Тезисы к части С2 ГИА по русскому языку
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме

Мусаэлян Ирина Нобеловна

Материал содержит тезисы по темам сочинения части С2 ГИА(из сборника И.П.Цыбулько)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_gia.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

1.  Русский филолог Л.В.Успенский « В языке есть… слова. В языке есть … грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения.

Тезис: В русском языке есть огромное количество слов. Но сами по себе, без грамматики,  они не составляют языка. Именно грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы  выразить любую мысль.

2.  Русский филолог Л.В.Успенский « Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики , он получает величайшее значение».

Тезис: Я понимаю слова Л.В. Успенского следующим образом. Словарный состав даже такого богатого языка, как русский,  без грамматики представляет собой лишь набор слов. Грамматические правила позволяют сделать язык стройным, имеющим смысловое значение.

3. Писатель К.А.Федин «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Тезис: Я понимаю слова писателя К.А.Федина следующим образом. Человеческая мысль диктует произнесенное слово, которое должно, во-первых, точно выражать мысль, а во-вторых, должно соответствовать стилю языка и, в-третьих, должно отвечать культурным запросам.  

4. Известный лингвист А.А. Потебня: « Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего ».

Тезис: Глагол имеет три наклонения: изъявительное, в котором глагол изменяется по временам, условное, обозначающее действие, возможное при определенных условиях, и повелительное, обозначающее такое действие, которое просят или приказывают выполнить. Таким образом, лингвист А.А. Потебня совершенно прав в том, что условное и повелительное наклонения обозначают еще не свершившееся действия.  

 5. Писатель М.Е.Салтыков-Щедрин: « Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражения . И синтаксис, и грамматика , и знаки препинания охотно ей повинуются».

Тезис: Слова М.Е.Салтыкова-Щедрина  я понимаю так. Мысль, рожденная в сознании человека, выражается посредством лексики. Богатство словарного запаса языка позволяет выразиться любой мысли. Другие разделы языкознание: синтаксис, грамматика, пунктуация  помогают ей в этом.

6. Литературная  энциклопедия: « Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

Тезис: Диалог-это разговор двух или более лиц, состоящий из реплик. Без диалога в художественном произведении не обойтись. Реплики в диалоге тесно связаны по смыслу и структурно. Ярким примером является отрывок из сказки « Маленький принц» А. Сент-Экзюпери.

7. Современный лингвист Е.В. Джанджакова: « Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

Тезис: Если художественный текст читать внимательно и вдумчиво, то можно обратить внимание на интонацию героев, эмоциональность их речи. Это поможет точнее понять текст.

8. Писатель Н.Г.Чернышевский: « Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».

Тезис: Язык народа -самое ценное его достояние. Лексика языка многое расскажет об истории народа, его традициях. Чернышевский прав в том, что синтаксис устанавливает логические связи в словосочетании и предложении.

9. Известный лингвист И.Н. Горелов: « Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах»

Тезис: Известный лингвист И.Н.Горелов совершенно прав в том, что лишь талантливый мастер слова умеет придать обычным словам ту яркость и выразительность, которые раскрывают все мысли и чувства автора и его героев.

10. Советский поэт М.В.Исаковский: « Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении».

Тезис: Прав был Михаил Васильевич Исаковский, говоря о первостепенной роли грамматики. Действительно , именно грамматика способна делать человека грамотным, в совершенстве владеющим языком.

11. Известный лингвист М.В.Панов: « Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая их них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».

Тезис: Прав русский лингвист М.В.Панов, сравнивший науку о языке с многоэтажным зданием, в котором каждый раздел- этаж несет выполняет функцию. Самый низший этаж- фонетика изучает звуки речи, а самый верхний – синтаксис- предложения и текст.  Нельзя представить здание языка и без лексики и без грамматики.

12. Писатель Л.Н.Толстой: « Русский язык богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».

Тезис:  Я думаю, прав был великий русский писатель Л.Н.Толстой, сказав, что русский язык очень богат. В русском языке много оттенков чувств и мыслей. Именно они могут ярко передать настоящее состояние человека.

13. Известный лингвист  Г.В. Степанов: « Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают».

Тезис: Я абсолютно согласна с высказыванием известного  лингвиста Г.В.Степанова о том, что  о богатстве любого языка свидетельствует, прежде всего, его словарный запас. Чем большим  количеством слов владеет человек, тем свободнее и полнее он может выразить свои мысли и чувства.

14. « Фразеологизмы –это неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие их них привычны и знакомы с детства».

Тезис: Фразеологизмы русского языка многообразны по значениям и роли, они являются важным источником речевого богатства.

15. Писатель К.Г.Паустовский: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Тезис: Действительно, прав был К.Г. Паустовский в своем высказывании о русском языке. Наш язык богат и многообразен. Обилие лексических групп позволяет легко дать определение всему, что окружает человека в жизни.

16. Известный лингвист Б.Н.Головин: « К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».

