Урок русского языка в 7 классе по теме : "Междометие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Руденко Виктория Ивановна

На уроке учащиеся знакомятся с новой для них частью речи - междометие. Урок - объяснение нового материала. Данный урок предусматривает использование интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhdometie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе.

Междометие.

Цели:  

  1. познакомиться с междометиями как частью речи;
  2. развивать умение отличать междометие от других частей речи;
  3. определять их роль в языке;
  4. познакомиться с написанием и пунктуацией;
  5. сформировать умение сотрудничать
  6. развивать интерес к предмету;
  7. формировать логическое мышление учащихся.

  1. Определение темы урока.

Здравствуйте! Добрая ласковость слова

Стёрлась на нет в ежедневном привете.

Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,

Это же – дольше живите на свете!

- О чём это стихотворение?

- Какой частью речи является слово здравствуйте?

  1. Определение задач урока.

Продолжите, отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока.

Познакомиться   _______________

Развивать умение отличать _____________

  1. Словарная работа.

- Прочитайте запись на доске. Установите, в какой закономерной связи находятся слова первых двух пар. В соответствии с этой закономерностью  определите слово третьей пары. Дайте при этом доказательный ответ.

Доброе утро – добрый вечер

Упаси бог – чёрт возьми

Здравствуйте – до свидания

- Объясните орфограммы в словах.

- К какой части речи относятся эти слова и словосочетания?

4. Новый материал.

-Познакомившись с п.155, составьте опорный конспект.

М – особая часть речи.

Е – выражает чувства, настроения, не называя их самих.

Ж- передают побуждение к действию.

Д – к ним примыкают звукоподражательные слова.

О- не поясняются другими словами

М- не отвечают на вопросы

Е – не являются членами предложения

Т – на письме отделяются запятой  или восклицательным знаком

И- пишутся через дефис, если образованы путём повтора.

Е- пополняются за счёт других частей речи.

Междометие – латинское слово, в нём содержалось два корня, переводящихся на русский «между» и «бросать». Буквально значит вставленное между.

- Какую часть речи мы называем междометием?

5. Беседа.

-Мы говорим: междометие выражает чувства.

- Как мы понимаем слово чувства?

Чувства – внутреннее душевное состояние человека, способность переживать.

- Замените слово чувство синонимом – эмоция.

-Какие вы знаете чувства?

- Закончите предложение….

Междометия могут выражать различные чувства: боль, безразличие, гнев, горе,  возмущение, восхищение, досада, испуг, недоумение, негодование, ненависть, отвращение, печаль, презрение, радость, равнодушие, сожаление, страх, стыд, удивление, упрек, тревога.

- Что общего в словах негодование, недоумение, ненависть? (без не не употребляются)

6. Беседа.

- Чем различаются звукоподражательные слова от междометий?

Звукоподражательные слова не выражают чувств  и побуждений к действию, а передают крики животных и птиц, звуки неживой природы.

- Мы записали, что междометия пополняются за счёт других частей речи?

- Как вы думаете каких? Приведите примеры.

Источники пополнения междометий

Существительные

Господи, батюшки, глупости, беда

Глагольные формы

Брось, благодарю, извините, прощайте

Словосочетания

Какие страсти, подумать только

частицы

Ну и ну, то-то, вот те раз

- Сделайте вывод по схеме.

7. Работа с текстом.

ЭХ!

-Эх, - вздыхали рыбаки, -                                               -Эх, - вздыхали судаки, -

Это разве судаки?                                                            Раньше были червяки…

Раньше вытащишь бывало                                            Червяком одним бывало

Хвост бывало с полруки!                                                 Наедалось полреки!

-Эх, вздыхали червяки, -                                               1. Досада.

Раньше врали рыбаки!..                                                2. Сожаление.

Мы послушать их бывало                                             3. Восхищение.

Сами лезли на крючки!       (А.Усачёв)

- Найдите междометие, повторяющееся в трёх строфах стихотворения.

- Какое слово передаёт чувства героев?

- Они выражают одинаковые чувства или разные?

- Какие именно? (досада, сожаление, восхищение)

Вывод: одно и то же междометие может выражать разные чувства и в то же время одно чувство можно выразить разными междометиями.

8. Игра «Снежный ком».

-Повторим, что мы узнали о междометиях.

9. Проблемный вопрос.

- Почему междометия – это особая часть речи, не относящаяся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

(Частицы придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям, а междометия выражают чувства и настроения)

-Как отличить самостоятельные части речи от  междометий, служебные части речи от междометий.

10. Разряды междометий по значению:  

  1. Эмоциональные;
  2. Повелительные;
  3. Этикетные

11. Этикетные междометия. Проговариваем.

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, пожалуйста, извините, простите, будьте добры, будьте любезны, алло, добрый день, виноват.

12. Составление диалога.

- Представьте ситуацию «У меня зазвонил телефон».

-Составьте диалог, используя этикетные междометия.

13. Итог.

14. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....