Главные вкладки

    "Праздник русского языка"
    методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

    Старкова Татьяна Александровна

    Праздник русского языка для учащихся 5 - 6 классов проводится с целью пробуждения у детей интереса к русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prazdnik_russkogo_yazyka.docx55.65 КБ

    Предварительный просмотр:

               ПРАЗДНИК  РУССКОГО ЯЗЫКА

                   (для учащихся 5 -6 классов)

    ЦЕЛИ:    Пробуждать в учащихся интерес к русскому языку; формировать стремление к глубокому овладению всеми его богатствами.

                                  Оформление помещения.

    Высказывания о русском языке:

    • Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.

                                                                                                                  М. Горький.

    2. Наш язык  наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость.

                                                                                                     К.Г. Паустовский.

    3. … Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

                                                                                                     К.Г. Паустовский.

                                         

                                                       

                           Ход праздника.

    На сцену выходят герои праздника: Русский Язык, Точка, Запятая, Вопросительный и Восклицательный Знаки, Предложение.

    Русский Язык:

    Приветствую вас, юные друзья!

    Рад новой встрече с вами я.

    Надеюсь, что перед собой сейчас

    Я вижу преданных друзей,

    Которые уже не раз

    Блистали эрудицией своей.

    Не для кого, конечно, не секрет,

    Что для меня заветнее желанья нет,

    Чем встретиться с ценителями языка,

    В котором столько добрых слов,

    Пришедших к нам через века,

    Не ведая запретов и оков.

    Немало правил вы моих уже узнали,

    Запоминать, наверно, их устали.

    Но что же делать, никогда

    Успеха не добиться нам

    Без упорства и труда,

    Поэтому придётся вам,

    Чтобы грамотными быть,

    Правила мои и дальше изучать.

    Пришёл я не один сюда:

    Привёл помощников своих.

    Поверьте, никуда

    Не отправляюсь я без них.

    Надеюсь, что и вы, ребята, с ними

    Друзьями тоже станете большими

    И будете в свою тетрадь,

    Ошибок не боясь, вы их пускать.

    Предложение:

    Имя всем моё известно,

    И мне, признаюсь, очень лестно,

    Что никому на свете без меня,

    Как струйке дыма без огня,

    Не обойтись при сообщении,

    Вопросе или побуждении

    Кого – то к действию любому.

    Как вы привязаны к родному дому,

    Так Знаки Препинания со мною

    Неразлучны, поэтому и с Запятою,

    И с Точкою давно дружу

    И дружбой этой дорожу.

    Ну что бы делать стало я без них,

    Без спутниц преданных моих?!

    Тогда бы было очень сложно,

    А иногда и невозможно

    Написанного смысл понять,

    Что может, без сомненья, стать

    Причиною ошибки роковой,

    Чью – нибудь судьбу решающей порой.

    Точка:

    Известно всем, что предложенья завершаю я,

    Поэтому никак не обойтись им без меня.

    Пусть в языке себя я главной не считаю,

    Но никому всё ж не прощаю,

    Когда вдруг мной пренебрегают,

    В тетрадях ставить забывают.

    Но вы меня не станете, надеюсь, огорчать:

    На месте будут точки все у вас стоять!

    Запятая:

    Моя сестра, друзья, права,

    И мне понятны её горькие  слова

    О том, что к нам не все относятся всерьёз.

    Обидно мне становится до слёз,

    Когда ученики меня же обвиняют,

    Если оценку им из-за Запятой снижают.

    Считают, что в этом виновата я.

    Но объясните, в чём вина моя?

    Всем просто надо твёрдо знать,

    Где следует мне в Предложении стоять.

    Поверьте, человеческая жизнь порой

    Зависит от одной лишь Запятой.

    Взгляните вот на эту фразу

    (Показывает фразу из пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» «Казнить нельзя помиловать», записанную без знаков препинания),

    Тогда вам ясно станет сразу,

    Как пренебрегать опасно мной:

    Ошибка может обернуться для кого-нибудь бедой.

