ТЕМА: Обособленные члены предложения.
методическая разработка по русскому языку по теме

Лебедкова Любовь Михайловна

 

МОТИВАЦИЯ

 

На доске плакат: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…»

 

Запись предложения К. Бальмонта из «Гимна Солнцу» (в качестве эпиграфа) с доски:

 

Жизнь податель,

Светлый создатель,

Солнце, тебе я пою!

 

Запись в тетрадь одной из «мудрых мыслей».

Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий (К. Паустовский).

 

- Какая синтаксическая конструкция использована: простая или сложная?

- Какие темы вспомнили, расставляя знаки препинания?

- Прочитайте предложение, объясняя постановку знаков препинания.

 

  • Учитель: Это предложение нужно было нам не только для того, чтобы проверить ваши знания по пунктуации, но и для того, чтобы открыть новую тему «Обособление», все уроки по этой теме будут объединены «Солнце, неба, облаков – света!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:  Обособленные члены предложения.

  1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

ИНТЕГРИРУЮЩАЯ  ЦЕЛЬ:

Знать:  

  1. Понятие об обособлении, роли обособленных членов в предложении;
  2. Историю термина «обособление»;
  3. Деление обособленных членов на группы.

Уметь:

  1. Интонационно  правильно произносить предложения с обособленными членами;
  2. Различать основные признаки обособленных членов предложения.

Увидеть:

  1. Значимость обособления для повышения грамотности и культуры речи.

Систематизировать:

  1. Имеющиеся знания о постановке знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.

Развивать:

  1. Взаимоконтроль, самоконтроль, обучение работе на определяемом уровне.

  1. РАБОТА  С  ПОНЯТИЕМ  «ОБОСОБЛЕНИЕ».

  1. Учитель:  Загляните в словарь и вы прочитаете.

ОБОСОБИТЬ.

  1. Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой  участок в саду.
  2. Что. Лингв. Сделать самостоятельный (по интонации) составной частью предложения.

ОБОСОБЛЕННЫЙ.   Стоящий особняком, отдельный.

  1. УЭ – 1        Учебная  задача:  составить опорный конспект (в виде таблицы,    СО                                                схемы – по выбору) теоретического материала & 32.

Групповая работа:

        

1 группа.   Блок материала: понятие об обособлении и делении обособленных членов предложения на группы.

        ОВЧ со значением

        добавочного

                сообщения

 2  группа:  графическая схема, показывающая интонацию предложений с обособленными и необособленными членами.

                

_______ ______________ _______                     __________________  ________

Привести пример.

   3  группа:  основные признаки о второстепенных членах со значение добавочного сообщения.

Смысловые                  Грамматические                      Инт-е                         Пункт-е

     дополнительное               только второстепенные              особ. выделен.                   , (с об. ст.)

значение      к = , ( ) .          члены          -----   -  -  -                 инт-я

  1. РАБОТА СО СЛОВОМ  «СОЛНЦЕ».                  УЭ – 2

Учебная  задача:    углубить знания детей о лексическом значении, этимологическом происхождении и морфемном составе знакомого слова.

Где корень в слове  Солнце?

        На этот вопрос можно ответить по-разному. Все зависит от того, о каком корне пойдет речь.

        Если в слове Солнце  нужно выделить корень, то есть непроизводную основу, которая   в нем с точки зрения современного русского языка, то это будет  - Солн-. Та  же непроизводная основа связанного характера содержится в словах солнышко, подсолнух. Все эти существительные соответственно имеют суффикс  -ц- (ср.: сердце, донце, сальце), -ышк- (ср.: перышко, зернышко, горлышко) и  -ух- (ср.: кожух).

        В диалектах тот же суффикс содержат слова  посолонь – «по солнцу», солнопек – солнцепек, усолонь – «тень» и другие.

        А в стихах С. Есенина мы наблюдаем непроизводную основу и в свободном виде (солнь).

        Придется ответить на вопрос заголовка совсем по-другому, если в слове солнце надо выделить суффикс с этимологической точки зрения, то есть такую часть, которая далее не членится даже при привлечении сравнительно-исторических данных.

        В таком случае в качестве корня необходимо будет выделить сол- ( сълн-, ср. др. – рус. сълньце). Этот  корень вычленяется в нем по сопоставлению с родственными словами в других индоевропейских языках: др. – прус. Saule ,  латинское -   Sol , др. – скандинавское -  Sol, греческое -  Hellos , немецкое -  Sonne в значении «солнце»,   греческое -  Selene «луна» и др.