Тезис:  Выражение Б.Н.Головина я понимая так. Речь говорящего нужно оценивать не только с точки зрения грамотности, но еще с точки зрения уместности и роли каждой языковой единицы, которые должны точно выразить чувства и мысли говорящего.

17. Русский филолог Л.В.Успенский: « Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова. Чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Тезис: Слова Л.В.Успенского я понимаю так: грамматика позволяет словам, собранным в предложении, обрести единый смысл, чтобы выразить любую мысль.

18. Известный лингвист И.И. Постникова: « Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».

Тезис: Слово можно рассматривать с точки зрения лексики и грамматики. Само по себе вне ряда слово имеет только лексическое значение, а внутри предложения входит в связи с другими словами и приобретает грамматическое значение.

19.  Известный лингвист А.А.Реформатский: « Местоименные слова-слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».

Тезис: Местоимение- это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, их признаки, количество,  но не называет их. Реформатский прав в том , что местоимение приобретают смысл рядом  со знаменательными словами.

20. Известный лингвист А.А.Реформаторский: « Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль-функцию общения? Это синтаксис».

Тезис: Я абсолютно согласна с высказыванием Реформаторского о  том, что главная функция языка коммуникативная. А синтаксис помогает выстроить словосочетание в предложении в определенном порядке.

21. Известный лингвист А.И.Горшков: « Выразительность- это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него самое сильное впечатление».

Тезис: Я полностью согласна с высказыванием известного лингвиста Горшкова, так как считаю, что , благодаря выразительности речи, мы испытываем определенные чувства и эмоции при чтении художественных произведений. Этому способствуют выразительные средства языка.

22.Немецкий языковед Георг фон Габеленц: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».

Тезис: Свои мысли человек выражает с помощью языка. А так как язык- это еще и показатель внутренней культуры личности, то говорящий полностью демонстрирует себя посредством речи. Делает он это с помощью лексики и грамматики.

23. ….: « Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова. Чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Тезис: Я полностью согласна с данным высказыванием. Грамматика позволяет придать отдельным словам определенный смысл, она придает лексике законченность и выразительность.

24. Современный лингвист М.Н.Кожина: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

Тезис: Талантливый писатель создаёт выразительный язык художественных произведений. А читатель посредством богатства языка постигает авторский замысел. Доказать это можно с помощью лексико-грамматических средств.

Фразы- клише

  1. Эти примеры из текста….  Наглядно доказывают, что с помощью лексических средств языка человек может точно донести свои мысли до окружающих.
  2. И так условные и повелительные наклонения  глагола позволяют продемонстрировать как лексические, так и грамматические явления языка.
  3. Таким образом, прав был писатель,… указавший на тесную связь между мыслью, словом и грамматическими законами.
  4. С помощью лексических и грамматических средств автор делает речь героев яркой и выразительной.
  5. Эти примеры из текста … наглядно показывают, что с помощью лексических и грамматических средств языка читатель может точно понять речь персонажей и автора.
  6. Таким образом, приведенные примеры доказывают правдивость слов… о лексике и синтаксисе языка.
  7. Данные лексико-грамматические явления подчеркивают правдивость высказывания……
  8. Данные аргументы показывают, чему учит грамматика и лексика, так как без лексики нет и грамматики.
  9. Данные примеры из текста…. Наглядно показывают значимость таких разделов языка, как лексика и грамматика.
  10. Примеры из текста…. Наглядно показывают, на сколько богат русский язык.
  11. Таким образом, приведенные лексико-грамматические средства доказывают правдивость высказывание лингвиста….

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы.

Подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы. ( на примере анализа 2-й главы романа м. Булгакова "Мастер и Маргарита")...

Подготовка к части С ЕГЭ по русскому языку

Задание к части «С» единого государственного экзамена формулируется так: «Напишите сочинение по прочитанному тексту» Однако на деле оказывается, что ни сочинение, ни анализ текста никому не нужны, т. ...

Подготовка к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку ) по тексту Д. Гранина

Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;- обучать умению выражать собственное мне...

«Лингвистический анализ учебно-научных текстов части А ЕГЭ по русскому языку»

Данную разработку и предложенные в ней формы работы по формированию универсальных учебных действий  при обучении лингвистическому анализу учебно-научных текстов можно использовать как на от...

Часть С ЕГЭ по русскому языку

Презентация представляет собой методические разработки, которые помогут подготовиться к успешному написанию самой трудной части ЕГЭ по русскому языку....

Работа с текстом на основе заданий части В ЕГЭ по русскому языку

Данную работу с текстом (6 вариантов по 12 заданий в каждом + ответы) можно предложить в начале урока для быстрой проверки и своевременной корректировки знаний учащихся 10 - 11 кл. ...

Памятка по написанию части С ЕГЭ по русскому языку

В Памятке содержатся рекоендации по написанию сочинения в формате ЕГЭ: перечислены обязательные элементы содержания, представлены языковые конструкции, которые можно использовать в разных частях сочин...