки выбрать?»                                                          

1)     При изучении темы «-Тся, -ться в глаголах» в 5 классе я использую алгоритм рассуждения:  Шаг №1. Посмотри, отвечает ли слово на вопросы  КТО? ЧТО?

                         ДА                                               НЕТ                                                                                      это существительное, пишем –ЦА             это глагол, пишем –ТСЯ или –ТЬСЯ

                                                                          Шаг №2. Найди слово, от которого можно задать к  нужному глаголу вопрос.      

           Шаг №3 .Посмотри, на какой вопрос отвечает глагол:                                            

     

   Если ЧТО ДЕЛАТЬ?                                 Если ЧТО ДЕЛАЕТ?                                                                            ЧТО  СДЕЛАТЬ?                                             ЧТО СДЕЛАЕТ?

Значит, в глаголе пишем –ТЬСЯ              Значит, в глаголе пишем –ТСЯ.

  2)   Распределительная работа. Учитель диктует словосочетания, а учащиеся распределяют их в два столбика: 1- сущ. Оканчивается на –ЦА,  2- глагол. Оканчивается на –тся, -ться: болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не буду с ним водиться, белая курица, вулкан курится,  какая разница,нельзя дразниться.  

3)   Упражнения. ( В традиционном учебнике «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений\ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранови др.; нучн.ред. Н.М.Шанский -М.: Просвещение,2009»  есть достаточно упражнений для отработки этого орфографического навыка).

Примечание. Но вот в упражнении  №78 встречаем такие примеры:

№1.Не надо хвали…ся, коли не знаешь, как хлеб родится.

№2. Нечего торопи…ся, не каша варится.

№6. Грамоте учи..ся – вперед пригоди...ся.  

                                                                                                                                                                      То есть встречаются примеры односоставных безличных предложений и вопрос к глаголу задать не от чего. В тетрадь - справочник записываем примечание: если в предложении нет подлежащего, то провести наблюдение. Если можно заменить глагол другим глаголом в форме прошедшего времени, то изначально перед нами глагол 3 лица, и в нём пишется –ТСЯ. Например:

     Мне хоче…ся чаю. Заменяем формой прошедшего времени: Мне хотелось чаю. Такая трансформация возможна. Значит, глагол «хочется» стоит в форме 3 лица и в нем пишем –ТСЯ. Мне ХОЧЕТСЯ чаю.

     Если исходный глагол нельзя заменить формой прошедшего времени, значит, перед нами глагол в неопределенной форме. В нем пишется –ТЬСЯ. Например:

     Чем  серди…ся,  лучше помири…ся. В этих примерах нельзя заменить исходные глаголы формой прошедшего времени. Значит, перед нами глагол в неопределенной форме, и  в нем пишется –ТЬСЯ: Чем сердиться, лучше помириться.

4.Дополнительный дидактический материал.

4а. Синичья скороговорка.

Солнце садится, струится водица,

Птица –синица в водицу глядится,

Чистой водицы синица напьётся-

Славно сегодня звенится-поётся.

4б. Сентябрьская скороговорка.

Все клёны стали рыжие,

И ни один не дразнится:

Раз всё равно все рыжие-

Кому какая разница.

4в. Загадка.

Три братца пошли купаться,

Двое купаются. Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли. ( Коромысло, вёдра).

4г. Прибаутка.

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

4д. Пунктуационо-орфографическая разминка. Спишите. Расставьте пропущенные  буквы и знаки. Вставьте и объясните графически -ться  или –тся.

Алиса нашла ящик поужобнее чтобы усес… на него. (К.Булычёв).

Пираты решили укры… в город…  до завтра, а потом верну… на космодром. Но снач…ла надо было зам…скирова… .(К. Булычёв).

Мы каже… с вами где-то уже встр…ч…лись.

Вы разумее… завтра придёте вовремя.

Коля ты каже… х…тел что-то ск….зать.

Всё замерло в природе, ничто не шелохнё… ни листик  ни тр…винка.

Недаром говори… что дело мастера бои… .(Пословица)

(Дидактический материал взят из книги: Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок: Русский язык: Правописание. Интенсивный курс. Часть1.- 3-е изд., перераб. И доп. – Симферополь: «Таврида»,2003.- 208с., стр.58-59).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...