        Следующая морфема –н-  в этимологическом плане будет ^  (суффикс).

        Этимологический анализ обнаруживает в слове солнце тот же корень, что и, например, в словах  ГЕЛИЙ  (от греческого – helios) и   СОЛЯРИЙ  «площадка для приема солнечных ванн» (от латинского   solarium - «терраса»- производного от  solarius – «солнечный»).

        Более того, в известной степени слову  СОЛНЦЕ    окажутся родственными  названия                  ГЕЛИОТРОПА    (кустарниковое или травянистое растение с лиловыми или белыми цветками)  и   ЗОНТИКА.  

        В слове  ГЕЛИОТРОП  слову СОЛНЦЕ «родной» является часть  ГЕЛИО-          (относящийся к Солнцу, к солнечной энергии), часть    ТРОП-    (слово или оборот речи в переносном, иносказательном значении) (ср.: поэтический троп) передает греческое tropos – «поворот».

Цветок назван так за те же свойства, что и ПОДСОЛНУХ.

У слова          ЗОНТИК     нашему  существительному «родственником» приходится часть ЗОН-; в голландском языке, откуда нами было взято это название, zondek  является сложением слов zon- «Солнце» и    - dek  «покрышка».

          До заимствования этого слова в нашем языке для названия зонтика от солнца использовалось слово СОЛНЕЧНИК.

        

Сравните: в «Путешествии»  И. Петлина  1618 года -  «А  НАД  ВОЕВОДАМИ  НЕСУТ  СОЛНЕШНИКИ  ВЕЛИКИЕ».

  1. РАБОТА  С  УЧЕБНИКОМ.                             УЭ – 3

Учебная  задача:    по данным схемам научиться составлять предложения со всеми видами обособленных членов.

        I     группа    *    х           , /                  /, 

        II    группа        *                , /                 /.

        III   группа        *   когда?, /когда именно?/

УЭ – 4

Учебная  задача:    систематизировать имеющиеся знания детей о причастных, деепричастных оборотах, уточняющих членах предложения.

Учитель: Даная работа показала, что часть материала об обособлении определений, обстоятельств вам уже знакома давно. Вы просто не знали термин «обособление».

  1. Вспомните материал об обособлении определений, то есть причастных оборотов;
  2. Обстоятельств, то есть деепричастных оборотов.

Комментирование  предложений:

Работа в «парах»:   I вариант  - упражн. 240 -  1-3 пр-я.

                              II вариант – упражн. 240 -  2-4 пр-я.

  1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  ИЗУЧЕННОГО  НА  УРОКЕ. КОНТРОЛЬ.     УЭ  - 5

(Индивидуальная работа)

        I вариант  - упражн. 242 -  4 пр-я.

  II вариант – упражн. 243 -  4 пр-я.

Конструирование предложений.  Проверка учителем.

  1. ИТОГ  УРОКА.                          УЭ  - 6

«ЗНАЕТЕ  ЛИ  ВЫ…»

        Обособленные члены предложения свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе, что помогает писателю, поэту в экономной форме подробно живописать предмет.

        Помните у А.С. Пушкина:

Задача: найти обособленные                ДЕЛАТЬ  НЕЧЕГО.  ОНА,

         члены предложения.                ЧЕРНОЙ  ЗАВИСТИ  ПОЛНА,

                                                БРОСИВ  ЗЕРКАЛЬЦЕ  ПОД  ЛАВКУ,

                                                ПОЗВАЛА  К  СЕБЕ  ЧЕРНАВКУ.

                                                И  ЗАКАЗЫВАЛА  ЕЙ,

                                                СЕННОЙ  ДЕВУШКЕ  СВОЕЙ,

                                                ВЕСТЬ  ЦАРЕВНУ  В  ГЛУШЬ  ЛЕСНУЮ…

        Другой пример  М. Горький в повести «Детство» описывает бабушку (вывешивается плакат).

