Главные вкладки

    Развитие орфоэпической культуры речи будущего учителя.
    статья по русскому языку по теме

    Данная статья рассказывает о использовании малых литературных форм в развитии культуры речи. Показано, как  эта деятельность способствует активизации учебного процесса на занятиях русского языка, методике русского языка и во время прохождения практики.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    - 1 -

    Развитие орфоэпической культуры речи будущего учителя.

             Лобенцова Татьяна Филипповна, «Отличник народного просвещения»,

              преподаватель-методист, педагогический колледж № 15, г.Москва

              Снижение требований к культуре речи взрослого и ребёнка в современном обществе поставило перед нами задачи совершенствования речи младшего школьника и предопределило разработку некоторых методических подходов.

              Нет возможности осветить все проблемы культуры речи на занятиях по методике русского языка. Поэтому мы акцентируем внимание на орфоэпической культуре, а так же на вопросах творческого освоения грамматически и стилистически на основе сочинения чистоговорок, не больших забавных стишков.

              Как известно, в русской орфоэпии есть наиболее трудно - произносимые звуки     ( например: сонорные, свистящие, шипящие ), есть трудное произношение сочетания звуков ( [ пк ], [ пр], [чк ], [ ст ] ), труднопроизносимые сочетания звуков разной характеристики ( например: подряд 3 согласных звука ( [стр] [взв] и др.).

              С целью выработки орфоэпически правильного произношения звуков, сочетаемости, различных звуков мы используем чистоговорки. Известно, что они создавались различными методистами, лингвистами, но мы пошли по другому пути, исходя из специфики учебного заведения, учитывая будущую профессиональную деятельность наших студентов. Студенты совместно с преподавателем создали образцы чистоговорок для тренировки произношения звуков, сочетаемости отдельных звуков. Например:

                 Жу – жу – жу – жу -

                 Как-то ёж пришёл к ужу.

                 Жи – жи – жи – жи –

                 Мне ужаток покажи.

                 Жу – жу – жу – жу –

                 Я с ежатами дружу.

                 Жа – жа – жа – жа –

                 Ёж уходит от ужа.

     

    *    *    *

                 Шу – шу – шу – шу –

                 Я письмо тебе пишу.

                 Ша – ша – ша – ша –

                 А пишу я не спеша.

                 Шо – шо – шо – шо –

                 У меня всё хорошо….

    - 2 –

                 Ша – ша – ша – ша –

                 Мама нянчит малыша.

                 Шом – шом – шом – шом  -

                 Я играю с малышом.

                 Ши – ши – ши – ши –

                 У тебя как? – напиши.

             В результате появились сборники чистоговорок. Мы решили проиллюстрировать наши чистоговорки, маленькие забавные стишки.

             Сфера использования этого материала широка. Сначала для тренировки произношения звуков в период обучения грамоте, на этапе знакомства с новым звуком, закрепления того или иного звука, а в конечном счёте - , опираясь на иллюстрацию, дети могут составить словосочетание, рассказ, но каждый раз упражняясь в произношении звуков не забывая конечную цель – тренировка артикуляционного аппарата, развитие фонематического слуха и выработка орфоэпически грамотной и чистой речи.

             Учитывая тенденцию того, что в последние годы количество детей, имеющих различные нарушения речи, увеличивается, то работа по её развитию актуальна. А данные виды упражнений – заданий помогут учителю грамотно организовывать свою деятельность по развитию артикуляционного аппарата, фонематического слуха, слоговой структуры слова. Данные упражнения влияют на развитие таких психических функций, как память и внимание, а в конечном итоге способствуют качественному развитию речи младших школьников и помогут предупредить трудности в освоении программы по русскому языку.

             В связи с тем, что сейчас широко внедряют в школу инклюзивное образование и в обычные общеобразовательные школы поступают дети с ОВЗ ( ограниченные возможности здоровья ), многие из которых имеют различные  нарушения речи. С этими детьми работают специалисты: ( учитель – дефектолог, учитель – логопед ), но между учителем и специалистами должна быть преемственность, которая поможет получить хороший результат.

             Безусловно, эта работа развивает речь, повышает лексическую культуру студентов и их учеников. Все эти формы работы творческого характера. Они приобщают студентов к художественному творчеству, исследовательской работе. Эта деятельность даёт мотивацию и активизирует учебный процесс в колледже на занятиях русского языка, методике русского языка и во время прохождения практики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Специфика формирования профессиональной речи будущего учителя иностранного языка (для ранней ступени иноязычного образования в средней школе)».

    Профессиональная речь является одним из важнейших параметров профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка, значимыми составляющими которой являются коммуникативная и психолого-п...

    Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »

    Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж  &ra...

    Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г».

    Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г»....

    Театрализованные игры в развитии звуковой культуры речи детей

    Консультация для тех, кто хочет помочь детям говорить чисто и правильно, подготовить их к обучению грамоте....

    техкарта урока английского языка для 3 класса «Развитие умений письменной речи. Будущее время».

    развитие умений устной и письменной речи, развитие грамматических навыков и умений, развитие коммуникативных навыков, развитие творческого и логического мышления, памяти, внимания; повышение мотивации...

    Тренинг «Современные технологии как средство развития звуковой культуры речи»

    Для достижения высоких результатов по формированию звуковой культуры речи и повышения эффективности образовательной деятельности, необходимо, использовать материал, который доступен и интересен детям....

    «Речевки – важное условие развития звуковой культуры речи».

    Совместный педагогический совет на базе «МБДОУ «Детский сад №20 «Ленок»Тема: «Актуальные вопросы повышения качества речевого развития дошкольников, как фактора успешности...