"Учимся писать буквы безударных гласных в корне". 2 класс
методическая разработка по русскому языку по теме

Акопян Анна Рубеновна

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе (ФГОС).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Учебник: С.В. Иванов Русский язык . 2 класс . часть.

Слайд 2

к р н ь о е

Слайд 3

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

Слайд 4

Орфограмма- это такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным.

Слайд 5

31.03.2013 5

Слайд 6

31.03.2013 к ор нь - коренья е

Слайд 7

Алгоритм 1. Читаю слово. 2. Определяю ударение. 3. Подбираю однокоренные слова. 4. Выделяю корень слова. 5. Подбираю проверочное слово. 6. Пишу гласную.

Слайд 8

ск . ла тр . ва стр . на в . лна н . га

Слайд 9

Сегодня я узнал… Я понял, что… На уроке я научился…

Слайд 10

Интересный урок Моё участие

Слайд 11

Спасибо за урок !



Предварительный просмотр:

План урока

русского языка во 2 классе по теме:

 «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова».

(по системе Занкова Л.В.)

Тип урока: открытие нового знания

Учитель начальных классов: Акопян Анна Рубеновна

МБОУ СОШ 31

     План  урока русского языка во 2 классе (по системе Л.В.Занкова)

Тема урока

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

      Цель

Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
  • расширить словарный запас учащихся

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

-освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

-формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

-освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

-формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

-формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

-принимать на себя ответственность за результат своих действий;

-наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

 Русский язык. С.В. Иванов. Учебник для 2 класса.

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова».

Карточки с заданием.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Слайд 1 )

 - Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

  1. Минутка чистописания
  • Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой М. (н)
  • Вторая буква состоит из длинной наклонной линии и короткой с закруглением вверху и внизу. (р)
  • Буква, которая обозначает гласный звук [э] после мягких согласных. (е)
  • Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного. (ь)
  • Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку [г]. (к)
  • Буква, которая обозначает звук [о] после твердого согласного. (о)

- Какие буквы записали? (н, р, е, ь, к, о)

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

  1. Работа в парах

(Слайд 2)

-  Составьте слова, используя только эти буквы. (Конь, корь, корень)

- Запишите слово, в написании которого  возникло затруднение. Поставьте ударение, «опасные места» обозначьте точкой.

- В каком слове не совпадает произношение с написанием слова? (В словах конь, корь  все звуки слышим отчетливо, а в слове  корень при написании гласной во 2 слоге можно ошибиться).

- Почему возникло затруднение? (Во втором слоге – безударная гласная)

- В какой части слова безударная гласная ? (В корне)

- Что такое корень? (1 уч. -корень – часть растения, 2 уч. – общая часть родственных слов, 3 уч. – главная часть в слове).

Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

- Какую цель ставим? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)

-Какое наше действие следующее? (1. Назвать орфограмму.

                                                             2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы.

                                                             3. Сравнить наш алгоритм проверки с правилом в учебнике.

                                                             4. Упражняться в написании таких слов).

Реализация построенного проекта

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Работают в соответствии с составленным  планом

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

- Какое название вы предлагаете для данной орфограммы? 1 уч. - путанная буква, 2 уч. – буква без ударения, 3 уч. – сомнительная гласная)

- Давайте проверим, чей вариант был точнее. Откройте учебник на странице 77 и прочитайте название темы.

(Слайд 3)   

-Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.

-Ребята, одному известному писателю Ю. Нагибину  принадлежат слова: «Сохраняя корень, играйте со словом, пока оно вам не улыбнётся».

 -Как вы это понимаете?  (Подобрать подходящее слово).

А может быть, проверочное слово?

-Каким же должно быть проверочное слово для орфограммы корня?

Слайд 4

-Орфограмма-это такое слово, в котором…

(Слайд 5)

- Докажите, что в слове корень надо писать безударный гласный е.  (Проверочное слово: коренья).

Слайд 6

                                                                   Физкультминутка

Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задания с объяснением.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

(Слайд 7) Алгоритм

- Сравним наш алгоритм  с правилом на странице 78. Какой вывод сделаете?        

    1. Читаю слово.

    2. Определяю ударение.

    3. Подбираю однокоренные слова.

    4. Выделяю корень.

    5. Подбираю проверочное слово.

    6. Пишу гласную.

(Мы составили  верный алгоритм).

(Слайд 8)

На доске слова:

ск . ла

тр . ва

стр . на

в . лна

н . га

- Что можете сказать об этих словах? (Здесь записаны слова с безударными гласными в корне).

- По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове.

-Запишите слова в столбик.

- Какие шаги выполним? ( Поставим ударение, выделим корень в слове, опасное место обозначим точкой)

- Проверяем.

Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

  1. Выполнение  упражнения 4 на странице 79
  2. Проверка в парах

Физкультминутка для глаз

Включение в систему знаний

Организует выполнение творческого задания

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Работа в группе

1) Вставь пропущенную букву в словах, объясняя свой выбор.

гр…за                   оз…ро

т…шина               д…жди

бер…г                  д…ревья

2) Составьте с данными словами рассказ из 3-4 предложений .

Защита проекта

Проверка написания безударной гласной  в слове и составление предложений осуществляется по группам.

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

(Слайд 9)      

  - Сегодня я узнал… (О  безударной гласной в корне слова).

-Я понял, что … (Проверочное слово для орфограмм корня- это такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным).

- На уроке я научился… (Подбирать проверочное однокоренное слово, чтобы безударная гласная оказалась под ударением).

_ А теперь оцените свою работу на уроке (дети оценивают свою работу с помощью шкалы оценки на полях тетради).

- Спасибо за работу на уроке!

                                                                   Карточка для работы в группе

  1. Вставь пропущенную букву в слова,

допиши проверочное слово

        

гр…за  - _______________________________                  

оз…ро - _______________________________

     т…шина - _____________________________          

д…жди- _______________________________

бер…г - ________________________________            

     д…ревья - ______________________________

  1.  Составьте с данными словами

   рассказ  из 3- 4 предложений

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".

В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....

Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

 Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....

Разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова" для 5 класса по ФГОС

Разработка урока для 5 класса, обучающегося по ФГОС...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»

Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....

Конспект урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: формирование умения писать буквы безударных гласных в корне слова Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с безударными гласными в корне слова;2. научить учащихся проверять ...