Технология УДЕ
методическая разработка по русскому языку на тему

Куделина Инна Валерьевна

Современные педагогические технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология укрупнения дидактических единиц

 

(автор Пюрвя Мучкаевич Эрдниев,профессор, заведующий кафедрой алгебры, геометрии и методики математики Калмыцкого государственного университета.)

Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика.

В учебниках по системе УДЕ учебный материал подается крупными блоками. Работающие по этой технологии учителя давно сделали вывод, что детям интереснее целостные знания, чем элементарно простые. Как на одной странице учебника, так и на одном уроке УДЕ предполагает по возможности одновременное использование всех кодовых систем психики человека: слова, предмета (опыта), рисунка (чертежа), символа (знака), числа.

Еще одна важная особенность учебника в том, что теоремы доказываются не привычным словесным способом, который часто представляется ученику запутанным и сложным, а с помощью граф-схем (один из приемов УДЕ)

И все-таки что же такое УДЕ? Научное определение автора выглядит так: “УДЕ – это технология обучения, обеспечивающая самовозрастание знаний учащегося (1) благодаря активизации у него подсознательных механизмов переработки информации (2) посредством сближения во времени и пространстве мозга (3) взаимодействующих компонентов доказательной логики и положительных эмоций”.

Учителя-практики, работающие по этой технологии, дают ей свои проверенные опытом и наблюдениями определения – проще и эмоциональнее:

– УДЕ – это философия цельного воззрения на мир, на любое явление.

– УДЕ – это сотворчество учителя и ученика.

– УДЕ – это самостоятельное составление чисел, формул, теорем, функций.

Учителя в своих оценках единодушны: при применении УДЕ заметно повышается качество знаний, при том что учебное время по сравнению с существующими нормами сокращается в среднем на 20%. УДЕ развивает логическое мышление ребят, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное.

На уроках русского языка дети лучше усваивают материал, когда он подается крупными блоками.

В течение одного урока ученики узнают обо всех частях речи – существительном, глаголе, прилагательном, числительном, наречии, местоимении, предлоге, союзе. А на последующих каждую из них изучают детально. Важно, чтобы все это время развернутая таблица была у них перед глазами: так проще сопоставить и сравнить, найти сходства и отличия, запомнить особенности. Подобные таблицы в русском языке – это те же граф-схемы.

, учителя пришли к выводу, что в классе, где предметы преподаются по системе УДЕ, заметно выше качество образования, у ребят сильнее развито логическое мышление и больше уверенность в себе: они смело берутся за любые задания. Секрет успеха многие объясняют тем, что сама технология изначально дисциплинирует.

И в среднем звене применение УДЕ приводит к экономии времени. Куда его использовать – вопрос не стоит: многократное повторение пройденного материала позволяет хорошо усвоить его всем ученикам: сильным и слабым, схватывающим все на лету и медлительным. Вот почему в этих классах гораздо меньше неуспевающих, чем в тех, которые занимаются по традиционным методикам. В школах, работающих по системе УДЕ, отпадает необходимость в отборе детей и в создании классов компенсирующего обучения, педагогам удается учить всех.

И ловушки Базисного учебного плана не выбили учителей из колеи: если вспомнить, в последнем его варианте было сокращено число часов на физику, географию. Но УДЕ помогла полностью уложиться в отведенное время, не пропуская и не ужимая ни одной темы.

Письма благодарности, приходящие профессору Эрдниеву в течение многих лет из разных уголков страны, подтверждают, что УДЕ – шаг в будущее.

Над усовершенствованием технологии, помимо учителей и ученых, работают и сыновья Пюрвя Мучкаевича – Батр Пюрвяевич, профессор, возглавляющий кафедру математики и УДЕ в Калмыцком республиканском институте повышения квалификации работников образования и Очир Пюрвяевич, доцент Калмыцкого государственного университета. Кроме того, научные труды по УДЕ опубликованы в Германии, Франции, Англии, Японии.

