Разработка урока
методическая разработка по русскому языку по теме

Рабочие материалы к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc42.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема. Главные члены предложения.

Цели: 1.Дать понятие о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения. 2.Сформировать умение находить грамматическую основу  предложения.

        Ход урока

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, садитесь и хорошо сегодня потрудитесь, чтоб захотелось гостям у вас снова побывать.

2.Проверка домашнего задания: 2 ученика выписывают из домашнего упражнения слова с пропусками, обозначают орфограммы, объясняют; 3 ученик работает по карточке

1 ученик: идёшь, по тропинке, зазеленевших, птичьим, 2 ученик: пернатые, спешат, жилища, берегите, не разоряйте.

        Карточка № 1

Задание: разобрать с/с пригласить гостей, белый гусь, тихо говорить

Со всеми остальными проверяем домашнее упражнение №413(читают предложения по цепочке со знаками препинания и характеризуют их по цели высказывания)

        Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идёшь по тропинке между зазеленевших деревьев. Но что это? Лес оглашается птичьим гомоном. Это пернатые спешат устроить понадёжнее свои жилища.

Берегите, птиц! Не разоряйте их гнёзда!

Проверяем работавших у доски, выслушиваем, делаем замечания и оцениваем(оценки ставят сами дети)

3.Новый материал.

Ребята, а теперь откройте тетради, запишите число и классная работа.

Посмотрим на доску, к нам сегодня пришёл снеговик – ведь зима,  и с ним мы отправимся в путешествие,

А вот на чём мы будем путешествовать, для этого вам придётся  отгадать загадку от снеговика:                                 В поле лестница лежит,

                                                   Дом по лестнице бежит.

                                                (поезд)

Верно, и так отправляемся и первая станция «Наблюдательная»

-Смотрим на доску, там написано

                                             Пушистый покрыл землю

                                             Пушистый снег покрыл землю

                                      Пушистый снег землю

-Что можно сказать об этих строчках? Есть ли среди них предложения? Докажите.(Это 2 строчка, есть смысл и с/с связаны по смыслу и грамматически)

-Запишем предложение.(1 учащийся у доски)

                                          Пушистый снег покрыл землю.

-Охарактеризуем предложение по интонации, по цели высказывания(повествовательное, невосклицательное)

-О чём говорится в предложении? ( о снеге) Какой это член предложения?(подлежащее)

-Подчеркнём одной чертой.

- Что о нём говорится? (что покрыл)

-Это какой член предложения? (сказуемое) Подчеркните его двумя чертами.

-Ребята, а без этих слов смысл предложения понятен? (нет)

-Это главные члены предложения, о них и пойдёт речь на сегодняшнем уроке

(учитель записывает тему урока на доске)

-Главные члены предложения составляют основу предложения

-Что же называется подлежащим и сказуемым? Прочитаем определения в учебнике на стр.140-141 (читают)

-Отправляемся далее, вторая станция «Применительная»

-У вас на партах лежат листочки, где даны предложения. Задание (работаем в парах)

Подчеркнуть главные члены предложения, написать, чем выражены.

(в это время учитель рисует на доске памятку, но без названий)

Я ночую в старой беседке. Она заросла диким виноградом. По утрам  солнце бьёт сквозь листву. Два воробья с удивлением заглядывают в беседку. Их привлекают часы. Они тикают на круглом столе.             (Г.Паустовский)

Проверка и работа с памяткой «Способы выражения подлежащего»

1

Имя существительное

2

Местоимение

3

Словосочетание

 

-Скажите, так какими частями речи может быть выражено подлежащее (называют)

-А что для вас новое (с/с)

-Выполним упражнение из учебника № 416, задание: выписать предложения, в которых подлежащее выражено с/с. № 2, 4. 7.( 1 учащийся у доски)

4.Физминутка.

Я смотрю у вас мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево-

Стало гибким наше тело.

И в ладоши хлоп, хлоп,

Ножки вытянем вперёд,

Влево, вправо поворот.

Чтобы мышцы сильнее стали,

Вы теперь дружнее встали

Подбородком потянулись

И друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.

- Ребята, а оказывается, что и сказуемое может быть выражено не только глаголом.

Сказуемое отвечает на следующие вопросы:

                                                            Что делает предмет?

                                                            Каков предмет?

        Что это такое?

        Кто это такой?

Запишем предложения. Подчеркнём главные члены предложения.

1.Этот край очень скромен.

2.Птицы - наши друзья.

3.Мы приближаемся к лесу.

4.Утро свежо.

Итог: так чем может быть выражено сказуемое? (глаголом, именем существительным, именем прилагательным)

5.Зарепление.

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

Следующая станция «Применительная»

У нас вынужденная остановка, дорогу замело снегом, и мы оказались в лесу.

Пока расчищают дорогу, выполните задание (работаем  в группах по четыре человека)

Задание: в данном на листочках тексте подчеркните главные члены предложения и напишите над ними, чем они выражены.

Пришла холодная зима. Падают белые снежинки. Всё кругом тихо. Стоят белые сугробы. Белыми шапками укрылись деревья в лесу. Ели повесили громадные лапы.

Два зайца скрылись в чаще леса. Как красиво в лесу зимой!

Оценивается работа той группы, которая отвечает первой.

Но зимой холодно в лесу. Садимся в поезд и возвращаемся в школу. Выходим, а во дворе школы нас встречает снеговик:

Я – весёлый снеговик.

К зиме холодной я привык.

Во дворе я живу

И со всеми дружу.

Я каждый день смотрю вокруг,

Не придёт ли новый друг,

Сильный и умелый

Да к тому же смелый!

Наверное, он нас высматривает.

Чтобы знания были впрок, следует кратко повторить урок.

Остановка «Закрепительная»

-Какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

-Чем может быть выражено подлежащее? (сущ, мест.,словосочет.)

-А сказуемое? (сущ., прилаг., глаголом).

Ребята, понравилось сегодня на уроке, а что больше всего?

6. Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите д/з.

Параграф 53 учить, выполнить упражнение № 422.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...