Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Крутова Наталья Николаевна

Урок русского языка по теме "Морфемика" - это последний урок в теме. Он построен в форме игры -КВН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-КВН на тему «Морфемика» в 5 классе.

Цели урока: повторить изученный материал по данной теме; развитие навыков групповой работы, навыков сравнения, сопоставления; воспитание познавательной активности обучающихся, взаимовыручки, чувства коллективизма, сопереживания.

    Ход урока.

Класс делится на две команды. Выбирается жюри. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания урока подводятся итоги и называются победители.

Объявляется тема урока учителем, дети ставят цели: чему должны научиться на уроке и что должны знать к концу урока.

На доске записан эпиграф:

                                               Слово делится на части,

                                                Ах, какое это счастье!

                                               Может каждый грамотей

                                               Делать слово из частей!

Вступительное слово учителя. Беседа.

 -Что изучает морфемика?

- Назовите морфемы, из которых состоит слово.

-Как найти окончание в слове? Приведите примеры.

-Какие слова называют однокоренными?

- Какие орфограммы вы изучили в этой теме?

1 задание.

1 команда: убежал, магазинчик, маленький.

2команда: срисовал, тракторист, зеленоватый.

Задание: на основе этих слов докажите, что суффикс и приставка служат для образования новых слов.(подводятся итоги, правильный ответ – 2 балла, неполный ответ – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.)

2 задание.

Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:

Корень, окончание -1 столбик.

Корень, суффикс, окончание – 2 столбик.

Приставка, корень, суффикс, окончание – 3 столбик.

                           Над прудом поземка вьется,

                           Тени длинные легли.

                           И негреющего солнца

                           Красный шар висит вдали.

3 задание (индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски).  Разобрать слова по составу:

1 команда: матросский, привычка, снежок, подъезд.

2 команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.

Пока ребята выполняют задание у доски, вопрос к классу: «Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?»

 4 задание – работа у доски.

Пятиклассники должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.

    Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.

В это время представители команд выполняют индивидуальные задания: вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Р…стительный, заг…реть, зар…сли, р..сток, сг…ревший газ, сл..жить, разл..жить, сл…гаемое, уб..рать.

Вопрос классу: «Как убедиться, что корень в слове найден правильно?»

5 задание командам:

Определить, одинаковые ли корни в словах:

Гора – гореть, мирный – замирать?

К каждому слову в паре подобрать два однокоренных.

6 задание для команд: работа со словами(карточки).

Задания:

  1. Прочитать слова. Назвать те, которые образованы приставочным способом: при..ятно, пр…рода, пр…спокойно, пр..шли, пр…ветливо, пр…чудливые.
  2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу», используя все записанные на доске слова.

(Каждая команда читает две работы).

Пока команды выполняют задания, представители команд работают на доске, выполняя задание: записать однокоренные слова к словам «выносить» и «носик.»

7 задание: Игра «Кто больше?» - назвать слова с корнями:

1 команда – корень говор-

2 команда – корень вод-

Вопрос к классу: «Как образуются сложные слова?»

8 задание командам: объяснить значение сложных слов, раскрывая значение их частей:

1 команда: лесоруб, птицефабрика.

2 команда: вездеход, пчеловод.

Последнее задание: устный блиц-опрос по очереди каждой команде: назовите сложное слово.

  1. Специалист по разведению садов .(садовод)
  2. Локомотив с паровым двигателем (паровоз)
  3. Канал для выхода дыма из трубы(дымоход)
  4. Русская народная игра-пляска. ( хоровод)
  5. Лес, поваленный бурей.(бурелом).
  6. Огнестрельное оружие.(самопал)
  7. Аппарат для помола кофе. (кофемолка).  

Жюри подводит итоги игры.

Вопрос классу: «Ребята, а как вы оцениваете свою работу. Работу в группе и каждого отдельно?»

Дети говорят, как они себя оценили, затем слушаем жюри и видим совпадает самооценка  и оценка жюри или нет. Возвращаемся к целям урока, спрашиваем, выполни ли их.

 

Рефлексия:

- Ребята, мы сегодня поиграли, но не просто поиграли, а и повторили всю тему «Морфемика», а теперь, если вам было скучно, плохо, не интересно – присядьте, если хорошо, интересно – поднимите руки, а если очень хорошо, все понравилось, интересно – поднимите руки и хлопните в ладоши.

 - Молодцы! Работали все очень хорошо! Победилии сегодня все!

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...