    (Ученики объясняют, как меняется смысл высказывания в зависимости от места в нём запятой).

    Пожалуйста, пример не забывайте этот мой,

    Всегда дружите с Запятой!

    Вопросительный Знак:

    Когда о чём-нибудь спросить хотите,

    То поскорей меня зовите:

    Прийти на помощь я всегда готов.

    Есть в языке немало слов,

    Которые меня сопровождают

    И мне в работе помогают.

    Я с удовольствием сейчас

    Познакомлю с ними вас.

    Вот они, запоминайте

    И в речи их своей употребляйте:

    Кто? Что? Откуда? Почему? Куда?

    Где? Сколько? и Когда?

    Без этих преданных  друзей

    Мне было бы трудней

    Роль выполнять свою,

    Вот почему я их боготворю.

    Восклицательный Знак:

    Когда вы в разговоре

    Выражаете печаль,

    Иль радость светится у вас во взоре,

    А может быть, вам в этот миг кого-то жаль,

    То без меня не обойтись тогда:

    Восторг и страх, печаль и удивление

    Со мною выразите без труда.

    А если посетит вас вдохновение

    И сердце птицею забьётся,

    Знак Восклицательный опять

    Позвать на помощь вам придётся,

    Чтоб времени напрасно не терять.

    Точка:

    Надеюсь, что вы поняли сейчас,

    Что все Знаки Препинания важны.

    И больше убеждать не надо вас,

    Как Предложению бываем мы нужны.

    Безударная Гласная:

    Когда, ребята, с вами я встречаюсь,

    То тоже часто огорчаюсь:

    О правиле простом вы забываете,

    Поэтому ошибки допускаете.

    А надо лишь проверочное слово подобрать,

    Чтоб стала в корне я под ударением стоять.

    Но если вам такое слово повстречается,

    В котором удареньем Гласная не проверяется,

    То вы  Словарь Орфографический возьмите

    И это слово там найдите.

    Подобные слова, конечно, следует запоминать,

    Чтоб без ошибок их писать.

    Тогда диктантов вы не станете бояться

    И знатоками языка родного будете считаться.

    Теперь хочу проверить ваши знанья я,

    Не подведите только вы меня.

    (На экране появляются слова, в корне которых пропущены безударные гласные. Учащиеся вставляют пропущенные буквы и объясняют выбор той или иной гласной:

    гр…за, л…вить, осм…треть, к…лендарь, п…левой, м…нута, ч…совой, в…сёлый, к…мандир, к…рмить).

    Появляются два друга: Петя Ошибкин и Саша Грамотейкин.

    -Петя: Если бы я был Министром просвещения, то в первую очередь запретил бы учителям заставлять детей учить эти скучные правила по русскому языку, которых так много, что любой в них запутается.

    - Саша иронически заметил: И тогда каждый бы писал слова по своему усмотрению. Представляю, что бы тогда творилось!

    - Петя уверенно заявил: Да ничего бы страшного не произошло! Просто бы стало легче жить на белом свете несчастным ученикам, которым приходится зубрить все эти склонения и спряжения. И никто бы не боялся диктантов.

    - Саша рассмеялся: Диктантов! Но тогда и диктанты были бы не нужны.

    -Петя просиял: В самом деле! И диктантов бы не было!

    - Саша (не разделяя восторгов друга): Если бы отменили все правила орфографии, то тогда потребовались бы специальные переводчики, чтобы понять написанное разными людьми.

    - Петя не сдавался: Ничего! Как-нибудь бы разобрались. Главное - не надо было бы заучивать такое количество правил.

    - Саша: А давай спросим у ребят, кто из нас прав.

    (Ответы учащихся).

    Появляется Обращение:

    Когда к кому-то обратиться захотите,

    То Обращение на помощь позовите.

    Если надо вам назвать кого-то:

    Товарища, собачку, бегемота,

    Берёзку, ветер иль коня,-

    Вы смело приглашайте в Предложение меня.

    Люблю в начале и в конце его стоять,

    А также меня можно повстречать

    И в середине Предложения.

