Правописание приставок пре и при
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Разработка урока русского языка в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_pri_i_pre.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Тема: Правописание приставок пре- и при-  

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок смешанного типа.

Цели: 1) создать условия для развития у учащихся критического мышления;

2)Познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующий выбор букв Е и И в приставках ПРЕ и ПРИ;

      3)формировать умения различать на письме приставки ПРЕ и ПРИ;

            4)развивать умение самостоятельно анализировать лингвистический материал, обобщать и делать выводы;

           5) развивать умение работать в группе, паре ,оценивать себя и других.

Оборудование:

-раздаточный материал: индивидуальная карта учащегося

-листочки-рыбки для самооценки;

Литература:

-учебник по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской;

-методические рекомендации к учебнику. Русский язык. 6 кл. под редакцией доктора педагогических наук. М.М. Разумовской. - М. :Дрофа.

                            Технологическая карта урока

1.Стадия вызова

2.Стадия осмысления

3.Стадия рефлексии

-формулировка учащимися темы урока;

-работа с заданиями на доске

-формулировка учащимися цели урока;

-самооценка учащихся.

-мозговая атака;

-работа с текстом

-работа с трудными --правилами написания приставок

-творческая работа в группах;

-самооценка учащихся.

-применение полученных знаний на практике(сам.работа)

 -формулировка учащимися вывода;

-самооценка учащихся;

-итог урока.

 

                                                                  Ход урока.

  1. Стадия вызова. Записывается число.

– Ребята, как вы думаете, много ли приставок в русском языке?

-Дайте определение приставки( значимая часть слова….)

-докажите , что приставка –значимая часть слова( участвует в словообразовании новых слов)

- Какие приставки вы знаете, перечислите

– Назовите важное условие для того, чтобы не ошибиться в написании приставок? (Прежде всего, надо уметь разбираться в составе слова).

Запись на доске(  устно)

Отдохнуть, расписание, присесть, сделать, презабавный, оборвать.

-Назовите те слова, значение которых вы можете объяснить, применив известные правила

-назовите те слова, которые будут  соответствовать теме нашего урока

-Можно ли ошибиться в написании?

-Возвращаясь к теме , возможно ли написание этих слов ранее изученными правилами?

-Итак, какая проблема возникла перед вами? (написание пре и при)

Запишите на своем листе.

Сформулируйте , какова цель нашего урока? (когда пишется е, когда и)

А для этого нужно выработать способ определения написания гласных в приставках.

       Оцените этот этап работы.

  1. Стадия осмысления.  

1)-Работа в группах по карточке.   ( каждая группа объясняет свое значение,)

Сделайте вывод о причинах написания этих приставок

Пре-

Значение

При-

Значение

1.

Предобрый

Премудрый

2.

Прервать

Преградить

1. Приехать

    Прибежать

2. Пригородный

    Пришкольный

3. Приоткрыть

    Присесть

4.Пришить

   Прибить

.

1 ученик от группы демонстрирует  результат.

Другие группы слушают и дополняют.

Подводим итог

-от чего зависит написание е ,и в приставках?

-Сформулируйте правило( один ученик )

Оцените этот этап.

2) Работа с текстом.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь пр…ближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.

«Советую тебе, Сережа, пр…смотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он пр…обрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное

Пр…красно в осеннем лесу. Музыка в траве пр…тихла. Мелкая листва облетела с пр…брежных лозин. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Пр…таился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает пр…спокойно сидеть.

Устанешь, пр…сядешь на пр…горке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что пр…нес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.

Задания по тексту.

-Докажите, что перед вами текст.

- Озаглавьте его. Какова тема текста? Основная мысль?

(Ответы учащихся)

- Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание  приставок  при- и  пре - примерами из текста

2. Работа в парах с последующей взаимопроверкой.

 Приставка 

Значение приставки

Примеры

 При -

1. Приближение

2. Присоединение

3. Близость к чему-либо

4. Неполное действие

1.Приближению

2.Приобрел, принес

3.Прибрежных, пригорке

4.Присмотреться, притихла, пригнул, призадумался, притаился, присядешь

 Пре -

1. Сходно со значением словаочень

2. Сходно со значением приставки  пере-

1.Прекрасно, преспокойно

-Поменялись листами.  (один ученик проговаривает)  

Оцените этот этап.

3)Работа у доски.(выполняет один ученик)

-Найдите во 2 абзаце слова,  схеме: ¬∩۸۸

(присмотреться, забираться).

Какие попутно повторим орфограммы?

- В третьем абзаце укажите слова, у которых нет окончания.

( Прекрасно, осторожно, преспокойно)    Назовите часть речи.

        

-Ребята, а какое слово у вас не вошло ни в одну группу? ( природа)

-Можно ли объяснить написание этого слова  применением правил, изученных на уроке?

Обратите внимание на доску

Пре и При – часть корня

ЗАПОМНИ

Пре и При – приставки с неясным значением

ЗАПОМНИ

Пример

Приключение

Причина

Прилежный

Препятствие

Презирать

Приказать

Присутствовать

Привыкать

Прекратить

Преобразовать

Превратить

-Чем отличаются эти группы?

Комментируют.

  Оценивают этот этап работы.

4)  Самостоятельная работа . ( Применение полученных знаний на практике)

Задание:  Соотнесите слова с выражениями.

Место стоянки судов                                                                            премьера

Глава государства                                                                                приобрести


Первенство                                                                                             препятствие

Граница
                                                                                                  предание


Оперная певица, исполняющая первые роли                                      предел


Купить                                                                                                     примадонна

 


Вступление к музыкальному произведению                                       приоритет

Помеха                                                                                                    
 президент      


Легенда                                                                                                    пристань


Первое представление                                                                            прелюдия        

Оцените этот этап.

III .  Рефлексия.

  1. Какую цель мы ставили в начале урока? (  правописание приставок пре и при)
  2. Что в изученном сегодня для вас было самым сложным? (на эти вопросы мы будем искать ответы на следующем уроке)
  3. Каждому ли удалось усвоить тему? Или были моменты недовольства собой?
  4. Пропишите для себя, что в этой теме для вас было  трудным в понимании?

IV. Домашнее задание

Мы сегодня рассмотрели не все случаи написания гласных в приставках пре- и при-, поэтому

   вам необходимо  :    

1) прочитать параграф 31 учебника и подготовиться рассказать классу о таких случаях;

2) упр.№ 326


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...