        «КОГДА  ОНА  УЛЫБАЛАСЬ, ЕЕ  ТЕМНЫЕ, КАК  ВИШНИ, ЗРАЧКИ  РАСШИРЯЛИСЬ, ВСПЫХИВАЯ  НЕВЫРАЗИМО  ПРИЯТНЫМ  СВЕТОМ, УЛЫБКА  ВЕСЕЛО  ОБНАЖАЛА  БЕЛЫЕ, КРЕПКИЕ  ЗУБЫ, И, НЕСМОТРЯ  НА  МНОЖЕСТВО  МОРЩИН  В  ТЕМНОЙ  КОЖЕ  ЩЕК, ВСЕ  ЛИЦО   КАЗАЛОСЬ   МОЛОДЫМ  И  СВЕТЛЫМ… ДО  НЕЕ КАК  БУДТО СПАЛ  Я, СПРЯТАННЫЙ В  ТЕМНОТЕ, НО  ЯВИЛАСЬ  ОНА, РАЗБУДИЛА, ВЫВЕЛА  НА  СВЕТ, СВЯЗАЛА  ВСЕ  ВОКРУГ МЕНЯ  В  НЕПРЕРЫВНУЮ  НИТЬ, СПЛЕЛА  ВСЕ  В  РАЗНОЦВЕТНОЕ  КРУЖЕВО  И  СРАЗУ  СТАЛА  НА  ВСЮ  ЖИЗНЬ  ДРУГОМ, САМЫМ  БЛИЗКИМ СЕРДЦУ  МОЕМУ, САМЫМ  ПОНЯТНЫМ  И  ДОРОГИМ  ЧЕЛОВЕКОМ…»

        «СКАЗКИ ОНА  СКАЗЫВАЕТ ТИХО, ТАИНСТВЕННО,  НАКЛОНЯЯСЬ  К  МОЕМУ ЛИЦУ, ЗАГЛЯДЫВАЯ  В  ГЛАЗА  МОИ  РАСШИРЕННЫМИ  ЗРАЧКАМИ, ТОЧНО  ВЛИВАЯ  В СЕРДЦЕ  МОЕ  СИЛУ, ПРИПОДНИМАЮЩУЮ  МЕНЯ.  ГОВОРИТ, ТОЧНО  ПОЕТ, И  ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ СКЛАДНЕЙ  ЗВУЧАТ  СЛОВА. СЛУШАТЬ  ЕЕ  НЕВЫРАЗИМО  ПРИЯТНО».

        Дописывается текст в тетрадь.

Учитель: автор употребляет  обособленные второстепенные члены один за другим, подчеркивая главную мысль – бабушка для Алеши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, спрятанного в темноте. Для него стала другом, самым близким  сердцу, самым понятным и дорогим человеком.

 

  1. ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ.                     УЭ  - 7

Учебная задача:  осмыслить полученные знания на уроке об обособленных членах предложения и закрепить на практике.

 

Разноуровневое  домашнее задание:  

        

        I     группа:  составить схему «Обособление определений и приложений» к & 33.   

        II    группа:  составить текст для диктовки о солнце с обособленными определениями, обстоятельствами, уточняющими членами предложения.

        III   группа: практика – упр. 244.

Индивидуальные: карточки 1,2,3, дополнительные задания к упражнениям 240, 242, 243.

VIII.  ВЫСТАВЛЕНИЕ  МОТИВИРОВАННЫХ   ОЦЕНОК.                  УЭ – 8

Учебная задача: Вызывать интерес и стремление  к учебе.

Выделение членов предложения с целью придать:

- самостоятельность

- значимость

обособленные определения и приложения

обособленные обстоятельства

О   уточняющие члены

О.  второстепенные члены со значением добавочных сообщений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа по теме "Обособление второстепенных членов предложения", 8 класс

Работа предназначена для проверки знаний учащихся. полученных при изучении темы"Обособление второстепенных членов предложения " в 8 классе...

Урок-зачет по теме "Обособленные уточняющие члены предложения"

Урок-зачет проводится всегда после изучения определенной темы. Такая форма урока позволяет проверить знания сразу всех учеников как теоретические, так и практические. Предлагаются разные виды заданий....

урок по теме: "Обособление уточняющих членов предложения"

урок русского языка по теме: "Обособление уточняющих членов предложения" (2ч)...

Конспект повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе. Тема:"Обособленные второстепенные члены предложения".

Конспект урока можно использовать для повторения  и обобщения знаний и умений по теме: "Обособленные второстепенные члены предложения", а также для углубления знаний и осмвысления более сложного ...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...

Открытый урок по теме "Обособление второстепенных членов предложения"

Данный урок открывает серию занятий по  теме....

ТЕСТ для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Тема: обособление второстепенных членов предложения.

·                Задание направлено на нахождение  вводных слов, вводных предложений и обращений.·...