    Лишь о моём стремлении

    Быть рядом с запятой,

    Пожалуйста, друзья, не забывайте

    И с нею нас не разлучайте.  

    А иногда Знак Восклицания

    Меня не оставляет без внимания.

    Конечно, реже рядом он со мной бывает,

    Но в нужную минуту, всегда мне помогает.

    Сейчас взгляните-ка на эти Предложения

    И в них найдите Обращения.

    (На экране появляются предложения с обращениями, учащиеся расставляют знаки препинания:

    • Дорогие гости милости просим за стол.
    • А сколько вам дорогой друг лет?
    • Здравствуй солнце да утро весёлое!
    • Неужели вы его боитесь Сергей Ильич?
    • Опустись занавеска линялая на больные герани мои.  

    Появляется Слово в сопровождении Приставки, Корня, Суффикса и Окончания.

    Слово.

    А это все мои друзья,

    Без них бы не было меня.

    О себе они сейчас

    Расскажут много интересного для вас.

    Приставка:

    Перед Корнем я в словах стою

    И первой быть, конечно, устаю.

    Но если честно вам сказать,

    Не хочется своё мне место уступать:

    Если перед Корнем я стоять не стану,

    То и Приставкой называться перестану.

    Да будет вам, друзья, известно,

    Что жизнь моя проходит интересно.

    Скучать мне некогда бывает:

    Дел важных каждый день хватает:

    Поверьте мне, что я не прочь

    В любое время всем помочь

    Уехать, прибежать, поесть,

    Закрыть, пришить, присесть,

    Подумать, посмеяться, посмотреть,

    Вздремнуть, узнать и загореть.

    Могла б ещё я продолжать,

    Да не хочу вас утомлять:

    И так смогли вы убедиться,

    Что я привыкла день и ночь трудиться,

    Поэтому и с Русским Языком давно дружу

    И в нём для образованья новых слов служу.

    Вот почему меня он никому в обиду не даёт

    И важной частью слова признаёт.

    Корень:

    Главной частью слова я являюсь,

    Поэтому и Корнем называюсь.

    Любой из вас, ребята, знает,

    Что слов без Корня не бывает.

    Вот почему не обойтись им без меня,

    Без исключенья всем словам бываю нужен я.

    А если захотите вы узнать значенье слова,

    То ко мне за помощью придётся обратиться снова.

    В том ничего, конечно, удивительного нет:

    Я издавна храню названия секрет.

    Легко мы можем в этом убедиться,

    К примерам нужно только обратиться.

    «Шиповник» слово, например, возьмите

    И Корень в нём определите.

    (Ученики называют корень).

    Теперь не трудно догадаться,

    Почему так стал кустарник этот называться:

    Шипы тому причиной стали,

    Что его шиповником назвали.

    Попробуйте задеть его,

    Приятного в том не найдёте ничего.

    А можете ли вы сейчас сказать,

    Какие же слова однокоренными называть?

    (Ответы учащихся).

    Ответ вы правильный, ребята, дали,

    Но я хочу, чтоб вы не забывали

    О том, что в языке такие есть слова у нас,

    Которые ввести способны в заблужденье вас:

    Бывает Корень одинаковый у них,

    Но родственными мы назвать не можем их.

    Подобных слов немало вы встречали,

    Но, может быть, внимания на них не обращали.

    На экран сейчас вы посмотрите

    И лишние слова средь родственных найдите:

    «Водяной», «вода», «водить»,

    «Нос», «носильщик» и «носить»

    (Учащиеся находят однокоренные слова).

    Теперь спокоен буду я:

    Не подведёте вы нигде меня!  

    Суффикс:

    А я, ребята, Суффиксом зовусь

    И в Слове после Корня нахожусь.

    Своё я место твёрдо знаю,

    Поэтому вперёд него не забегаю.

    Но он меня порою обижает:

    В слова частенько не пускает.

    Совсем, друзья, я не обманываю вас,

    Могу вам это доказать сейчас:

    Слова возьмите «камень», «мех»,

    «Шерсть», «барабан» и «смех».

