Формирование «таланта читателя» на уроках литературы
статья по русскому языку по теме

Зузулинская Лидия Витальевна

Необходимость  в создании инновационных методик развития речи на уроках русского языка. Разрабатывая свою методику, исходила из того, что: 1) необходимо формировать у детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя; 2) работа по развитию речи носит не ознакомительный, практический тренинговый характер: овладеть речевыми навыками и умениями – значит, довести их до автоматизма, с возможностью их сознательного контроля; 3) развитие речи – это главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому работа по развитию речи учащихся  - это постоянная работа на каждом уроке; 4) речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причём творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи; 5) необходимо развивать навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни; 6) в процессе выработки нового речевого навыка диалог должен предшествовать монологу, слушание и практическое освоение – осознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование «таланта читателя» на уроках литературы

Зузулинская Л.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №23»

                      п. Айхал Мирнинского района РС(Я)

Одна из главных задач уроков литературы состоит в том, чтобы укоренить идеалы добра, чистоты, порядочности в душах детей. Художественная литература – хранитель культуры. Читатель окунается в жизнь героев. Чтением формируются вкусы, взгляды, характеры. Вдумчивому, талантливому читателю, который способен осознать не только главную мысль прочитанного, но и смысл диалогов, пейзажа, монологов, роль деталей, значение избранной автором темы, который способен тонко чувствовать красоту и своеобразие писательского слога, открывается очень и очень многое.

МНОГОМЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ «ТАЛАНТА ЧИТАТЕЛЯ»:

  1. Приёмы развивающего обучения. Проект «Чтение и письмо для развития критического мышления».

Технология представлена базовой схемой: вызов – осмысление – рефлексия. Стадия вызова – завязка урока, тот момент, когда учитель вызывает в памяти учащихся всё, что они когда-то слышали, знали, читали по той проблеме, которая будет обсуждаться на уроке.  Стадия осмысления посвящена обсуждению и осмыслению прочитанного при помощи письменной фиксации учеником содержания статьи по новой методике. Стадия рефлексии: здесь учен6ики обнаруживают, фиксируют то, что недосказано в тексте, а им ещё хотелось бы узнать; здесь они пишут творческие работы, которые раздвигают рамки прочитанного.

  1. Уроки-зачёты по тексту изучаемого произведения.

Уроки-зачёты могут иметь разнообразные формы: кроссворды, уроки-путешествия, письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, зачёты по принципу «вертушки». Уроки-«вертушки» не только помогают осуществить контроль над чтением, но и приучают детей читать КАЧЕСТВЕННО.

  1. Работа с вопросами по теории литературы. Деловые игры «Анатомия стихотворения».

Серьёзное знакомство со словарями необходимо начинать с самого начала, с пятого класса. На уроках всегда находится работа для «дежурного по словарю». При  обучении анализу лирического произведения используются разнообразные методики, в том числе деловые игры «Анатомия стихотворений». Суть работы заключается в том, что стихотворение анализируется с разнообразных точек зрения. Аспекты этого анализа делят между собой 6 групп учеников («отделы НИИ»); седьмая группа образует аналитическую группу («Учёный совет»).

  1. Словарная работа. Лингвистические спектакли-миниатюры.

Словарная работа включает в себя не только объяснение слова, но и особенности использования слова автором, особенности его употребления героями. Этой цели и служат лингвистические спектакли-миниатюры, в которых школьники могут выступать в роли действующих лиц или зрителей, участвуя в викторинах, конкурсах, составлении чайнвордов, отгадывании загадок. Такого рода увлекательная работа, позволяющая почувствовать себя Личностью, пробуждает интерес к слову и, тем самым, формирует умного, талантливого читателя.

  1. Работа с иллюстративными материалами и современными техническими  средствами.

Важно использование современных технических средств (дисков с записями художественных фильмов, аудиозаписи музыкальных произведений, репродукции картин художников, иллюстрации к произведениям). Сопоставление своего читательского восприятия литературного образа с видением художника, режиссера, актёра неизбежно приводит ученика к тексту, побуждая его при чтении подмечать детали, размышлять. «Такое эмоциональное погружение в текст, - как считает В.Г. Маранцман, - первый этап постижения литературного произведения,  неизбежный и во многом решающий для читателя». Он ведёт к поиску, а от него – к творческому исследованию текста и к оценке произведения искусства.

  1. Игра как средство воспитания активного читателя.

Игру можно использовать при решении практически любой проблемы, стоит только внести в неё элемент соревновательности или предложить ученикам войти в какую-то роль. Одни игры провожу как викторины, другие игры требуют групповой работы, соревнования команд. Любимая игра учеников 7-9 классов – игра со стилизациями. Предлагаю им изложить заявленную мной тему в стиле сказания, летописи, поэмы, в жанре басни, баллады, сценок, рассказа-миниатюры и т.д.

  1. Создание характеристик героев.

Для того чтобы ученик мог лучше понять поступки героев, их слова, взаимоотношения, разобраться в собственном отношении к проблемам, поднимаемым автором, веду работу по созданию индивидуальных, групповых, сравнительных характеристик героев. Часто с этой целью использую карточки как для домашней подготовки, так  для работы в парах на уроке.

  1. Воспитание через творческую работу.

Успешный опыт воспитания «талантливого читателя» можно наблюдать в творческих работах разнообразного вида. На начальном этапе обучения сочинению данного вида ввожу небольшой элемент его как задание по анализу небольшого отрывка опережающего характера в числе вопросов письменной практической работы. И учащиеся пишут работы, носящие личностный отпечаток, выражающие осознанную жизненную позицию…

Такие разные творческие работы и в то же время объединенные одним – критически мыслящим человеком, Читателем с большой буквы. А человек, умеющий чувствовать и понимать прекрасное, как правило, сам созидает красоту и стремится к гармонии во всех проявлениях жизни.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы....

Формирование ценностей школьников на уроках литературы

В статье представлена  проблема ценностно-ориентационной работы на уроках литературы и  опыт деятельности в этом направлении, предложены формы работы, направленные  на  формировани...

Приемы формирования поликультурной личности на уроках литературы

В данной статье описываются некоторые приемы формирования поликультурной личности на уроках русской литературы....

Методическая статья "Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе"

Тема самообразования: «Формирование нравственных компетенций на уроках литературы и во внеурочной работе»...

Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.

Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....

Методическая разработка "Компетентностный потенциал учебного предмета «Литература» (на примере формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах)"

В методической разработке представлен опыт формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах, изучения запросов учащихся, причин недостаточной сформированности данных комп...

Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...