Удивительно, что при таком признании учебники Эрдниева по-прежнему не входят в федеральный комплект – Министерство образования не торопится дать добро на распространение этой технологии. Успокаивает лишь то, что судьба всякого значительного открытия, как правило, непростая, что истинную оценку любому эксперименту дают все-таки практики, а не чиновники. И что если идея выдерживает проверку временем, она будет жить и развиваться независимо от конъюнктуры и прихоти власть имущих.



Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии:методика обучения по УДЕ (укрупнение дидактических единиц)

Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьнике, формирование культуры и самостоятельности мышления.

Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность человека. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат педагогические системы развивающего обучения. К такой системе относится методика обучения по УДЕ.

Методика укрупнения дидактических единиц (УДЕ) Пюрвя Мучкаевича Эрдниева основана на подаче учебного материала блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий, явлений.

На уроке по системе УДЕ «проникновение в сущность изучаемого, в богатство его связей со всеми родственными знаниями происходит путем выращивания куста ассоциаций древа знаний вокруг основного ствола».

Теоретические основы методики УДЕ уходят корнями еще в дореволюционную дидактику и базируются на сопоставлении, сравнении, противопоставлении явлений, фактов.

«Хороший педагог, - говорил К. Д. Ушинский, - прежде чем сообщить какое-нибудь сведение учащимся, обдумает, какие ассоциации по противоположности или сходству может оно составить со сведениями, уже укоренившимися в головах учеников, и, обратив внимание учащихся на сходство или различие нового сведения со старым, прочно вплетет новое звено в цепь старых и потом нарочно подымет старые звенья вместе с новыми и тем самым укрепит прочно новые ассоциации».

Одна из основных целей технологии - создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.

В основу УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и при высоком уровне знаний, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий.

 Принцип УДЕ в обучении математике реализуется следующим образом:

1)  совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий и операций;

2)  широкое использование метода обратной задачи;

3)  применение деформированных упражнений;

4)  укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий;

5) одновременная подача одной и той же математической информации на нескольких кодах.

         Как каждый из приведенных путей УДЕ способствует актуализации резервов мышления?

Практика обучения показывает, что изучение действий сложения и вычитания выгодно осуществлять на одних и тех же уроках, ибо это облегчает осуществление процесса контроля. Наглядное иллюстрирование взаимно-обратных операций заставляет ученика применять рассуждение т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций.

Элементы технологии УДЕ можно использовать и на уроках русского языка.

Как обучать русскому языку? Этот вопрос волнует всех. И постоянно неразрешимой оказывается проблема времени. Решению ее способствует подача теоретического материала укрупненными, логически завершенными частями, опора на обобщающие таблицы, последовательное соблюдение принципов преемственности методики начальной и средней школы, слияние в единый процесс, усвоение знаний и формирование навыков, четкая и продуманная система уроков развития речи.

В практике школ система укрупнения дидактических единиц используется в обучении математике. Изучение учебного материала блоками на уроках русского языка стало применяться гораздо позже. За основу взяты следующие принципы УДЕ, наиболее применимые к содержанию материала по русскому языку:

1) одновременное изучение противоположных, а также родственных понятий;

2)  применение деформированных упражнений;

3) достижение системности знаний.

В соответствии с этими принципами было осуществлено конструирование новых блоков знаний, что позволило добиться укрупненной единицы усвоения знаний. От элементаризма знаний, от их дробности мы перешли к обучению системным знаниям.

Используя принципы УДЕ, был сделан перенос некоторого материала из старших классов в младшие, т. е. для изучения его в более раннем возрасте. Например, темы «Части речи» (на одном уроке даются 8 частей речи (блоком), «Члены предложения», «Состав слова» были введены в I классе, хотя по стандартным программам этот материал изучается во II - IV классах.

Дети с большим интересом знакомятся с этими темами в более раннем возрасте и запоминают полученные сведения о языке намного качественнее, чем в старших классах.

При изучении темы «Имя существительное» на одном уроке блоком даются такие понятия и термины, которые раскрывают сущность этой части речи: имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, имеют мужской, женский и средний род, бывают в единственном и во множественном числе. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...