    Вот видите, в них только Корень есть,

    И слов подобных в языке не счесть.

    Но на него совсем я не сержусь

    И потому с ним спорить не берусь.

    Для образованья слов служу обычно я,

    Поэтому едва ль он обойдётся без меня:

    «Шерсть – шерстяной», «река – речной»,

    «Мех – меховой», «рука – ручной».

    Таких примеров можно привести немало,

    Но вам уже, надеюсь, ясно стало,

    Что очень нужен я словам бываю

    И даже новым появляться помогаю.

    Окончание: 

    Конечно, знают все меня,

    Почти во всех словах встречаюсь я.

    Хоть на конце я Слова нахожусь,

    Но этого нисколько не стыжусь:

    Без меня вам, без сомнения,

    Простого даже не составить Предложения.

    Вас размышлять я научить стараюсь,

    Поэтому и часто изменяюсь.

    Чтоб окончание порою отыскать.

    Приходится Слова вам в разных формах брать.

    Иначе можете ошибку допустить

    И неприятностей себе нажить.

    К сожаленью, многие из вас считают,

    Что обо мне уже всё знают.

    Но это далеко не так,

    Поэтому легко попасть впросак,

    Когда со мною встретиться случится,

    В чём очень просто убедиться,

    Лишь стоит привести пример,

    Взяв Слово «город», например.

    Вы можете сказать в ответ,

    Что в этом Слове Окончанья нет.

    Однако вас придётся огорчить,

    Вам об ошибке сообщить:

    Нулевым бывает Окончанье иногда,

    Оно не выражено звуками тогда.

    Но если же измените вы форму Слова,

    То тут же появлюсь я снова.

    Сравните: «город – города»,

    «Балкон – балкона», «след – следа».

    Совсем без окончания ещё Слова бывают,

    Неизменяемыми в Русском Языке их называют.

    Слов таких встречается немало:

    Например, «легко», «сегодня» и «устало».

    Конечно, это должен каждый знать,

    Чтобы ошибок никогда не допускать.

     

    Появляется Основа:

    Едва не опоздала к вам сюда!

    Себе бы этого я не простила никогда:

    Здесь столько собралось друзей,

    Что даже стало на душе светлей.

    Простите, я представиться забыла,

    Наверно, потому,  что так спешила.

    Зовут меня Основой слова,

    И это имя вам, конечно же, не ново:

    Со мною вы не раз встречались,

    Когда к Составу Слова обращались.

    Во всех словах меня легко найдёте,

    Если у них вы Окончанье уберёте.

    Когда же в слове нет  Окончания совсем,

    То, думаю я, здесь понятно всем,

    Что будет слово это всё Основою являться.

    А вам, ребята, надо постараться

    У слов любых Основу научиться находить.

    Но чтобы лишних слов не говорить,

    Примеры лучше рассмотреть сейчас,

    Которые помогут мне проверить вас.

    Найдите же Основу в нескольких словах:

    «Звезда», «горячий», «завтра» и «в горах».

    Сначала Окончание вы в них найдите,

    Затем Основу назовите.

    Но только следует учесть,

    Что среди них неизменяемое слово есть,

    В котором Суффикс на конце стоит,

    Поэтому оно лишь из Основы состоит.

    Так о каком же слове речь идёт?

    Его сейчас, конечно, каждый назовёт.

    (Ученики называют слово «завтра»).

    Я рада, что вы правильно его назвали,

    Значит, Наречие не даром изучали.

    Вы и с другим заданием, конечно,

    Тоже справитесь успешно:

    В словах «в горах», «горячий» и «звезда»

    Отыщете Основу без труда.

    (Ученики называют основу в этих словах).

    И здесь меня, ребята, вы не подвели,

    Легко Основу этих слов нашли.

    Теперь в любом задании вы разберётесь

    И никогда не ошибётесь.

