Урок изучения нового материала в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Лискина Елена Александровна

Урок изучения нового материала в 6 классе по теме "Местоимение как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimenie_kak_chast_rechi.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

Тема:        «Местоимение как часть речи».

Цели:     -познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части      

                  речи;

                 -узнать, на какие разряды делятся слова этой части речи;

                 -познакомить с особенностями личных, возвратных и притяжательных    

                  местоимений;

                - формировать навык выделения в речи и определения признаков личных,  

                   возвратных и притяжательных   местоимений;

                - воспитывать речевую культуру, любовь к Родине.

 Оборудование: ПК, медиапроектор, флеш-накопитель с презентацией  « Местоимение как часть речи, запись песни Р. Рождественского « Родина», учебник « Рус.яз. 6 кл .М.Т. Баранов», тексты в разраб. « Ур. рус.яз. в 6 кл» Г.А. Богдановой.

                        

Ход урока.

I.Организационный момент. (слайд  № 1)

II.Проверочный тест по теме имя « Числительное». (слайд  № 2-5)

III. Мотивация учебной деятельности. (слайд  № 6-7)

1. Слово учителя.

 -Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с основными признаками местоимения как части речи, узнаем, на какие разряды делятся слова этой части речи.

IV. Работа с новым материалом.

1) Синтаксическая пятиминутка.        

Со школьных лет  чувствовал я  красоту русского языка . В нём   меня привлекла его звучность, богатство слов и выражений. 

2) Местоимение как часть речи.

     В русском языке есть слова, которые употребляются в речи вместо имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и, иногда, наречий. Именно поэтому такие слова называются местоимениями («вместо имен»). Общее значение местоимений – указывать на предметы, признаки, количества, не называя их.

     Рассмотрим предложение:  «Ученикам  казалось, что они  выполнили задание очень хорошо». Здесь местоимение они заменяет слово ученики. В тексте местоимения помогают избегать повторов слов.

   (слайд №7). В зависимости от того, вместо какой части речи употребляется местоимение, оно принадлежит к одной из четырех групп: местоимениям-существительным, местоимениям-прилагательным, местоимениям-числительным или местоимениям-наречиям. Примеры местоимений каждой группы представлены в таблице .

(слайд №8-9).

1

3) работа по м-лу учебника с. 164-165.

4) Разряды местоимений (слайд  №10)

По значению и грамматическим особенностям выделяются девять разрядов местоимений:

  1. Личные                   (я, ты)
  2. Возвратные            (себя)
  3. Вопросительные   (кто? чей?)
  4. Относительные     (что, чей)
  5. Неопределенные   (некто, кое-кто)
  6. Отрицательные      (никто, ничей)
  7. Притяжательные    (мой, твой)
  8. Указательные         (тот, этот)
  9. Определительные   (весь, самый)

5) Личные местоимения. (Слайд №11-12)

     Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре.

     Местоимение я называется местоимением 1-го лица, так как показывает, что говорящий имеет в виду самого себя.

     Местоимение ты называется местоимением 2-го лица, так как указывает на того, к кому обращается говорящий.

     Местоимения мы и вы – это формы множественного числа местоимений я и ты.

     Местоимение множественного числа вы иногда употребляется по отношению к одному человеку для выражения уважения к нему.

     Все местоимения 1-го и 2-го лица отвечают на вопрос кто?

     Он, она, оно и они – это местоимения 3-го лица, потому что они указывают на того, о ком говорят собеседники.

     Местоимения он, она, и оно могут также указывать на неодушевленный предмет. Поэтому местоимения 3-го лица отвечают на вопросы кто? и что?

6) Притяжательные местоимения. . (слайд №12)

Притяжательные местоимения по своему значению очень похожи на притяжательные прилагательные. Они указывают на принадлежность предмета кому-либо (человеку или животному) и отвечают на вопросы чей? чья?  чьё? или чьи?

     Например: моя рубашка, твой подъезд, свой дом, наша школа, ваш документ. Притяжательные местоимения, как и прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. В предложении бывают определениями

7) Возвратное местоимение. (слайд №13)

 Сравните два предложения (Слайд № 13). Во втором примере используется местоимение-существительное себя. Это слово указывает, что совершаемое действие

направлено на само действующее лицо.

Действие как бы «возвращается» к действующему, поэтому местоимение получило название «возвратное».

     Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа. В предложении является дополнением.

2

8) Склонение личных местоимений. (Слайд № 14-15)

  -  По своему значению все личные местоимения относятся к группе местоимений-существительных, но склонение местоимений этого разряда отличается от склонения существительных. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, а всё слово.

     Рассмотрите таблицу.

!!!   Обратите внимание: в косвенных падежах к местоимениям 3 лица после предлога добавляется согласный Н.

5) Физминутка с заданием. (Слайд № 16)

Прослушать песню на слова Р.Рождественского « Родина моя» в исп. С Ротару,запомнить как можно болше встретившихся здесь местоимений.

V. Закрепление нового материала.

1.Запись местоимений из песни« Родина моя»

2.Распределите местоимения по строкам таблицы. (слайды №17 –18)

4.Практическая работа. (Слайд № 19)

а ) упр. № 390.       1 в- нечётн., 2 в.- четн.

б ) упр. № 391.

VI.  ТЕСТ   (Слайды 20 –24)

1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.

  1. а) у них, обо мне, я, тебя

б) за ними, мой, себя, тот

в) вам, твой, вас, когда

г) к нам, нами, этот, никто

2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?

а) имя существительное

б) имя прилагательное

  1. в) глагол

г) имя числительное

3. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?

а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа

  1. б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н

в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа

г) местоимения 3 лица не склоняются

4. Укажите неверное утверждение.

а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-существительных

б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа

в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо

  1. г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам

3

5. Продолжите фразу.

Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают…

  1. а) определением

б) дополнением

в) обстоятельством

г) сказуемым

Ключи.

1 – а, 2 – в, 3 – б, 4 – г, 5 – а.

VII.Выводы.

               (Слайд №25-28)

  1. Общее значение местоимений – указывать на предметы, признаки, количества, не называя их. По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений: личные, возвратные, вопросительные, относительные,     неопределенные,   отрицательные,  притяжательные,  указательные,        определительные.  

  1. Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, всё слово.

  1. Возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо.

  1. Притяжательные местоимения по своему значению очень похожи на притяжательные, они указывают на принадлежность предмета кому-либо (человеку или животному) и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

VIII.Итог.

         Д.З. П. 68 № 392 Слайд №29)

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гаванях афинского порта Пирей. (урок изучения нового материала, 5 класс)

Разработка урока истории в 5 классе. Тип урока- урок-путешествие. Данный урок позволяет показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить как жили жители афинского порта Пирей, выявить каковы были...

Социально-экономическое развитие пореформенной России (урок изучения нового материала, 8 класс).

Разработка урока истории в 8 классе. Урок позволяет продолжить работу по изучению истории России в годы Великих реформ, проследить те изменения, которые происходят в социально-экономическом положении ...

Урок изучения нового материала в свете новых требований

Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...

Знакомство с законом Ома. Урок изучения нового материала. 8 класс.

Проводится активное повторение имеющихся знаний. Далее проводится демонстрационный эксперимент устанавливающий связь между силой тока и напряжением. По экспериментальным результатам строится график и ...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Общие свойства металлов. Урок изучения нового материала. 9 класс.

Реализация целей в ходе урока осуществляется через систему таких методов и приемов, как совместное планирование будущей деятельности, работа с дополнительными источниками информации, анализ предложенн...