    Русский Язык:

          Дорогие ребята! Меня очень огорчает то, что вы в своей речи нередко используете грубые слова, забывая о том богатстве, которое вам дано в наследство. Все вы знаете, что в моём королевстве живут «Волшебные Слова». С ними каждый из вас хорошо знаком, но отчего-то некоторые ребята отвергают их дружбу. А с помощью «Волшебных Слов» вы можете получить то, о чём всегда мечтали. Вот, например, вы увидели у одноклассника книгу, которую давно уже хотели прочитать, но она вам никак не попадала в руки. Если грубо потребовать: «Дай-ка мне эту книгу!», то человек может обидеться и отказать вам. Тут-то и придёт на помощь «Волшебное Слово» «Пожалуйста». Стоит только сказать: «Дай мне, пожалуйста, прочитать эту книгу», как сразу же получите желаемое. Да не забудьте поблагодарить одноклассника за книгу. В этом вам поможет другое «Волшебное Слово» - «Спасибо».

          А если вы нечаянно толкнёте кого-то, то позовите на помощь слово «Извините».

          В моём королевстве есть и другие «Вежливые Слова», которые располагают к вам собеседника. К ним относятся такие выражения, как «Будьте добры», «Будьте любезны», «Не откажите в любезности».

          Почаще употребляйте эти слова в своей речи и прослывёте вежливыми людьми,

    а таких людей все любят и уважают.

    Появляются Петя Ошибкин и Саша Грамотейкин:

    - Петя: Я так захотел кушать, что, кажется, слона бы сейчас проглотил!

    - Саша: Я тоже бы с удовольствием что-нибудь съел. Только знаешь, Петя, лучше сказать «хочу есть», а «не кушать»: ты уже не пятилетний ребёнок.

    - Петя: Это ещё почему? Разве я грубость какую-то опять сказал?!

    - Саша: Нет, Петя, ты наоборот выразился очень вежливо. Но всё-таки о себе принято говорить «хочу есть», «я ем», «мы едим». Только малышам уместно употреблять форму «хочу кушать». Иначе у окружающих создастся впечатление, что ты слишком высокого мнения о своей персоне.

    - Петя: А для чего тогда вообще в русском языке существует глагол «кушать», если и без него можно прекрасно обойтись?

    - Саша: Обойтись-то, конечно, без него можно. Но если кого-то будешь угощать, то тогда, чтобы проявить вежливость, лучше сказать: «Кушайте, пожалуйста!» Этим ты покажешь, что уважаешь тех, кого приглашаешь к трапезе и от всей души хочешь угостить их.

    - Петя: Надо же, а я и не знал этого. Всегда думал, что будешь казаться вежливым, если станешь говорить: «Я кушаю». А, оказывается, наоборот прослывёшь нескромным. Теперь-то я буду поосторожнее обращаться с глаголами «есть» и «кушать».

    (Друзья уходят).

    Слово:

    В Русском Языке, друзья,

    Хороших слов немало есть:

    Отчизна, мать, отец, семья,

    Отвага, мужество и честь.

    Так почему, как сорная трава,

    Произрастают в нашей речи

    Жестокие и грубые слова,

    Души ваши юные калеча?

    Жестокостью себя не разрушайте,

     В сердцах у вас живёт пусть доброта,

    Язык словами грязными не оскверняйте,

    И пусть по жизни вас ведёт мечта.

    Родного языка бесценные богатства

    Храните, как частицу неземного света.

    Нет большего, поверьте, святотатства,

    Чем предков нарушать заветы!

    Русский Язык:

    Теперь в своё вас королевство приглашаю

    И быть активными всех призываю.

    Вы службу верную мне сослужите:

    Своими знаньями блесните.

    Пожалуйста, меня не огорчайте,

    На все вопросы верно отвечайте.

    Наградой лучшей будет для меня,

    Когда увижу здесь сегодня я,

    Что вы со мною подружились

    И правила мои вам не забылись.

    Ещё сказать я вам хочу,

    Что эту вот медаль вручу

    Тому, кто знания отличные покажет

    И убедительно докажет,

    Что задание любое нипочём ему

    И что готов он ко всему.

    Лучшим грамотеем королевства моего

    По праву назову тогда его.

    Так принимайтесь же все смело

    За это непростое дело!

                                 Викторина

    • Прочитайте слова, затем произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получились новые слова:

    лён –

    лей –

    люк –

    ток –

    шёл –

    куб –

    тол –

    лёд –

                шей -

    (Ответы: ноль, ель, куль, кот, ложь, пук, лот, толь, ешь).

    • Анаграммы (получите новое слово, переставив буквы в словах):

    водопад –

    апельсин –

    водосток –

    графология –

    вокалист –

    директор –

    травинка –

    качество –

    (Ответы: подвода, спаниель, скотовод, голография, листовка, кредитор, антиквар, весточка).

    Я в пруду живу, жирею,        В океанах он живёт,

    Переставьте буквы – вмиг        И мала ему река.

    Превращусь я и в аллеи,        Буквы ставь наоборот -

    И в лужайки, и в цветник.        Будет дёргаться щека.

                             (Карп – парк)        (Кит – тик)

    Воздух в шины я вдуваю,        По мне движется к сердцу кровь,

    Жизнь несу я колесу.        Меня ищут на сгибах руки.

    Если ж слоги мы смешаем,        Если ж, буквы смешав, мы расставим их вновь,

    Буду деревом в лесу.        То получим названье реки.

                             (Насос – сосна)        (Вена – Нева)

    • Словесные цепочки (меняя одну букву в промежуточных словах, превратить, например, «год» в «миг»: ГОД, гон, сон, сан, чан, чай, май, маг, МИГ.

    ВОР – СУД

    ВОЛ – БЫК

    БОР – САД

    ЛЁД – ПАР

    ЛУГ – ЛЕС

    (Ответы: ВОР, сор, сок, сук, СУД; ВОЛ, вал, бал, бак, БЫК; БОР, бок, сок, сук, суд, САД; ЛЁД, лад, лак, лик, пик, пир, ПАР; ЛУГ, лог, рог, ров, зов, зев, лев, ЛЕС)

    • Кто больше знает слов? (даётся одна минута):

                  Школа                                       Спорт                                   Профессия        

    • Поставьте ударения в следующих словах:

    договор, щавель, звонит, торты, случай, квартал, задолго, облегчить, документ,

    красивее, созыв, обеспечение, диспансер, симметрия.

           

    • Подберите синонимы к фразеологическим оборотам:

    рука об руку, набить руку, золотые руки, на руку нечист, в первую голову, из головы вон, с больной головы на здоровую.

    Русский Язык.

    Вот наш турнир и завершён.

    Конечно, был нелёгким он,

    Но вы меня не подвели:

    Ответы верные нашли.

    А победителей от всей души я поздравляю

    И стать отличниками им желаю!

    Праздник завершается подведением итогов викторины и награждением победителей. На сцену выходят все участники праздника, которые вручают награды победителям.

    Затем в их исполнении звучит песня В. Шаинского и М. Пляцковского «Чему учат в школе».

                                                               Литература.

    1. Вьюжек Т. Логические игры, тесты и упражнения. – М.: Изд – во ЭКСМО – Прес, 2001.
    2. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Животные /Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1996.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Праздник русского языка в старших классах

    Задания, включенные в программу праздника, позволяют учащимся проявить свою эрудицию, умение мыслить нестандартно, творчески. Учителем используется поисковый метод при составлении заданий. Программа п...

    Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)

    Сценарий праздника русского языка   «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...

    Праздник русского языка в школе.

    Сценарий праздника "ДЕнь русского языка"....

    Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

    Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

    Сценарий предметного праздника русского языка, литературы, истории и МХК «Мы целомудренно бездомны…»

    Сценарий предметного праздника русского языка, литературы, истории и МХК«Мы целомудренно бездомны…»...

    Сценарий праздника "Русский язык - нам есть чем гордиться"

    Как хорошо, что многие ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Чер...


     

    Комментарии

    Жирнова Елена Михайловна

    Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Желаю удачи.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872

    Татьяна Александровна!С восклицательным знаком голосую!Буду рада узнать Ваше мнение о моей работе!http://nsportal.ru/node/499316